Уж я-то до тонкостев знаю, что есть главное в жизни...
- А что? - с живостью спросил сидевший рядом Дубцов. - Что, дедушка,
главное, по твоему разумению?
- Жратва! Фактически говорю, что только жратва, и больше ничего"
главнее нету.
- Ошибаешься ты, дедушка, - печально сказал Дубцов, кося цыганскими
глазами на остальных слушателей и сохраняя самый серьезный вид. - Жестоко
ты ошибаешься, а все потому, что умишко у тебя на старости годов стал
такой же жидкий, как вот эта каша, какую ты хлебал. Разжижели твои мозги,
потому ты и ошибаешься...
Дед Щукарь снисходительно улыбнулся:
- Пока неизвестно, у кого мозга круче замешена: у тебя или у меня. А
по-твоему, что есть главное в жизни?
- Любовь, - скорее выдохнул, чем проговорил Дубцов и так мечтательно
закатил глаза под лоб, что, глядя на его смуглое рябое лицо, первая не
выдержала Куприяновна.
Она фыркнула громко, как лошадь, почуявшая дождь, и, вся сотрясаясь от
смеха, закрыла рукавом кофточки побагровевшее лицо.
- Ха! Любовь! - Щукарь презрительно улыбнулся. - Да что она стоит, твоя
любовь, без хорошего харча? Тьфу, и больше ничего! Не покорми тебя с
недельку, так от тебя не то что Куприяновна, но и родная жена откажется.
- Это как сказать, - упорствовал Дубцов.
- Тут и говорить нечего. Я все дочиста наперед знаю, - отрезал дед
Щукарь и назидательно поднял указательный палец. - Вот я вам зараз
расскажу одну оказию, и все придет в ясность, и никаких споров больше не
понадобится.
Редко приходилось встречать деду Щукарю более внимательных слушателей.
Около тридцати человек сидело вокруг костра, и все боялись проронить хоть
одно Щукарево слово. Так по крайней мере казалось ему. Да и что было
спросить со старика? На собраниях ему никогда не давали слова; Давыдов во
время поездок был молчалив, все что-то обдумывал про себя; старуха Щукаря
даже смолоду не отличалась разговорчивостью. С кем же было отвести душу
бедному старику? Потому-то он теперь, найдя благосклонных слушателей,
будучи после ужина в отличнейшем расположении духа, и решил наговориться
вволю. Он уселся поудобнее, сложил ноги калачиком, разгладил ладонью
бороденку и только что раскрыл рот, чтобы начать неспешное повествование,
как его опередил Дубцов - с нарочитой строгостью сказал:
- Ты рассказывай, дед, только без брехни! У нас в бригаде обычай такой:
пороть брехунов вожжами.
Дед Щукарь тяжело вздохнул, погладил ладонью левую ногу.
- Ты меня, Агафоша, не пужай. Я нынче и так был до смерти выпужанный...
Ну, так вот как оно дело было. Весной призывает меня Давыдов и говорит:
"Бери, дедушка, два мешка овса у кладовщика, себе выписывай харчишек и дуй
на жеребцах прямым ходом в конец Сухого лога. Там наши кобылки пасутся, и
ты туда в аккурат явишься со своими женихами. Пасет табун глухой Василий
Бабкин. Разобьете табун на два косяка, с одним будет Василий, с другим -
ты. Только за призводителей ты будешь в ответе, ты их подкармывать овсецом
будешь". А я, признаться, не знал, что такое призводитель, слова такого не
слыхал. Вот тебе и возникший вопрос. Жеребец - знаю, кобыла - знаю, само
собою знаю, что за штука мерин. Я и спрашиваю: "А что такое -
призводитель?" Он ответствует: "Кто, дескать, призводит потомство, тот и
есть призводитель". Спрашиваю дальше: "А бугая тоже можно называть
призводителем?" Он поморщился и говорит: "Само собою". Я ишо дальше
спрашиваю: "А мы с тобой тоже призводители?" Он засмеялся и говорит: "Тут,
дед, каждый из нас сам за себя отвечает". Одним словом, получается так:
будь ты хоть воробей, хоть какая-нибудь скотиняка, хоть человек, но ежли
ты мужеского пола, - ты и есть самый настоящий, без подмесу, призводитель.
"Очень приятно", - думаю про себя. Опять же вопрос. "А кто хлеб призводит,
это как, призводитель он или кто такой?" - спрашиваю у него. А он вздохнул
и говорит: "Отсталый ты человек, дедушка". Я ему и говорю на это: "Скорее
всего ты отсталый, Семушка, потому что я на сорок лет раньше тебя родился,
а ты тут приотстал". На этом вопрос мы и порешили.
Свистящим шепотом Куприяновна спросила:
- Выходит, что и ты, дедуня, производитель?
