Гуманистическая психология и соционическ. модель

Маслоу, Фромм, Бьюдженталь, Роджерс, Мэй, Сартр, Кьеркегор, Ялом, Ясперс, Франкл, Бисвангер

Гуманистическая психология и соционическ. модель

Сообщение justas » Вт янв 29, 2008 9:53 pm

МОТИВАЦИОННАЯ ПИРАМИДА А. МАСЛОУ,
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТАБОЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
И ПОНЯТИЕ САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИИ У В. ФРАНКЛА
(Статья приводится со значительными сокращениями)

Гуманистическая психология, родоначальником которой по праву считается Абрахам Маслоу, возникла, с одной стороны, как альтернатива психоанализу, сводящему детерминанты человеческого поведения к внутренним инстинктам, а с другой стороны, как оппозиция бихевиоризму, который вынес эти детерминанты вовне, приравняв их к факторам обучения. Маслоу предположил, что полная теория поведения должна включать его внутренние детерминанты так же, как и внешние, исходящие от среды. Разрабатывая идею самоактуализации на протяжении трех десятилетий, Маслоу сделал ее краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы.

А. Маслоу заменяет понятие инстинкта понятием базовых потребностей, которые имеют инстинктивную природу в том смысле, что они выражают природу и видовую специфику человека. В отличие от инстинктов они могут оставаться неразвитыми, поскольку их врожденный инстинктивный компонент слаб и легко перевешивается другими факторами, связанными с внешними средовыми (культурными) влияниями. Маслоу выделяет пять групп или уровней базовых потребностей: 1) физиологические потребности (голод, жажда, сон, сенсорное разнообразие, сексуальное влечение и др.); 2) потребности в безопасности (уверенность, защищенность, стабильность, порядок и др.); 3) потребности в контактах, принадлежности, любви (дом, близкие, свои, коллектив); 4) потребности в признании, оценке, уважении и самоуважении (ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, уважения окружающих, чувство уверенности, независимости, славы); 5) потребность в самоактуализации (человек обязан быть тем, кем он может быть, человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе). Эти группы потребностей образуют иерархию. Низшие потребности, начиная с физиологических, являются одновременно и более насущными. Если они не удовлетворены, вся активность направляется на их удовлетворение, остальные же потребности просто не существуют для индивида в данный момент. Когда потребности физиологического уровня удовлетворены, они перестают определять поведение; наступает очередь потребностей в безопасности и т.д. Общий принцип заключается в том, что потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней.

Если потребности первых трех уровней в детстве не удовлетворяются или удовлетворяются лишь частично – или ребенок систематически недоедает, или не получает должной защиты, или ограничен в контактах, или недополучает любви, заботы, или не идентифицирует себя с кругом сверстников, а чувствует себя в нем отверженным, – иными словами, оказываются фрустрированными, то впоследствии активность взрослого человека на протяжении всей жизни направляется на удовлетворение именно этих потребностей. Это же касается и потребности 4-го уровня – потребности в оценке и самоуважении, которая является более актуальной для юности и молодости. Это одна из основных причин, которой Маслоу объясняет, почему самоактуализация, выражающая самою сущность человека, далеко не всегда выступает как реальный мотив. Маслоу, однако, признает возможность детерминации поведения высшими потребностями при неудовлетворенности низших, но такие случаи являются скорее исключением, чем правилом. У абсолютно же здорового человека ни сексуальная потребность, ни потребность в пище, или в безопасности, или в любви и признании, или в оценке и самоуважении не являются фрустрированными. Их место у такого человека полностью занимает стремление к самоактуализации, определяемой как «непрерывная самоактуализация потенций, способностей и талантов, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности». Маслоу утверждает: «Самоактуализация является в какой-то степени свершившимся фактом лишь у немногих людей. Тем не менее у многих она присутствует в виде надежды, стремления, влечения, чего-то смутно желаемого, но еще не достигнутого… Создается впечатление, – пишет Маслоу о сущности феномена самоактуализации, – как будто у человека есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, – но все они сходятся в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, кем он может стать».

Фундаментальное положение теории А. Маслоу, таким образом, гласит, что мотивация людей исходит из ряда базовых потребностей, свойственных человеку как биологическому виду, практически неизменных и генетических или инстинктивных по происхождению. Потребности, согласно Маслоу, носят не чисто физиологический, но также и психологический характер. Они образуют подлинную внутреннюю природу каждого представителя вида «человек», но они легко искажаются и подавляются неправильным воспитанием, привычками или традициями. Это, указывает Маслоу, «внутренние аспекты человеческой природы, которые культура только подавляет, но не может убить». Например, подавление социумом сексуальной потребности – на чем, собственно, и «выезжает» психоанализ – приводит к тому, что чрезмерная сосредоточенность человека на фрустрированной потребности препятствует его личностному росту и самоактуализации.

