Красная Шапочка • Психология и соционика

Красная Шапочка

Красная Шапочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 2:24 am

Сказка про Красную Шапочку

Изображение

Жила-была милая маленькая девочка по имени Красная Шапочка. Однажды мать послала ее отнести бабушке пирожок и горшочек масла. Путь пролегал через лес, где она встретила соблазнителя — волка. Девочка показалась ему лакомым кусочком. Волк уговорил ее погулять в лесу, погреться на солнышке и собрать цветы для бабушки. Пока девочка развлекалась в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую леди. Когда девочка наконец прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее прилечь рядом на кровать. Девочка вскоре усомнилась, что перед ней действительно старая леди. Тогда волк съел Красную Шапочку, очевидно, не прожевывая. Но потом пришел охотник и спас девочку, разрезав волку живот и заодно освободив бабушку. Затем Красная Шапочка помогла охотнику набить волчий живот камнями. Согласно другим версиям, девочка звала на помощь, и охотник убил волка топором в тот момент, когда волк собирался съесть Красную Шапочку.

Перед нами опять разыгрывается сцена похищения. Могучее животное завлекает девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо девочки в его животе оказываются камни. С точки зрения “марсианина”, эта история вызывает целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на веру целиком, вместе с говорящим волком, хотя с таковым никогда не сталкивался. Но, размышляя о случившемся, он гадает: “Что все это может означать?” и “Что представляют собой люди, с которыми это могло случиться?” Сказка о Красной Шапочке с точки зрения марсианина

Изображение

Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок бабушке, которая жила за лесом. По дороге девочка встретила волка. Вопрос: какая мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками? Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться. В то же время, едва ли найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней ее бабушка? Почему не бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями! В любом случае, всякая добрая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: “Он собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью”.

Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки зрения марсианина) их личности сцеплены друг с другом.

1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью “несчастного случая”, чтобы в конце истории разразиться словами: “Ну разве это не ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк…”

Изображение

2. Волк, вместо того, чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам накличет на себя беду. Он наверное читал в юности Ницше (если может говорить и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?). Девиз волка: “Живи с опасностью и умри со славой”.

3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со своими родственниками. Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной — ведь у нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?

4. Охотник — очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно подростковый сценарий.

5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже залезает к нему в постель. Она явно играет с волком. И эта игра заканчивается для нее удачно.

В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом — интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?

Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?

(С) Отрывок из книги “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры”.
Эрик Берн
http://www.psychology.su/2009/03/08/ska ... shapochku/
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 50857
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Re: Красная Шапочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 3:23 am

Красная шапочка

Эрик Берн особенно хорошо объяснил сказку Красная Шапочка. Мать отправила Красную Шапочку в лес к бабушке и предостерегла ее от злого волка. Смешно, да? Какая мать отправит ребенка одного в лес и одновременно будет предостерегать от злого волка?

Красная Шапочка придет к бабушке. В ее постели лежит волк, и он ее сожрет.

Кто является волком в постели бабушки? Это дедушка! Эта сказка является зашифрованной историей инцеста. Она повествует , что мы так часто видим в семейных расстановках, что в инцесте в большинстве случаев мать является соучастницей. Она отправляет ребенка в опасность, хотя знает, что происходит на самом деле.

(С) Берт Хеллингер
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 50857
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Re: Красная Шапочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 3:33 am

Самую красивую девочку в деревне мама отправляет к бабушке. В лесу она встречает волка, который съедает сначала бабушку, а потом и девочку. Мало кто знает, что оригинальная (1697 год) версия Шарля Перро на этом и заканчивается – нам больше знаком вариант со счастливым концом, где охотники убивают волка, вспарывают ему живот, а девочка с бабушкой оказываются целыми и невредимыми.
Сексуальное искушение
В этой знаменитой сказке сексуальный смысл выражен наиболее прямо. Красный цвет символизирует сексуальные переживания; волк – это, конечно, мужчина: когда девочка раздевается и ложится к нему в постель, а зверь говорит ей, что у него такие большие руки, чтобы крепче обнять ее, сомнениям уже не остается места. Не удовлетворившись недвусмысленностью этих образов, автор посчитал нужным еще и снабдить сказку советом: девицам не надо слушать коварных речей мужчин. Согласно моральным нормам того времени, эта сказка говорит, что сексуальность опасна, приравнивает мужскую сексуальность к агрессии, а женскую – к жертвенности. Красная Шапочка, в отличие от других сказочных героинь, не вырастает, так и остается девочкой. Не случайно мы упорно дополняем эту сказку отсутствующей у Перро трансформацией («второе рождение» бабушки и внучки из вспоротого живота волка).
Универсальный характер сказок дает возможность использовать их в психотерапии. По словам Станислава Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка». «Важно и то, как именно человек расскажет свою любимую сказку, – добавляет Юлия Казакевич. – Каждый по-своему расставит акценты, добавит или уберет подробности, значимые именно для него. Следующий шаг – написать свою собственную историю. Не случайно рождение авторской, литературной сказки исторически предшествует появлению психоанализа. Литературная сказка – это переход между народной сказкой и теми сказками, которые каждый из нас может написать сам, пытаясь понять сложность и противоречивость своего внутреннего мира».
http://www.psychologies.ru/self-knowled ... am-skazki/
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 50857
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Re: Красная Шапочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 3:44 am

«Красная Шапочка»

