Несказочные истории: Русалочка

Несказочные истории: Русалочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 6:50 am

Несказочные истории: Русалочка

Время иногда любит рассказывать новые истории, а иногда повторяет старые… Слушая за чашкой кофе или чая истории подруг и знакомых о семейной жизни, вы, наверное, не раз ловили себя на ощущении «дежа вю» – это уже было, вы уже встречались с этим. Интересно то, что в вашей собственной семейной жизни такого, возможно, не случалось. Но это обязательно происходило с кем-то раньше.

Почему же мы знаем об этом и откуда? Почему – да потому, что в реальности существует не так много вариантов развития отношений между мужчиной и женщиной. Как встретились? Кто за кого «боролся»? Какие встречались препятствия? Поженились или нет? Если да – то: как жили, сколько жили, какие конфликты мешали счастью? И наступил ли в конце долгожданный happy end – умереть в один день?

Именно поэтому истории про отношения мужчин и женщин так популярны. О них пишут книги, снимают сериалы, рассказывают по радио. Каждый из нас сравнивает свою жизнь с жизнью виртуальных персонажей и либо делает собственные выборы, основанные на анализе и понимании ситуации, либо действует в точности как герой фильма или романа.

Психологи давно заметили, что есть люди, живущие по определенному сценарию. Зная сценарий, можно предсказать, что будет в последней серии. Однако, несмотря на то, что некоторые люди понимают многое про свою жизнь, он ничего не меняют. Драмы и мелодрамы, комедии и трагедии, мистика или детектив – как определить, что именно движет вами в вашей жизни? Какую роль вы играете? Выбрали вы ее сами или кто-то вам ее навязал?

Анна встретила своего любимого на первом курсе университета. Первый день занятий, ожидания чего-то нового и необычного, страх и восторг одновременно. Аудитория со ступеньками, люди вокруг… И в этот момент появился Он. Он встал за кафедру, начал говорить – но Анна ничего не понимала. Она смотрела на Него и удивлялась – как же она жила раньше, не зная о Нем.

С этого дня ее жизнь обрела «смысл» - она жила для Него. Через месяц, пообщавшись с опытными старшекурсницами, Анна поняла, что ей делать. Нужно во всем добиваться превосходства – быть лучшей студенткой, чтобы попасть к нему на курсовой проект, а потом – на диплом. Нужно следить за внешностью, быть красивой, чтобы Он ее заметил – ведь вокруг столько привлекательных девушек. Анна не могла с ним разговаривать – после лекции он уходил, да и о чем студентка может разговаривать с доцентом?

И Анна начала воплощать свой замысел в жизнь. Это все давалось ей ценой огромных усилий. Жесткий график, много работы, отказ от развлечений… Она стала почти лучшей на своем курсе. Ее замечали, о ней говорили. Она записалась к Нему на курсовой проект и получила легальную возможность проводить с ним такое драгоценное для нее время. Через год он уже называл ее не иначе как «Анечка». Но дальше деловых отношений не шло. Ему было чуть за тридцать, Он был разведен, и Анна мечтала о нем как о мужчине, о взаимной любви, браке.

На четвертом курсе у них вышла первая совместная статья. На пятом их исследование и публикация вызвали дискуссию. Получив диплом, Анна не раздумывала – конечно же, аспирантура! Она будет рядом с Ним, будет его видеть, у них все сложится – и так они проводят много времени вместе. Анна получила грант молодого ученого на исследование, они даже выпили по этому поводу по чашке кофе в университетском кафетерии… А потом она узнала, что Он снова женится…

Анну накрывали волны тоски и безысходности. На тот момент она уже 7(!) лет безответно любила мужчину, причем он не догадывался об этой любви. Ей было 24 года, оставалось еще немного до защиты диссертации – но у Анны опускались руки. Однако она собралась, пережила свадьбу любимого и решила – он все равно будет моим.

Вокруг симпатичной девушки вились поклонники – но она ни разу не ходила на свидание, не целовалась, не флиртовала и не кокетничала. Да и смысла в этом не видела – зачем, если есть Он! И в то время, как ее ровесницы приобретали важный опыт и превращались в девушек, учились строить отношения с мужчинами, расставались и влюблялись, Анна оставалась в своем тайном мире, полном надежд и фантазий.

