Мне кажется, что свобода это процесс освобождения от тех мыслей, которые заставляют человека чувствовать ущемленность и ущербность своих попыток к познанию. Если наши мысли обретут смысл и содержание, тогда этот путь будет оценен свободным. И какой бы выбор на развилке человек не сделал бы, значит результатом остается все та же свобода и интерес к жизни. Так я думаю.
Дао - это индивидуальный путь каждой вещи, дхарма в общем (жизненный сценарий, как бы вы сказали). Относительно красоты, трудно сказать, ещё Платон закончил один из своих диалогов фразой Сократа: прекрасное трудно. Однако свобода только для себя иллюзорна, потому что во Вселенной не существует ничего отдельного...
Сестра наша - жизнь - всех сведёт в планетарий. Кн.Ю.М.
maitreya писал(а):Дао - это индивидуальный путь каждой вещи
Насколько я в курсе, свобода (в этом ключе) заключается в следовании этому пути. Перекликается со стоицизмом: судьба - это телега, к которой ты привязан. Либо ты свободно идешь за этой телегой, либо ты сопротивляешься, но тогда телега тащит тебя фэйсом по земле. Тогда свободен тот, кто идет за своей телегой, кто следует своему пути и получает от этого удовольствие.
maitreya писал(а):свобода только для себя иллюзорна, потому что во Вселенной не существует ничего отдельного
Light писал(а):Тогда свободен тот, кто идет за своей телегой, кто следует своему пути и получает от этого удовольствие.
Согласен.
Light писал(а):
maitreya писал(а):свобода только для себя иллюзорна, потому что во Вселенной не существует ничего отдельного
Ниччего не поняла
Мир - это живой организм, то есть Космос. То, что кажется нам отдельным и самодостаточным, при более пристальном рассмотрении оказывается частью чего-то большего. Например, человек в изоляции от непосредственных условий экосистемы (воздуха, тепла, пищи, общения и т. д. ) просто немыслим. Так уж Вселенная устроена: всё со всем связано. Вот возьмём эволюцию буддизма: идеалом раннего буддизма было достижение индивидуального освобождения, а в позднем буддизме на первое место выступил идеал бодхисаттвы, то есть существа, жертвующего собственным освобождением ради помощи другим живым существам...
Сестра наша - жизнь - всех сведёт в планетарий. Кн.Ю.М.
maitreya писал(а):жертвующего собственным освобождением ради помощи другим живым существам
Ой, а можно на пальцах? Как это реализуется? За счет чего? Почему вдруг я вот в плен отдамся, а кого-то то освободит - с чего? И как это выглядит в буддизме?
Можно, я вот, вместо того, чтобы заниматься теоретической работой или работой со своими клиентами, сижу на соционическом форуме и отвечаю на ваши вопросы... Вот ссылочка на классику: http://psylib.org.ua/books/govin02/txt07.htm
Сестра наша - жизнь - всех сведёт в планетарий. Кн.Ю.М.
Я могу согласиться еще с тем, что свобода - это несколько (в смысле, больше одной) возможностей на одно желание. Но абстрактно - превышение - как-то... ни о чем И дело тут не в вертности...
А может свобода связана с целесообразностью? Можно отдаляться от цели, можно к ней приближаться. В обоих случаях что-то пренебрегается, а что-то исполняется. Но в первом случае мы говорим что человек употребил свою свободу, а во втором, что он ею злоупотребил.
...Сущее будет для них таковым, каким они будут его считать. Анаксагор __________________________________________ Матрица везде!
Свобода - это абстракция обозначающая минимум ограничений и максимум возможностей. Минимизация ограничений - "свобода от". Максимизация возможностей - "свобода для". По данному мной определению нет такого состояния как абсолютная свобода, есть только больше или меньше свободы.
Еще можно выделить такой аспект, как субъективное ощущение свободы, иногда его называют "внутренней свободой". На мой же взгляд это не совсем удачное понятие. Просто теряя свободу, попадая под какие то внешние ограничения, человек может к этому адаптироватся и чувствовать себя комфортно, при этом его субъективное ощущение свободы остается на высоком уровне. Так же и приобретая свободу, можно чувствовать себя субъективно не свободно.