"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналитика

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналитика

Сообщение Гексли Второй » Сб янв 19, 2019 11:54 pm


Отгремели новогодние праздники, страна выпила, в сто первый раз посмотрела рязановскую трагикомедию, опохмелилась, проспалась и приступила к работе. Как раз сейчас недурно будет понять причины и следствия такой долгой всеобщей любви к этому фильму вместе с психоаналитиком Сергеем Зубаревым.

...Вспомним только возраст, в котором дети требуют не новизны в сказках, но скрупулезного их повторения. Это укажет на глубину регрессии, в которой пребывают постоянные потребители «Иронии судьбы» и на актуальную для них проблематику постоянства объекта. Это когда твоя квартира вдруг оказывается не твоей и надо как-то пережить это шизоидное расщепление.

Что еще характерно для зрителей, востребующих (любящих) именно такой фильм. Что именно притягивает их в «Иронии судьбы». Какие глубинные фантазии? Отклики каких травм?

Главные герои одиноки и живут с матерями, хотя им уже далеко за тридцать. Весьма характерная ситуация российского материнско-детского симбиоза. Мальчик Женя Лукашин давно исполнил свою фантазию об обладании матерью. Уже долгие годы живёт он с мамой, но обретённый рай явно ущербен. Сексуальность героя, в силу инцестуозных запретов, естественно, подавлена.

Снижение внутреннего напряжения происходит стандартнейшим российским способом – пьянкой. Однополая – гомоэротическая компания, в которой герой годами безуспешно отмывается, убедительно показывает его принципиальную неготовность к глубоким и длительным гетеросексуальным отношениям. Проще говоря, женщина для Жени – источник сильнейшей тревоги. Но мама требует жениться, одобрила кандидатуру, все приготовила для праздничного соития. Показательно, что Женя в бане сообщает собутыльникам, что он сегодня женится. О ЗАГСе, конечно, речь не идет. Женитьбой Лукашин высокопарно называет намечающийся... Уложиться придётся до прихода мамы. Невероятно торжественная задача для мужика на четвертом десятке. Но тут начинает действовать классический, знакомый каждому аналитику механизм сопротивления. Нет нужды здесь подробно описывать, сколь изобретательно этот бессознательный механизм эксплуатирует всевозможные случайности и совпадения, более того, создает их. Известно: там, где встречается наворот случайностей, ищи сопротивление персонажа.

Наш персонаж Лукашин, стремительно напиваясь, перекладывает решение на собутыльников, а компания полуголых мужиков резонно решает, что жениться Жене сегодня не надо. Исходное совпадение – тождество адресов, дверных замков и схожесть интерьеров жилища на поверхности объясняется запредельной стандартизацией советской жизни. Но, если рассматривать совпадение как проявление бессознательного, то какие же фантазии воплотились столь радикально?

Заметим, что похмелье есть не побочный продукт «русского веселия», а главный эмоциональный итог, цель пития. Это возврат в столь родное для россиян состояние отверженности и униженности, в котором невыносимая тревога тотального сиротства переливается во вполне выносимый «бодун».

И вот, через похмелье реализуется бессознательная, но актуальная фантазия Жени Лукашина: квартира – стандартная, то есть, обиталище нашего героя вполне устраивает, ведь в симбиозе и должно быть тесно. Только вместо старой матери – молодая, красивая и вполне беззащитная. На обнаружившегося Ипполита у Жени мгновенно срабатывает характерный «ложноэдипов» рефлекс. Не прошедшие подлинного эдипова конфликта инфанты пребывают в иллюзии своего всемогущества и заранее обеспеченной победы. Её обеспечивает позиция матери, «посвятившей» себя сыну.

Лукашин, опираясь на свой параэдипальный опыт, сигнализирует Наде: я такой беспомощный, со мной нельзя обращаться жестоко. Я – несчастное дитя. И Надя, точно реагируя на инфантильный посыл Лукашина, тормозит агрессию Ипполита. Тем более, что его агрессия и без того заторможена. Физически изгнав Ипполита, Лукашин продолжает магически-символическую борьбу за уничтожение его портрета. Этот бытовой вудуизм, характеризует подлинный ментальный уровень любимого героя.

Материал фильма не дает прямых указаний, но распространенный в России материнско-детский симбиоз подсказывает, что отцовскую инициацию Женя Лукашин не прошёл. Не столь уж важно, знал Женя своего отца, или нет, ушёл тот от матери, или она его выгнала, умер он, геройски погиб, или где-то живет в безвестности, – в актуальном настоящем Жени Лукашина нет следов сильного отца.