В 25 она стала кандидатом наук. В день защиты она была особенно хороша, и после банкета набралась смелости и призналась ему в любви. Он был тронут, польщен… Но не более. Второй брак оказался удачным, он дорожил женой и поэтому, смеясь, сказал, что будет ее любить – но только как отец.

Жизнь в один момент потеряла смысл. Анна вдруг поняла, что ее мир рушится. Она потеряла опору – и, хотя опора была виртуальной, Анна оказалась словно парализованной. Пока нужно было возиться с бумажками, пока Анна ожидала диплом кандидата наук, она еще держалась. А потом ее накрыло волной – и она наглоталась таблеток. Вовремя пришедшая подруга откачала Анну. Она была первой, кому Анна излила свою душу. А потом пришла на консультацию с вопросом: что делать?

Скажите, вы никогда не слышали эту историю? Конечно, вам читали ее в детстве. Догадались? Сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка». Анна, как и Русалочка, влюбляется в неподходящего кандидата. Русалочка из водной стихии, Принц – земной человек. Анна – молодая наивная девушка из обычной семьи, он – старше на 15 лет, ученый муж. И там, и там мезальянс, а такие союзы редко бывают счастливыми. Русалочка отказалась от своего Я, превратившись из получеловека-полурыбы в девушку с ногами – чтобы быть такой как Принц. Но каждый шаг причинял ей боль. Анна из молодой девушки-мечтательницы превратилась в ученую даму, думающую только о науке, считающую только профессиональную литературу, не тратящую время на развлечения – правильно, чтобы быть такой, как Он. Но эта жизнь причиняет ей боль.

Русалочка отказалась от своего голоса в обмен на право быть человеком. У Анны тоже нет голоса. Она не может говорить своему избраннику правду, она молчит о своих чувствах, она ждет, что он догадается. Но люди не умеют читать мысли друг друга – и он находит женщину, которая ему подходит в качестве жены. А Анна, как и Русалочка, умирает – одна становится духом воздуха, выбирая между своей жизнью и жизнью Принца, другая совершает попытку суицида, не имея возможности быть с любимым… Грустно – потому что сказка должна бы чему-то научить, а не научила.

Сколько вокруг нас Русалочек! Худых и толстых, умных и глупых, успешных и не очень – но всегда несчастных. Русалочки любят неподходящих им мужчин – и этим все сказано. Любовница, которая годами ждет, что ее возлюбленный уйдет от жены; топ-менеджер, спасающая фирму и ожидающая любви и признания от начальника; молчаливая подруга, в любое время суток принимающая своего друга, в очередной раз обиженного и брошенного коварными женщинами – все это Русалочки. Вот их важные признаки:

1. Они не умеют говорить. Русалочка лишена своего голоса. Она боится испортить отношения, или знает, что с мужчинами так нельзя – поэтому всегда молчит, не выказывает своего недовольства, не предъявляет претензий, не говорит о желаниях.

2. Они очень терпеливы. Русалочка терпит все невзгоды, она ждет и верит, даже если Принц уже 20 лет обманывает ее.

3. У них есть проблемы в сексуальной сфере, или, если шире – проблемы с женственностью. Изначально Русалочка живет в воде, ее нижняя часть тела – рыбья. Именно рыбой называют в народе холодную женщину. Это может быть непринятие себя как женщины, сложности в любовных отношениях с мужчинами, асексуальность, замороженность. Может быть, поэтому и выбирают недоступного мужчину.

4. Их родительские семьи дисфункциональны. Русалочку воспитала бабушка, то есть рядом не было родительской пары с гармоничными отношениями, и Русалочке неоткуда было взять модель их построения. В семье или мать терпит любое поведение отца, или последнего вообще нет.

5. Другой для Русалочки важнее, чем она сама. Русалочка разрушает собственную жизнь, готова идти на любые жертвы, чтобы только ее любимому было хорошо. Это может быть и тихое существование рядом с любимым. Помните, как в старой песне Аллы Пугачевой:

Пройти, не поднимая глаз,

Пройти, оставив легкие следы,

Пройти хотя бы раз

По краешку твоей судьбы.

Они и ходят по краешкам чужих судеб, забывая о собственной жизни.

6. Русалочка всегда проигрывает конкуренцию другой женщине. Это вытекает из пунктов 1, 2 и 3. Другие женщины воюют за своих мужчин – а Русалочка молча ждет. Ее можно проигнорировать, бросить – и она все равно останется преданной своему Принцу.

