Экзистенциально-гуманистический подход

Маслоу, Фромм, Бьюдженталь, Роджерс, Мэй, Сартр, Кьеркегор, Ялом, Ясперс, Франкл, Бисвангер

Экзистенциально-гуманистический подход

Сообщение Елена Заманская » Сб авг 19, 2006 11:16 am

...Мы - живущие существа, и потому в определенной степени все мы - экзистенциалисты.
(J. Bugental, R. Kleiner)



Экзистенциально-гуманистический подход (ЭГП) не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение - экзистенциальное, представленное такими именами как Карл ЯСПЕРС, Людвиг БИНСВАНГЕР, Медард БОСС, Виктор ФРАНКЛ и др.

Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления - очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлза, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛЬ и др.

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛЬ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.



Итак важнейшие положения подхода Дж. Бюдженталя, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.

1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В ЭГП терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.

2. ЭГП основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.

3. В центре внимания терапевта, работающего в ЭГП, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюдженталь, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне . Субъективность - это наши переживания, стремления, мысли, тревоги ... все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное - что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.

4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.

5. ЭГП задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д . Позиция Бюдженталя: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюдженталь описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них. На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.
(с) С. Л. БРАТЧЕНКО,
доцент кафедры психологии РГПУ им. Герцена, кандидат психол. наук
Лети моя душа и крови не жалей (с) Арбенина
Аватара пользователя
Елена Заманская
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 2893
Зарегистрирован: Сб окт 15, 2005 4:38 am
Откуда: Марьина Роща
Медали: 4
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Темперамент: Сангвиник
Профессия: людоведение и контакт

Не утерпел...

Сообщение Lyrialtus » Ср авг 30, 2006 5:16 am

...Я хоть и далёк от психологии (будучи сам себе религиозным философом),
но чувствую, как близко мне экзистенциально-гуманистическое
начало.
Важно, что человек не просто есть (essentia, бытие), но он ещё и
существует (exsistentia, существование). Это много глубже...
Соответственно человек - субъект (как существующий)
и объект (как тот, кто есть). То есть человек есть больше чем "есть"... :)
Из этого надо исходить.
А дальше - чего только нет! Здесь и прямая дорога к гуманизму,
и раскрытие смысла духовности, и переосмысление жизни, и ответы
на самые важные вопросы, и философская антропология...
и экзистенциально-гуманистический подход...

Ведь очевидно становится, что поиск человеческого в человеке
крайне близок к поиску Истины... и к духовно-личностному
совершенствованию, к аутентизму...
Истинным общением может быть только взаимодействие субъектов!
И психологическая помощь должна быть не "спасением", а обретением.
Обретается простое в "сложном" и сложное в "простом" - всё становится
на свои места... А самое главное, что совершенствуется
само восприятие.
Тогда человек действительно становится человеком,
наполняется глубоким содержанием, которого раньше мог и не
замечать... Придаёт себе Существование.

Вот... И если бы я был близок к психологии, то ЭГП стал бы для меня
основным подходом... :)
"Всё услышанное сейчас подели на два, и ещё на два, и ещё на два, и ещё на два..."
Аватара пользователя
Lyrialtus
Местный
Местный
 
Сообщения: 1262
Зарегистрирован: Вс апр 23, 2006 7:47 am
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 1
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Профессия: Студент

Не утерпел...