Какая она? Доверчивая и любознательная девушка с легким характером и верой в авторитет старших. Склонна к подчинению (например, маме, отдающей жуткое в своей нелогичности указание топать через лес, где водятся волки, чтобы отнести пирожки бабушке — а то старушка, надо полагать, не выживет без порции тяжелых углеводов!). Всегда готова откликнуться на просьбу о помощи, но иногда то, что она делает, не совсем соответствует тому, о чем ее попросили. Тем не менее, стремление помогать другим граничит в ее характере с самоотверженностью. Открыта для экспериментов, но предпочитает проводить их «под чутким руководством». Беззаботна — всегда надеется на чудесное спасение, которое придет, откуда не ждали, в образе смелого Охотника и спасет ее и ситуацию. Ее мужчина Серый Волк. Сильная, доминирующая личность. Иногда достаточно брутальный тип. Иногда — вполне интеллигентный мальчик, который, тем не менее, способен управлять Красной Шапочкой и направлять ее. В худшем случае — аферист, которому даже не придется проявлять чудеса изобретательности, чтобы обмануть нашу героиню — она подсознательно готова к такому повороту событий.

Что делать, если ты — Красная Шапочка?
1) Научись говорить «нет». Спокойно, но твердо. Никакой авторитет не вправе диктовать тебе линию поведения, которая тебе не близка.
2) Научись отказывать в помощи. Я не говорю, что с сегодняшнего дня ты должна стать законченной эгоисткой. Но доля здравого эгоизма тебе не помешает. Настоящий друг никогда не станет настаивать на том, чтобы ты бросила все свои дела и мчалась по первому зову. А если настаивает, подумай, не идет ли игра в одни ворота? И дружба ли это?
3) Освой ролевые игры. Коль уж заложено в тебе с детства ожидание сильного и доминирующего партнера, пусть оно найдет выход в сексуальной игре. Начните с тех же Красной Шапочки и Волка — как могла происходить их встреча на заброшенной лесной тропинке?
4) Примерь на себя руководящую роль. Когда вдоволь наиграешься в маленькую беззащитную девочку, становись Волком. Сначала будет неуютно, но потом, уверена, тебе понравится.

Кто еще? Похожими характеристиками (но со своими нюансами) обладают любительницы сказок: «Рапунцель», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Морозко», «Золушка». Вообще, этот образ — послушной милой девочки — наиболее часто используется в сказках. Оно и понятно. Рассказывает-то кто? В основном, родители, которым ой как на руку формирование подобных черт в характере своей девочки. Не вини их за это. Просто возьми, наконец, пульт управления своей жизнью в собственные руки.

Автор: Наталья Барабаш
Источник: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/15178/
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 50857
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Re: Красная Шапочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 4:00 am

Психологическая роль: «Я как Красная Шапочка»

Она — доверчивая и любознательная девушка с легким характером и верой в авторитет старших. Всегда готова откликнуться на просьбу о помощи, но иногда то, что она делает, не соответствует тому, о чем ее попросили. Тем не менее, стремление помогать другим граничит в ее характере с самоотверженностью. Красная Шапочка беззаботна, она всегда надеется на чудесное спасение, которое придет, откуда не ждали.

Серый волк — мужчина, которого так боится мама Красной Шапочки. Он — сильная, доминирующая личность, этакий брутальный тип. Способен управлять Красной Шапочкой и даже манипулировать ею. Подсознательно наша героиня готова к тому, что Серый волк ее обманет, но все равно подчиняется его указаниям.

http://drprof.ru/psychology/psixologich ... roini.html
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 50857
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Re: Красная Шапочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 4:41 am

Всё о Красной Шапочке

Написать о «Красной Шапочке» я собирался давно –лишь на первый взгляд сюжет этого произведения прост, а мораль понятна. На самом же деле история жутко темная и совсем не детская.

Я не первый, кто берется за анализ этой сказки. Но в известных интерпретациях я не обнаружил ответов на все принципиальные вопросы, а на некоторые из вопросов нашел ответы неверные, поэтому решил рассказать о своих размышлениях, поисках и находках.

Не претендуя на абсолютную истину, но с целью приблизиться к ней.

Груз стереотипов

Во всех толкованиях «Красной Шапочки» вы найдете одну устойчивую идею – сказка представляет собой предостерегающую аллегорию на историю сексуального соблазнения.

Красная шапочка – девочка. Волк – мужчина.

И это не обсуждается.

А напрасно…

Есть традиционный взгляд, представляющий волка коварным соблазнителем, а девочку – жертвой. Эрик Берн предложил альтернативный подход , поменяв их роли местами и заметив, что соблазнительницей является сама девочка, посылающая сигналы своей «красной шапочкой» и откровенно инструктирующая волка о месте проживания бабушки. Этот вариант сейчас не менее популярен, чем традиционный. Но смена ролей не имеет принципиального значения. Потому что само толкование пары Шапочки и волка, как девочки и мужчины, для привычного нам, устоявшегося варианта текста является некорректным. И я объясню почему. Более того, такое толкование крайне наивно и нелепо в своей наивности.

В этой истории все намного интереснее.

Чтобы понять это, давайте рассмотрим всех персонажей, структуру сюжета и значение символов. А начнем – с самого начала – с мамы героини.

Роль мамы

Роль мамы в этой сказке отнюдь не эпизодическая, а очень даже ключевая. Именно мама является спусковым крючком всей истории.

