Влияние основных форм страха по Ф.Риману на диагностику ТИМ • Психология и соционика

Влияние основных форм страха по Ф.Риману на диагностику ТИМ

Юнг, Кейрси, Личко, Леонгард, Кречмер, Лоуэн, Лиз Бурбо, Шостром, Фромм, Кеттел, Айзенк

Влияние основных форм страха по Ф.Риману на диагностику ТИМ

Сообщение Виктор Прокофьев » Чт окт 21, 2010 11:29 pm

Статья посвящена тонкостям профессиональной диагностики ТИМ, рассмотрены основные формы страхов по теории Ф. Римана, их проявления, затрудняющие диагностику типа информационного метаболизма, предложены методы различения проявлений форм страха и признаков ТИМа.

Т.Н. Прокофьева, Ю.В. Исаев, А.С. Девяткин

«Человечность самопознания заключается в том, что, лишь пытаясь
понять причины развития своей личности, расчищая родники нашей жизни,
мы способны преодолеть собственные страхи и предрассудки,
освободиться от оков предубеждений и стать по-настоящему свободными... »

Э.Л. Гушанский, врач-психиатр, канд. мед. наук.


Соционика определяет структуру информационного обмена, то, как человек воспринимает, обрабатывает и передает информацию. Не более, но и не менее того. Наряду с типом информационного метаболизма и личными особенностями, определяемыми жизненным опытом и воспитанием человека, существуют типологии личности, оказывающие не меньшее влияние на поведение, общение, действия и образ мышления. И зачастую соционическая диагностика осложняется тем, что проявления других типологий принимают за свойства ТИМа. Профессиональное применение соционики требует от соционика-диагноста умения отделить соционическую область исследования человека от других смежных областей. Для этого необходимо иметь о них определенное представление.

Тема исследований на стыке соционики и смежных типологий личности основательно изучается в НИИ Соционики. Это позволяет глубже взглянуть на человека, дает возможность определить те его стороны, где могут крыться не только «подводные камни», осложняющие диагностику, но и ключи к решению вопросов и жизненных задач, с которыми обращается клиент. Данная статья написана на основе доклада, сделанного авторами на научном семинаре НИИ Соционики в 2010 году.

Поскольку предполагаемый читатель уже знаком с соционикой, то мы подробнее остановимся на теории основных форм страхов, разработанной в начале 20-го века врачом-психиатром и психоаналитиком Фрицем Риманом.

Судьба теории основных форм страхов похожа на судьбу соционики. Так же, как и К.Г. Юнг, Ф. Риман наблюдая за своими пациентами в клинике, сумел заметить и классифицировать определенные особенности характера и поведения, не случайные, а именно устойчивые свойства, которые ярко проявляются у пациентов психиатра, но присущи и здоровым людям. Поэтому Ф. Риман говорил о своей теории не только как о типологии отклонений, но и как о типологии нормальных здоровых людей. И мы, говоря «форма страха», будем далее иметь в виду тип личности по Ф. Риману.

Страхи есть у всех. Страх является неотделимой составляющей человеческого бытия, источником его глубинных мотивов. Всю историю человечества можно рассмотреть, как череду попыток обуздать, уменьшить и преодолеть страх. Но страх не только сковывает, он же бывает и мощным стимулом для достижений, для развития.

В тех случаях, когда человек не переходит границ нормальной адаптации, т.е. вписывается в общество, не нарушая своим поведением жизни других людей, эти типологические особенности у него проявляются как положительное свойство характера, «изюминка», выгодно отличающая личность в социуме и даже дающая ему определенные преимущества. Ведь все мы знаем, что наши недостатки – это лишь продолжение наших достоинств.

Фриц Риман выделил попарно четыре основные формы страха: шизоидный — депрессивный и истероидный — навязчивый.

Изображение

Нулевая точка отсчета – это состояние полного равновесия, когда «я принимаю себя и весь мир таким, какой он есть». В душе мир и гармония, в голове ясность, в глазах любовь, в речах мудрость, движения наполнены силой и смыслом. Это естественное состояние сознания считается идеальным, его трудно достичь, но к нему можно стремиться.