7. Они много фантазируют. Жизнь в реальности бывает грустной и беспросветной, а мечты прекрасны. В мечтах Русалочка живет со своим Принцем, и там все хорошо. А реальность – как водится, сурова.

Как быть, если вы распознали в себе Русалочку?

Во-первых, всегда нужно определиться: вы по-прежнему хотите быть персонажем этой истории? Ведь есть и другие истории об отношениях мужчин и женщин, более счастливые. Если ответ «да» – вы знаете, как заканчивают Русалочки. Максимум, на что можно рассчитывать – это духовная близость. Если же вы хотите семью, детей, сексуальных отношений и ваш ответ «нет» – переходите к следующему пункту.

Во-вторых, нужно выяснить, как давно это с вами. На месяц-другой влюбиться в коллегу, мужа подруги или Мела Гибсона – с кем не бывает. Но если это длится годами – значит, вам нужна помощь, и скорее всего, профессиональная. К этому времени родители и подруги уже обычно несколько сотен раз говорили: «брось его», «ваши отношения бесперспективны», «он тебя не любит», «он тебя использует». Вы уже устойчивы к их словам – психолог же способен говорить так, что вы сможете его услышать.

В третьих, постарайтесь самостоятельно проанализировать, какая ведьма забрала ваш голос и не дает вам говорить о своих чувствах и желаниях. Ведь когда вы говорите о своей любви – есть шанс услышать «нет», пострадать некоторое время и найти другой, более подходящий объект. Если же ваш Принц вас не слышит – значит, он глухой. Подумайте, готовы ли вы овладеть языком жестов, чтобы каждый раз доносить до него, чего вы хотите. К тому же Принц готов терпеть рядом немую Русалочку – и неизвестно, сколько он выдержит вас рядом, если окажется, что вы не просто удобная мебель, а человек со своими мнениями, представлениями, желаниями.

Может так случиться, что вы – Русалочка, и вы замужем. Но при этом вы бессловесны, все терпите, готовы жертвовать всем ради мужа. Задумайтесь – для чего вы так проживаете единственную жизнь? Можете ли вы ее изменить в лучшую сторону?

Мария прожила с мужем достаточно долгую жизнь – 25 лет. Выросли и ушли дети, а она по-прежнему одинока. Муж был женат на своей работе, она воспитывала детей, готовила, стирала, убирала. Сейчас они живут как чужие. Нет общих интересов, и если раньше она думала, что все наладится, то теперь поняла, что нужна мужу только как функция. Мария никогда не говорила ему, что хочет, чтобы он был рядом, что ждет его помощи. Она просто любила его, заботилась о нем, а когда обижалась – молча плакала. Теперь муж по прежнему работает, Мария по-прежнему надеется. Но после 50-ти лет люди не очень меняются – и ей остается только жить в своем замкнутом мирке и думать: где же я ошиблась? Что было не так?

Сейчас, глядя различные сериалы и передачи, Мария поняла, что в семье не было настоящей близости, не было нормальных супружеских отношений. Когда Мария вышла замуж, она была молодой и сексуально незрелой. Муж то ли из-за работы, то ли из-за ее неопытности, то ли из-за наличия других женщин быстро потерял к ней интерес. Уже 15 лет они не занимались любовью. И внешне, по формальным признакам в их семье все нормально – а в реальности холодно и пусто. Муж занят и не готов уделять ей время, а она вдруг остро почувствовала свое одиночество. И как сложно говорить сейчас о таких простых, но важных вещах – о близости, о понимании, о желании быть вместе не формально, а по-настоящему.

Все хорошо делать вовремя. И у меня есть хорошая новость – Русалочки излечимы. Можно восстановить голос, можно справиться с болью от хождения, можно принять свою женственность и стать счастливой.

А можно продолжать мучительно любить и молчать.

Выбор за вами!

Наталья Олифирович
https://www.b17.ru/article/514/
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 75647
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Несказочные истории: Русалочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 7:07 am

"Благородные" страдания Русалочки

Недавно читала дочке сказку Андерсена про Русалочку, которая пожертвовала сначала свой прекрасный голос, а потом и совсем умерла из любви к Принцу.

Возможно, я чего-то не вижу в этой сказке, если вы видите, то поделитесь со мной, пожалуйста. Потому что сказка эта во мне вызвала несколько сильных эмоций, размышлениями о которых я и хочу поделиться.

