Морозко

Морозко

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 3:39 am

Морозко

Сюжет в двух словах.

Злая мачеха хочет избавиться от падчерицы, нахлебницы Марфушки. Как выясняется в начале сказки, девушки работящей и безропотной. Мачеха приказывает мужу отвезти бедную девушку в лес и оставить там, заживо схоронить, выдать замуж за Мороза: буквально, заморозить. Старик – отец не смеет ослушаться сварливой жены: привозит дочку в бор, оставляет её возле большой сосны и возвращается домой. Но девушка не умерла. К ней приходит Морозко (праобраз жениха). И предлагает ему послужить. Он трижды спрашивает у Марфушки «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?». После доброжелательного ответа Морозка укутывает замерзающую гостью шубами, усаживает в сани и привозит к себе домой, затем показывает работу, которую она должна выполнить. Девушка старается и трудится на славу.

Спустя некоторое время падчерица приезжает домой живая и здоровая, с богатыми подарками. Когда мачеха видит падчерицу в новой шубе и с приданым, она решается послать в лес свою родную дочь. Однако на вопрос «Тепло ли тебе, девица?» её дочка отвечает грубо Морозке. И Сани привозят её домой мёртвую.

Интерпретация.

Если в двух словах о выборе этой сказки, то не исключено, что с помощью неё, он пытается решить проблему с матерью. То есть, проблема такого клиента: упрёки к матери. В этом ракурсе события из сказки «Морозко» можно интерпретировать неоднозначно.

Клиент не чувствует любви к матери в силу того, что не научился любить или его не научили. В этом случае, при хорошем отношении матери к дочери, с её стороны идёт ревностное конкурирующее отношение к матери, борьба за внимание отца. В сказке старик-отец предпочёл женуи и увозит родную дочь прочь от дома. Эта проблема выбора между родной дочерью и женой, где отец занимает позицию жены, может травмотично сказываться на психике клиента. Здесь речь о компенсациях эгоистичного клиента, который не может справиться с такой ревностью самостоятельно и выражает её через стремление к гиперапеке, сверхпривязанности и нехватку внимания.
Как правило, это клиент, которого «недовоспитали», который до сих пор не вырос и смотрит на жизнь «глазами ребёнка». Он слишком эгоистичен, притязателен к окружающим, не разборчив в выборе друзей и окружения. Часто претерпевает фиаско в работе и в общении с близкими и противоположным полом, ведёт себя как капризный ребёнок. Скорее всего, в детстве его окружали гиперопекой, и мать была слишком озабочена и деспотична в плане воспитания. Такому клиенту нужна помощь и поддержка терапевта в том, чтобы увидеть себя и своё поведение со стороны. Попробуйте проиграть с ним позицию матери в работе со стулом (техника гештальт). Его задачей будет освободиться от навязчивого контроля, от его «матери в голове». Для этого очень хорошо подойдёт техника «Любовных писем», «Писем чувств» (Джон Грей).

2. Клиент занимает позицию слабого и зависимого и находится в роли падчерицы у родной матери. Это происходит в том случае, если мать жёстко конкурировала с дочерью, находясь в зависимых и созависимых отношениях с мужчинами. При таком раскладе с фрустрирующей матерью, скорее всего, что в детстве клиента унижали и обижали. Мать, которая сама так и не стала взрослой целостной личностью, обладала деструктивными тенденциями и стервозным характером, могла завидовать молодости и красоте дочери. В терапии с таким клиентом, прежде всего, нужна поддержка психотерапевта в том плане, чтобы он сам увидел в клиенте сформировавшуюся целостную личность, которая заслуживает уважения. Специалисту важно найти ценностные качества в клиенте, помочь ему раскрыться, найти его ресурсность и соззидательные тенденции, за которые он смог бы себя уважать. Но самое главное, это проработать с его обидами и прощением, для того, чтобы отказаться от жизни прошлым, освободить «чемодан прошлых отношений», выбросить из него мусор на свалку. Для этого очень хорошо подойдёт та же техника «писем чувств».

Не работая с прошлым, мы мало что можем изменить в настоящем клиента, повлиять на его судьбу в будущем. Ведь зачастую, побывав в деструктивных и разрушающих отношениях, клиент и дальше ищет «не завершённого гештальта» . Всю жизнь стремиться что-то кому-то доказать – матери, отцу, себе, мужу/жене. Это бег по замкнутому кругу. Подобное притягивает подобное, и так далее.
(С) Бакаева Лалена
https://www.b17.ru/article/60937/
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 75733
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Морозко

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 7:06 am

Женская судьба в сказке МОРОЗКО

Сказки – это не просто развлекательная часть нашей жизни, они несут в себе глубокий смысл. Многие анализирует их с иронично-бытовым значением, то есть тот герой хороший и добрый, а тот злой и плохой. Но на самом деле архаичные сказки зачастую имеют не один смысл – прямой, который мы видим, а еще и сакральный, внутренний тот, который скрыт от нас. Он известен только для посвященных. Давайте сегодня прикоснемся к тайне, и чуточку расширим свое сознание, посмотрев на привычные вещи глазами посвященного предка.

