Типологические эксперименты в психологии • Психология и соционика

Типологические эксперименты в психологии

Юнг, Кейрси, Личко, Леонгард, Кречмер, Лоуэн, Лиз Бурбо, Шостром, Фромм, Кеттел, Айзенк

Типологические эксперименты в психологии

Сообщение Виктор Прокофьев » Сб июн 25, 2011 12:59 pm

Коллеги, есть хороший повод для объединения усилий.
Соционики много обсуждают, активно спорят с методологией, подходами друг друга, но в большинстве едины в том, что типологические различия имеют право на существование и очевидно работают.
Основная же масса психологов типологические различия отрицает.
И надо признать за ними это право: Ну нет пока в соционике достойной экспериментальной (научно признанной) базы! А без нее наша аргументация для внешнего наблюдателя на самом деле ближе к абстрактным рассуждениям.

Недавно мне пришла мысль о том, что можно на данном этапе подойти к этому вопросу и с другой стороны. Ведь, если покопаться на огромном поле ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ психологии, то можно нарыть немало именно типологических наблюдений.
Поискал в инете буквально полчаса и НАШЕЛ! И понял, что "миссия выполнима".
Предлагаю вашему вниманию найденный материал и надеюсь, что совместными усилиями мы сможем найти еще немало подобной (разговор именно об экспериментальной) информации, подтверждающей наличие асимметрий (дихотомийности) в человеческой психике. Что будет, конечно, не прямым, но еще одним косвенным подтверждением и шагом к признанию соционики как науки.

Приглашаю всех к сотрудничеству!
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 724
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 9:06 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Типологические эксперименты в психологии

Сообщение Виктор Прокофьев » Сб июн 25, 2011 1:15 pm

Цитата:
М.Г. Бозененков, В.М. Лебедев, Р.Н. Медников провели интересный педагогический, эксперимент.
Мальчиков 9 лет обучали игре в футбол различно в трех группах. В первой обучение велось согласно двигательному "удобству" занимающихся - через ведущую сторону, во второй - через неведущую, в третьей "изучаемые приемы осваивались в каждом занятии обеими ногами посредством равного времени выполнения и количества повторений". Изучались удары внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, прямым подъемом, прием мяча теми же способами и ведение, обводка. Осуществлялся контроль за динамикой тонуса и температуры четырехглавых и икроножных мышц, мышечно-суставной чувствительностью тазобедренных суставов. Результат эксперимента оказался удивительным. Освоение технических приемов и действий происходило наиболее успешно в первой группе, хуже всего - во второй, а третья группа заняла промежуточное положение. "Весьма существенным. явилось то, что навязанное двигательное обучение через неведущую в моторном отношении сторону привело к замедлению роста испытуемых. освоение технических действий и их реализация осуществляется тем успешнее, чем теснее они увязываются с функциональными особенностями, опора на которые позволяет полнее реализовать двигательные возможности человеческого организма". Видно, что учет асимметрии ног повышает эффективность обучения.
Результаты этого эксперимента и их значение разбираются авторами и в других их сообщениях. В первой группе "регулируемое функциональной асимметрией двигательное поведение получает адекватную возможность его реализации ("подкрепляющее" влияние)", а во второй "непривычно навязанная двигательная программа ("координационный дискомфорт") приводит к подавлению функционально закрепленной доминантности, перераспределению информационных и энергетических потоков, сопровождаемому координационным неудобством и эмоциональным негативизмом". Они рекомендуют: "начальное обучение приемам игры в футбол в возрасте 8-10 лет нужно осуществлять через ведущую по моторике ногу до тех пор, пока ученик не усвоит основные навыки и не станет успешно применять их в игровой обстановке".
(http://cerebral-asymmetry.narod.ru/Dobroohotova.htm)
_________________
Обработка статьи Бозененков М.Г., Лебедев В.М., Медников Р.Н. Начальное обучение и некоторые вопросы технической подготовки юных футболистов: Методическое письмо. - Минск: Б.и., I975. - 19 с.
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 724
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 9:06 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Типологические эксперименты в психологии

Сообщение Svetlana » Сб июн 25, 2011 6:11 pm

Виктор Прокофьев
Хорошая идея. :) Не соглашусь только с тем, что психологи отрицают типологические различия. Целый раздел психологии изучает, в том числе, типологические различия (дифференциальная психология). С недоверием относятся только к самой соционике.