Во-первых, меня поразило окончание сказки - главная героиня умерла. А герой этого не заметил и не оценил, конечно. Это просто вводит меня в ступор. Хоп - и конец. Хоп - трагедия. А где же так любимый нами Хэппи Энд?

Чему учит такой конец? Если твой любимый мальчик женился на другой, твоя жизнь окончена и все твои жертвы были напрасны! Лучший выход - слиться с пеной морской.

А сама идея женской жертвы как красиво и благородно преподносится - влюбилась в парня, сходи к ведунье, пусть она тебе наколдует его внимание, и заберёт в замен самое лучшее и ценное.

Вот только что стоит за этими образами? Какая пропаганда?

Причём в этой же сказке есть история с хорошим финалом - другая героиня, чьё имя мы не знаем, но которая нашла принца на берегу, вышла за него замуж. Мы не знаем, какая история привела её в тот день на берег, через что она прошла в своей жизни до этого момента. Возможно, она шла на берег, чтобы избавиться от страданий по другому парню. Не знаю. Но есть факт - она стала принцессой, женой принца, и у неё есть все шансы потом стать Королевой.

Только вот эта история проходит мимо детского внимания. Мы не знаем её предыстории, зато автор очень красочно показал нам предысторию Русалочки, причём применил именно красивые образы - любимая бабушка, подружки-сестрички, любящий отец, красивое беззаботное детство, любовь к прекрасному принцу - это то, о чём мечтают многие девочки, и именно с Русалочкой они себя и отождествляют.

И за неё начинают переживать. За ней начинают повторять - влюбляться и жертвовать собой.

И подобная тенденция ведь есть не только в "Русалочке" - большинство мыльных опер "поют" нам о том, как благородно страдать ради любви. Разве что эти оперы заканчиваются красивее - свадьбой во дворце и детишками. А здесь вроде как показана реальность жизни как она есть, как бывает "на самом деле".

То есть страдания возводятся в нечто "правильное, полезное, благородное". Если женщина не страдала, вышла замуж, то она "с*чка, б***дь" и тд. А кому хочется подпадать под эти определения - вот женщины и начинают придумывать себе страдания, чтобы было "справедливым" получение разных приятных бонусов от жизни.

В целом, позиция Русалочки описывает подростковый возраст - именно так в омут с головой, не думая о средствах, о том, что шансы ничтожно малы, подростки бросаются в любовь (точнее бы сказать - в страсть) и в другие авантюры.

И для девушек/юношей 14-18 лет это нормально. Хорошо бы, чтобы в этом возрасте они больше доверяли родителям, а не ведьмам-колдуньям. Но когда "Русалочке" уже далеко за 30, а она продолжает искать страдания, вечерами напролёт упиваясь мыльными операми, а днём пишет подобные же "оперы" из своей жизни...

Пора бы уже Русалочкам взрослеть. Становиться более мудрыми. Я не говорю про отказ от чувств, от любви. Я о том, чтобы проживать любовь по-взрослому. Я о том, чтобы чувствовать ярче, глубже, острее.

Беда взрослых Русалочек не в том, что готовы заплатить некую цену за свои желания, а в том, что они платят эту цену слепо, не просчитывая шаги вперёд, не оценивая шансы.

У Русалочки был шанс? Был. Но микроскопически микроскопический, который после её жертвы стал практически ничтожным. Если в 15 лет можно верить в то, что я же благородно страдала, значит, он меня оценит и женится. То в 30 важно понимать, что благородные страдания - это ни о чём. Важны действия. Конкретные шаги и желательно мудрые.

В конце концов, она могла поделиться своими чувствами с отцом, сёстрами, бабушкой. Проговорить то, что есть. А у неё всё как в песне - "я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила". На эту тему хочется целую статью написать, очень много у нас иллюзий на тему любви и благородных страданий ради неё.

Если кто-то знаком с биографией Андерсена, буду благодарна за ссылку или подсказку - где можно прочитать, что и как происходило в его жизни. Потому что "Русалочка" - это далеко не единственная сказка с таким странным окончанием - "Оловянный солдатик", "Пастушка и трубочист", а "Девочки и спички"?!!!

Я не берусь судить талант или личность автора. Возможно, я действительно чего-то не вижу, что скрыто глубоко-глубоко в его историях. Но тогда важно это знать. Ведь простое прочтение сказки даёт шаблоны поведения. Когда мы становимся взрослыми, мы даже не понимаем, почему мы поступаем так или иначе. А это всего навсего разворачиваются сценарии, которые мы несём из детства - так поступали наши близкие, так поступали любимые нами герои, так поступало большинство взрослых людей в нашем окружении в детстве.