Теперь обратимся к юнговским дихотомиям. По представлению К.Г. Юнга они являются теми базисными свойствами личности, которые так же, как и базовые потребности, заложены генетически и потенциально представлены в человеке как виде. Определенное сочетание этих базисных свойств дает нам тот или иной соционический тип или тип информационного метаболизма (ТИМ). Соционическая модель отображает структуру ТИМа. Поскольку и базовые потребности и базисные свойства личности (следовательно, и ТИМ) составляют сущностные психологические характеристики вида «человек», очевидно, что они тесным образом связаны друг с другом. Ввиду того, что в основе удовлетворения физиологических потребностей человека и животных лежит в принципе один и тот же психофизиологический механизм – механизм безусловных и условных рефлексов, – он не является специфическим для человека, как и не являются для него специфическими сами витальные потребности. Зато базовые потребности 2-го и последующих уровней уже являются для человека специфическими, собственно психологическими потребностями. Это вовсе не означает, что животное не нуждается в защите или в контактах (помимо сексуальных) с себе подобными, а некоторые даже в ощущении собственного могущества (особенно, если речь идет о стадных животных). Но животное не осознает, как человек, эту нужду, эта нужда у него может проявляться лишь на уровне инстинкта.

Если мы возьмем соционическую модель А в ее ментальном виде (а именно в таком виде она корреспондирует с другой новой соционической моделью Т, весьма перспективной в качестве преемственной альтернативы модели А), то обнаружим явное соответствие между предназначением психических функций (ПФ) или блоков (образуемых в результате тесной активности пары функций) и базовыми потребностями того или иного уровня. Так, потребность в психологической защите, очевидно, будет определяться информационным аспектом мобилизационной функции. Именно по аспекту этой функции индивидуум особо нуждается в защите и помощи со стороны того, кто бы своими умелыми действиями сумел оградить эту функцию, избавить ее от чрезмерного адаптационного напряжения. Например, если мобилизационная функция ребенка – этическая, то он нуждается в адекватной защите со стороны родителя, который смог бы оградить такого ребенка от эмоциональных «наездов» сверстников, касается ли это выплеска негативных эмоций или выражения негативного отношения к ребенку. Однако это не значит, что этические дети не нуждаются до поры до времени в такой защите, но они довольно быстро научаются давать должный отпор, не невротизируясь на такого рода сюжетах. Фрустрация в детстве потребности в защите в соционическом смысле означает, что ребенок не получает должной защиты или помощи именно по аспекту мобилизационной ПФ. В дальнейшем такого рода ситуации являются для индивидуума стрессовыми, вызывая автоматическую активацию комплексогенной и неврозогенной мобилизационной функции. Если же индивидуум в детстве по аспекту своей мобилизационной функции чаще всего получал помощь или защиту, то при повторении подобных проблемных ситуаций уже в зрелом возрасте гораздо больше вероятность того, что у индивидуума активируются сильные функции интеллектуального блока, предназначенного именно для ТИМноспецифического решения различного рода проблем.

Характер потребности в принадлежности, контактах и любви (здесь любовь понимается как забота, внимание, опека) будет определяться аспектом контактной функции, ибо эта функция создана для принятия определенного рода опеки. По суггестивному каналу (по модели Т это канал между психическими функциями F1 и F3 коммуникантов) благодаря резонансной настройке F3 на F1 эффективно осуществляется внушение, т.е. информация со стороны F1 транслятора некритично, с благодарностью принимается F3 реципиента. Заботясь и опекая ребенка, мы утверждаемем его самоценность для нас. Под соционическим углом зрения забота опять-таки не означает, что, скажем, сенсорные дети не нуждаются в сенсорной заботе, но они гораздо быстрее и успешнее научаются сами о себе позаботиться в обыденном (сенсорном) смысле этого слова. Поэтому для таких детей акцент опеки должен быть смещен в интуитивную сферу (например, игры на развитие воображения или совместное чтение и разбор сказок). Если индивидуум в детстве не получал должной любви и опеки главным образом по аспекту своей контактной ПФ, то став взрослым, он будет постоянно озабочен поисками любви и контактов, но чаще всего не будет удовлетворен, поскольку у него не сформированы внутренние критерии поиска ближнего окружения, комплиментарного его психической природе. Вот почему немаловажно, чтобы в ближнем окружении ребенка были его дуалы или хотя бы полудуалы. Идеальный вариант, если один из родителей ребенка – его дуал.

