luchnivik » Ср янв 05, 2022 11:50 pm
Гуны – одна из интереснейших тем индуистской философии, встречающаяся во многих древних писаниях, важная как для йоги, так и для аюрведы. Согласно старинным текстам эти силы влияют на всю нашу жизнь, проявляются во всем, что нас окружает, а их понимание способно помочь как в практике йоги или иной ведической системы саморазвития в продвижении по духовному пути, так и в жизни.
Понятие Гун
В переводе с санскрита слово «Гуна» означает «веревка», а в более широком смысле «качество, свойство». В Йога-сутрах Патанджали говорится, что гуны – «это то, что лежит в основе всех качеств». Доктор аюрведы Дэвид Фроули дает такой перевод этого термина: «то, что связывает душу», что, на мой взгляд, является наиболее емким определением с точки зрения рассмотрения взаимодействия гун с сознанием человека (пуруши).
Гуны – это качество проявленной природы (пракрити), ее базовые свойства. Все многообразие вещей в мире, как физической, так и ментальной природы, возникает в ходе «игры» гун, их взаимодействия, переплетения.
Итак, выделяют три гуны: саттва, раджас, тамас. Для понимания сущности гун их можно рассматривать с четырех точек зрения: гуны, как формы колебания вещества, состояние энергии, процессы, свойства сознания.
Наиболее верным, на мой взгляд, является понимание гун как форм движения, ведь согласно учению вед и современным исследованиям квантовой физики вся вселенная – это колебания волн и частиц, которые по сути своей являются одним и тем же (корпускулярно-волновой дуализм).
Так, саттва-гуна – это гармонические колебания, раджа-гуна – хаотические, тамас – отсутствие колебаний. Прекрасный пример для понимания того, как гуны формируют окружающий нас материальный мир, дает в своей книге доктор философии, кандидат наук в области психологии, специалист в области аюрведы Рами Блект. Вода в сосуде на микроуровне – это масса беспорядочно колеблющихся частиц (раджас), каждая молекула содержит две молекулы водорода и одну молекулу кислорода, объединенных вместе на фиксированном расстоянии (тамас), в каждом атоме электроны вращаются со скоростью света по своим орбитам, а точнее образует стоячую гармоническую волну (саттва).
Можно рассмотреть природу гун и с точки зрения энергии. Саттва – контролируемая энергия, раджас – неподконтрольная, тамас – отсутствие энергии.
С точки зрения процессов тамас – это отсутствие развития, остановка эволюции, разрушение, но в том случае, когда нет энергии для поддержания структуры и созидания нового; раджас отвечает за созидание, как пиковый всплеск творческой, изменяющей (разрушающей через изменение) старое, энергии; саттва – равномерный предсказуемый процесс функционирования и развития.
В рамках сознания человека гуны получают морально-нравственную оценку: так раджас называют гуной страсти, тамас – невежества, саттву – благости. В данной концепции саттва отождествляется с добродетелью, нравственностью, служением другим, саморазвитием, раджас – со страстью, желаниями, яркими эмоциями, неустойчивостью, изменениями, тамас – с заблуждениями, невежеством, саморазрушением, бессознательностью и стагнацией. Таким образом, проявляясь в дуальном сознании человека, саттва является наиболее желанным состоянием разума, а раджас и тамас нежелательны. Но, тем не менее, не все так однозначно: тамас необходим для отдыха, так как сон – это тамасичное состояние, раджас нужен для созидания и изучения нового. Например, участие в каких-то проектах, проявление творческого акта – это раджасические явления.
Вспоминая знаменитую формулу Альберта Эйнштейна, доктор Дэвид Фроули также дает нам пояснение природы гун: E = mc2 (энергия равна произведению массы на квадрат скорости света), где энергия – раджас, свет – саттва, масса – тамас. Далее он приводит пример, того, как гуны проявляются в человеке, где тело – это тамас, жизненная сила – раджас, ум – саттва.
Хочется отметить, что несмотря на то, что мы можем так уверенно, достаточно четко выделить и описать качества каждой гуны, ни одна гуна не существует сама по себе в чистом виде, гуны всегда и во всем присутствуют вместе, но одна, как правило, преобладает. Об этом мы можем прочитать в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», а именно в Анугите (часть четырнадцатой книги «Махабхараты» — «Ашвамедхикапарвы»):
1. Нельзя говорить о гунах в отдельности о каждой:
Нерасторжимы качества: саттва, раджас, тамас;
2. Они одно из другого исходят, одно в другом пребывая;
Друг друга поддерживают, друг за другом вращаясь;
3. Поскольку саттва вращается, постольку и раджас – в этом нет сомнения.
Поскольку говорится о тамасе и саттве, постольку о раджасе также.
4. Неразлучные спутники, они совместно совершают дорогу;
Совместно они вращаются, как причина и не-причина.
~ «Анугита» (XIV, 39, 1 и сл.)