Разберем «Морозко» и сказки с подобным сюжетом: «Мачеха и падчерица», «Мороз Иванович», «Госпожа Метелица» и пр.

Древний обряд
Морозко – это одна из самых древнейших сказок, она помнит еще те времена, когда наши предки жили в пещерах. Глубинный её смысл – прохождение инициации. Что такое инициация? Это обряд, знаменующий собой переход личности на новую ступень. Для проведения его древние люди изгоняли своих детей-подростков из пещеры и лишали их огня. Огонь – символ жизни, сама жизнь для древних людей. И подростки должны были выжить в столь суровых условиях. Конечно, выживали не все. Но те, кто прошел инициацию возвращались к племени, получали право жить самостоятельно, жениться или выходить замуж, иметь детей.

Как это прослеживается в сказке Морозко?
По сюжету этой сказки злая мачеха выгоняет падчерицу в лес, и вывозит ее туда родной отец. Абсурдно звучит: родной отец вывозит свое дитя на смерть!

«Наконец доехал до бору, своротил с дороги и пустился прямо снегом по насту; забравшись в глушь, остановился и велел дочери слезать, сам поставил под огромной сосной коробейку и сказал: «Сиди и жди жениха, да мотри — принимай ласковее». А после заворотил лошадь — и домой».

Но на самом деле, если мы примем во внимание тот факт, что все обязаны были проходить обряд инициации, и именно родители способствовали его прохождению, то все становится на свои места.

Что же касается мачехи, то ее в сказке придумали гораздо позже. Так как сам факт мачехи- явление позднее, связанное с появлением собственности. Инициацию забыли, а сказка сохранила сюжет, и логика в нем потерялась. Вот современные авторы мачехой заменили истинную мотивацию.

Посвященная

Очень важный момент. Для того, чтобы пройти инициацию девушка должна быть посвященной. То есть знать.

Посвящение происходит путем смирения. Мы видим, что старикова дочь трудится и ни слова в ответ не молвит, зато старухина дочь остра на словцо и ленива.

В одном из старинных вариантов сказки «Мачеха и падчерица» есть сюжет о встрече мышки с падчерицей. Мышь просит у девушки поесть.

Мышка прибежала:
— Девушка, девушка, а кашки на ложку, блинка липяток!
Падчерица дает ей кашки и блинков, не жалея. Почему? Она знает, что мышь – хтоническое животное. Она обитает и наверху, и под землей, являясь проводником и посредником между миром живых и миром мертвых.

А игра в прятки с Медведем символизирует игру со смертью. Равно, как и Мороз, означает для древних смерть. Для того чтобы выиграть в эту страшную игру нужен посредник, мышь очень подходит для этой цели. За еду мышь помогает девушке и превращает её в иголку:

«Пришел девушку йисть, мышка опять так же девочку сделала иголочкой, в веничек влипила».

А сама вместо девочки играет с медведем в прятки. Конечно, медведь хитрую мышь не поймает. Ведь мышь знает все секреты нижнего мира. Так посвященная падчерица с помощью проводника прошла испытание, получила богатство и поехала с отцом домой.

В отличии от падчерицы родная старухина дочь жадничает, «дернула мышь сковордником». В итоге проигрывает, не получая ни жениха, ни богатство. А в более старых вариантах сказки медведь ее съедает.

Какую женскую проблему показывает Морозко?
Психологический же смысл этих сказок таков: часто они являются любимыми для женщин, которые не смогли пройти инициацию. В современном варианте — не смогли взять ответственность за свою жизнь на себя, остались инфантильными, «родительской дочкой».

Если сказка Морозко ваша любимая, то стоит позадавать себе вопросы. Что нравится в этой сказке? Что считаете ужасным и неприемлемым? Чем она вам так запомнилась? Стоит поискать аналогии со своей жизнью. Возможно вы прольёте свет на вопросы, которые давно стоят перед вами. Ведь «сказки прыгают из мозга в мозг и всё», в них есть ответ на любой вопрос.

Больше моих статей на bratkova.com
Виктория Николаевна Браткова
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 75733
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор


  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Психоанализ

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Айрин1, Атех, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Irina1977, Neo, Start_error, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]