Часть первая
Аргументы. Человек получает представление о нравственности лишь через посредство образования. Но по своей сущности он не более чем дитя Природы и воспринимает мир только через органы чувств, каковыми наделила его Природа.
I. Человек не может воспринимать мир каким-либо иным образом, кроме как через свои природные, или физические, органы чувств.
II. Мыслительные способности человека дают ему возможность судить только о том или сравнивать только с тем, что он познал через свои органы чувств.
III. Если какой-то объект был воспринят человеком с помощью, например, лишь трех органов чувств из пяти, то ему невозможно представить себе, каким этот объект был бы им воспринят посредством четвертого или же пятого чувства.
IV. Поскольку человек имеет только те органы чувств, которыми наделила его Природа, то какими иными могут быть его мысли, кроме как природными или органическими?
V. Желания человека ограничены его чувствами: никто не может желать того, чего он не в состоянии чувствовать.
VI. Поскольку человек получает обо всем представление лишь с помощью своих органов чувств, то его желания и мировосприятие по необходимости ограничиваются только теми объектами, которые могут им восприниматься посредством органов чувств.
Выводы. Не обладай человек поэтическим или пророческим даром, философия и эмпирические науки были бы сведены к изучению одних лишь материальных объектов и вскрое остановились бы в своем развитии, неспособные ни на что иное, кроме бесконечного повторения одних и тех навязших на зубах истин.
Часть вторая
I. Способность человека к восприятию зависит не от одних лишь органов чувств; человек способен воспринимать намного больше того, что ему позволили бы одни лишь органы чувств, каковыми бы острыми они у него ни были.
II. Разум, или рациональная способность соотносить между собой познанные нами факты, - это далеко не то же самое, что чисто механическое накопление знаний.
III. (Этот пункт в рукописях Блейка не сохранился.)
IV. Если вы вледеете тем, что имеет пределы или границы, то рано или поздно это вам приедается. Монотонное повторение одних и тех же явлений, пусть даже это относится и к целому миру, вскоре начинает восприниматься человеком как утомляющее своим однообразием вращение бесчисленных колесиков некоего сложного механизма.
V. Даже если человек обладает чем-то в очень большом количестве, ему все равно со временем становится этого мало. "Еще! Еще!" - кричит его ненасытная душа. Ему нужно заполучить все - меньшим он уже не сможет удовлетвориться.
VI. Стремление получить в свою собственность то, что получить невозможно, приводит в конечном итоге к тому, что человек впадает в беспросветное состояние.
VII. Поскольку желания и устремления человека не знают пределов, а стало быть, бесконечны, то бесконечно и все, чем человек обладает, равным образом как и он сам бесконечен.
Выводы. Тот, кто видит во всем сущем бесконечное, видит Бога. Тот же, кто видит во всем сущем только рациональное, видит одного лишь себя.
Из этого следует, что Бог становится таким, каковы мы сами, с тем чтобы мы получили возможность стать такими, каков Он.
Перевод В.Чухно (В кн.: Уильям Блейк. Видения Страшного суда. М. "ЭКСМО-Пресс", 2002.)
написано порядка 200 лет назад ).
о механизмах проекции и рационализации тогда не знали.
Глас вопиющего в пустыне
Предмет обсуждения. Поскольку единственно достоверным методом познания является опыт, то способность приобретать опыт является абсолютно необходимым условием для накопления знаний. Именно эту спо-собность я и хочу обсудить.
Аргумент первый, заключающийся в том, что Человек в лучших своих проявлениях является Поэтическим Гением, и своей телесной формой, или внешним обликом, каждый из нас обязан именно Поэтическому Гению, которым он наделен. Точно так же любой предмет или объект нашего мира имеет тот внешний вид, какой придает ему его гений,— тот гений, который древние называли то Ангелом, то Духом, то Демоном.
Аргумент второй. Поскольку все люди — при всем их бесконечном многообразии — подобны друг другу своим внешним обликом, точно так же они подобны друг другу и своим Поэтическим Гением.
Аргумент третий. Ни один человек не способен думать, писать или говорить абсолютно искренне, как бы ни стремился он быть правдивым. А потому источником всех без исключения направлений философии является опять-таки Поэтический Гений, но приспособившийся к слабостям каждого индивидуума.
Аргумент четвертый. Подобно тому, как, путешествуя по уже открытым землям, никогда не узнаешь новых земель, точно так же, пользуясь одними лишь известными знаниями, никогда не приобретешь новых. Этим и объясняется необходимость существования универсального Поэтического Гения.
Аргумент пятый. Отличия в религиях разных народов мира проистекают из различного представления о Поэтическом Гении, под которым тем не менее во всех странах подразумевается Пророческий Дар.
Аргумент шестой. И Иудаистская, и Христианская Библии имеют своим первоисточником Поэтический Гений, что необходимо следует из ограниченной природы физических ощущений человека.
Аргумент седьмой. Все люди в сущности одинаковы (несмотря на все свое бесконечное разнообразие), поэтому и все религии одинаковы, а раз они одинаковы, то, значит, имеют один источник.
И источником этим является Человек — Человек в лучших своих проявлениях, то есть Поэтический Гений.
Перевод В.Чухно (В кн.: Уильям Блейк. Видения Страшного суда. М. "ЭКСМО-Пресс", 2002.)
ну, если отрешиться от пафосного термина "поэтический гений" и вспомнить архетипы Юнга, то рассуждения верны ).