Я не против того, чтобы читать детям сказки. И даже не за то, чтобы читать "правильные" сказки. Я за то, чтобы обсуждать с ними прочитанное, увиденное, помочь им прожить то, что с ними происходит в жизни, прожить эмоции, которые у них возникают, помочь сформировать своё мнение.

На мой взгляд, нет однозначно плохих или однозначно хороших сказок (фильмов, мультфильмов и тд), есть наше отношение к тому, что написано. Либо слепое следование.

Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением о сказке про Русалочку и вообще о сказках, которые написал Андерсен. Как, на ваш взгляд, они влияют на неокрепшую детскую психику. Как это потом проявляется в вашей жизни. Можете поделиться своей любимой сказкой и провести аналогию с тем, как это сейчас проявляется в вашей жизни.

Юсупова Лидия Рамисовна
https://www.b17.ru/article/38372/
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 75647
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Несказочные истории: Русалочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 7:14 am

Анализ сказки «Русалочка». Ещё одна версия

Сказка «Русалочка» написана в 1836 году датским писателем Г.Х. Андерсеном. Ввиду того, что она авторская, найти в ней какой-то универсальный код жизни, который лежит на поверхности народных сказок, не так-то просто. Как любая авторская сказка, «Русалочка» преимущественно является отражением психологии автора.

Мария-Луиза фон Франц, ученица Юнга, известная исследовательница мифов, сказок и легенд, так пишет об Андерсене:

«…Это, несомненно, великий поэт, однако, на мой взгляд, он очень невротичен, и я не могу читать его сказки, потому что невроз, который дает знать о себе в его сказках, действует на меня так же, как звук ножа, скребущего по тарелке...».

Однако следует признать, что ни одно творение человека не может возникнуть вне связи с его архетипической природой. Иными словами, всё, что было или будет создано отдельно взятым человеком, так или иначе описывает общечеловеческие законы бытия и, вероятно, божественный порядок мироустройства.

Таким образом, анализ сказки «Русалочка» предполагает лавирование между пластами коллективного и индивидуального смысла в культурально-политических дебрях 19-тивековой Дании. Поэтому эта сказка совсем не легка, как может показаться, и едва ли подходит для чтения детям.

Андерсен начинает повествование с описания жизни на дне морского царства, которое символически относит нас к самому глубокому уровню бессознательности, на котором в своей психологической жизни находятся дети.

Анализ сказки Русалочка Ещ одна версия

Нам открывается поистине чудесный мир, где растут великолепные морские цветы, кружат стайки причудливых рыбок и день-деньской играют русалочки-сестрёнки. Всё прекрасно, блестит и сверкает, движется и развивается.

Архетипически это здоровый, ресурсный детский мир, такой, каким он должен быть. Но идёт время, и в день своего 15-тилетия каждая русалочка получает право подняться на поверхность, прикоснуться к другому и не менее прекрасному миру выше, на земле.

Это момент переживания возрастного кризиса, выход из бессознательности и знакомство с сознательным аспектом собственной личности и реальностью земного человеческого существования. Отправляясь наверх, наша Русалочка впервые встречается с болью (бабушка крепит ей на хвост красивых устриц), что так же отсылает к началу болезненного периода осознанного проживания жизни.

Отчаянное желание Русалочки поскорее познать мир над поверхностью моря есть не что иное, как стремление выйти из бессознательного состояния души и обрести сознательность. Все дети хотят вырасти, вполне себе естественное желание – научиться управлять тем, что вокруг тебя; но не все готовы оставаться взрослыми, не все готовы проживать боль и наслаждаться тем, что имеешь. Русалочка была готова, что делало её совершенно особенной и отличной от своих сестёр, которые, восхитившись красотой земной жизни, предпочитали оставаться в толще воды, перемещаясь между дном и поверхностью моря.

Да, разумеется, где родился – там и пригодился, и внешне выбор сестёр выглядит вполне разумным, но в сказке, согласно юнгианской интерпретации, мы наблюдаем процесс индивидуации героини, личностного развития, которое возможно только за пределами родной и удобной стихии, т. н. «зоны комфорта». Идивидуация – это не для всех. Как минимум, это больно, и совсем далеко от уюта детского мира, в котором можно спрятаться от любого шторма.