Вот это очень русский тип: мамин сын. Эти дети не амбициозны. Объясняется это вовсе не скромностью, интеллигентностью, или там, внутренней гармонией. Просто у них в отсутствие конкуренции с отцом не сформировался мотивационный механизм. Им уже нечего желать: мать получена в безраздельную собственность, и творчество всякое, карьера, даже деньги им не очень нужны. Более того, деньги они на словах презирают, а в глубине души просто боятся.

Если даже они приобретают квалифицированную профессию – вроде врача или преподавателя, успеха в ней не достигают. Приемы социальной адаптации у них, так или иначе, связаны с педалированием своей убогости. Они очень снисходительны к себе, и подлость их – вроде как не подлость, и ложь – не ложь, и присвоение чужого обосновывается легко: им нужнее. Они очень агрессивны в отношении мужчин матери, — потенциальных отчимов. Но в большом социуме они неизбежно сталкиваются с инициированными мужчинами, с настоящими отцами и терпят поражения. В связи с этим органично развиваются такие черты как завистливость и мстительность.

Все перечисленные качества легко обнаруживаются у всенародно любимого Жени Лукашина. Характерна даже фраза, которой он пытается разрешить конфликт, вызванный своим появлением: «Я вам сейчас все объясню!». Фраза высокомерного самодовольного и толстокожего персонажа. Ведь её прямой подтекст таков: «Вы все тупые, ни черта не понимаете, а я – понимаю правильно, поэтому заткнитесь и слушайте меня». В острых ситуациях она способна только провоцировать агрессию. Чуткий человек, даже не знакомый с теорией и техникой поведения в конфликтных ситуациях, будет исходить из реального состояния другого. Итак, с бодуна – своя хата, подходящая баба, которая внешне строга и даже слегка поколачивает невменяемого сыночка, чем сразу актуализирует его «укоренение». Удобно.

Реакция Нади так же тривиальна: новоявленное дитя обречено стать дороже слабой нерешительной отцовской фигуры Ипполита. Все это Ипполит потом выложит главным героям, когда сам сорвётся в состояние опьянения от своей нелюбимости. Скажет правду, которая несколько дезавуирует себя способом изложения и маркируется тоже как пьяное чудачество. Зачем эта правда, когда тут цветут такие романтические фантазии! Огромная зрительская масса голосует за чистую романтику!

Физическое столкновение соперников смешно. Судя по габаритам и состоянию, Ипполит должен был просто выбросить Лукашина из квартиры, тут бы и фильму и мифу конец. Не сомневаюсь, что из очереди за пивом он бы легко его вытолкал.

Но Ипполит — не отец, он правильный старший брат с массой запретов. Он стремится заслужить любовь женщины, или матери, или общества – все равно, — правильными поступками. Его естественная агрессия давно парализована на корню шантажирующей матерью. А Женя – единственный сын, свободно берущий своё, и не только. В нём — неотразимое для русских матерей сочетание наглости и жалкости. Поэтому большой, разумный Ипполит вязнет в сетях материнского запрета на проявление агрессии, и закономерно изгоняется на мороз.

Показательна двойственность поведения Нади. Она одновременно пытается уйти под защиту Ипполита, демонстративно прижимается к нему, заслоняется им, поддразнивая Лукашина, но тут же кастрирует своего защитника, категорически запрещая любую агрессию. Проще говоря, милая Надя демонстрирует классическое шизофреногенное поведение по отношению к Ипполиту, а по отношению к Лукашину – соблазняющее.

Тактика выгодная: Ипполита всегда можно упрекнуть,- ты не смог достойно защитить меня! А Лукашина можно поддразнить: ты был недостаточно настойчив (решителен, смел). И то правда, вся решительность Лукашина сводится к истерическим эскападам – выбрасыванию портрета, разрыванию билетов, и тому подобному геройству.

Потом вдруг Надя берет на себя объяснение Ипполиту явление Лукашина. При этом она отчаянно суетится, обнаруживая все признаки вины. Откуда бы взяться этой вине, если не было сопровождающей фантазии, скажем о принце-избавителе в семейных трусах? Тягостные, вязкие отношения с Ипполитом сложились ведь таковыми не только по его вине. Вспомним некоторые свойства сопротивления, и явление Лукашина в квартире Нади перестанет казаться абсолютной случайностью. Это просто вариация на тему выбора недоступного объекта. Тогда, заметим, и быстрый развод Жени и Нади, заявленный в продолжении и так расстроивший многих зрителей, становится самым логичным вариантом.

