Суперэго

Дон Кихот - Наполеон, Гексли - Жуков, Бальзак - Дюма, Есенин - Габен, Джек Лондон - Гюго, Штирлиц - Гамлет, Достоевский - Максим Горький, Драйзер - Робеспьер

Сообщение Татьяна Прокофьева » Чт янв 25, 2007 2:29 pm

Ёлочка писал(а):Татьяна Прокофьева
а я, следуя Юнгу, так понимаю, что в отроческие годы мы осваиваем Персону (СУПЕРЭГО), потом происходит "бой Персоны с Тенью (Так Юнг называет подростковый кризис), потом не менее опсный бой Эго с Тенью (кризис середины жизни) - ну и выход на мудрость (или не выход, если застревание).

А как это выглядит в годах?

Подростковый кризис происходит в 12-15 лет (в зависимости от индивидуального темпа развития каждого ребенка). В этом кризисе встречаются (по Юнгу) Персона (СУПЕРЭГО) и Тень (ИД). Причем Юнг четко указывает, что ценности Персоны - уже освоены и их не хватает для дальнейшего развития. А ценности Тени - новые, еще пугающие, но при этом и манящие. Подросток осваивает свою теневую сторону: оказывается, он не только мальчик-школьник, помощьник по хозяйству, разносчик газет (социальные роли), но у него есть еще и пугающие физические влечения, о которых не говорят вслух. Это неприятие (по началу) и в то же время сладкая заманчивость заставляют подростков сбиваться в стаи, с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
Позже, когда кризис миновал, юноша, а далее - молодой взрослый, примиряются с собственной Тенью, умеют вписать гармонично ее проявления в личность. Это задача нормального развития, иначе он зависает в СУПЕРЭГО и становится ханжой, чрезмерно и нарочито рассуждающим о морали и нравственности, а в моменты срывов - или сны с безудержными фантазиями, или, того хуже, извращенческие формы выхода той энергии, которая все равно требует выхода.
Юнг особо указавал на опасность неприятия своих теневых сторон, борьбы с собственной Тенью. Отчасти об этом и сказка Шварца "Тень", где главное спасение в том, чтобы вовремя сказать: "Тень, знай свое место!".
Кризис середины жизни - пресловутые 37 (или 45, или у кого-то и не случается уже, т.к. сильно завис на предыдущих этапах). Здесь встречаются Тень (ИД) и Эго (ЭГО). Бой не менее сложный и жестокий. Псле него человек как бы всплывает из подводных глубин на поверхность. Мир становится понятным вместе и с той красотой, и с той грязью, которые в нем есть. Человекк обретает мудрость.
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Татьяна Прокофьева
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 1004
Зарегистрирован: Ср ноя 29, 2006 2:38 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Сообщение Татьяна Прокофьева » Чт янв 25, 2007 2:33 pm

whisper писал(а):Ёлочка
У меня к вам вот такой вот вопрос возник.

Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Непосредственность означает, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно непосредственно читается нами как обнаружение второго. Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.
Как ребенок раннего возраста воспринимает свои переживания? Он радуется, огорчается, но не знает, что он радуется, так же как младенец не знает, что он голоден, когда он голоден. Большая разница существует между чувством голода и знанием того, что я голоден. Ребенок раннего возраста не знает собственных переживаний. В 7 лет начинает возникать такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь» или «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Ребенок открывает факт своих переживаний.

(с) Лев Семенович Выготский, "Вопросы детской психологии".

Можно ли назвать это переходом от витального кольца к ментальному? Или это скорее развитие [ЧЭ] ?

