Speranza писал(а):Я ещё не встречала ни одного Дона, который бы отстаивал кастовую теорию (правда, я специально не отслеживала у Донов эту тему).
На социофоруме я спорила с двумя по этому поводу. И теорию ещё одного дона встречала встречала в сети.
Не хочу указывать пальцем, поскольку моя цель - не обсуждение конкретных личностей (хотя я и начала с классификатора Гуленко, но только потому что этот пример вызвал в памяти ассоциативный ряд похожих), а понимание причин самого факта существования разного подхода к идее о неравной ценности типов или функций с точки зрения совершенствования общества. Почему одни доны и робы категорически не согласны с кастовостью, а другие видят отдельные функции или даже типы как эволюционный пережиток, который надо ограничивать в правах, если иметь целью построение справедливого общества.
Speranza писал(а):А у Робеспьеров - да, случается, начиная с Платона и Аристотеля, им эта теория кажется очень разумной и рациональной.
Да, суждения робеспьеров о разной биологической ценности "человеческого материала" мне встречались чаще, чем донов - возможно, просто потому, что их взгляды, как рационалов, более упорядочены и приведены в систему, а значит реакция регулярно включается на определённые триггеры, даже если они не относятся к теме. Проще говоря, робы (имея соответствующие взгляды) говорят об этом к месту и не к месту, а доны только целенаправленно в рамках конкретно темы шовинизма.
Вот буквально только что наткнулась на характерное высказывание роба в совсем посторонней теме:
Как и с евгеникой - есть позитивные методы евгеники (стимулирование браков между лучшими представителями породы), а есть негативные - как в нацистской Германии.
"Лучшие представители породы" - каково?))
Speranza писал(а):Вообще, что касается ПР аристократия-демократия, по моим наблюдениям, в чистом виде этот признак действует только для центральных квадр: бетанцы - настоящие аристократы, а гаммийцы - чистой воды демократы, и к тому же склонны считать таковыми и всех других.
Для меня, наоборот, сферический аристократ в вакууме - это почему-то драйзер.
Типа мистера Дарси, даже напоминает знакомых по форуму))
Характерные черты аристократа (из текста об аристократии в хэйанской литературе):
Итак, герой хэйанской литературы - это прежде всего Homo sensibilis. Поговорим о любви, которая отнимала так много аристократических сил. При описании любви авторам совершенно чужд физиологический натурализм, их метод скорее можно определить как натурализм "психологический".
Наряду с утонченной эмоциональностью любовных переживаний, в которой легко может убедиться каждый, кто возьмет в руки хотя бы "Записки у изголовья" Сэй-сёнагон в цитированном выше переводе В. Марковой, отметим также и высокую формализованность любовных отношений: ограниченность тем разговоров, ритуал обмена письмами и стихами, фиксированность времени и места встреч и т. д.
Должно отметить повышенное внимание аристократок к форме вообще и форме социального выражения своих эмоций в частности. Церемониальность поведения, свойственная средневековому человеку вообще, вне зависимости от места его проживания, буквально пронизывала весь строй жизни хэйанской аристократии.
Бетанцы, мне кажется, слишком легко теряют голову (в частности, от любви), чтобы быть примером сферического аристократа))