Типология нормативных индивидов Владимира Лефевра

Юнг, Кейрси, Личко, Леонгард, Кречмер, Лоуэн, Лиз Бурбо, Шостром, Фромм, Кеттел, Айзенк

Типология нормативных индивидов Владимира Лефевра

Сообщение Oleg » Сб июн 26, 2010 4:08 am

Типология нормативных индивидов Владимира Лефевра

Владимир Лефевр (4,5,6) значительно расширил зону приложений математики, показав, что она может с успехом применяться для представления человеческой рефлексии, внутренних переживаний и даже свободы воли. Он впервые рассмотрел вопрос о существовании формальных законов оперирования категориями добра и зла. На основе небольшого числа простых предположений построена развернутая теория, описывающая автоматизм принятия моральных решений. Он определил, что существуют две этические системы (цель не оправдывает средства и цель оправдывает средства), предопределяющие психологические профили людей в условиях конфликта и сотрудничества. Вместо того чтобы исследовать бесконечно сложный процесс реального выбора, автор строит упрощенную модель индивида, обладающего внутренним миром и способностью генерировать субъективные интенции. В этом отношении модель автора существенно отличается от других моделей, где намеренный выбор только упоминается, оставаясь на уровне вербального описания, но не включается в формализм модели.

Лефевр оказался первооткрывателем новой области математического моделирования: структуры рефлексии. Традиционно рефлексия понималась как сознательное отслеживание и анализ собственной мысли. Тем более неожиданно выглядит результат Лефевра о существовании «рефлексивного компьютера», автоматически осуществляющего рефлексию переживаний и оценок. Алгебраическое представление структуры рефлексии позволило расширить само понятие рефлексии, включив в него знание о том, как человек осознает (оценивает) свои намерения и свою оценку этих намерений. Такое расширение позволило не только включить в предмет исследования структуру этических оценок и самооценок, но и установить теоретически существование двух мыслимых этических систем, которое удалось подтвердить экспериментально.

Автор в своей работе «Алгебра совести» показывает, что отношения между «мыслями» и «чувствами» дополнительны (принцип дополнительности Нильса Бора).

Описание рефлексии подразумевает, что субъект А, чью ментальную структуру мы исследуем, изображен двумя символическими элементами: собственно субъект и «планшет сознания», в котором помещается то, как данный субъект видит мир, т.е. некоторое изображение «Z»:

Таким образом, появляется рефлексивная структура, в которой субъект А (или рефлексивная система) обладает планшетом сознания, на котором представлена его картина действительности. В нее, в частности, могут входить он сам, другие субъекты, а также воображаемые им предметы и ситуации. Символически такая структура субъекта А выражается формулой А=а0z, где а 0 – субъект как он есть (каким его может видеть абсолютный наблюдатель), а Z – то, что находится в его воображении. Рефлексия здесь рассматривается как имманентное свойство «отображения», а содержание рефлексии субъекта может включать самого субъекта с его рефлексией. Так возникают рефлексивные структуры вида А=a

Где а – представление субъекта о нем самом, Z-представление субъекта о собственной мысли – рефлексия второго ранга.

Используя вышеуказанные выражения рефлексии, автор анализирует структуру этической рефлексии. Любые поступки могут быть оценены в двоичной системе как позитивные или негативные. Отрицательная оценка субъектом самого себя означает наличие у него импульса вины. Отрицательная оценка партнера означает чувство осуждения последнего.

В выражении символ а - это интенция (намерение) субъекта А, которую он сам не ощущает, а символ а – интенция образа себя, переводящая исходную интенцию в действие (поведение). Выражение это действие образа, которое наблюдает внешний наблюдатель. Выражение в показателе есть поведение наблюдаемого индивида это и есть переживание субъекта.

Символ есть представление субъекта о том, как он представляет (оценивает) собственные намерения, т.е. его знание о своих переживаниях. Итак, имеется три этажа: действие – переживание – знание о переживаниях. Оценки соответствующих действий и переживаний обозначаются символами «0» и «1» (негативная и позитивная оценки).

Оценка а =0 означает, что у субъекта А возникают негативные намерения;

Оценка а =1 означает намерение совершить позитивные действия.

Оценка рефлексивной структуры 1 означает, что субъект имеет положительные намерения и не испытывает чувства вины. Тем самым он не реализует негативных действий и его поведение позитивно: 1 = 1.

0 = 0 – субъект не испытывает чувства вины за негативные намерения и совершает негативные действия.

0 =1 – субъект испытывает вину и не реализует негативные намерения, т.е. в целом он может быть оценен позитивно.

1 = 1 –субъект испытывает чувство вины при отсутствии негативных намерений, но при этом негативных действий не совершает ввиду отсутствия побуждений к ним.

В этих правилах оценки реализуется принцип, выраженный евангельской притчей о фарисее и мытаре: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Более сложный уровень рефлексии можно представить следующим образом:

А =

А = а - есть образ субъекта А в его представлении. Оценка А = 0 означает, что субъект оценивает свое поведение как негативное и наоборот: А = 1. Показатель а есть представление субъекта А о том, как он себя оценивает. Оценка а =1 – видит себя как положительно оценивающего свое поведение; а = 0 – субъект считает свою самооценку негативной.

Итак, получается, что субъект испытывающий дурные намерения, но полагающий себя «кающимся грешником», объективно оказывается грешником. Этот парадокс состоит в том, что осознавая на некотором уровне рефлексии себя грешником, человек освобождается от греха, но на следующем уровне рефлексии он видит себя уже освобожденным от греха за счет осознания и тем самым опять превращается в грешника. Лефевр избегает дурной бесконечности за счет априорного ограничения уровня рефлексии. Его интересует рефлексия не выше второго ранга: а-мысль субъекта о себе (оценка субъекта с точки зрения наличия или отсутствия негативных намерений) и а - мысль (представление) о том, как субъект оценивает себя. При этом значение А = а - это оценка субъектом себя с учетом его представления о самом себе.

На основе алгебраической модели этического сознания Лефевр строит типологию нормативных индивидов. В основе его типологии лежат особенности рефлексии себя, другого и взаимоотношений, а именно: какой имеется образ себя: положительный или отрицательный, есть ли сомнения в образе себя, корректный или некорректный образ себя, каким видится образ другого, есть ли сомнения в его образе, корректный или некорректный образ другого, в каких отношениях индивид находится с другим – в конфликте или в союзе, корректно или некорректно отражает он эти отношения.

Эти типы по-разному проявляются в зависимости от моральных и этических ценностей общества. Теоретически им были выдвинуты две этические системы, которые нашли свое экспериментальное подтверждение. Первая этическая система – «цель не оправдывает средства». Для автора эта система отражает христианскую систему этических ценностей, а также западную культуру. Вторая этическая система – «цель оправдывает средства». Она соответствует архаичным типам общества, тоталитарным системам.

Эти типы им обозначены как Святой, Герой, Обыватель и Лицемер. Каждый из этих типов представлен в виде алгебраического выражения, что позволяет подсчитать этический статус того или иного поступка, этический статус ситуации, этический статус индивида.
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 75644
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Типологии

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Java [Bad bot], vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], на лошади весёлой