- А кто же я, по-твоему? - с гордостью ответил Щукарь.
- О господи! - простонала Куприяновна и больше ничего не могла сказать,
потому что зарылась лицом в передник, и в тишине слышался только ее
сдавленный хрип.
- Ты, дед, не обращай на нее внимания, ты гни свою линию, - ласково
сказал Кондрат Майданников и отвернулся от костра.
- Я на этих баб всею жизню не обращаю никакого внимания, а обращал бы -
может, я бы до таких древних годов ни хрена не дожил, - уверенно ответил
Щукарь.
И продолжал:
- Ну, хорошо, прибыл я к табуну, гляжу вокруг себя, и глаза не
нарадуются! Кругом такой ажиотаж, что век бы оттуда не уезжал! Лазоревые
цветки по степи, травка молодая, кобылки пасутся, солнышко пригревает, -
одним словом, полный тебе ажиотаж!
- А что это такое За слово ты сказал? - поинтересовался Бесхлебнов.
- Ажиотаж-то? Ну, это когда кругом тебя красота. "Жи" означает: живи,
радуйся на белый свет, ни печали тебе, ни воздыханий. Это - ученое слово,
- с непоколебимой уверенностью ответил Щукарь.
- А откуда ты их нахватался, этих слов? - продолжал допытываться
любознательный Бесхлебнов.
- У Макарушки Нагульнова. Мы же с ним огромадные приятели, ну вот он по
ночам англицкий язык изучивает, а я при нем нахожусь. Дал он мне толстую,
как Куприяновна, книжку, называется она - словарь. Не букварь, по каким
детишки учатся, а словарь для пожилых. Дал и говорит: "Учись, дед, на
старости годов пригодится". Вот я и учусь помаленьку. Только ты меня не
перебивай, Акимушка, а то я в один момент с мысли собьюсь. Я вам потом
расскажу про этот словарь. Так вот, прибыл я к месту назначения со своими
призводителями, только ничего толку не вышло, ни из моих призводителей, ни
из ажиотажа... Скажу вам, добрые люди: кто этого Ваську глухого близко не
знает, тот на своем веку лишних десять лет проживет.
Это, то есть, такой пень, что Демид Молчун, ежли сравнять их, самый
разговорчивый человек у нас в Гремячем Логу. Что я из-за его молчания муки
в степи принял - несть числа! Не с кобылами же мне разговаривать? А Васька
молчит сутками напролет, только жрет с хрустом, а остальное время либо
молчаком спит, либо лежит под ватолой, как гнилая колода, и то же самое
молчит. Редко-редко глазами похлопает и опять молчит. Вот какой вопрос он
мне задал, вовсе не разрешимый. Одним словом, прожил я там трое суток, как
на кладбище, в гостях у покойников, и уже начал сам с собою разговаривать.
Э-э-э, думаю, так дело не пойдет! Так недолго и умом тронуться такому
компанейскому человеку, как я.
Уж на что я терпеть ненавижу, когда мой Макарушка Нагульнов на годовые
праздники, то есть на Первое мая и на Седьмое ноября, начнет длинные речи
про мировую революцию запузыривать и всякие непонятные слова из себя
выкидывать, а и того бы я в тот момент сутки напролет слушал бы, как
соловья в саду или кочетиное пение в полуночный час. А что вы думаете,
гражданы, об этом кочетином пении? Это, братцы мои, не хуже, чем в церкви,
когда поют "со святыми упокой" или ишо какую-нибудь трогательную
хреновину...
- Ты нам про любовь без харчей рассказывай, а не про то, как кочета
поют, - нетерпеливо прервал рассказчика учетчик бригады.
- Вы, гражданы, не волнуйтесь, дойдет дело и до разных и тому подобных
любовей, это не вопрос. Так вот, про этого Ваську глухого. Было бы
полбеды, ежли бы он только в молчанку играл, а он к тому же ишо такой
обжористый оказался, что никакого сладу с ним не было. Наварим каши или
галушков из пресного теста, и что же получается? Я - раз ложкой зачерпну
из чугунка, а он - пять раз. Орудует своей огромадной ложкой, как дышло на
паровозе: туда-сюда, туда-сюда, из чугунка в рот, из рота в чугунок, я -
глядь, а каши уже на самом донышке. Встаю голодный, а он раздуется, как
бычий пузырь, ляжет кверху пузом и тогда зачнет икать на всю степь. Часа
два поикает, нечистая, сила, и переходит на храп. А храпит, проклятый сын,
так, что даже кобылы, какие поблизости от нашего шалаша, пужаются и бегут
куда глаза глядят. Спит до ночи, спит не хуже, чем сурок зимой.