Я прошу прощения, что отвечаю на вопрос, адресованный не мне, но, на мой взгляд, приведенная цитата еще раз доказывает, что семилетний ребенок осваивает ценности ментального кольца, осознавая свои переживания.
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Татьяна Прокофьева
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 1004
Зарегистрирован: Ср ноя 29, 2006 2:38 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Сообщение Татьяна Прокофьева » Чт янв 25, 2007 2:54 pm

Я понимаю, в чем суть различий в подходах к теории развития у меня и у Ермака. Кстати, Ермак мне задавал этот вопрос на киевской конференции, когда я делала свой доклад о теории развития. Я ответила, он задумался. Пока не ответил.
Суть моего ответа в следующем. Мы оба опираемся на положение Юнга. что развитие идет из бессознательного. Дальше интересно: Аушра включила в модель А два бессознательных блока, отдавая дань Юнгу и Фрейду. По Фрейду бессознательное - Ид - личное бессознательное. Юнг пошел дальше и выделил еще одну ступень бессознательного - коллективное бессознательное. Он ассоциировал бессознательное с подчиненной функцией, мы ее называем суггестивной. Есть основания полагать, что именно суггестивная функция связана с самой глубиной бессознательного, отвечает за связь человека с коллективным бессознательным. А если так, именно с нее нужно начинать рассматривать процесс развития.
И один из классиков психоанализа, ученик Фрейда - Эрик Эриксон говорил, что в основе нормального развития - баланс доверия к миру, в который человек пришел. За доверие отвечает суггестивная функция.
Есть и еще доказательства, например, следующие из мерности функций. Чем развитее мозг, тем большей сложности информацию он умеет обрабатывать. Если предположить, что сначала наполняются маломерные функции (слабые), как это сделано у меня, то все сходится. Если же предположить, что начинаем мы развитие с 3-4-мерных функций - то это непонятно. Ермак объяснения этому не дал.
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Татьяна Прокофьева
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 1004
Зарегистрирован: Ср ноя 29, 2006 2:38 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Сообщение Ирина Эглит » Чт янв 25, 2007 3:30 pm

Татьяна Прокофьева писал(а):Я понимаю, в чем суть различий в подходах к теории развития у меня и у Ермака. Кстати, Ермак мне задавал этот вопрос на киевской конференции, когда я делала свой доклад о теории развития. Я ответила, он задумался. Пока не ответил.
Суть моего ответа в следующем. Мы оба опираемся на положение Юнга. что развитие идет из бессознательного. Дальше интересно: Аушра включила в модель А два бессознательных блока, отдавая дань Юнгу и Фрейду. По Фрейду бессознательное - Ид - личное бессознательное. Юнг пошел дальше и выделил еще одну ступень бессознательного - коллективное бессознательное. Он ассоциировал бессознательное с подчиненной функцией, мы ее называем суггестивной. Есть основания полагать, что именно суггестивная функция связана с самой глубиной бессознательного, отвечает за связь человека с коллективным бессознательным. А если так, именно с нее нужно начинать рассматривать процесс развития.
И один из классиков психоанализа, ученик Фрейда - Эрик Эриксон говорил, что в основе нормального развития - баланс доверия к миру, в который человек пришел. За доверие отвечает суггестивная функция.
Есть и еще доказательства, например, следующие из мерности функций. Чем развитее мозг, тем большей сложности информацию он умеет обрабатывать. Если предположить, что сначала наполняются маломерные функции (слабые), как это сделано у меня, то все сходится. Если же предположить, что начинаем мы развитие с 3-4-мерных функций - то это непонятно. Ермак объяснения этому не дал.


Ага, вот эта мысль мне понятна.
Тут нужны длительные наблюдения и фиксирования проявлений у детей. Запись того, что они озвучивают (соотнесение с моделью). Накопленная информация могла бы помочь разобраться.

Я допускаю также другую последовательность: суперид - ид - суперэго - эго. Мне она представляется более вероятной. Но, естественно, никаких доказательств нет, поскольку нет таких вот специальных наблюдений.