Сообщение 29_02 » Пт сен 08, 2006 12:50 pm

Вот... И если бы я был близок к психологии, то ЭГП стал бы для меня
основным подходом... :)


Огромнейший респект от ЭГПсихолога по убеждениям и профессиональному призванию.. :)
Иногда нужные слова оказываются так рядом, стоит только в тему соответствующую случайно заглянуть :).
Аватара пользователя
29_02
Активист
Активист
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: Пн июн 19, 2006 11:19 am
Откуда: Москва
Пол: Женский
Соционический тип: Достоевский
Тип по психе-йоге: Пастернак (ЭВФЛ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: HR

Сообщение Елена Заманская » Сб сен 09, 2006 12:48 pm

29_02, приветствую коллегу и соратника. :)

брат Павел
Важно, что человек не просто есть (essentia, бытие), но он ещё и
существует (exsistentia, существование). Это много глубже...
Соответственно человек - субъект (как существующий)


:) Обычно довольно трудно объяснить, что такое субъект и чем он отличен от объекта. :) Например, человека изучать можно как объект, а вот при субъектном подходе можно лишь входить в контакт, понимая, что тайна внутреннего бытия человека, может быть им открыта, а может быть и нет. Человека невозможно вычислить. :) А что-то понять в нем можно только при опыте аутентичности, с одной стороны, и трансцендентности, с другой. Именно опыте. Ведь помимо существования есть еще и сосуществование людей. Вот как религиозный философ и психолог-материалист. :)
Лети моя душа и крови не жалей (с) Арбенина
Аватара пользователя
Елена Заманская
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 2893
Зарегистрирован: Сб окт 15, 2005 4:38 am
Откуда: Марьина Роща
Медали: 4
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Темперамент: Сангвиник
Профессия: людоведение и контакт

Сообщение Lyrialtus » Ср сен 13, 2006 2:27 pm

:)
Вот! При постижении субъекта необходим опыт Существования!
И вспоминается:
"Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь."


Ясно, что та самая тайна внутреннего бытия человека (как тайна его существования) не откроется,
не отобразившись в постигающем "живым" образом...
Соответственно:
Человека невозможно вычислить. :) А что-то понять в нем можно только при опыте аутентичности, с одной стороны, и трансцендентности, с другой.

Это уже то, без чего ЭГП не может обойтись. Хотя кажется,
что это несколько абстрактная и шаткая истина. На самом же деле она основана на том самом опыте, да ещё и отображает его...

...А вот сосуществование. Можно рассматривать его внешне, на уровне бытия... Но из одного этого хорошего анализа, возможно, не выйдет.
А можно и глубже... Ведь одно существование без сосуществования наталкивается на ряд очень непростых проблем...
Но ведь всё намного сложнее и проще! 8)
Хотя... я слишком мало об этом знаю... То есть не имею достаточного опыта... :)

Так что:
"Храни Боже то, что зовут интуиция...
Но только, пожалуйста, не от развития!.."
"Всё услышанное сейчас подели на два, и ещё на два, и ещё на два, и ещё на два..."
Аватара пользователя
Lyrialtus
Местный
Местный
 
Сообщения: 1262
Зарегистрирован: Вс апр 23, 2006 7:47 am
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 1
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Профессия: Студент

Сообщение Нигилист » Вт сен 04, 2007 2:43 pm

Схожесть в объекте исследования. И экзистенциалистов и психологов-гуманистов интересует проблема свободы выбора и ответственности за свой выбор. Посему и направление ЭГП называют. Больше ничего общего у них нет, по-моему. Ибо гуманизм в психологии- течение идеалистическое (в большинстве и мистическо-религиозное), то наиболее яркие представители экзистенциализма старались оценивать человека объективно.
Аватара пользователя
Нигилист
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 3628
Зарегистрирован: Сб фев 10, 2007 10:24 am
Откуда: С луны свалился
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: Лентяй

К вопросу о различиях гуманизма и экзистенциализма

Сообщение Light » Вт сен 04, 2007 3:45 pm

Насколько я помню, был такой спор Мэя с Роджерсом (вроде бы) по основным положениям экзистенциализма и гуманизма. И, если мне не изменяет память, он был опубликован в каком-то журнале (то ли Вопросы психологии, то ли Психологический журнал - кто знает, уточните, пожалуйста, или ссылкой киньтесь).