Одиночеству Нади фанаты фильма сострадают особенно глубоко, ведь она такая типичная жертва «отсутствия настоящих мужчин»! Ирония судьбы, собственно в том и состоит, что в качестве вымечтанного принца она (судьба) опять подкладывает героине негодный объект. Так и бывает, если человек не предпринимает внутренних усилий для развития, а ждет внешних изменений жизненной ситуации.

Инфантильность Нади не так заметна, как лукашинская, в силу нарциссической окукленности героини. Она жестко «держит фасад», сама на себя любуется, копит обиды и лжет, как дышит. Ну, вот зачем ей представлять Лукашина в качестве Ипполита? Страшно признать перед своей гомоэротической компанией свою несостоятельность? То есть лжет она, в основном, самой себе. И благоприятный вариант жизненного сценария для нее маловероятен.

Закономерно появляется мать Нади и выдавливает, наконец, Лукашина.

Ну, тут неизбежен у зрителей всплеск сепарационной тревоги почти смертельной силы. И мучительно хочется, чтобы у этих непутевых героев что-то «срослось». "Хеппи нью еа" и "энд" в одном флаконе. Зрительским инфантильным фантазиям была дана свобода на треть века.

Культовыми подобные истории могут стать только в обществе тотальной безотцовщины, в стране нелюбимых детей, которые мечтают о «чудесной» встрече, волшебным образом изменяющей их унылое существование, и не желающих понимать, что любовь – это душевная работа на всю жизнь.

Разве не удивительно общество, в котором ложь легко прощается, а правда – ни за что, убогость – синоним нравственной чистоты, а успех и богатство – грех и грязь? Короче говоря, общество любителей иронии судьбы…»



Уже не смешно: психоаналитик описал «Иронию судьбы» в лицах и судьбах | Новые Известия
Аватара пользователя
Гексли Второй
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 22067
Зарегистрирован: Пн июл 22, 2013 7:35 am
Медали: 3

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение Sarah Connor » Вс янв 20, 2019 12:15 am

фильм должен был кончиться, не начавшись
ты приходишь домой, а там чужой пьяный человек
закрываешь дверь снаружи на ключ и вызываешь полицию
утоли мои печали, Натали, и вали
Аватара пользователя
Sarah Connor
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 8313
Зарегистрирован: Сб фев 02, 2013 5:23 pm
Медали: 10

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение const » Вс янв 20, 2019 12:11 pm

Вообще, человек, который именно обожал этот фильм настолько, что однажды уговорил меня просмотреть его летом в антиалкогольную компанию, и был единственный сын одинокой мамы.
А я "папина дочка", я этого фильма переела лет с двенадцати и когда на НГ он начинался, мы выходили гулять. Вот "Карнавальную ночь", "Девчат" или "Эту веселую планету" я б в детстве в условиях информационно-художественного голода (одни записи съездов, футболов и балета и всего два канала ТВ) ни за что не пропустила. А "Иронию судьбы" - легко.
Привет участникам естественного отбора!

Комендант крепости по имени Верность - ЭСИ
Аватара пользователя
const
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 13895
Зарегистрирован: Пт май 29, 2009 8:53 pm
Медали: 3
Тип по психе-йоге: Бухарин (ЭФЛВ)

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение Atlant » Вс янв 20, 2019 4:12 pm

Подпишусь
Аватара пользователя
Atlant
Dark side
Dark side
 
Сообщения: 3463
Зарегистрирован: Пт июл 30, 2010 5:10 pm
Медали: 3
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Тип по психе-йоге: Руссо (ЭЛФВ)

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение Ted » Вс янв 20, 2019 4:39 pm

Автор довольно убедителен, но однобок, дело ещё и в том, что фильм снят Еесем Рязановым, с Есем Мягковым в главной роли, что несомненно является источником популярности этого фильма в России (и фильмов Рязанова в России, в частности): ФОРМАТ ИЗЯЩНОЙ, ЗАДУШЕВНОЙ, РОМАНТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ ЗАШЁЛ зрителям ЕСЕВСКОЙ страны России (и режиссёру-Есю Рязанову тоже), кстати, то, что ирония не популярна в других станах, с аналогичным России прошлым (Польше, Чехии и т.п.), говорит о том, что не всё так истиннопсихоаналитично, как пытается показать это автор (там тоже было полно безотцовщины и актриса Брыльска - из Польши) и это понятно - профдеформация автора говорит сама за себя.

