Программа «Рыбка» решила королевский гамбит
http://habrahabr.ru/post/141309/
Запустив шахматную программу Rybka на рабочей станции IBM POWER 7 с 2800 ядрами, автор программы сумел решить королевский гамбит http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0% ... 0%B8%D1%82 — один из самых сложных и острых дебютов шахматной партии, который активно использовали Борис Спасский и Бобби Фишер. Компьютерная программа рассчитала исход всех вариантов развития шахматной партии и пришла к неожиданным результатам http://chessbase.com/newsdetail.asp?newsid=8047 .
Оказывается, в случае принятия чёрными жертвы на f4 у белых остаётся только один ход, который ведёт к ничьей (в случае идеальной игры с обеих сторон) — слон на e2. Во всех остальных случаях белые получают мат.
IBM POWER 7 с 2800 ядрами на 4,25 ГГц и 16 терабайт RAM — примерно такое же оборудование, на котором работает IBM Watson http://habrahabr.ru/post/120103/ , выигравший у людей в интеллектуальной викторине.
Вычисления заняли в общей сложности четыре с лишним месяца, что соответствует 10 750 000 часов на одном CPU.
Любопытно, что результаты вычислений оказались удивительно похожи на анализ королевского гамбита http://www.academicchess.org/images/pdf ... erbust.pdf , сделанный Бобби Фишером 50 лет назад.
Разумеется, Rybka не рассчитывала все ходы в партии до самого конца, поскольку количество вариантов развития шахматной партии (около 10100) больше, чем количество атомов во Вселенной (от 10^79 до 10^84). Программа просто оценивает перспективность позиции, и если получает резко отрицательный результат, то прекращает анализ в этом направлении. Из очень плохой позиции при идеальной игре противника невозможно выбраться с вероятностью 99,99999999%, говорит автор программы Васик Райлич (Vasik Rajlich).