Перевести все на стрелочников!
Руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин, в свою очередь, заявил, что ответственность за аварию ракеты "Протон-М" должны нести конструкторы и технологи, которые не предусмотрели возможность неправильной установки датчиков угловых скоростей. Именно это, согласно заявлению аварийной комиссии, и стало причиной аварии, сообщает "РИА Новости". По словам Поповкина, физически невозможно было проверить, правильно ли установлены датчики, и технологи были единственными, кто знал об этом.
На самом же деле.
Замруководителя Роскосмоса, руководитель аварийной комиссии Александр Лопатин отметил, что военные представители не участвовали в контроле установки датчиков угловых скоростей на ракете-носителе "Протон-М". "До 2010 г. контроль осуществлялся с помощью военных представителей. С 2010 г. контроль военных представителей был снят", — сказал он на совещании. Его позицию поддержал руководитель группы независимых экспертов, бывший руководитель Роскосмоса Юрий Коптев, сообщает "Интерфакс".
По его словам, в 1994 г. в Центре имени Хруничева насчитывалось 298 военных представителей, из которых 82 — офицеры, на сегодняшний день вся военная приемка предприятия насчитывает 10 офицеров и 29 гражданских специалистов. "Практика показывает, что [военная приемка] это очень эффективный инструмент обеспечения независимого контроля", — сказал Коптев (цитата по "Интерфаксу"). По его словам, последние неудачи в ракетно-космической отрасли связаны с отстранением или уменьшением контроля за производством техники со стороны военных.
Разумеется, альтернатива была:
Также в ходе совещания Поповкин сообщил, что Роскосмос предоставил право контроля производства ракет "Протон" представителям фирм — изготовителей спутников. "Газпром — космические системы" может полностью контролировать производство. Такое же указание мы дали ИСС имени Решетнева и РКК "Энергия", в интересах которой будет произведен запуск "Протона" с многофункциональным лабораторным модулем", — сказал он на совещании у Рогозина.