Да и сам образ русалки как главной героини интересен. Человек ли она? Рыба ли? Читатель, как правило, идентифицирует себя с главным героем, и её образ обязывает задумываться о собственной природе. Кто я? Что я? Прожить ли мне жизнь бессознательно, виляя хвостом у комфортного дна или подняться на поверхность, к свету сознания, встав на ноги? А стоит ли оно того? А смогу ли я это вынести? А быть может, вернуться к тому, чем ты родился и не думать о том, как бы стать выше?...

Мифологически русалка – это таинственная полуженщина, водное существо, связанное с духами умерших, утопленницами или погибшими невестами и детьми. В нём природа жизни и смерти переплетены магическим образом. Считается, что русалки не умеют плакать и не имеют бессмертной, человеческой души, а европейские легенды гласят, что они хотели бы обрести душу, но не могут найти себе силы оставить море.

И здесь Русалочка из сказки Андерсена представляется нам уникальной, сильной и отважной, готовой к обретению души. К тому же случается так, что она влюбляется в земного юношу, спасает его от верной смерти, и теперь мечтает только о том, как бы обрести ноги. А что есть ноги биологически, символически, психологически? Важное отличие человека от животных (прямохождение), опоры (почва под ногами), уверенность в себе (твёрдо стоять на ногах), независимость (встать на ноги).

Желание Русалочки обрести ноги подтверждает её стремление прожить осознанную реальную жизнь, обретя независимость от отчего дома. Это стремление она и реализует посредством Ведьмы (женщины ведающей), так она отказывается от родного моря, пути отца, бабушки, сестёр и самостоятельно проходит свою первую инициацию.

«В психологическом смысле инициация возникает тогда, когда человек осмеливается действовать вопреки природным инстинктам и открывает в себе возможность движения в направлении к сознанию» (К.Г. Юнг)
Наверх, к свету, на землю, обрести опоры в себе, попытать человеческого счастья! Русалочка платит за прикосновение к земной сознательной реальности адской болью и своим чудным голосом. Разве можно представить себе обыкновенную человеческую жизнь без боли, разве можно, будучи взрослым, позволить себе проявлять себя, как вздумается?

Момент с голосом, конечно, очень интересен, и тут трактовок может быть очень много. Возможно ли, что тут уже Андерсен проявил свой «невроз» и отнял у женщины голос, право голоса и свободу самовыражения?... Однако вспоминаем, что Русалочка, вышедшая на берег, умела прекрасно танцевать. Танец – ещё одно выражение души, и согласиться с тем, что она была во всём ограничена, нельзя. К тому же автор подчеркнул её «говорящие глаза», вложив этот эпитет в уста Ведьмы. Итак, выражать свои мысли и движения души Русалочка всё же могла, общаться тоже.

С болью отношения у Русалочки были «на ты», она стойко её переносила, раз умудрялась даже порхать в танце, не отвлекаясь на лезвия ножей, впивающиеся в её стопы. Мазохизм героини, подкрепляемый садизмом автора, или воодушевляющее преодоление себя ради своей цели? Обычная человеческая плата за самостоятельность или ведьмина ловушка? А может, страдание, наполненное христианским смыслом? Оставляю эти вопросы без ответа.

Но вот, удивительный финал. Принц, в которого Русалочка была влюблена, признаётся ей, что любит другую и скоро на ней женится. Драма, «земнее» которой придумать сложно. Новая боль, живая, сердечная, благодаря которой героиня даже забыла о физической. Ощущения тела затмились человеческими переживаниями души. Не этого ли она хотела? Сознательность требует ответственности и умения выдерживать реальность, которая отлична от детской, что имеет только позитивную сторону. И здесь Русалочка справляется достойно. Сила персонажа поражает!

А ведь совсем скоро пора умирать. Согласно пророчеству Ведьмы, женитьба любимого на другой превратит Русалочку в морскую пену, и ничего от неё уже не останется в этом мире, русалки же не имеют бессмертной души, как люди.

Нашу героиню пытаются спасти сёстры, зазывая назад в отчий дом, предлагая убить Принца ведьминым ножом в обмен на собственную жизнь. Но пути назад нет. Русалочка, не сумев причинить зла любимому, кидается за борт корабля, чувствуя как расплывается её тело, превращаясь в морскую пену.