Кадр из "Иронии судьбы": Андрей Мягков и Эльдар Рязанов - оба Еси:

Изображение
Аватара пользователя
Ted
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 9012
Зарегистрирован: Пн фев 06, 2017 9:10 pm
Медали: 3
Пол: Мужской

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение Gunndis » Вс янв 20, 2019 5:23 pm

Для меня всегда было загадкой, почему люди так любят этот фильм. Впрочем, они любят не только его, но и другие старые фильмы, что тоже является для меня загадкой (я не люблю пересматривать одно и то же по несколько раз). А "Иронию судьбы" я просто ненавижу. Сам по себе фильм мне норм, но бесит то, что его крутят в каждую новогоднюю ночь. Бесит то, что клацая каналы в поисках чего-нибудь, обязательно попадешь на "Иронию судьбы". Сейчас это не проблема, можно включить что-то интересное на компе, но вот когда компа с интернетом у меня еще не было, обязательный показ "Иронии судьбы" в новогоднюю ночь меня жутко бесил.
Аватара пользователя
Gunndis
Dark side
Dark side
 
Сообщения: 20363
Зарегистрирован: Пт июл 15, 2011 2:34 pm
Откуда: Донецк
Медали: 8
Пол: Женский

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение Гексли Второй » Вс янв 20, 2019 6:52 pm

Считаю, что фильм легитимен, но эпоха ушла вместе с распадом Союза. Я в 90-е видел/знал очень много людей среднего возраста и могу точно сказать, что их устроение их неустроенной личной жизни носило совсем другой характер и протекало совсем в иных антуражах - по-своему прикольных, кстати. Для меня фильм, короче говоря, - история.

Но сейчас обязательный просмотр этого фильма, к слову, уходит и среди масс - вместе с обязательными "Оливье", "селедкой под шубой" и т.д. Как ушел, например, еще раньше традиционный суп на обед (сегодня и школьников перестали в обязательном порядке им пичкать - во всяком случае, родители дома).

В 90-е о другом "голова болела". Не показывали бы "Иронию..." - так и не вспоминал бы никто о ней. :D Зачем показывали? Ну, скрашивали безрадостное существование масс, наверное.
Аватара пользователя
Гексли Второй
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 22067
Зарегистрирован: Пн июл 22, 2013 7:35 am
Медали: 3

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение kurlemushe » Вс янв 20, 2019 9:27 pm

А мне нравится. Расслабляет. Все как то тихо, спокойно, медитативно.
kurlemushe
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 3946
Зарегистрирован: Сб янв 14, 2017 2:48 am
Откуда: Лондон на Дону
Медали: 4
Пол: Мужской
Соционический тип: Джек Лондон
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Темперамент: Сангвиник

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение Дежаву » Вс янв 20, 2019 11:35 pm

kurlemushe писал(а):А мне нравится. Расслабляет. Все как то тихо, спокойно, медитативно.

Да, тоже такие ощущения.

п.с. у меня, думается, это в первую очередь связано с детством (счастливым и безмятежным :) ).
Аватара пользователя
Дежаву
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 15757
Зарегистрирован: Пн июл 31, 2017 11:17 pm
Откуда: КоролевецЪ
Медали: 4
Пол: Женский

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение Indiя » Вс янв 20, 2019 11:38 pm

Музыкальный ряд в этом фильме приятный. Для меня.
Фоном - пойдёт. Если не часто.
Ждем-с...
Аватара пользователя
Indiя
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 6042
Зарегистрирован: Чт авг 21, 2014 10:12 pm
Откуда: неоригинально
Медали: 2
Пол: Женский
Темперамент: Сангвиник

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение Атех » Пн янв 21, 2019 12:00 am

Indiя писал(а):Музыкальный ряд в этом фильме приятный. Для меня.
Фоном - пойдёт. Если не часто.


Да вообще роскошная музыка, просто волшебная




А ещё мне очень нравятся лица, выражения лиц, мимика, интонации в голосе, - они другие.
"А фамилия Кавалеров мне нравится: она высокопарна и низкопробна"©
Путешествие дилетантов
Аватара пользователя
Атех
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 18885
Зарегистрирован: Пт мар 04, 2016 7:01 pm
Медали: 4
Пол: Женский

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение ХоХо » Пн янв 21, 2019 8:12 am

Ted писал(а):Кадр из "Иронии судьбы": Андрей Мягков и Эльдар Рязанов - оба Еси:

