Емеля

Емеля

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 6:53 am

Несказочные истории: Емеля

В последнее время одной из популярных тем является поиск ответа на вопрос: «Куда подевались настоящие мужчины?» Этот вопрос активно обсуждается на страницах популярных и научных журналов, в Интернете и в «женских беседах». Если научные издания деликатно приводят статистические данные о «феминизации мужчин и маскулинизации женщин», то в кулуарных беседах постоянно звучат женские упреки в адрес современных мужчин: и в лени, и в безынициативности, и в инфантилизме.

При этом тенденция характерна в основном для постсоветских славянских стран: на Западе все в порядке, не говоря уже о Востоке. Мужчина там продолжает играть роль защитника, добытчика и кормильца. Так что же происходит с нашими мужчинами – точнее, с той их частью, которые «не настоящие»?

Существует множество ответов на этот вопрос: от социологических и философских до утилитарно-прагматических бытовых. Один из вариантов ответа уходит корнями в коллективное бессознательное, в архетипическую психологию. Исследуя сказки, мифы и легенды народа, можно узнать о типичных для него способах выхода из кризиса, о признаках «правильного» и «неправильного» поведения, о ритуалах и обычаях. Анализом сказок и мифов занимались видные психоаналитики, психологи и психотерапевты, в числе которых З. Фрейд, К.Г. Юнг, Б. Беттельхейм, М.-Л. фон Франц, Х. Дикман и др. Поэтому возникает вопрос: а существует ли прообраз современного мужчины, вызывающего столько стенаний и нареканий, в славянских сказках?

Я думаю, что ответ знают все. Этот персонаж – Емеля, герой сказочной истории, которая существует в разных вариантах: «По шучьему велению», «Про Емелю-дурака». Живет он в разных вариантах истории то с братьями, то с отцом-стариком и братьями. Матери в семье нет.

Старшие братья у Емели умные, а он дурачок: проводит все время, лежа на печке. Возникает вопрос: почему он так себя ведет? Может быть, это ментальное расстройство? Но нет – он понимает обращенные к нему просьбы, однако практически не способен к произвольности: не хватает сил и энергии «заставить» себя. Например, просят его невестки, жены братьев, что-нибудь сделать, а он отвечает: «Неохота…» Правда, знакомая картинка? Емелю можно согнать с печки только угрозами или обещаниями. Вот ему и говорят невестки: «Сходи за водой, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут». «Ну ладно», - отвечает Емеля.

А теперь подумаем: в каком возрасте человек ведет себя таким образом? Ответ очевиден: в детстве. Ребенок развивается и растет, проходя через ряд кризисов. Похоже, что Емеля находится в состоянии кризиса трех лет. Его поведение характеризует выделенное еще Л.С. Выготским «семизвездье симптомов»: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм. Отсюда и все его особенности.

Заметим, что Емеля все время проводит на печке. С печкой обычно ассоциируются понятия надежности, защищенности, устойчивости, тепла. Печка – это один из символов матери, женского лона, внутриутробной жизни. В древности печь являлась центром дома, как мать является центром мира ребенка. Поэтому, несмотря на свое противозависимое поведение, Емеля остается рядом с матерью-печкой, так как еще недостаточно готов к самостоятельному существованию.

Центральный момент сказки связан с походом Емели на речку. Набрал Емеля воды в проруби и уже собирался уходить, как вдруг увидел, что из проруби появилась щука. Он поставил ведра и схватил щуку; но щука вдруг заговорила человеческим голосом: «Отпусти ты меня в воду на свободу! Я тебе со временем пригожусь, буду исполнять все твои приказания. Ты только скажи: «По щучьему веленью, а по моему прошенью» — и все для тебя будет».