Но умерла ли она? Нет же! Автор даёт понять, что Русалочка теперь отправляется на небо, к дочерям воздуха, которые служат добром миру в надежде получить бессмертные души. Теперь на её глазах слёзы, здесь она способна плакать. Бесспорно, это новая инициация, проходящая по наиболее распространённому сценарию – символическая смерть героя и его последующее возрождение в новом качестве.

Инициация сверхчеловеческая. Русалочка расстаётся с землёй, земной жизнью, и путь её теперь – творение добра. Автор лишает героиню возможности прожить обыкновенную человеческую жизнь, обрекая на существование бесплотным духом.

Для меня конец сказки ещё более трагичен, нежели тот, который выглядит как физическая смерть героини. Теперь Русалочка – часть христианской морали, которая льётся чуть ли не из каждой фразы финала, где упоминаются «посильное добро», «вечное блаженство», «божье царство», любовь и страдание, вознесение. Завершает сказку Андерсен знакомой идеей послушания.

"Через триста лет и мы войдем в Божье царство! Может быть, и раньше! - прошептала одна из дочерей воздуха. - Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и, если найдем там доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся, и срок нашего испытания сокращается на целый год; если же встретим там злого, непослушного ребенка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания еще лишний день!"
«Ведите себя хорошо, детки, – словно говорит автор. – И тогда вы сможете обрести бессмертие и рай на небесах». Политически удобная мораль и очень мощная, губящая даже тех, кто способен к проживанию сознательной жизни. Государству сознательные люди не нужны, тем более женщины, они «умеют» жить своей головой, и управлять ими сложно.

Фон Франц характеризует психологическое состояние Андерсена:

«Его основной невроз – это не только его индивидуальная проблема, но и проблема всей Скандинавии, а именно: проблема половой жизни, которая приводит здесь человека в ужас, обязана христианскому ханжеству, навязанному извне и весьма суровому, с продолжающим существовать под этим пуританским корсетом самым неистовым языческим темпераментом».
Стоп! А что там с половой жизнью? С сексуальностью? Русалочка в сказке проходит 2 инициации: возрастную, связанную с обретением сознательности и сверхчеловеческую, связанную с обретением духовности. А что же с женскими инициациями, которые так ярко описываются в фольклорных сказках и оканчиваются сакральным союзом пары?

Земной женщине нужен мужчина, а женскому Я нужен полноценный, здоровый Анимус, для того чтобы личность могла развиваться и проживать реальную жизнь: отвоёвывать место под солнцем, действительно крепко стоять на ногах, защищать саму себя.

Андерсен, дав Русалочке вместе с ногами, вероятно, и женские половые органы, однако лишает её всякого права на взаимодействие с мужским началом. Всё, чем она может довольствоваться – целовать возлюбленного в лоб, как покойника. Будто Анимус твой мёртв, дорогая, и мечты о воссоединении с реальным мужчиной можешь оставить…

Жестокая сказка о невозможности проживания реальной жизни, которая обязательно включает интеграцию противоположностей, в первую очередь мужского и женского начал, и наслаждение сексуальностью.

Сказка своего автора, который на протяжении всей жизни оставался девственником. Сказка своей эпохи, которая попирала право сильных личностей на полноценную земную жизнь. Сказка реального мира, который ещё раз обозначил свою полярность отсутствием хэппи-энда.

Добро пожаловать в сознательность!

Денисова Анна
https://www.b17.ru/article/38818/
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 75647
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Несказочные истории: Русалочка

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 7:38 am

Сказка: «Русалочка»

Тема сказки: мужчина и женщина, которые любят друг друга, но не могут быть вместе (например, из-за социальных или культурных различий или потому что другой уже связан).
Поскольку в основе этого сценария не лежит детский опыт, он может иметь отношение только к судьбе другого члена системы, то есть он сразу указывает на идентификацию.

Пример
Герхард, 36 лет, техник, не женат. Его проблема – панические атаки, связанные со страхом смерти.
Его мать до брака с отцом была помолвлена. Во время Второй мировой войны ее жених дезертировал, его преследовали и через две недели он нашел убежище у одного крестьянина. Оттуда он последний раз дал о себе знать. Больше мать ничего о нем не слышала. Лишь год спустя до нее дошло известие о его смерти. С ним был идентифицирован Герхард.
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 75647
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор


  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Психоанализ

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Joker, LeRoy, morkel, rtanya, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]