Эльдар Рязанов - габен
Все страны нам завидуют (с)
Аватара пользователя
ХоХо
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 21772
Зарегистрирован: Сб мар 06, 2010 11:19 am
Медали: 11
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Тип по психе-йоге: Чехов (ФВЭЛ)
Темперамент: Сангвиник

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение Ted » Пн янв 21, 2019 9:06 am

ХоХо писал(а):
Ted писал(а):Кадр из "Иронии судьбы": Андрей Мягков и Эльдар Рязанов - оба Еси:

Эльдар Рязанов - габен


Рязанов не м.б. Габом, он - интуит (расфокус зрачков):

Изображение
Аватара пользователя
Ted
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 9012
Зарегистрирован: Пн фев 06, 2017 9:10 pm
Медали: 3
Пол: Мужской

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение Neo » Пн янв 21, 2019 1:00 pm

Не люблю этот фильм. И уж тем более - никогда его не пересматривал. В юности один раз посмотрел - хватило.
Персонажи ведут себя совершенно неправдоподобно и просто идиотически. А уж почему его "комедией" называют - вообще не понимаю. Глупых и нелепых эпизодов там, конечно, предостаточно. А вот смешных - ноль.
Я верю в честность президента
И в неподкупность постовых,
В заботу банка о клиентах,
В русалок верю, в домовых ...
Аватара пользователя
Neo
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 2236
Зарегистрирован: Сб июн 02, 2007 1:54 pm
Откуда: Москва
Пол: Мужской
Соционический тип: Джек Лондон
Темперамент: Холерик
Профессия: Java developer

"Ирония судьбы, или С легким паром" глазами психоаналити

Сообщение Эльвира* » Пн янв 21, 2019 2:07 pm

Neo писал(а):Не люблю этот фильм. И уж тем более - никогда его не пересматривал. В юности один раз посмотрел - хватило.
Персонажи ведут себя совершенно неправдоподобно и просто идиотически. А уж почему его "комедией" называют - вообще не понимаю. Глупых и нелепых эпизодов там, конечно, предостаточно. А вот смешных - ноль.

В детстве фильм казался нормальным и не плохим. Пересматриваю я редко что-то и только что очень люблю и даже это не могу заезжанно смотреть каждый год. Не понимаю людей которые так могут. Что ловить если знаешь всё наизусть? Как может не приесться? И нового ничего не найти в "Иронии судьбы" уж точно! Его показывают всё-же символически, типа это же про Новый год.

Уже давно меня фильм бесил, особенно его показ на Новый год, а потом это стало ритуалом и стало больше бесить. Но я могла просто пройти и не замечать, но сам факт что эту фигню всё гоняют и гоняют - мне странно.
Вот относительно других фильмов я такого не замечала. Ещё откровенно бесит Мягков с его манерой играть. И ещё он бесит очень в фильме "Служебный роман".

Кстати люблю фильм Иван Васильевич меняет профессию и в этом году даже его посмотрела с удовольствием, но он у меня не настолько заезженный, чтоб смотреть каждый год. Такие фильмы я смотрю с большими паузами на долго.
К таким фильмам могу ещё отнести: "Чародеи", но меньше нравиться чем про Ивана Васильевича. "Ещё 12 стульев" - оба фильма, но больше не с Мироновым который. Весело было пересмотреть "Здравствуйте я ваша тётя". Но все эти фильмы я не смотрю каждый год под новый год, а вообще я их давно не смотрела, так что можно было и глянуть. И ещё можно было бы и с участием Моргунова, Вицина и Никулина тоже, Кавказскую пленницу, Полосатый рейс. Но это потому что хоть и старое, но забытое. А если так смотреть каждый год, то я этого не понимаю совсем.

Кстати да, в "Иронии судьбы" шутки не смешные.( Пара из них отвратительная и совсем в это всё не вериться глядя на героев, кто какой.
Мягков просто похож на тупого алкаша недотёпу, который не только такой под новый год после бани. И ещё и раздражает, при чём всем и вообще, как может такой понравиться?
И как это может столько лет нравиться зрителям, один и тот же не смешной балаган?

Наверное, у многих он идёт фоном и никто уже и не вникает? :D Типа как музыка фоновая?
ГамлетоЕсениноГекслиДюма

गामाभक्षकाणां कृते वर्तनी
Аватара пользователя
Эльвира*
Этические грани
Этические грани
 
Сообщения: 44898
Зарегистрирован: Вт июл 31, 2007 7:09 pm
Медали: 9
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Андерсен (ЭЛВФ)

След.

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Психоанализ

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Алексище, Атех, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], morkel, Neo, Грим, whoh, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]