Darlana писал(а):если ранее команда уже нарушала интересы отдельного человека (нередко даже неоднократно), то всегда ли правомерно с ее стороны рассчитывать на его ответную лояльность? Ну, к примеру, взять человека, родственников которого в 37-м расстреляли или отправили в лагеря по надуманному обвинению, конфисковали имущество и пр., и самого вынудили жить с клеймом родственника "врага народа". Да, некоторые прошли через такое и остались верно служить своей Родине... но что получили взамен? Многолетнее недоверие как к потенциальному "врагу", символическую реабилитацию и нищенскую пенсию сейчас. Так стоит ли однозначно осуждать тех, кто по-своему пытался избежать такой судьбы?
Не понимаю, почему тогда поведение родственника репрессированных считается "предательством"? Предают своих. А те, которые борются с кем-то (не для того, чтобы его перевоспитать, развить, а для того, чтобы заткнуть, обезоружить, нейтрализовать), - каким боком они "свои"? Тогда всякие бяки в их адрес со стороны родственника репрессированных - никакое не предательство, а тактический ход, о чём уже, кажется, Маша писала.
И не за что их осуждать.
Я - не осуждаю. Не всем дано быть святыми.
Предательство - это предательство доверия. Если доверия нет изначально (посадили на тебя клеймо "врага народа" или его родственника), то и предавать не-че-го.
Или, исходя из такого же подхода, нужно в ущерб себе соблюдать интересы трудового коллектива фирмы, которая платит тебе гроши, не дает нормальных социальных гарантий, а, когда ей будет выгодно, выбросит тебя за ворота без гроша за душой? Что хуже: обречь своих близких на существование на грани выживания, но продолжать верно пахать на сытого дядю, владеющего компанией, либо все-таки искать что-то другое?
Каждый выбирает для себя.
Во-первых, своя рубашка ближе к телу, и никакой сытый дядя не может тебе запретить перейти на другое место работы.
Конечно, если ты делаешь вид, что работаешь на этого дядю, а сам рассказываешь его секреты другому дяде, конкуренту, вот тут, я думаю, на предательство похоже. Опять вопрос доверия. Если первый дядя тебе доверяет, то порядочно было бы это доверие не предавать. Не нравится работа - перешёл в другое место, не топя первого дядю.
Во-вторых, если тебе работа не нравится, гроши платят, не дают соц. гарантий и ты боишься, что выкинут за ворота без гроша и что обречёшь своих родных на нищету, то какого хрена ты там продолжаешь пахать? Может быть, боишься, что на другую работу не возьмут, что там будет ещё хуже, не хочется ничего менять, страшно менять, привычка держит, личные связи в коллективе или не хватает решимости сделать шаг, работа близко от дома, ну, мало ли какие могут быть причины там оставаться.
А под наказанием я подразумевала не только статью за измену Родине. Это может быть и просто осуждение, к примеру. Но многие из таких общественных норм носят исторический характер, т.е., актуальны не во все времена и не для всех.
Скажем, та же супружеская неверность в одних культурах карается смертью или тюремным заключением, в других осуждается, а в третьих считается даже нормой.
Ну, это понятно.
А-а, поняла! Наказание за "предательство" - это рычаг давления на тех членов сообщества, которым нет доверия.
Про доверие я ещё не додумала. Давайте думать вместе. Связано как-то с доверием, например, различное отношение к супружеской неверности в разных социумах? Я думаю, связано. Чем меньше доверия и признания прав и личных свобод другой стороны, тем суровее наказание. Если супруг имеет право на соблюдение своих свобод, тут более лёгкое отношение к измене, возможность развестись, создать новую семью. Но с другой стороны, если не разводишься и пытаешься усидеть на двух стульях, - к этому как относятся у нас? Некоторые одобряют, получается. Некоторые осуждают. Некоторые призывают не засветиться. Мол, пока не поймали, пока супруг не знает о твоей измене, - всё путём.