Ермак рассматривает наполнение с уровня Ситал, думаю, поэтому у него такая последоваетльность снизу вверх. Т.е. реально наполнение начинается не с 3-4-мерных функций, а с нижнего уровня. Но перескакивает все равно на многомерные.
Ирина Эглит
Школа системной соционики
Школа системной соционики
 
Сообщения: 2849
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 9:36 pm
Откуда: Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц

Сообщение Ирина Эглит » Чт янв 25, 2007 3:35 pm

Татьяна Прокофьева
но, на мой взгляд, приведенная цитата еще раз доказывает, что семилетний ребенок осваивает ценности ментального кольца, осознавая свои переживания.

Но это же его индивидуальные переживания, он не сравнивает себя с другими, с тем, как принято в социуме. Может это как раз кризис между суперэго и идом, то есть пошло наполнение 3-4-мерных (если предположить обратную последовательность) функций и оценка стала более многомерной?
Ирина Эглит
Школа системной соционики
Школа системной соционики
 
Сообщения: 2849
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 9:36 pm
Откуда: Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц

Сообщение Татьяна Прокофьева » Чт янв 25, 2007 4:17 pm

Выготский четко указывает на то, что теперь ребенок ОСОЗНАЕТ то, что раньше воспринимал только на уровне чувств.
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Татьяна Прокофьева
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 1004
Зарегистрирован: Ср ноя 29, 2006 2:38 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Сообщение Ирина Эглит » Чт янв 25, 2007 4:38 pm

Татьяна Прокофьева писал(а):Выготский четко указывает на то, что теперь ребенок ОСОЗНАЕТ то, что раньше воспринимал только на уровне чувств.

Но витал мы тоже осознаем, но только после обработки информации.
Ирина Эглит
Школа системной соционики
Школа системной соционики
 
Сообщения: 2849
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 9:36 pm
Откуда: Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц

Сообщение whisper » Чт янв 25, 2007 4:39 pm

Что-то в этом вопросе о периодизации развития не дает мне покоя.
Мне трудно представить как, например, [БЛ] или [БЭ] могут развиваться и наполняться в возрасте до 3 или даже до 5 лет.

Вот что мне сейчас пришло в голову.

Может быть в первый год после рождения ребенок осваивает [БС], учится отличать цвета, фигуры, звуки, ощущать собственное тело и уметь им управлять. Все, что попадает в поле его зрения стремится пощупать, попробовать на вкус, погрызть.

Затем идет кризис трех лет, или кризис "я сам" - это развитие [ЧС]. "Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят"; упрямство - "такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал"; строптивость, "направленная против норм воспитания", самостаятельность, своеволие,стремление к деспотизму, ревность (это все по опять Выготскому).
Затем, возможно, следует развитие [ЧЛ], предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок посредством игры (преимущественно с предметами, с игрушками) осваивает основные орудия труда, способы деятельности. Ребенок действительно хочет знать, как все делается.
Потом может идти развитие [БЭ]. Игра постепенно становится сюжетно-ролевой. На первый план выходит роль и все те требования, которые она выдвигает к поведению ребенка (по Эльконину, "Психология игры"). «Таким образом, игра способствует выделению для сознания ребенка социально принятых этических норм поведения и осмыслению их. Вместе с тем, в игре эти нормы становятся собственными, а не навязанными извне нормами ребенка, предъявляемыми им к самому себе». (Л.И. Божович, "Личность и ее формирование в детском возрасте").
После вхождения ребенка в школьный коллектив "идет постепенное вычленение моральной оценки от непосредственно эмоционального переживания. Такое дифференцирование этической оценки и эмоционального отношения происходит благодаря усвоению ребенком доступного содержания моральных оценок и постепенного подчинения им своего эмоционального отношения" (Добрынин, "возрастная психология").
В возрасте между 6 и 9 годами «…ребенок начинает осознавать, что другие люди, как и он сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характеры и убеждения и что их непосредственные переживания можно понять только в контексте их более широкого жизненного мира.» (И.С. Кон, "Дружба") Именно в этом возрасте преодолевается то, что Жан Пиаже называл эгоцентрическим мышлением, когда ребенок не может поставить себя на место другого, принять его точку зрения или роль. В этот период ребенок начинает воспринимать другого человека как личность (опять по Кону).
Примерно в это же время интенсивно развивается [ЧЭ]. В этот период эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои эмоции (по Выготскому, цитировала в прошлых постах).
«У младшего школьника в значительной мере сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие его явления. Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резкий эмоциональный отклик, однако эмоции становятся более сдержанными в своем выражении. Развитие выразительности у младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики) идет рука об руку с ростом понимания им чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых». (П.М. Якобсон, «Психология чувств и мотиваций»)
[БЛ] на мой взгляд формируется к 12 годам, как я уже писала. «Мышление в понятиях, отрешенное от наглядных моментов, предъявляет к ребенку требования, которые превосходят его психические возможности до 12-го года жизни». До этого ребенок мыслит не понятиями, а до этого ребенок мыслит сначала синкретическими образами, потом комплексами, псевдопонятиями и только после подросткового возраста – понятиями. И то не всегда :) Скажем так, и комплексами, и псевдопонятиями, и понятиями. (это по Л.С.Выготскому "Мышление и речь")
Куда девать интуиции я еще не знаю, надо будет почитать про воображение. Что-то такое смутно помню интересное, но надо будет покопаться в книгах.