Так вот, одно из положений я помню.
Гуманизм: человек изначально хорош, его внутренние врожденные тенденции к самооактуализации способны сами вывести его туда, куда нужно; терапевт же должен создать лишь для того условия.
Экзистенциализм: человек изначально ни хорош, ни плох, ибо "существование предшествует сущности"; и терапевт - это проводник человек в борьбе за свою человечность... как-то так. Отсюда, возможно, и допущение Бьюдженталем в терапии самых разных средств, в том числе и тех, которые гуманисты бы не допустили. И я с ним согласна в том, что настоящий профессионализм заключается в том, что психотерапевт способен адекватно применять весь набор доступных ему методов. Он, конечно, революционер в этом смысле :)

Какие еще есть положения? И если не из упомянутого спора, то, может, из собственных мыслей и опыта?
Аватара пользователя
Light
Активист
Активист
 
Сообщения: 626
Зарегистрирован: Вт дек 19, 2006 2:48 pm
Откуда: Челябинск
Медали: 2
Пол: Женский

Сообщение Нигилист » Вт сен 04, 2007 4:22 pm

Гуманизм: человек изначально хорош
Вот этого и достаточно. Это основное, хотя и противоречащее почти всем известным фактам, утверждение гуманистической философии и психологии. Исходя из него, гуманисты и пытаются использовать философию экзестенциализма, но в несколько кастрированном виде. Беря из нее лишь то, что не отрицает постулата о хорошести человека.
Аватара пользователя
Нигилист
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 3628
Зарегистрирован: Сб фев 10, 2007 10:24 am
Откуда: С луны свалился
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: Лентяй

Сообщение Light » Вт сен 04, 2007 5:36 pm

Исходя из него, гуманисты и пытаются использовать философию экзестенциализма, но в несколько кастрированном виде. Беря из нее лишь то, что не отрицает постулата о хорошести человека.
Нигилист, а что это, например?
Аватара пользователя
Light
Активист
Активист
 
Сообщения: 626
Зарегистрирован: Вт дек 19, 2006 2:48 pm
Откуда: Челябинск
Медали: 2
Пол: Женский

Сообщение Нигилист » Вт сен 04, 2007 5:45 pm

Нигилист, а что это, например?
Что берут из экзистенционализма? Все, что противоречит Фрейдовскому детерминизму и когнитивистской запрограмированности сознания. Свободную волю индивида и моральную ответственность за совершенный выбор.
Аватара пользователя
Нигилист
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 3628
Зарегистрирован: Сб фев 10, 2007 10:24 am
Откуда: С луны свалился
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: Лентяй

Сообщение Light » Вт сен 04, 2007 5:53 pm

Наверное, это основное. А есть, с твоей точки зрения, что-то еще?..
Аватара пользователя
Light
Активист
Активист
 
Сообщения: 626
Зарегистрирован: Вт дек 19, 2006 2:48 pm
Откуда: Челябинск
Медали: 2
Пол: Женский

Сообщение Нигилист » Вт сен 04, 2007 6:02 pm

Много чего берут. Только у всех по разному. Гуманисты ведь по взглядам друг от друга отличаются не меньше, чем сторонники психоанализа или анализа поведения. Посему каждый использует те философские достижения, которые ему ближе.
Аватара пользователя
Нигилист
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 3628
Зарегистрирован: Сб фев 10, 2007 10:24 am
Откуда: С луны свалился
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: Лентяй

Экзистенциально-гуманистический подход

Сообщение bukoli » Пт дек 09, 2016 8:51 pm

А как такой подход найти? Да ответ очень прост - следует изучать гуманитарные науки http://ru.planetaryproject.com/culture/ ... an-issues/ , которые и смогут помочь в решении проблем связанных с этой сферой. А по другому я выхода не вижу.
Аватара пользователя
bukoli
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Пт дек 09, 2016 7:27 pm
Пол: Мужской
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Твардовский (ВФЭЛ)
Темперамент: Холерик


Вернуться в Гуманистическая

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Asqard, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, LeRoy, vadimr, Varosal12345, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Феликс