Что делает мама? Она выдворяет девочку из своего дома и отправляет к бабушке, живущей в лесной глуши. С какой целью? Формально – отнести пирожки и горшочек масла. Хотя опасности леса матушке хорошо известны.

Это первый ключ, никак не учитываемый в концепции «история соблазнения».

Где отец?

В сказке вообще не фигурирует отец. Есть мама, есть девочка, есть бабушка. Но нет отца. Если бы эта пустота была случайной, за века существования сказки она заполнилась бы. Но отец за более, чем шесть столетий, так и не объявился. Значит его отсутствие – еще один ключ.

Т.е. мама и дочка живут вдвоем. Личная жизнь мамы или не устроена вовсе, или же, скажем так, неофициальна и скрываема. При этом бабушка вытеснена за пределы дома и уже не мешает. А вот присутствие девочки или даже ее ревность вполне могут быть серьезной помехой. К тому же девочка растет, взрослеет и близится момент, когда она перестанет быть просто дочерью, а сама станет женщиной, более молодой и привлекательной. Т.е. возможна и зарождающаяся неосознаваемая ревность со стороны матери. Не будем отметать и пуританские опасения мамы, что созревающая дочка наделает глупостей, «залетит», повторит ее судьбу, разрушит свое и без того зыбкое будущее. Но такие охранительные переживания могут быть скорее предлогом, нежели истинным мотивом выдворения дочери.

Эта вариативность не принципиальна. Вы можете выбрать ту версию, которая вам ближе. Главное, что объединяет все эти мотивы, – между матерью и дочерью существует скрытый, не вполне осознаваемый, конфликт, который и приводит к выдворению дочери.

И возникает главный вопрос истории–почему мама отправляет дочь прямиком в лапы к волку?

Казус волка

Волк… С волком беда полная. Фигура волка оказывается вспоротой, выпотрошенной, но так и не понятой.

Ведь, если волк олицетворяет собой опасного мужчину, зачем мама толкает девочку в его лапы?

Ответ на эту загадку есть. И чтобы увидеть его, нужно разобраться в сущности самого волка.

Главная ошибка понимания волка во всех популярных интерпретациях –безусловное восприятие его как мужской фигуры. Никто не ставит это под сомнение.

Но если разобраться,выясняется, что персонаж волка обладает ключевыми свойствами женского архетипа, и не обладает свойствами мужского. Т.е. волк –вовсе не мужской образ, он не имеет признаков фалличности и не совершает действий, которые можно отнести к сугубо мужскому проявлению.

Что он делает с жертвами? Он их проглатывает целиком. Не разрывает на части зубами, не вспарывает когтями, а просто глотает, поглощает собой. В образе волка подчеркнуто проявляется вагинное свойство– поглощение.

Жертвы, оказавшись в чреве волка, наделяют его еще одним женским качеством - способностью вынашивания в чреве.

Кроме того, волк несет смерть. Смерть, могила, как земное лоно,– это тоже проявление женского архетипа. Волк в нашей истории– это еще и мать сыра земля.

Если волк –женское начало, а не мужское, то какова его рольв сюжете, что он символизирует? Ответ есть в самой сказке…

У меня тоже была бабушка

Ключевой эпизод для понимания структуры персонажей наступает, когда Красная Шапочка приходит к бабушке и видит в ее постели вовсе не волка, который лежит там, а… бабушку. Почему? Да потому что волк – это и есть сама бабушка. Точнее, ее архетипическое проявление.

Бабушка символизирует умершее женское либидо. И бабушка в образе волка символизирует саму смерть. Не только климакс, но и физическое умирание.

Мимикрия волка под бабушку – это не маскировка, а ровно наоборот – проявление того, зачем мать отправила Шапочку именно к бабушке – спрятать подальше ее пробуждающееся либидо - те самые пирожки.

Пирожки и горшочек масла

Вообще, символизм всех предметов прямолинеен и прост. Пирожки – образ женского начала. Не только в визуальном сходстве, но и в способности нести в себе бремя.

Головной убор красного цвета – начало детородного цикла. Эрих Фромм говорил об этом артефакте, как о менструальном символе. По сюжету шапочка появилась у девочки за несколько лет до описываемых событий. Встречается и толкование красной шапочки, как символа уже начавшейся половой жизни, потерянной девственности. На мой взгляд оно радикально и плохо соотносится с другими ключевыми моментами истории.

Горшочек масла – стремление закрыть женское начало от внешнего мира. Буквально закупорить его, изолировать.

Возвращаясь к главному вопросу

Теперь окончательно понятна мотивация матери, отправившей дочь в глухой лес. Там, вдали от мужских глаз, в домике бабушки, девочке предстоит спрятать, похоронить свое пробуждающееся либидо, свое женское начало. И одновременно дать матери свободу для построения собственной жизни.

И цель достигается – волк съедает Шапочку – бабушка забирает, поглощает девочку.

Точнее – цель почти достигается. Ведь на сцене появляются…

Дровосеки или Охотники

Исторически в качестве спасателей сначала появились дровосеки с топорами. В более поздних вариантах они оказались уже охотниками. Каков их образ и в чем его смысл и символизм?

Дровосеки и охотники- олицетворение мужского архетипа. Именно они, а не волк. Почувствуйте разницу.

Во-первых, у них есть топоры или ружья! Этой откровенной фалличности уже достаточно, чтобы закрыть все вопросы об их ключевой мужской роли в этой истории. Ведь топоры и ружья становятся главным инструментом спасения девочки.