Что символизирует щука? Первые ассоциации – осторожность, скорость, агрессия. Щука – хищница. Однако одновременно она – символ бдительности и охраны. Очевидно, что охрана – это мужская функция, однако щука – женский персонаж. По форме щука напоминает фаллос, и поэтому щука в сказке символизирует фаллическую женщину, маскулинную мать, которая защищает своего ребенка от проблем внешнего мира.

Несказочные истории Емеля


Таким образом, Емеля – это мужчина с комплексом матери, которого опекают две материнские фигуры – щука и печка. Печка дает тепло, покой, уют, стабильность; щука поддерживает и охраняет его в ситуациях, когда нужно слезать с печки и что-то делать, приобретать новый опыт. Почему так происходит, почему образ матери расщеплен на две части? Очевидно, так как в разных вариантах сказки отец либо старик, либо умер, именно матери приходится выполнять обе функции – и материнскую, и отцовскую.

Естественно, и одна, и вторая материнская роль жизненно необходимы, когда ребенок маленький. Ему нужны забота, еда, тепло, поддержка. Именно мать является исполнительным Я ребенка. Когда ребенок в чем-то нуждается, чего-то хочет, именно она помогает ему получить желаемое, именно она вводит его в мир предметов и людей. «Мать – образ мира, отец – способ действия». Но когда отца нет, фаллическая мать продолжает опекать сына и выполнять за него то, что он вполне способен делать сам.

Так, если мамочка очень тревожная, если боится за свое ненаглядное чадо, сыночка единственного, то делает все, чтобы он остался от нее зависимым и, как следствие – несамостоятельным. Она организует его жизнь таким образом, чтобы он нуждался в ней денно и нощно. Именно поэтому звучат слова: «По щучьему велению, по моему хотению». Веление – то есть приказ – матери следует до желания ребенка. Они фактически желают одного и того же. Почему? Потому что мать-щука и сын остаются одним целым. Для построения границ нужен отец, а если он отсутствует или является гипофункционалом, мать никогда не расстается с сыном и сопровождает его всю жизнь.

Такая мать может передать своего любимого сына только правильному заместителю – из рук в руки, как орден. Таких историй сотни. Сверхзаботливая мать растит сына – и не дает ему взрослеть. Он остается инфантильным, зависимым и незрелым. Чтобы выжить, ему нужно держаться матери или найти другую женщину – «щуку», «печку» или «2 в 1». И тогда жизнь пойдет как по маслу.

В сказке Емеля инициативы никакой не проявляет. Ему на печке лежать хорошо. Но невестки злокозненные к нему все время пристают:

- Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

- Неохота…

- Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут…

- Да а вы то на что?

- Как – мы на что? Разве наше дело в лес за дровами ездить?

И такие диалоги между Емелей и невестками на протяжении сказки постоянны. Очевидно, что Емеля искренне не понимает – чего от него хотят, почему он должен ездить за дровами, носить воду… Как думаете, почему он так себя ведет?

Во-первых, Емеля – «дурачок». Быть дурачком хорошо. Можно не понимать очевидного. Можно не делать того, что не хочется. Можно вести себя как угодно. В общем, быть дурачком выгодно.

Лена вышла замуж за Игоря после полугодового знакомства. Жила она в трехкомнатной квартире, принадлежавшей ей и брату. Брат с женой жил отдельно. В день свадьбы отец Лены подошел к молодым и сказал: я подыскал для вас вариант однокомнатной квартиры в центре города, так что трехкомнатную продаем, однокомнатную покупаем, а если Игорь добавит денег – молодые могут рассчитывать и на двухкомнатную. Свою первую брачную ночь Лена до сих пор вспоминает с ужасом и отвращением. Всю ночь молодой муж ее обвинял в том, что она его обманула. Он то рассчитывал на три комнаты! Уже все решил, варианты обмена нашел. На оставшиеся деньги планировал себе машину купить, на рыбалку ездить. Караул! Надули его – почти бесприданницу подсунули! А он еще 2-3 года работать не планирует, хочет для себя пожить, после тяжелой учебы в институте отдохнуть. Почему Лена сразу ему не сказала, что квартира не ее? Развелся оскорбленный Игорь с Леной, а она еще долго страдала, переживала, что сразу Игоря не разглядела и искренне полюбила. А по живому ой как тяжело отношения рвать, зная, что не ты была нужна, а блага, предоставляемые посредством брака с тобой.