Шизоидная форма страха

В одиночестве будь сам себе толпой.
Т. Альбин

Обнявшись, веку не просидеть.
Пословица

Изображение
Ф. Риман так характеризовал причины развития этой формы страха. В становлении данной формы страха решающую роль играет то, как ребенок проходит этап доверия миру. Недостаток связей у шизоида определяется, прежде всего, утратой детской интимности между матерью и ребенком. Если ребенок вспоминает об этом раннем периоде как о времени отчужденности, заброшенности и пустоты или прошедшем чрезвычайно быстро и перенасыщенном впечатлениями, то это сопровождается страхом. Для развития личности имеет особое значение, вскармливается ли ребенок грудью или искусственно питается из бутылочки. В качестве другого источника шизоидного развития личности выступает избыток раздражений, когда мать не предоставляет ребенку необходимого покоя и не испытывает чуткости к его потребностям. Третий важный момент – это то, как проходит внутриутробный период жизни ребенка. Если в этот период мать вместо доброжелательности и одобрения встречает враждебность и отрицательные установки, то это также отражается на психике будущего ребенка.

Представьте себе мир, в котором идет непрерывная борьба за выживание, где каждый сам за себя и каждый сам по себе. В какой-то мере это и будет мир, в котором живет шизоид, ощущая себя заброшенным в дикие джунгли, полные опасностей, и вынужденным выживать, где каждый гость, постучавшийся в дверь, может прятать за спиной нож.

Шизоидная форма страха заключается в страхе связи, страхе зависимости от таких непредсказуемых других и утраты своего «Я». Шизоид видит мир как некоторую опасную субстанцию, где можно надеяться только на себя. И если ты кому-то доверишься, кому-то слишком сильно откроешься, этим могут воспользоваться, предать. Шизоид предпочитает со всем справляться сам, что ведет к усилению самостоятельности, он старается сохранить независимую позицию и самодостаточность. «Я сам по себе, я автономная единица, и мне никто не нужен. Я сам со всем справлюсь». Отсюда вытекает манера держаться особняком, отстраненность. В крайнем случае это переходит в изоляцию, когда человек настолько уходит в автономию, что «строит заборы» вокруг себя и не подпускает к себе других людей, при этом полагая, что все нормальные люди – такие же шизоиды, как и он сам. Или в пренебрежение интересами других людей: «Пусть сами выкручиваются, как хотят», «Они сами виноваты, что не позаботились о себе», в отсутствии благодарности за помощь: «Их никто не просил, они сами помогли, значит, они глупее меня».

Для того, чтобы справляться с жизнью, если мир злой, надо как-то выкручиваться и надо что-то придумывать. Отсюда шизоидам более характерно развитие интеллектуального потенциала и пренебрежение эмоциональной составляющей жизни. Приоритет интеллекта над эмоциями и чувствами. Отсюда и эгоизм шизоида: заботься прежде всего о себе, а то съедят.

С каким соционическим признаком можно спутать шизоидную форму страха? У шизоидов опора на интеллект выше, чем на эмоциональную сторону жизни, это часто принимают за соционическую логику. Наша практика показывает, что шизоидами могут быть как логики, так и этики, и этиков-шизоидов часто записывают в логики: «он же умный!». Чтобы не перепутать шизоида с логиком, необходимо проверить именно соционическое значение логики: идет ли эта непричастность в повествовании и опора на интеллект при принятии решений на основе логических критериев, действительно ли человек в своих рассуждениях оперирует логикой? Не мышлением, а именно логикой, в соционическом понимании. Если это подтверждается, тогда перед нами логик. А если мышление человека оперирует этическими критериями, моральными нормами, тогда, видимо, он – шизоид, и этик.

В качестве примера, на диагностике от девушки этического типа часто слышались такие фразы: «Я объяснила свою позицию – меня поняли», «Вода – это жизнь», «Как в пустыне. Нет воды – нет жизни» – сухие рассуждения касательно причинно-следственных связей, фактов, и при этом: «Я легко иду на конфликты и очень быстро их гашу». Казалось бы, это противоречит бытовому понимаю этиков как людей, которые ни с кем не ссорятся, а сохраняют отношения. В данном случае мы наблюдаем пример проявления шизоидной формы страха (снижение ценности человеческих отношений). При этом как соционическая этика – то, что человек в этом разбирается и может себе позволить как создавать конфликты, так и легко гасить их. Дополнительное подтверждение тому: были замечены некоторые ошибки в логике. «В пустыне нет воды – нет жизни»: те, кто занимаются биологией, знают, что жизнь там все равно есть.