Во-вторых, они вспарывают волка, что так же является особенностью мужского архетипа – проникать внутрь, «вспарывать».

И наши охотнички-дровосеки не упускают возможность вернуть к жизни нашу взрослеющую девочку – Красную Шапочку…

Что это значит?

Картина непоправимого спасения

Суть «спасательной операции» теперь настолько интуитивно понятна, что почти требует разъяснений… Но все же.

Если есть сомнения в «непоправимости произошедшего», в сказке есть еще один ключ – сам волк. Точнее – его живот. В структуре мифа пребывание героя в чьем-то чреве всегда отражает трансформацию героя, обретение нового состояния, необратимые изменения, перерождение.

Вот и Шапочка, попав в чрево волка, как в могилу, была обречена на изоляцию, на поглощение мертвым женским началом. Но была спасена путем… вспарывания. И вышла на белый свет преобразившись, в новом качестве. Т.е. вышла женщиной.

И кто же теперь в этой сказке истинный соблазнитель девочек? Правильно – рассекающий топоромдровосек и стреляющий из ружья охотник.

Сняв очки наивности, взглянем теперь на всю историю целиком.

Что произошло на самом деле

Перед нами семья, состоящая из трех поколений женщин, в которой нет явного присутствия ни одного мужчины. Мать, живущая без мужа и в одиночестве воспитывающая дочь. Бабушка, выселенная в глушь, дабы не мешала и не отвлекала своим умиранием. Дочь, у которой начались первые менструации. Разрастающийся конфликт матери и дочери, приводящий к решению матери выдворить девочку к бабушке под предлогом заботы о старом и больном человеке. Там, в глуши, девушка оказывается обреченной жить, взрослеть, превращаться в старую деву.

Мать убеждает себя, что так будет лучше для самой дочери, хотя ее мотивы обусловлены стремлением наладить собственную жизнь.

Но случается непредвиденное, появляется мужчина – охотник до женских прелестей – который успешно «вскрывает» Красную Шапочку из бабушкиного заточения. И Красная Шапочка сразу же возвращается к жизни, радостная и счастливая. Ну еще бы…

Кстати, а что случилось с бабушкой?

Судьба бабушки

Как известно, дровосеки спасают не только девочку, но и саму бабушку. Более того, спасение происходит не иначе, как через физическое проникновение внутрь волка. А волк… - это и есть бабушка. Может быть, она не так уж и стара… И раньше времени сама себя похоронила, пока не встретила охотника, который разглядел в ней живое женское.

Волка, как темное проявление бабушки, не просто убивают, его живот набивают камнями. Не что иное, как образ могилы, которую нужно засыпать, закрыть. Победа живого над мертвым.

Бабушка тоже возвращается к жизни. Дровосеков ведь обычно двое. Вот такие пирожки.

Почему же тогда возникло доминирование идеи, что именно волк является мужчиной и соблазнителем? Тут важно понять, как сказка менялась во времени.

История «Красной Шапочки»

Сказка известна как минимум шесть столетий. И в сохранившихся старых письменных записях никаких дровосеков не было. Волк никого не глотал целиком, он разрывал бабушку на запчасти, дожидался Красную Шапочку, угощал ее кусочками бабушки, убивал кошку, как свидетеля, просил девочку снять одежду и лечь рядом с ним, после чего съедал. И на этом сказка завершалась совершенно трагически. Поскольку устный пересказ был тогда основной формой существования историй, то нередки были случаи, когда рассказчик позволял девочке удрать в последний момент и избежать страшной участи. Так возник альтернативный, более счастливый конец. Независимо от того, заканчивалась ли сказка плохо или относительно хорошо, мораль ее была проста и предостерегала маленьких девочек именно от неосторожных разговоров с незнакомыми мужчинами.

Сказка менялась и в устных пересказах, и в письменных редакциях. Литературную обработку сделал Шарль Перро, позже – братья Гримм. Именно после их обработки появились дровосеки и счастливое спасение девочки вопреки ее поеданию волком. С этого момента и возникает вариант, известный нам.

Нопри кажущемся сохранении основной идеи, эти изменения трансформировали и смысл сказки, и символизм ее персонажей. Возникла совсем иная структура символов и образов. Из нравоучительной истории трагического соблазнения получилась другая история, в которой сексуальная активность является спасением героини он заточения и умирания. Пытаясь сделать сказку более гуманной и более приличной, братья Гримм перевернули ее моральные установки на противоположные, сами этого не заметив. Прекрасная иллюстрация к тому, как искусственное морализаторство разоблачает само себя, отражая потаенный внутренний мир прежде всего морализатора.

Справедливости ради нужно заметить, что неожиданно проявившиеся смыслы на самом деле изначально были заложены в старом варианте сказки. Ведь, даже если убрать дровосеков и нарисовать волка откровенным маньяком, не исчезнут главные вопросы: почему мать выдворяет девочку и в чем заключается их конфликт, неприметный на первый взгляд?

Postscriptum

Уже закончив работу над материалом, я продолжал выискивать незамеченные мной, упущенные трактовки этой сказки. И нашел вот что.

В текстах Марии-Луизы фон Франц, работавшей с Карлом Юнгом и занимавшейся в т.ч. психологической интерпретацией сказок и мифов, нашлось упоминание «Красной Шапочки». К сожалению там нет полного анализа всей сказки. Но в своей работе «Феномены тени и зла в волшебных сказках», рассматривая образ волка в разных сказках, она пишет:

«…в сказке «Красная Шапочка» бабушка, Великая Мать, хочет целиком проглотить маленькую Красную Шапочку, но приходит охотник…»

«… волк становится частью темной фемининной богини и ее темной натуры».