Вот какая горькая была там моя жизнь. И голодный, как кобель бездомный,
и от скуки поговорить, ну, разу не с кем... На второй день подсел я к
Ваське, сложил руки трубой и шумлю ему в самое ухо и во всю мочь: "Ты с
чего глухой сделался, с войны или с золотухи в детских годах?" А он мне
ишо резче шумит: "С войны! Красные в девятнадцатом году из четырехдюймовой
пушки с бронепоезда положили возле меня снаряд. Коня под мной убило, а я с
той поры оказался сконтуженный и начисто оглох". Я дальше у него
спрашиваю: "А с чего ты, Василий, жрешь так, как, скажи, ты вовсе без
памяти? Это у тебя тоже от контузии?" А он мне в ответ: "Тучки находят -
хорошо. Дождя зараз край как надо!" Вот и поговори с таким балдахином...
- Ты когда про любовь зачнешь рассказывать? - нетерпеливо спросил
Дубцов.
Щукарь досадливо поморщился:
- Далась вам эта любовь, будь она трижды проклята! Я этой самой любви
всею жизнею избегал, ежли бы покойный мой папаша не принудил - я бы и не
женился вовек, а зараз, изволь радоваться, рассуждай про нее. Тоже вопрос
нашли... А ежли хотите знать, вот что получилось тогда из любви без
харчей...
Прибыл я к месту назначения, разбили табун на два косяка, а женихи мои
на кобылок и не глядят, только травку стригут зубами безо всякой устали...
Круглый ноль внимания на своих невест! Вот это, думаю, дело! Вот это я
влип в срамоту со своими призводителями. Я и овса даю им в полную меру, а
они, один черт, и не поглядывают на кобылок.
День не глядят и второй - тоже. Мне уже возле этих бедных кобылок
ходить неловко, иду мимо и отворачиваюсь от стыда, не могу им в глаза
глядеть, да и баста! Сроду никогда не краснел, а тут краснеть научился:
как только подхожу к косяку, чтобы гнать его на водопой к пруду, и вот
тебе, пожалуйста, начинаю краснеть, как девка...
Господи боже мой, сколько я за трое суток стыда принял со своими
призводителями - несть числа! Вопрос оказался вовсе не разрешимый. На
третий день на моих глазах делается такая картина: молоденькая кобыленка
заигрывает с моим призводителем, - я его Цветком кличу, - с гнедым, у
какого прозвездь во лбу и левая задняя нога в белом чулке. И вот она
вокруг него вьюном вьется, и так и сяк поворачивается, и зубами его
легочко похватывает, и всякую любовь к нему вытворяет, а он ей положит
голову на спину, глаза зажмурит и этак жалостно вздыхает... Вот вам и
Цветок, хуже и не бывает. А я весь от злости трясусь, соображаю: что же
обо мне наши кобылки думают? Небось, скажут: "Привел, старый черт,
каких-то вахлаков", - а может, и кое-что похуже скажут...
И потеряла бедная кобылка всякое терпение, повернулась к моему Цветку
задом да как даст ему со всей силой обеими задними ногами по боку, у него
аж в нутре что-то екнуло. А тут и я подбег к нему, сам плачу горькими
слезьми, а сам кнутом его охаживаю по спиняке, шумлю: "Ежли ты зовешься
призводителем, так нечего и себя и меня на старости годов срамотить!"
Он же, милый мой страдалец, отбег сажен десять, остановился и так
жалобно заиржал, что меня прямо за сердце схватило, и тут уже я заплакал
от жалости к нему. Подошел без кнута, глажу его по храпу, а он и мне на
плечо голову положил и вздыхает...
Взял я его за гриву, веду к шалашу, а сам говорю: "Поедем, мой Цветок,
домой, нечего нам тут без толку околачиваться и лишнюю срамоту на себя
принимать..." С тем запряг их и направился в хутор. А Васька глухой иржет:
"Приезжай, дед, через год, поживем в степи, кашки с тобой похлебаем. К
тому времени и жеребцы твои, ежли не подохнут, в себя придут".
Прибыл я в хутор, доложил обо всем Давыдову, он и за голову схватился,
орет на меня: "Ты за ними плохо ухаживал!" Но я ему отпел на это: "Не я
плохо ухаживал, а вы дюже хорошо ездили. То ты, ваша милость, то
Макарушка, то Андрей Разметнов. Жеребцы из хомутов не вылазили, а овса у
твоего Якова Лукича и на коленях не выпросишь. И кто это на жеребцах
ездит? Раз они призводители, то должны только корм жрать и не работать, -
иначе вопрос будет вовсе не разрешимый". Да спасибо - из станицы прислали
двух призводителей, вы же помните про это, и вопрос с кобылками само собою
решился. Вот что она означает, любовь без положенного корма. Понятно вам,
глупые вы люди? И смеяться тут нечего, раз завелся очень даже сурьезный
разговор.