Поискала по интернету, тоже кое-что нашла (отрывок и ссылку дам в следующем посте). Мне особенно импонирует в том эксперименте применение нейропсихологических методик, которые мне видятся очень перспективными (помня о том, что мы находимся в разделе направлений психологии). Причем и для социоников - перспективных, например, в направлении исследования явлений "выхода за ТИМ" или перевода задач области низкой информационной экспертности (слабых функций) в область высокой экспертности (сильных функций).
Аватара пользователя
Svetlana
Консалтинговый центр 'Выбор'
Консалтинговый центр 'Выбор'
 
Сообщения: 8071
Зарегистрирован: Вс авг 27, 2006 6:37 pm
Медали: 1
Пол: Женский
Соционический тип: Достоевский
Профессия: психолог

Типологические эксперименты в психологии

Сообщение Svetlana » Сб июн 25, 2011 6:18 pm

Из статьи:
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ
в развитии зрительно-вербальных функций у дошкольников

Исследование было посвящено выявлению индивидуально-типологических различий в развитии зрительно-вербальных функций у обычных дошкольников. Экспериментальная часть была проведена в рамках дипломной работы А.А. Ксензенко, выполненной в 1998 году под руководством авторов статьи и В.П. Сохиной. Полученные данные многократно проверялись при динамическом наблюдении за детьми в ходе коррекционно-развивающего обучения в начальных классах и группах подготовки к школе.
В основе работы лежала гипотеза о том, что индивидуально-типологические особенности в развитии зрительно-вербальных функций у дошкольников обусловлены наличием разных стратегий переработки зрительной и зрительно-пространственной информации и их взаимосвязью с вербальными процессами.

Испытуемые и методика

В эксперименте приняли участие 30 детей в возрасте 6–7 лет (средний возраст 6,1 года), посещавшие обычную подготовительную группу детского сада.
В группе было 19 мальчиков и 11 девочек.
В исследование невербальных процессов входили пробы на анализ зрительно-пространственных и зрительных функций:

— копирование домика и дерева;
— опознание наложенных изображений;
— опознание перечеркнутых изображений;
— опознание незаконченных изображений;
— свободные и направленные зрительные ассоциации.

Первые четыре пробы широко известны. Для эксперимента были взяты варианты проб из альбома «Нейропсихология детского возраста» (Под ред. А.В. Семенович, 1998): домик; два набора наложенных изображений; шесть перечеркнутых изображений (бабочка, лампа, ландыш, молоток, балалайка и кувшин); двенадцать незаконченных изображений. Методика «Свободные и направленные зрительные ассоциации» подробно описана нами в статье (см. Ахутина Т., Пылаева Н. «Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5–7 лет». Школьный психолог, № 15, 2001).
Для оценки номинативной функции речи были использованы изображения растений из «Букваря» В.Г. Горецкого и др. (1995) и из «Русской речи в картинках» И.В. Баранникова и Л.А. Варковицкой (1993).

На основании нейропсихологического анализа дети были разделены на три группы:

— с преимущественной слабостью левополушарных функций, в том числе со слабостью аналитической стратегии переработки информации;
— с относительным отставанием в развитии правополушарных функций (со слабостью холистической стратегии);
— со слабостью функций обоих полушарий, то есть обеих стратегий.

Для того чтобы сделать вывод о слабости стратегий, мы опирались на данные зрительно-пространственных проб, в частности на копирование рисунка дома, изображенного в перспективе. В этой пробе все дети проявили ту или иную слабость, поскольку копирование изображения трехмерного объекта — сложное задание для 6–7-летних детей.
На основании проб на серийную организацию и на переработку слуховой информации дети первых двух названных групп были разделены на подгруппы с большей функциональной слабостью передних или задних отделов. Результаты, которые показывали дети с дефицитарностью левополушарных функций передних и задних отделов, более регулярно и отчетливо различались между собой, чем результаты детей двух подгрупп со слабостью правополушарных функций, где различия отмечались в отдельных пробах и по отдельным параметрам. На этих различиях мы еще специально остановимся, а в основном, как и в предыдущих исследованиях (Ахутина, 1998б), мы будем рассматривать результаты четырех групп детей:

— первая группа — дети с преимущественным отставанием функций программирования и контроля (7 человек);
— вторая группа — дети с преимущественным отставанием функций переработки слуховой и зрительной информации по левополушарному типу (4 человека);
— третья группа — дети с преимущественным отставанием функций переработки зрительно-пространственной информации по правополушарному типу (11 человек, в передней и задней подгруппах соответственно 7 и 4 человека);
— четвертая группа — дети с комплексной двусторонней функциональной слабостью (8 детей). В этой группе 1 ребенок отличался диссоциативным развитием с отчетливыми эмоционально-личностными проблемами, поэтому в групповой анализ взяты данные по 7 детям.

авторы:
Татьяна АХУТИНА,
доктор психологических наук,
заведующая лабораторией нейропсихологии
факультета психологии МГУ
Наталия ПЫЛАЕВА,
Комплекс социальной помощи детям и подросткам
Московского комитета образования

http://psy.1september.ru/2001/43/8_9.htm
Аватара пользователя
Svetlana
Консалтинговый центр 'Выбор'
Консалтинговый центр 'Выбор'
 
Сообщения: 8071
Зарегистрирован: Вс авг 27, 2006 6:37 pm
Медали: 1
Пол: Женский
Соционический тип: Достоевский
Профессия: психолог

Типологические эксперименты в психологии

Сообщение Виктор Прокофьев » Вс июн 26, 2011 8:26 am

Спасибо, Светлана, что оперативно подключились к теме.
Коллеги, давайте только уточним цель ее запуска.
Есть смысл (для соционики) собрать не просто материалы по ПОСТАНОВКЕ экспериментов, не просто с детьми с преимущественным ОТСТАВАНИЕМ ФУНКЦИЙ, а материалы отвечающие следующим требованиям:

1. Это именно РЕЗУЛЬТАТЫ и именно ЭКСПЕРИМЕНТОВ.
2. Эти результаты должны ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО ДОКАЗЫВАТЬ асимметрию работы психики человека, а не просто различия людей, ослабленных разными недугами.
3. Желательно, чтобы это были доказательства именно АСИММЕТРИИ и/или ДИХОТОМИЙНОСТИ психических или психофизиологических свойств человека.


Иначе нет смысла и начинать эту работу. Просто поговорить об экспериментах и их постановке в психологии можно на любом психологическом форуме.
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 724
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 9:06 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Типологические эксперименты в психологии

Сообщение Svetlana » Вс июн 26, 2011 11:17 am

Да, это разумное уточнение. Думаю, что приведенная статья вполне отвечает Вашим поискам (за исключением, пожалуй, явной дихотомийности, т.к. исследуемая асимметрия высших психических функций (ВПФ) отвечает скорее принципу дополнительности, а не взаимоисключения функций, хотя тут тоже неоднозначно). В остальном все соответствует: в описанном эксперименте участвовали обычные дошкольники, при этом сами индивидуально-типологические различия выявлялись в разных стратегиях переработки информации, а не в отклонениях от нормы (см. первый абзац приведенного отрывка):
Исследование было посвящено выявлению индивидуально-типологических различий в развитии зрительно-вербальных функций у обычных дошкольников. Экспериментальная часть была проведена в рамках дипломной работы А.А. Ксензенко, выполненной в 1998 году под руководством авторов статьи и В.П. Сохиной. Полученные данные многократно проверялись при динамическом наблюдении за детьми в ходе коррекционно-развивающего обучения в начальных классах и группах подготовки к школе.
В основе работы лежала гипотеза о том, что индивидуально-типологические особенности в развитии зрительно-вербальных функций у дошкольников обусловлены наличием разных стратегий переработки зрительной и зрительно-пространственной информации и их взаимосвязью с вербальными процессами.