Т.е. даже не погружаясь в полный анализ сказки, фон Франц приходит к заключению о женской природе образа волка в «Красной Шапочке», т.е. к тому же выводу, который побудил меня описать свои поиски смыслов.

http://www.chaskor.ru/article/vse_o_kra ... chke_38385
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 50857
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Re: Красная Шапочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 6:52 am

Несказочные истории: Красная Шапочка

«Красная Шапочка» Шарля Перро… Кто из нас не читал в детстве эту сказку? Кто не знает, о чем в ней идет речь? Кажется, что все в ней ясно, все понятно… И только в процессе обучения психологии я столкнулась со вторым дном этой сказки.

Не все очевидное является именно тем, чем оно представляется, и поэтому «Красная Шапочка» не раз становилась предметом анализа психоаналитиков. Ее «разобрал по косточкам» основатель трансактного анализа Эрик Берн, автор знаменитой книги «Игры, в которые играют люди». И, тем не менее, я снова обращаюсь к этой истории – и к тем Красным Шапочкам, которые находятся вокруг нас.

«Красная Шапочка» - сказка с глубоким сексуальным подтекстом. Не верите? Зайдите в Интернет и так же, как я, наберите название сказки. К моему удивлению, я так и не скачала текст сказки, зато получила море ссылок на различные сайты с содержанием «Только для взрослых». Почему? Да именно из-за этого подтекста. Вспомните, сколько существует анекдотов на тему отношений Красной Шапочки и Волка. И они …как бы это сказать… в общем, при детях и в приличном обществе их не рассказывают.

Итак, история Шарля Перро, которую все Вы хорошо помните. Живет себе с мамой маленькая девочка, испытывающая пристрастие к ярким, красочным голубым уборам. Первый вопрос: где папа этой девочки? Существует ли он в природе или, может быть, умер? Неизвестно. Мы можем оперировать только фактами, а они упрямы: это семья, где нет мужчины.

Итак, мама испекла пирожки и отправила девочку в темный лес. И, несмотря на то, что мама, как сказано в сказке, «любила девочку без памяти», она, тем не менее, недрогнувшей рукой уложила ей в корзинку пирожок и горшочек масла, и велела ей идти к бабушке. Какие у вас идеи? У меня весьма банальные. Первая – мама либо нездорова (возможно, она выпивает, или лечится у психиатра), либо очень наивна. Вторая – мама хочет навсегда избавиться от дочки. Третье – мама решила развлечься и «сплавить» ее из дому. Почему я так думаю? Да потому, что в лесу Красная Шапочка тут же натыкается на Волка, и, как следует из текста, она «еще не знала, как это опасно – останавливаться в лесу и разговаривать с Волками». Мама, взрослая женщина, не могла не знать, что в лесу водятся волки, что там опасно, что маленькая девочка может заблудиться. И, тем не менее, отправляет дочку в лес.

Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда родители, которые обязаны научить своих детей заботится о себе, предупредить их об опасностях, предусмотреть различные варианты развития ситуации, по какой-то причине этого не делают.

Мама Леночки всегда мечтала о модельной карьере для своей дочери. С 12 лет девочка обучалась искусству дефиле, макияжа и общения. Леночка одевалась как принцесса. Она участвовала в конкурсах и показах, и все выглядело очень красиво – до тех пор, пока она не попала на серьезное мероприятие и не подверглась ряду сексуальных домогательств. Лена оказалась шокированной и пожаловалась маме. Та поговорила с организатором и успокоила дочь. Через неделю Лену напоили и изнасиловали. Прошло много времени, сегодня Лене 27, но она до сих пор имеет проблемы в сексуальной сфере, и до сих пор обижается на маму. Блистать на подиуме было мечтой мамы, а не Лены, и мама ни разу не предупредила дочь, что этот бизнес часто связан с угрозами и рисками. Лена ничего не знала и не подозревала, когда входила в «темный лес» – потому что не имела представления о тех волках, которые водятся в модельном бизнесе, и о том, как себя вести. Сейчас она замужем, работает, воспитывает дочь – и говорит, что постарается объяснять своему ребенку многие вещи, которые замалчивала ее мама.

Итак, Красная Шапочка встречает Волка. Рассмотрим каждого из этих героев по отдельности. Что является «визитной карточкой» нашей героини? Правильно, ее красная шапочка. Красный цвет во всех культурах сопряжен с сексуальностью. Это цвет крови, цвет созревших плодов, цвет, ассоциирующийся с возбуждением, со страстью. Если женщина хочет привлечь к себе внимание – она выбирает красный. А если это девочка, которой еще только предстоит стать женщиной? Тогда она, осознанно или нет, может выбирать провокативный стиль в одежде, притворяясь более зрелой, более страстной, чем есть на самом деле. А для чего Красной Шапочке притворяться? Возможно, отсутствие мужчины в семье не позволило сформироваться представлениям об адекватном поведении девушки. Возможно, она наблюдает за одинокой матерью, которая в поисках мужа ведет себя с мужчинами соблазняющее и провокативно. Но снова факт – она выкладывает незнакомому Волку всю правду: куда, зачем и как она идет. Ее не удивляет, что какой-то неизвестный Волк тоже хочет проведать ее бабушку. Она спокойно идет по длинной дороге, рвет цветы и никуда не торопится. Может быть, ее маму тоже навещали такие дяди-Волки, и Красная Шапочка знает, что ей в это время лучше погулять?