Буду рада конструктивной критике.
Life isn't about finding yourself. Life is about creating yourself.
whisper
Школа гуманитарной соционики
Школа гуманитарной соционики
 
Сообщения: 421
Зарегистрирован: Вт май 30, 2006 6:04 pm

Сообщение Ирина Эглит » Чт янв 25, 2007 4:57 pm

whisper
Мне трудно представить как, например, [БЛ] или [БЭ] могут развиваться и наполняться в возрасте до 3 или даже до 5 лет.


Мне кажется, что говоря о наполнении витала, нужно понимать, что это наполнение индивидуальным опытом и индивидуальными нормами и т.д.

Т. е по БЭ - это будет впитывание тех видов отношений, которые ребенок видит вокруг себя. И попытки повторить подобное, т.е. приобрести свой опыт. Ребенок может не понимать правильность или неправильность, нужность или не нужность таких отношений. Он просто пробует и видит результат. И это фиксируется как опыт отношений. То, что у него получилось хорошо, он может повторять, и это зафиксируется как его индивидуальная норма. Это потом уже он соотнесет свой опыт и свои нормы с тем, как это принято в социуме. Пока же ему отношения нужны только для его индивидуальной (витальной) жизнедеятельности: он хочет, чтобы к нему проявляли такое-то отношение и сам хочет выразить такое-то отношение. Он оценивает только с точки зрения: ему это подходит или нет, для него это приемлемо или нет.

По логике - это автоматическое отслеживание взаимосвязей между объектами, причинно-следственных связей. Манипулируя объектами, ребенок отслеживает эти связи: например, есть связь между тем, что прозвучал звонок, и мама подняла трубку, между нажатием на кнопку и появлением изображения на экране. Пока нет речи о логике в виде математических таблиц, но дети умудряются считать, не умея это делать, пытаются делить три конфеты на двоих и это не получается, а две - делятся. Все это логика, которая так и заполняется.
Ирина Эглит
Школа системной соционики
Школа системной соционики
 
Сообщения: 2849
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 9:36 pm
Откуда: Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц

Сообщение Татьяна Прокофьева » Чт янв 25, 2007 5:25 pm

Такой оттенок у стадий развития, действительно, есть. Я по началу чуть было тоже не пошла по этому пути, очень многое складывалось именно так. И очень хочется в прекрасный финал поставить интуицию, как целостность пройденного пути и восприятия мира.
Что мне не позволило остановиться на такой версии: психоанализ не так матеарилистично описывает процесс развития, как отечественная психологческая школа. Если рассмотреть крайнее проявление отклонений от нормального пути, то это будет щизоидная форма страха (по Ф. Риману, это психоаналитик времен Юнга). Мы здесь не говорим о медицинской, психиатрической сфере - это дело врачей. А для нормального человека, без органических поражений - это будет страх доверия, страх вторжения в личное пространство. Он связан с поражением на стадии внутриутробного развития или на первом году жизни, когда мать, в силу каких-то причин, не смогла дать ребенку чувство уверенности в этом мире.
Риман подчеркивает, что даже если физическая забота осуществляется, но к матери было, например, негативное отношение во время беременности, это могло породить такую форму страха. Дальше это - гордыня, ограничение личных связей и душевного общения.
Все это заставляет меня думать, что физический уход за младенцем, конечно, очень важен, но лишь как часть проявлений мира, по которой малыш воспринимает, что мир добр к нему.
Я даже тогда чуть было не поставила интуицию возможностей на первый уровень, но все взвесив, пришла к выводу, что у каждого наполняется своя функция, соответствующая ячейке.
А на вопрос, как могут развиваться у малышей [БЛ] и [БЭ] ответ такой. Приходя с годовалым ребенком в детскую поликлинику, вы попадаете на "экзамен", в ходе которого определяют уровень развития ребенка. В числе прочего он уже должен вложить маленькую формочку в большую, собрать пирамидку в порядке убывания размера колец, поставить ровно кубик на кубик. Чем не развитие [БЛ] ?
И насчет [БЭ] очень важный вопрос. Есть такой утверждение: "Плохой человек - тот, кому мать у колыбели не пела песен". Понятно, что песни, в данном случае не столь эмоциональны, сколь душевны. И есть у врачей-педиатров такое понятие, как госпитализм: если маленький ребенок надолго попал в больницу, он останавливается в развитии. В больнице (если в хорошей) весь физический уход осуществляют, как положено. Но нет душевного общения. Поэтому обязательно нужно с ребенком разговаривать, общаться, проявлять любовь к нему.
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Татьяна Прокофьева
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 1004
Зарегистрирован: Ср ноя 29, 2006 2:38 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Сообщение Svetlana » Чт янв 25, 2007 7:42 pm

whisper писал(а):Буду рада конструктивной критике.

Критику не обещаю. Просто поделюсь собственными размышлениями и наблюдениями.

И с момента рождения, и в другие возрастные периоды ребенок взаимодействует со всем потоком информации, а не с одним только каким-либо его аспектом. Представьте, даже период от рождения до года насыщен самой разной информацией: ощущения сенсорного комфорта/дискомфорта (голода, насыщения, холода, жары, зуда, боли и т.п.), пространство жизни (борьба за выживание в новом мире, за владение ресурсами), отношения близости/оторванности от матери (заботы, любви, внимания, одиночества, отторжения и т.п.), эмоции (страх, радость, гнев, обида, даже отчаяние!), предметный мир (действия и навыки, приходящие на смену основным рефлексам), порядок (режим сна и кормления и прочие закономерности), синхронизация с миром (смена дня и ночи и прочие ритмы жизни), скрытые смыслы окружающего мира (представьте, для младенца, только что явившегося на свет, весь мир - загадка, которую необходимо отгадать, чтобы научиться в нем жить).

Естественно, такой шквал информации приходится фильтровать, за что и ответственен ТИМ, данный, судя по всему, с рождения. Он-то и вычленяет из потока ту информацию, которая наполняет ТИМным своеобразием тот или иной возрастной период. Думаю, многие мамы со мной согласятся, что дети - все разные уже с рождения (и даже во внутриутробный период!). Скажем, ребенок-ЭИИ с первых же дней жизни очень хорошо уясняет для себя режим дня и довольно легко его придерживается (просыпается к моменту кормления и засыпает до следующего), но при условии, что ему достаточно уделяют чисто этического внимания: поют песенки, разговаривают, сопереживают. Ребенок-ЛСЭ, напротив, склонен сам диктовать свои условия: кушать, когда хочет, спать, когда хочет, а сенсорная (осязаемая) близость предпочтительней всяких разговоров и сюсюканий (хотя и они тоже желательны).