Кстати, сама нейропсихологическая гипотеза - в той части, в которой она созвучна, на мой взгляд, с соционическим подходом в трактовке типологических различий - уточнена в другом параграфе той же статьи ("Усложнение картины развития").
Согласно нейропсихологии, индивидуальные различия отражают не только общее опережение или отставание, но и неравномерность развития отдельных компонентов систем ВПФ, формирующихся относительно независимо. Такая относительная независимость и соответственно неравномерность развития компонентов может быть выгодна для популяции в целом. В нормальном онтогенезе неравномерность развития компонентов ВПФ определяется индивидуальной генетической программой и средовыми (прежде всего социальными) воздействиями (Егорова, Марютина, 1992).
Наличие индивидуальных различий, связанных с неравномерностью развития отдельных компонентов ВПФ, не отменяет общих закономерностей формирования ВПФ, но делает картину развития принципиально более сложной и многообразной.
На выявление неравномерности развития компонентов ВПФ как раз и направлен нейропсихологический анализ нормы, как взрослых (Хомская и др., 1997, Москвин, Москвина, 1998), так и детей (Ахутина, 1998). Рассмотрим результаты одного из таких исследований.

Проще говоря, с нейропсихологических позиций неравномерность развития ВПФ связана не с патологией, а с более сложной и разнообразной картиной вариаций нормы.

И сам вывод, сделанный по результатам эксперимента, тоже приведу:
Итак, проведенное исследование развития зрительных, зрительно-пространственных и речевых функций у детей выявило следующее:
— во-первых, наличие индивидуально-групповых различий в предпочтении перцептивных стратегий;
— во-вторых, связь стратегий с особенностями словаря.
Полученные данные позволяют уточнить представления о норме развития психических функций вообще и о речевой норме, в частности. Учет такого рода данных необходим при определении целей и методов развития речи и других психических функций у детей-дошкольников и младших школьников.


Еще хочу пояснить, что в психологических науках (и особенно - науках "на стыке", таких, как нейропсихология) это нормальный путь - исследовать норму путем сравнения с патологией. В статье, кстати, есть и такой параграф ("Необходимое сравнение").

P.S. Если статья по ссылке открывается в нечитаемом коде, надо его (код) поменять. У меня, например, открылась в Юникоде (UTF-8).
Аватара пользователя
Svetlana
Консалтинговый центр 'Выбор'
Консалтинговый центр 'Выбор'
 
Сообщения: 8071
Зарегистрирован: Вс авг 27, 2006 6:37 pm
Медали: 1
Пол: Женский
Соционический тип: Достоевский
Профессия: психолог

Типологические эксперименты в психологии

Сообщение zuich » Пн июн 27, 2011 10:12 am

Виктор Прокофьев писал(а): Что будет, конечно, не прямым, но еще одним косвенным подтверждением и шагом к признанию соционики как науки.


Вот хочется назваться гордым именем "наука". хоть с черного входа но пройдем.

Какое это все к соционике имеет отношение???????
Ученик и учитель Ю. Бурлан http://www.yburlan.ru/index.php
zuich
Местный
Местный
 
Сообщения: 875
Зарегистрирован: Ср сен 24, 2008 9:15 pm

Типологические эксперименты в психологии

Сообщение Виктор Прокофьев » Пн июн 27, 2011 1:30 pm

zuich писал(а):Какое это все к соционике имеет отношение???????

Для истинных борцов за девственную чистоту соционики, за ее полное и окончательное отделение от психологии, педагогики, менеджмента -
- НИКАКОГО!
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 724
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 9:06 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Типологические эксперименты в психологии

Сообщение Виктор Прокофьев » Ср июл 13, 2011 9:20 am

Еще нашел одно историческое свидетельство, не научный эксперимент, конечно, но...

"К примеру, еще Александр Македонский подбирал воинов для личной охраны. Кстати, еще в то время он сделал, возможно, невольно, открытие, к которому профессиональные психологи пришли лишь к середине 60-х годов ХХ века: в минуты опасности сообразительность резко повышается у тех, кто быстро краснеет. При подготовке к завоевательным походам Македонский в обязательном порядке проводил ряд испытаний над будущими телохранителями. Одно из них было таким: претендента неожиданно вводили в клетку со львом. Македонский брал в личную охрану лишь тех, кто сильно краснел при виде льва, бледнеющих же прогонял."