А Волк – тоже интересный персонаж. Этакий неразборчивый мужчина, поддающийся на различные соблазны, быстро включающийся в игру с продуманными Красными Шапочками. У него есть план – он хочет съесть сразу двух женщин: и бабушку, и Красную Шапочку. Разумный мужчина расспросил бы о семье. Ведь если ни у бабушки, ни у мамы нет мужа – значит, мужчины в этом семействе куда-то исчезают. Но волк возбужден, и ему все равно. Глупый, наивный простофиля!

Бабушка как будто бы специально подготовилась и уже лежит в постели. Если учесть, что во времена Перро люди вступали в браки рано, то бабушке, очевидно, нет и пятидесяти лет – вполне молодая женщина. И с дочерью не просто так не живет – видимо, ей веселее жить одной на краю деревни. Стучит Волк – а наивная бабушка не отличает его голос от голоса своей внучки. Вот он и дернул за веревочку…

Ну ладно бабушка – ее еще можно оправдать. А Красная Шапочка? Она-то знала, что Волк тоже побежал к бабушке. И ее не удивляет грубый голос «бабушки» из-за двери. Нормальная девочка бы уже давно побежала за помощью, а Красная Шапочка смело входит в домик бабушки. Дальше – больше. Ее не удивляет то, что «бабушка» предлагает поставить корзинку на стол и … прилечь рядом с ней! Если бабушка нездорова – она побоится заразить внучку. И вообще, как-то не принято, придя в гости, ложиться в постель к хозяйке. Но Шапочка покорно укладывается рядом – а если говорить более точно, забирается в постель к Волку – и «наивно» интересуется: почему, дескать, у тебя, бабушка, все такое большое – руки, уши, глаза… Эх, не верится, что Красная Шапочка так наивна! Похоже, что она уже знает, какой конец ждет глупого Волка, и поэтому уверенно играет в свою игру.

История Николая: коренной минчанин, хорошо образованный, интеллигентный. Пришел ко мне после тяжелого и мучительного развода. Когда он встретил Лилию, жил с родителями. Лилия приехала из маленького райцентра на учебу. Николай начал за ней ухаживать. Внешне очень эффектная, девушка была разговорчивой и милой, она заигрывала с Николаем, делала ему комплименты: «ты такой умный», «у тебя такие бицепсы»… Николай таял. Однажды, придя к нему в гости попить чаю, Лилия осталась посидеть – да так и не ушла. Папе Лилия понравилась – она и с ним напропалую кокетничала. Мама держалась настороженно, но Николай списывал это на женскую конкуренцию. После свадьбы, которая состоялась спустя 4 месяца после знакомства, Лилия стала настаивать на размене четырехкомнатной квартиры. Николай сопротивлялся, но невестка так обработала родителей, что те согласились переехать из центра в Серебрянку. Как только все формальности с продажей-покупкой были завершены и молодая прописалась в теперь законном (приобретенном после заключения брака) жилье, она коренным образом изменилась. Скандалы, крики, обвинения… Мало денег, мало денег, ты не мужчина… Николай выдержал недолго. Сейчас он снова живет с родителями, чувствует себя виноватым перед ними – и, поразительно, перед бывшей женой. Хотя формально ему принадлежит половина квартиры, он вряд ли будет судиться... А Лилия живет не одна – из райцентра к ней приехал ее «бывший», и, являясь формально женой Николая, она делит супружеское ложе с другим мужчиной.

Волки всегда в проигрыше – их соблазняют и «кидают», хотя на первый взгляд именно они опасны и коварны. Но Красная Шапочка знает – всегда найдется охотник, дровосек или рыцарь, который заступится за бедную девочку и накажет злого Волка.

Этот момент интересно обыграли создатели сериала «Не родись красивой». В мультике по мотивам фильма главная героиня, Катя Пушкарева, идет по лесу и встречает двух мужчин. «Вы – охотники?»-, спрашивает она. «Уже не охотники»,- отвечают мужчины. Но, к сожалению, охотников (от слова «хотеть») всегда много, и ловкие Красные Шапочки, эксплуатируя свой невинный вид и яркую, привлекательную внешность, заманивают очередную жертву, готовую поддаться на манипуляции.

Итак, согласно сказке Шарля Перро, Волк проглотил Красную Шапочку. Но именно в этот момент мимо проходили дровосеки. Они услышали шум, вбежали в дом, убили волка, распороли ему брюхо, и оттуда вышли целыми и невредимыми бабушка и Красная Шапочка.

Эрик Берн считает, что мораль у сказки такова: Волкам нужно держаться подальше от маленьких девочек и их бабушек и ни в коем случае не гулять по лесу в одиночестве. А по большому счету – дисфункциональная семья порождает те же самые шаблоны из поколения в поколение, и если бабушка как-то «съела» дедушку, мама куда-то подевала папу – то как же внучке нарушить семейное предписание и не развлечь себя подобным образом! Соблазнить – и бросить, использовать – и отвергнуть. Красная Шапочка знает толк в том, как испортить жизнь мужчине, который мнит себя Волком. На самом деле реальный хищник – это Красная Шапочка, невинная и наивная маленькая девочка.

Попробуем определить типичные признаки Красных Шапочек.