Начиная с юношеского и даже подросткового возраста наиболее актуальна потребность в признании, оценке и самоуважении. Уже у подростка начинает формироваться устойчивая самооценка. Кризис подросткового возраста, в сущности сводится к противоречию между «знаю» (имею представление о чем-то, о своих возможностях, способностях) и «могу» (своими реальными возможностями). Постепенно подросток, а затем и юноша (девушка) путем проб и ошибок, путем «набивания себе шишек» получает более менее адекватное представление о том, что он может, а чего не может. В самом лучшем случае у него складывается достаточно адекватная самооценка, которая, пожалуй, является стержнем зрелой и здоровой личности. Но зачастую юноша (девушка) не получает адекватного представления о себе. Часто встречающаяся заниженная самооценка является как раз результатом фрустрации потребности в оценке и самоуважении. Смею предположить, что адекватное представление о своих слабых и сильных ПФ, специфике их работы и проявления, т.е. эдакий соционический ликбез может послужить немаловажным фактором культуры для формирования у молодых людей адекватной самооценки. Итак, сильные ПФ – программная и творческая, – по которым мы можем выявить истинные достоинства индивидуума, его достижения, заслуги, и есть та внутренняя психическая основа для удовлетворения потребности в оценке, признании, самоуважении. Фрустрация этой потребности в молодом возрасте (когда она особенно актуальна) может привести в дальнейшем к буквально патологической зацикленности на ней: в этом случае человек большую часть своей жизни пытается доказать себе и другим, что в чем-то он не хуже или даже гораздо лучше кого-то, превращая этот не совсем здоровый для его солидного возраста мотив в самоцель. Полагаю, что такие демонические фигуры в истории как А. Гитлер или И. Сталин страдали – помимо прочих – именно этой болезнью: фрустрацией потребности в оценке, признании и самоуважении.

Наконец, потребность в самоактуализации может фрагментарно проявляться и в молодом возрасте, но ее актуальность значительно возрастает уже в зрелости. По этому поводу К.Г. Юнг красноречиво писал: «Первая половина жизни – это накопление знаний, навыков, человеческих контактов, материального благополучия, – одним словом, удовлетворение насущных базовых потребностей. – Зато во второй половине жизни наступает время, когда может развиться собственное внутреннее неповторимое «Я». Если этого не происходит, если человек, как и в молодости, патологически настроен на приобретение и стремление кого-то догнать, он рано или поздно непременно заболевает. Ибо правила послеполуденной жизни кардинально отличаются от правил жизни утренней». Очевидно, что потребность в самоактуализации характеризует такое состояние программной и творческой функций, что их информационный багаж оказывается настолько состоятельным, что может обогатить тот социум – или, по крайней мере, ближний круг, – в котором существует индивидуум, а, возможно, и все Человечество. В одном из своих определений Маслоу делает акцент на том, что самоактуализация как развитие, рост личности связана с переходом от невротических или инфантильных, «неистинных» жизненных проблем к «истинным», экзистенциальным, неизбежным, сущностным проблемам человека. Самоактуализация, таким образом, выступает как предпосылка жизнедеятельности человека на уровне Бытия, что связанно с коренными изменениями, происходящими в его личности.

Маслоу приходит к необходимости различать обычную мотивацию людей, не достигших самоактуализации, т.е. существующих на уровне базовых потребностей, и мотивацию людей, живущих «по ту сторону» самоактуализации, на уровне Бытия. Для ее характеристики он вводит понятия «метапотребности» и «метамотивация». Человек, живущий на уровне Бытия, всегда имеет какое-то призвание, миссию и труд по ее осуществлению является достаточным мотивом и вознаграждением сам по себе. Такие люди прочно идентифицируют себя со своим призванием и описывают его в терминах высших ценностей: раскрытия истины, совершенства, утверждения справедливости и т.п. Маслоу выделяет 14 таких бытийных ценностей (Б-ценностей): 1) истина (стремление проникнуть в сущность явлений и объектов); 2) добро (сенсорная забота и опека); 3) красота (стремление к установленным пропорциям форм и пространств); 4) целостность (стремление к последовательности и непротиворечивости); 4а) единство противоположностей (стремление соединить противоречивые положения, примирить противоположные тенденции); 5) жизненность (стремление к активности, непрерывному движению); 6) уникальность (стремление быть единственным и незаменимым); 7) совершенство (образцовость – стремление свои действия и результат труда привести к некоторому образцу);
7а) необходимость (стремление к некому императивному идеалу);
8) завершенность (имеется в виду процесс, связанный с теми или иными действиями); 9) справедливость (честность, беспристрастность);
9а) порядок (стремление к структурированию окружающего пространства); 10) простота (стремление к логической однозначности); 11) богатство (стремление к разнообразию жизненных или сенсорных проявлений);
12) легкость (непринужденность, непосредственность); 13) игра (стремление строить гибкие взаимоотношения с окружающими); 14) самодостаточность (независимость от других, автономность, самостоятельность).