Часто холодность в рассказе принимают за логику, особенно когда в диагностике опираются только на поведение. Раз ведет себя как умный, интеллектуальный, и отстраненный значит – логик. Еще пример: девушка-этик говорит: «Как же вы считаете меня этиком, если я с мужем скандалю, ребенка бью! У меня четкая логика действий: муж должен меня обеспечивать материально». Видим прокол по логике: по меньшей мере странно утверждение, из которого следует, что те, кто скандалит, бьет детей и сидит на шее у мужа – должны быть логиками. Однако, в этом случае шизоидность приобретает «зашкаливающие» размеры.

Поскольку шизоиды часто говорят холодно, безэмоционально и отстраненно, это порой принимают за соционический «хладнокровный стиль» общения. Как не ошибиться? Надо посмотреть понимает ли при этом человек общение как обмен информацией о фактах, цифрах, датах, насколько они часто звучат в его рассказе. Пример высказывания от этика душевного стиля, при этом шизоида: «Чего ему сочувствовать? Если человек хочет побороть в себе что-то, то он это сделает». Нет передачи конкретных фактов, цифр, и при этом — отстраненное отношение к другому человеку.

Шизоиды часто бывают замкнутыми, самодостаточными, стремятся к автономности, у них часто встречается некоторая отстраненность: «Вот есть я, а есть все остальные люди», они чаще других говорят о себе : «Я, я, я...». Самый интересный объект для шизоида – это, естественно, он сам. Это часто принимают за интроверсию. Как отличить шизоида от интроверта? Смотрим, есть ли при этом внимание к отношениям, есть ли субъективные высказывания «Мне нравится, мне приятно, мне интересно...», есть ли взгляд на объект изнутри, интерес к внутреннему миру, своему и других людей.

На диагностике человек экстравертного типа в процессе интервью говорил фразы, которые можно было бы принять за интроверсию, если бы не вышесказанное. С детских лет ребенок был огорожен, общался c ограниченным числом людей. Был увлечен музыкой, зоологией, не имел потребности общаться с другим человеком. Любил заниматься отвлеченными исследовательскими делами, наблюдать за животными, разными букашками, на предложение пойти играть с другими детьми отвечал: «Нет, давай лучше пойдем куда-нибудь в овраг, там тихо, там птички поют, насекомые бегают, я покажу тебе стекляшку, я там кошку (голубя) похоронил (зарыл клад)». Он привлекает к себе предложением делового сотрудничества: «Пойдем покажу!» и привязывает к месту, где нет необходимости устанавливать какие-либо отношения, а есть очерченный ограниченный мирок. При этом все признаки экстраверсии проявлены: внимание к внешнему миру, опора сознания – в объектах, в их свойствах, нет склонности к поддержанию отношений или к перевоспитанию других людей.

Сниженный интерес к потребностям других людей, вплоть до эгоизма, часто принимают за соционический признак «упрямство». Но если мы хотим определить, откуда это, нужно посмотреть есть ли при этом внимание к ресурсам, как к своим, так и к чужим. «Это — мое, это — твое», они равноценны или нет. Пример высказывания уступчивого экстраверта, при этом шизоида: «Я и в команде пытаюсь на себя одеяло перетянуть». Внимание к себе, своим потребностям, без учета потребностей других людей, равно как и внимание к своим ресурсам, без учета ресурсов других людей, — может служить признаком шизоидности.

Если мы рассматриваем соционические проявления, то на поведении они, конечно, сказываются, но как мы видим не только они. Повторим, суть соционических проявлений лежит в том как человек обрабатывает информацию.