Совершенно очевидно, что даже младенцы начинают информационно специализироваться уже с пеленок. Если не раньше. :) (примеры приведены из личного опыта :))
Аватара пользователя
Svetlana
Консалтинговый центр 'Выбор'
Консалтинговый центр 'Выбор'
 
Сообщения: 8057
Зарегистрирован: Вс авг 27, 2006 6:37 pm
Медали: 1
Пол: Женский
Соционический тип: Достоевский
Профессия: психолог

Сообщение Татьяна Прокофьева » Чт янв 25, 2007 8:15 pm

Подтверждаю :) И не только личным опытом. В семьи, где есть младенцы, приглашают не так часто, но так забавно бывает наблюдать, как они, еще совсем малюсенькие, проявляют себя как эксперты по своей базовой!
Вспоминила сейчас маленького ЭИЭ, в семью которого меня приглашали достаточно часто, все пытались подобрать ему няню, которая бы устроила маму и подходила ребенку. Уже с 2-месяцев, а в 6 месяцев совсем уверенно он определял настроение этих незнакомых женщин прямо сразу, как они приходили. В какой-то момент я даже сказала, зачем им моя диагностика, малыш и сам знает, кто ему подходит, а кто - нет.
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Татьяна Прокофьева
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 1004
Зарегистрирован: Ср ноя 29, 2006 2:38 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Сообщение Alexander D » Пн янв 29, 2007 11:53 pm

к Татьяне Прокофьевой: А вот, кстати, интересно: с одной стороны, Вы в своей статье "Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А" связываете начало развития с суггестивной функцией - 1 уровень, а с другой - "еще совсем малюсенькие, проявляют себя как эксперты по своей базовой". Получается вроде бы как противоречие - развивается еще только суггестивная, а базовая уже экспертно работает...
8 декабря - модуль "Соционика и профессиональные достижения" программы ТИМ-building®. Приходите!
Аватара пользователя
Alexander D
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 237
Зарегистрирован: Ср ноя 29, 2006 8:06 am
Откуда: Москва
Медали: 1

Сообщение Татьяна Прокофьева » Вт янв 30, 2007 12:05 pm

Наполнение функций - количественная характеристика, а характер работы в соответствии с ячейкой в модели А - качественная.
Базовая работает, как экспертная в любом возрасте. А на первом году жизни при этом создаются наиболее благоприятные условия для отработки суггестивной. Одно другому не противоречит.
Думаю, многие согласятся, что наполнение функций опытом идет на протяжении всей жизни. Причем, всех функций. Но каждый временной период способствует наполнению своей функции, позволяя ей совершить качественный скачок в развитии.
Пример: человек, занимаясь в спортзале, накачивает мышцы брюшного пресса. При этом меньше занимается развитием интеллекта. Но от этого управление не передается от головы - брюшному прессу. В норме, конечно ;)
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Татьяна Прокофьева
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 1004
Зарегистрирован: Ср ноя 29, 2006 2:38 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Сообщение Ирина Эглит » Вт янв 30, 2007 12:33 pm

Татьяна Прокофьева
Думаю, многие согласятся, что наполнение функций опытом идет на протяжении всей жизни. Причем, всех функций. Но каждый временной период способствует наполнению своей функции, позволяя ей совершить качественный скачок в развитии.

согласна
Ирина Эглит
Школа системной соционики
Школа системной соционики
 
Сообщения: 2849
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 9:36 pm
Откуда: Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц

Пред.След.

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Супер-Эго

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]