1. Красная Шапочка заботится о своей внешности. Она яркая, привлекательная и, несмотря на возраст (неважно, четырнадцать ей, как Лолите, или под пятьдесят), старается казаться невинной девочкой.

2. Красная Шапочка выглядит милой и совершенно безопасной, кажется очень наивной. «О, какая у тебя огромная машина! Как она называется?», - восхищенно спрашивает мужчину Красная Шапочка, которая в темноте назовет не только марку машины, но и ее рыночную стоимость. «О, ты менеджер в крупной кампании!»,- восторженно произносит она, глядя в глаза мужчине и мысленно перебирая в голове кнопки калькулятора для подсчета его зарплаты с точностью до пятидесяти долларов.

3. Красная Шапочка - это женщина, не готовая к зрелым отношениям. Ей нравится играть с партнером, казаться ему тем, кого он хочет видеть. Психологически она застряла между детством и подростковым возрастом. У нее нет сформировавшегося Я, основанного на собственных ценностях, желаниях, планах, знаниях. Поэтому она соблазняет – но не способна удерживаться в близких человеческих отношениях Выходом для нее является смена партнеров: каждый через некоторое время оказывается Волком и должен быть «убит».

4. Красная Шапочка – мастер создания треугольников. Она, вероятнее всего, часто бывает «третьим лишним» в своем детстве (мама, Шапочка – и периодически появляющийся кто-то). Поэтому у нее в запасе есть еще кто-то, спасающий ее от Волка, позволяющий играть до тех пор, пока игра ей не наскучивает или пока Волк не требует серьезного отношения к себе.

Марианна жила с мамой до тридцати лет. Встречалась с мужчинами, но каждый через время ее разочаровывал. Когда она встретила Андрея, во всех отношениях положительного и самостоятельного мужчину, мама настояла на том, чтобы дочь перестала перебирать и, наконец, вышла замуж. Однако жизнь молодой семьи оказалась очень сложной. Андрей – военнослужащий, уходит рано, возвращается поздно. Он вполне современный мужчина, и, понимая, что жена тоже работает, предложил разделить обязанности. В «свои» дни Андрей честно готовит еду, убирает, ходит в магазин. У Марианны (за которую раньше все и всегда делала мама), всегда есть оправдания – забыла, не успела. Через некоторое время Андрей показал свою «волчью» часть – поссорился с Марианной и высказал все свои претензии. На что Марианна быстренько собрала вещи и ушла к маме. Мамочка услышала историю об «эмоционально тупом, жестоком военном, который хочет испортить ей жизнь и заставить трудиться, как рабыню». Мамочка мгновенно превратилась в охотника и понеслась «убивать» Андрея. Но, поговорив с зятем, поняла, что ее дочь, мягко говоря, преувеличивает, и попыталась на нее повлиять. Тогда дочь забрала вещи и уехала к бабушке, которая тоже живет одна. Теперь бабушка спасает ее от злого и коварного мужа-Волка, муж чувствует себя виноватым и просит Марианну вернуться, а она встречается с новым поклонником, который, как она надеется, не будет таким черствым и грубым.

5. Спасатель Красной Шапочки часто сам оказывается следующей жертвой в длинной цепочке волков. Вначале он ее спасает, потом оказывается отвергнутым, обесцененным и обвиненным. Ее собственная «волчья» часть отщепляется и проецируется на партнера. Тогда Красной Шапочке нет необходимости задумываться о себе и о том, что, видимо, она не совсем в порядке – это партнер не в порядке, а она всегда O'K.

Сергей встречался с Лизой недолго: три дня, после чего она сама приехала к нему домой и «запрыгнула» в постель. Однако на следующий день Лиза позвонила Сергею и сказала, что она была в милиции, сдала анализы и написала заявление об изнасиловании. Если он не хочет сидеть в тюрьме – за скромную сумму в тысячу долларов она заберет заявление. Сергей нашел деньги, но до сих пор боится девушек. А Лиза, как оказалось, проделывает этот фокус регулярно – тем и живет.

6. Красная Шапочка всегда оказывается в выигрыше. Она – профессиональный игрок, который «затягивает» Волка на свое поле и там делает то, что ей нужно. Выиграть у Красной Шапочки невозможно, доказывать или переубеждать ее бесполезно. Она получает удовольствие от самого процесса, она искренне считает, что именно Волк виноват во всех ее бедах, и что он должен понести наказание за свои прегрешения. Она очень убедительна в судах по разделу имущества, по требованию опеки над детьми (естественно, с полным запретом на встречи детей с бывшим мужем), в рассказах о кровопийце-свекрови (которая сама может быть Красной Шапочкой и спасать своего сына от этой волчицы), в историях про то, как ее пытаются «съесть» на работе (даже если она сама уже прошла по трупам десяти своих начальников и подчиненных).

7. Красная Шапочка – плохая мать, жена и сотрудник. Она производит хорошее впечатление при первом знакомстве, но разрушает жизни окружающих ее людей, каждый из которых рано или поздно окажется Волком. Дочерям она передает свое мироощущение, и те рано или поздно тоже превращаются в Красных Шапочек, «не знающих» о существовании Волков и умеющих недрогнувшей рукой снимать с них шкуру. Чтобы выжить рядом с ней, мужчина должен быть и Волком, и охотником, и мамой, и бабушкой в одном лице. Но это тяжкий труд – жить с такой женщиной (или мужчиной – они тоже бывают Красными Шапочками).