Продолжение статьи
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 718
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 9:06 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Влияние основных форм страха по Ф.Риману на диагностику

Сообщение MargoZ » Ср ноя 03, 2010 7:39 pm

Спасибо за статью. А можете подробнее расписать методы отличия шизоидов от интровертов? Спасибо.
MargoZ
Участник
Участник
 
Сообщения: 56
Зарегистрирован: Ср ноя 03, 2010 7:16 pm
Пол: Женский

Влияние основных форм страха по Ф.Риману на диагностику

Сообщение Totoro » Вт ноя 16, 2010 3:59 pm

Доброго времени суток! Когда я прочитала эту статью, мне стало так понятно почему я не понимаю моего самого близкого человека, а он меня! Мне все мало, и внимания, и общения, а ему, наоборот - все много, ему хочется больше побыть одному. Он мне все говорит о личностной свободе, я вот вроде все понимаю, а внутри хочется совсем другого! А почитав это, стало проще - пришло осознавание) К тому же, стало приятнее, от того, что мы можем помочь друг другу.
Totoro
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Вт ноя 16, 2010 3:01 pm
Пол: Женский
Соционический тип: Габен
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)
Темперамент: Меланхолик

Влияние основных форм страха по Ф.Риману на диагностику

Сообщение Totoro » Пт дек 03, 2010 3:31 pm

Шизоид видит мир как некоторую опасную субстанцию, где можно надеяться только на себя.

Мне это напоминает 1-ю стадию развития по Эриксону: доверие/недоверие к миру.
Totoro
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Вт ноя 16, 2010 3:01 pm
Пол: Женский
Соционический тип: Габен
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)
Темперамент: Меланхолик

Влияние основных форм страха по Ф.Риману на диагностику

Сообщение Totoro » Пт дек 10, 2010 5:45 pm

Нашла книгу модного автора - Лиз Бурбо - очень похоже на страхи по Риману, только у Римана есть векторы, то есть либо то, либо то. А у нее и то, и то может быть у одного человека.
Totoro
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Вт ноя 16, 2010 3:01 pm
Пол: Женский
Соционический тип: Габен
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)
Темперамент: Меланхолик

Влияние основных форм страха по Ф.Риману на диагностику

Сообщение MargoZ » Вт дек 21, 2010 4:00 pm

Тоже читала Лиз Бурбо. И первая мысль, которая возникла была именно: "Что-то подобное встречала я у Римана, кто у кого плагиатит"?
Если честно, более достоверной и четкой мне кажется классификация Римана, а у Бурбо как-то все размыто, и неоднозначно.
MargoZ
Участник
Участник
 
Сообщения: 56
Зарегистрирован: Ср ноя 03, 2010 7:16 pm
Пол: Женский

Влияние основных форм страха по Ф.Риману на диагностику

Сообщение MargoZ » Ср янв 19, 2011 7:24 pm

Слышала, что формы страха могут проявляться в человеке, как некая изюминка, если не съезжают в патологию. Вот можно привести какие-то примеры проявления их человеке с положительной точки зрения..
MargoZ
Участник
Участник
 
Сообщения: 56
Зарегистрирован: Ср ноя 03, 2010 7:16 pm
Пол: Женский

Влияние основных форм страха по Ф.Риману на диагностику

Сообщение Виктор Прокофьев » Вс янв 30, 2011 3:51 pm

MargoZ писал(а):Слышала, что формы страха могут проявляться в человеке, как некая изюминка, если не съезжают в патологию. Вот можно привести какие-то примеры проявления их человеке с положительной точки зрения..


MargoZ. Что сразу вспомнилось в качестве примера:
Винни Пух и ослик ИА. Мы видим как они различны, и в том числе по формам страха.

Ослик демонстрирует свою зависимость от своих партнеров, которая является центральной проблемой для лиц с депрессивными чертами характера. (Очень хорошо это проявляется в сюжете его дня рождения).
Винни Пух свободен от каких-либо зависимостей, или по крайней мере их не проявляет. Он самодостаточен, очень часто сам себя развлекает, друзья в основном для него выступают как средство его самовыражения.
Быть независимым, что типично для шизоидной личности, не нуждаться ни в чьей помощи, не быть никому обязанным имеет для него решающее значение.
У двух персонажей мультика две противоположные формы страха.
Но это все лежит в рамках нормальной адаптации, поэтому мы с удовольствием смотрим этот мультик, яркое взаимодействие их индивидуальностей, основанное не в последнюю очередь на формах страха.
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 718
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 9:06 pm
Откуда: Москва
Медали: 1


Вернуться в Типологии

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Asqard, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, Orcus, Sham_rock, tort000, vadimr, Vita_n1, Yandex 3.0 [Bot], Феликс