Во-вторых, Емеля – персонаж не взрослый. Только маленький мальчик все время бежит за мамой и просит помощи. А Емеля и есть такой маленький мальчик: он всегда находит тех, кто вместо него решает его проблемы.

Вячеславу 48 лет. Дважды разведен. Не работает. Все эти годы он «ищет себя». На что живет, спросите вы? На деньги своих родителей. Не зря говорят в Беларуси: «А што ж гэта за мацi, што свае дзiця да пенсii не дакормiць?»

В-третьих, Емеля не понимает сущности социальных отношений. Он не знает, что такое ответственность. Что хочет, то и воротит. Хочет по городу на печи мчаться на полной скорости, не обращая внимания на людей – и мчится. В сказке Емеля много народу помял-подавил, а когда его за это стали бить и ругать, призвал на помощь щуку и обломал дубинкой бока обидчикам. Пусть знают!

Емеля может украсть – если ему нужно, может обмануть, совершить подлог, уехать с места аварии, не выполнить порученную работу. Его вовремя не научили простым вещам, говоря словами Маяковского: «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому Емеле плохо везде – и в школе, и дома, и в трудовом коллективе. Везде, где его пытаются включить в отношения и получить от Емели что-то, кроме лежания на печи.

В-четвертых, Емеля совсем не выносит агрессии в свой адрес. Даже если виноват, даже если его нужно наказать – только лаской, хитростью и уговорами можно своего добиться.

В сказке вельможа спрашивает у невесток, что любит Емеля. «Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, - тогда он все сделает, что ни попросишь», - отвечают невестки.

Современный Емеля также нуждается в просьбах и посулах. Вот, к примеру, семья Жанны и Вадима. Жанна – просто мастер по уговорам. Если бы работала в сети по распространению чего попало – стала бы миллионером. Постоянно в «коленопреклоненной позе» - с уважением, восхвалением за каждую мелочь, аккуратными намеками и внушениями. Вадим ни на что с первого раза не соглашается. На рынок ехать – так мы же две недели назад там были. С ребенком в цирк сходить – глупости, что там в этом цирке хорошего покажут. Про убрать или помыть посуду Жанна не заикается – «женские дела» никогда не осквернят мужских рук. Роль печки выполняет диван. Рядом телевизор, все под рукой, чего Вадиму напрягаться. Держится Жанна изо всех сил. Ходит в женскую терапевтическую группу, там душу изливает, а мужу только очень аккуратно намекает на то, что была бы счастлива, если бы он чуть больше помогал. Боится Жанна – мужики на дороге не валяются. Валяются они на диванах, но диванов в Беларуси много, а мужиков на все не хватает.

В-пятых, сам Емеля – агрессивный самодур. То людей покалечит, то царю, своему тестю, намекнет: «Захочу – все твое царство пожгу и разорю!». Сложно с ним, поэтому смотрите предыдущий пункт – только лаской, лаской. А почему – да потому что трехлетний противозависимый ребенок является «звездой» и демонстрирует все лучи своего «семизвездья» - возраст у него такой.

В-шестых, девушка, полюбившая Емелю, редко бывает счастливой, потому что жить с маленьким мальчиком взрослой женщине не годится. И ежели что не по нему – он приводит в движение все имеющиеся у него средства воздействия – маму (свекровь), угрозы, уходы из дома. Если Емелю затюкают – может и запить, а там недолго и до рукоприкладства. Но при этом останется собой – делать ничего не будет.