Эти ценности, по мнению Маслоу, входят в само определение человеческой сущности. Для самоактуализирующихся людей они выступают не только как объективные ценности Бытия, но и как их личное достояние, часть их личности. Если перейти на язык системной соционики, можно сказать, что каждому ТИМу как некой природной информационной системе присуща системная цель. Эта цель сводится к генеральной установке ТИМа или, по определению В.Д.Ермака, идеологии интеллектуального блока. Поэтому субъективно оцениваемая, осознаваемая самоактуализирующейся личностью ее миссия, призвание, с одной стороны, будет детерминирована этой системной целью ТИМа, а с другой стороны, – теми уникальными ценностями личности, которые сформировались в результате неповторимого жизненного опыта, т.е. в результате влияния массы прижизненных факторов. Реализуя свои Б-ценности, человек осуществляет свое предназначение, свою миссию или призвание. Реализуя свои личностные ценности, человек осуществляет свой уникальный личностный смысл. И в том и в другом случае мы имеем дело с феноменом «самотрансценденции» – направленностью интенций (стремлений) человека в конечном итоге не на себя, а на кого-то или что-то. Этот кто-то может быть другой человек, а что-то – личностный смысл или миссия, призвание. Данный термин ввел другой представитель гуманистической психологии Виктор Франкл. Вот что писал он по поводу самотрансценденции: «Мы встречаемся здесь с феноменом фундаментальным для понимания человека: с самотрансценденцией человеческого существования! За этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания».

На мой взгляд, выделенные Маслоу Б-ценности соответствуют совокупности базисных свойств личности. Отдельная Б-ценность задается одним или двумя базисными свойствами. Некоторые ценности определяются особенностями структуры ТИМа. Ниже приводится соответствие между каждой Б-ценностью и юнговскими дихотомиями.

1) Истина – логика + интуиция.
2) Добро – этика + сенсорика.
3) Красота – рациональность + сенсорика.
4) Целостность – рациональность + логика.
4а) Единство противоположностей – иррациональность.
5) Жизненность – экстраверсия.
6) Уникальность – экстраверсия + интуиция.
7а) Необходимость – рациональность + интуиция.
8) Завершенность – рациональность + сенсорика.
9) Справедливость – рациональность.
10) Простота – рациональность + сенсорика.
11) Богатство жизненных проявлений – иррациональность + сенсорика.
12) Легкость – иррациональность.
13) Игра – иррациональность + этика.
14) Самодостаточность – интроверсия + интуиция.
7) Совершенство – ценность для тех ТИМов, у которых «рабочая логика»
(или уравновешенная низкосигнальная логика по модели Т) является творческой (или манипулятивной) функцией, т.е. для ИЛИ и СЛИ.
9а) Порядок – ценность для сенсорных логиков второй квадры, т.е. для СЛЭ и
ЛСИ.

Любой ТИМ с присущими ему базисными свойствами мы можем описать посредством Б-ценностей. Кроме того, каждый ТИМ обладает специфической Б-ценностью, и эта ценность совпадает с генеральной установкой ТИМа. Но в отличие от базисных свойств, с которыми человек слит, которые он, как правило, не осознает, самоактуализирующийся человек так или иначе осознает свои Б-ценности, он уверен в необходимости их реализации.

P.S. Статья в полном объеме – http://www.principsocionik.narod.ru/statya2.htm
От застывшей абстракции - к естественнонаучной основе!
Аватара пользователя
justas
Участник
Участник
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: Сб мар 17, 2007 2:09 am
Откуда: Одесса
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер

Вернуться в Гуманистическая

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, LeRoy, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Феликс