Поэтому опасайтесь Красных Шапочек – молодых и старых, женщин и мужчин, ибо будете убиты – не физически, так психологически, будете несправедливо обвинены, и будете очень сожалеть о том дне, когда Красная Шапочка возбудила в вас тщетные надежды своими речами, внешностью и льстивыми словами о том, что в вас есть что-то грандиозное.

Наталья Олифирович
https://www.b17.ru/article/1004/
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 50857
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Re: Красная Шапочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 6:59 am

«Красная шапочка». Красный цвет символизирует активную жизненную позицию, сексуальность. Вместе с тем – это цвет крови. В зашифрованном виде нам показывают, что героиня сказки достигла возраста менструаций, т.е. из ребенка она стала девушкой. Она погружается в Мир Бессознательного (лес) и встречается там с образом страшного Волка, который хочет съесть ее и бабушку.

Девушки, которым нравится эта сказка, вероятнее всего, получали от своих матерей определенные послания про мужчин. Например: «Мужчины – это животные, которые зациклены на удовлетворении физиологических потребностей: секс, еда, сон». « Контакт с мужчиной неизбежно приводит к растворению в нем, его жизни, потере своей индивидуальности и интересов».

Девушкам с детства внушается недоверие, страх перед мужчиной. Партнерский контакт, основанный на близости и доверии невозможен. Чтобы жить рядом с мужчиной и сохранить себя непременно нужно манипулировать, лгать, хитрить, а на всякий случай иметь скрытое оружие в виде компании дровосеков с их ружьями, которые при необходимости умертвят страшного Волка.

Коротко говоря – «Хороший мужчина – это мертвый мужчина». По ходу сказки Красная шапочка из возможной жертвы становится сообщницей агрессора. Такие девушки, опасаясь быть растворенными в чужой жизни, могут искать мягких по характеру партнеров, чтобы подчинить их своим интересам, «растворить» в собственной жизни. Либо соблазняются агрессивными, брутальными, авторитарными мужчинами, и со временем действительно «поглощаются» партнером.
https://www.b17.ru/article/28938/
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 50857
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Re: Красная Шапочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 7:29 am

Pиcкoвaннoe пpиключeниe

Личным вызoвoм в paмкaх cюжeтa Кpacaвицы и чyдoвищa мoжeт cчитaтьcя poдcтвeннaя cкaзкa Кpacнaя Шaпoчкa . Дeвoчкa вcтpeчaeтcя c чyдoвищeм, нo вeдeт ceбя c ним oчeнь пpaвильнo , тaк кaк coвeтoвaлa мaмa (вoплoщaя лoзyнг Еcли я бyдy пpaвильнo ceбя вecти, co мнoй ничeгo нe cлyчитcя, дaжe ecли oн Чyдoвищe ). Oт пpeждe paccмoтpeннoгo cхoднoгo cцeнapия, этoт oтличaeтcя кpaткoвpeмeннocтью и дocтaтoчнoй cлyчaйнocтью вcтpeчи. Этa cкaзкa oпиcывaeт cкopee pиcкoвaнныe пpиключeния нa гpaни экcтpeмaльнoй пcихичecкoй (дa и физичecкoй) битвы.

Здecь Кpacaвицa Кpacнaя Шaпoчкa нepeдкo нaщyпывaeт гpaницы тepпeния и выдepжки мyжчин. Ей кaжeтcя, чтo oнa cпocoбнa oбщaтьcя c любым oпacным мyжчинoй и "нe пoддaтьcя" eмy или "cдeлaть eгo". Ей нpaвитcя oпacнaя игpa, и oнa нaмepeнa ee выигpaть; пpи этoм пepиoды бeзpaccyдcтвa в ee жизни cмeняютcя пepиoдaми cильнoгo cтpaхa пepeд мyжчинaми. Еe (кaк и Кpacaвицy!) мaлo пpивлeкaют oбычныe мyжчины, зaтo интepecны cтpaнныe, чyдaки или плoхиe пapни. Пpи этoм цeлью cюжeтa oкaзывaeтcя нe cчacтливый coюз, a нaкaзaниe пpecтyпникa. B paмкaх клaccичecкoгo cцeнapия cвoeй cкaзки, жeнщинa coблaзняeт мyжчинy и пpoвoциpyeт eгo нa бoлee близкиe oтнoшeния, зaтeм oбвиняeт eгo в тoм, чтo oн eю вocпoльзoвaлcя. B дaльнeйшeм цeлью мoжeт cлyжить yнижeниe и oбecцeнивaниe пapтнepa или жe бoлee мepкaнтильнaя выгoдa, дaжe зaмyжecтвo. Пocлe paзpывa oтнoшeний c мyжчинoй (дaжe пo ee инициaтивe), y Кpacнoй Шaпoчки нepeдкo вoзникaeт жeлaниe oтoмcтить "зa вce, чтo былo", хoтя дo кoнцa мoжeт и нe быть ocoзнaвaния, в чeм имeннo этo вce зaключaeтcя. Oчepeднoй aкт зaключaeтcя в вызoвe Спacитeля Дpoвoceкa, кoтopый пpeкpaтит coциaльнoe cyщecтвoвaниe Чyдoвищa.
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 50857
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор


  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Психоанализ

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: anaschu, Алексище, Андрей Колокольников, светлая_, DeepShadow, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, Gothic Lolita, irrashine, Kagesai, Orcus, Prad, Speranza, sute_girl, TailWind, tort000, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Zevs, Манюня