В-седьмых, Емеля – эгоист. Он никогда ни о ком не заботится. Ему нужно, чтобы заботились о нем. Ни родители, ни жена, ни дети его особенно не волнуют. Если, конечно, не пристают со всякой ерундой типа денег, работы, помощи. Вот если что касается его потребностей – он найдет щуку, которая будет исполнять желания. А другие ежели чего хотят – так это их проблемы.

Сложно с Емелей. Тяжело. Но многие решаются – чем век вековухой в одиночку жить, лучше хоть какой-никакой, а мужик. Надеются – полюбит, поймет, перевоспитается.

Только зря надеются. Вот никто ведь не говорит: я любого тигра в цирке так выдрессирую – будет ходить на задних лапах! Потому что понимает – дрессировщик – сложная профессия, требует сил, труда, а зверь плохо поддается. Тогда откуда в головах у людей берется идея, что взрослый человек изменится? Он то может, и изменился бы, но ему, скажем, на это потребуется 300 лет – а всей жизни около 80. Вот и ошибаются женщины.

Именно поэтому в сказке царская дочь влюбляется в Емелю не из-за его реальных качеств, а при помощи волшебства щуки: «Когда Емеля увидал такую красавицу, то очень она ему понравилась, и он сказал про себя тихим голосом: "По щучьему велению, по моему прошению, влюбись, красавица, в меня"». Женщина, полюбившая Емелю, любит не его, а вклады его матери. И если невестка матери понравится, та будет помогать, «удочерив» ее. В противном случае изведет – ведь Емеле не нужна жена, он еще не вырос и не готов к серьезным отношениям и ответственности.

И опять вспомним сказку. Царь-отец заковал свою дочь и Емелю в бочку и бросил в море. Правильно поступил – дочь не годится ему в жены, он должен отдать ее другому мужчине, и поэтому действие царя символизирует сепарацию родителей и детей. А Емеля по-прежнему с мамочками. Именно щука спасла их и построила дворец. «Когда они вошли в этот дворец, то Емеля на первую попавшуюся кровать бросился спать, не сняв даже своего рваного кафтана. А царевна между тем пошла осматривать этот великолепный дворец и любоваться его роскошью. Когда пришла к тому месту, где Емелю оставила, увидала вдруг, что он горько плачет. Спрашивает его: "О чем ты, милый Емеля, так горько плачешь? " – "Как мне не реветь и не плакать? Печи-то я не нахожу, лежать-то мне не на чем!" – "А разве тебе плохо на пуховой перине лежать или на драгоценном диване?" — "Мне на печи лучше всего! А кроме того, и забавиться мне нечем: сажи тоже нигде не вижу..."» Убедились? Какая жена, мальчику нужна мама, игрушки…

Поэтому если вы замужем за Емелей – смиритесь. Шансов его изменить немного. Ведь, согласно сказке, он – «дурак», а вы знаете, как сложно обучаются дети, да и взрослые люди с ментальными дисфункциями. И даже если не дурак, а просто маленький мальчик, подумайте, согласны ли вы растить его от трех до двадцати пяти? Посчитайте – есть ли у вас в запасе силы и время? И потом – даже если прошло 10 лет, ему – тринадцать, а вам – тридцать три…

Но если вы мать и растите сына-Емелю – остановитесь и задумайтесь. Потому что пока Емеля еще маленький – его можно образовать, приучить к труду, научить справляться с агрессией. Это тоже тяжелая работа, и трудитесь вы не только для себя: если хотите, чтобы цепь Емель когда-нибудь прервалась, чтобы ваши невестки и внуки были вам благодарны – станьте первой в этом ряду.

Ибо появление Емели проще предупредить, чем потом пытаться превратить его в нормального мужчину.

Наталья Олифирович
https://www.b17.ru/article/neskazochnye ... i__emelya/
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 75649
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Вернуться в Психоанализ

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Joker, KostyaAndreev, vadimr, whoh, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Марина99, на лошади весёлой