Источник: http://www.kb-vityaz.com/telohranitel_history.htm
Научно-исследовательский институт соционики http://www.socionics.ru
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Модератор, НИИ соционики
Модератор, НИИ соционики
 
Сообщения: 724
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 9:06 pm
Откуда: Москва
Медали: 1

Типологические эксперименты в психологии

Сообщение Roden » Пн дек 26, 2011 6:25 pm

Привет всем! :)
Наткнулся на описание интересного эксперимента, результаты которого можно интерпретировать как "эффективную игру на своём поле» в ключе признака «позитивизм-негативизм». Быть собой, действовать в соответствии с особенностями своей личности - шаг к личной эффективности.

Для начала вкратце напомним, о чём идёт речь.
Признаки Аугустинавичюте – Рейнина – признаки дихотомии социона (совокупности из 16-ти типов) – пятнадцать пар признаков, разделяющих социон пополам и имеющих конкретное психологическое наполнение.
«Позитивизм – негативизм» - один из 15-ти признаков Рейнина. «Позитивисты» в ситуации (объекте, человеке) больше ориентируются на позитивные стороны, а «негативисты» - больше ориентируются на «подводные камни», на опасности, возможные потери.

Итак, об эксперименте:

Специалист по социальной психологии из штата Массачусетс Джулия Норем исследует так называемый «защитный пессимизм» — стратегию поведения, когда человек стремится мысленно проиграть предстоящую ситуацию, учитывая мелкие препятствия, с которыми он может столкнуться. Предположим, он готовится к публичному выступлению. Ему надо представить себе, что придется делать, если вдруг оборвется шнур микрофона, полетит на пол его конспект или на него вдруг нападет приступ кашля. Он должен помнить и о массе других мелочей, способных свести на нет даже самое удачное выступление. Защитный пессимизм оказывается по результатам ничуть не хуже стратегического оптимизма, заставляющего человека тщательно избегать мыслей о плохом, а в некотором отношении пессимистический настрой оказывает в итоге даже лучшее влияние. Размышления о помехах позволят полнее охватить предмет, увидеть все его стороны и таким образом будят воображение.

В одном из специально подготовленных психологических экспериментов участвовали как те, кого по характеру можно было бы причислить к стратегическим оптимистам, так и те, кто был склонен к защитному пессимизму. Всех участников разделили без предварительного отбора на три группы. Каждой предстояло бросать дротики в мишень. Одной предложили вообразить множество помех и изобрести способы их преодоления. Другая должна была думать, что все пройдет гладко и участники этой группы продемонстрируют верх совершенства. Третьей группе было сказано — не думать ни о чем, а мысленно купаться и загорать на пляже.

Попав в свою привычную стихию, то есть представляя себе разные неприятности, пессимисты показали блестящие результаты. Хуже у них получилось, когда они пытались представить себя непобедимыми чемпионами, и совсем плохо, когда, подобно стратегическим оптимистам, они попытались вообще ни о чем не думать. Оптимисты же, наоборот, добились лучших результатов после бездумного «отдыха на пляже» и наихудших — после того, как попытались представить себя в роли пессимистов и начали задумываться о возможных препятствиях и трудностях при выполнении задания.

Из этого доктор Норем сделала вывод: оптимизм и пессимизм становятся у каждого второй натурой, коренящейся как в воспитании, так, видимо, и во врожденном предрасположении. Но самое главное — то, что при решении определенных задач, структура которых схожа с той, что делалась в эксперименте, защитный пессимизм, если он естественен для человека, оказался ничем не хуже стратегического оптимизма.


В общем, психологическое описание восприятия (или прогнозирования) новой ситуации очень похоже на проявление признака «позитивизм-негативизм». Спасибо Вам, доктор Норем, эксперимент засчитан :add30 :)
Roden
Участник
Участник
 
Сообщения: 148
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 6:04 pm


Вернуться в Типологии

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Asqard, Atlant, Алексище, Атех, Gabriela, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, Joker, Kaith, kurlemushe, Kuvaldos, Netzy, Nunki, Prad, raisedbyswans, SeaSoul, sute_girl, TailWind, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs, Варшава