Хочется вернуться к солнечному Египту в мокро-холодную осень.
Правда, в свете нынешних событий, в Египет мы поедем еще не скоро. Правда, я и не планировала, мне 12 дней в Хургаде хватило. Честно говоря, хватило бы и 7. Хургада - город маленький, и все достопримечательности можно рассмотреть за 3-4 дня. Пляжи там все платные, ментальность местного населения - чужая. Не враждебная, местами даже добрая, но чужая. Постоянно держать ухо восто, чтоб не нарушить какое-нить местное табу при том, что твои индивидуальные табу постоянно нарушаются, скажем, для любого торговца нет никаких препятствий войти в твое личное пространство. Это-то понятно, чем народность более густонаселена на местности, тем меньше интимная зона. И даже приветствие европейца - протягивание открытой ладони - допустимость вторжения в интимную зону с разрешения, отличается от приветствия азиата или араба - прижимания ладоней к груди с легким поклоном головы - приглашения в интимную зону. Араб, жестикулирующий у тебя перед носом и вежливо, без нажима, хватающий за руки для приглашения к разговору - это нормально для араба. Они и друг с другом так себя ведут. Плюс повышенная эмоциональность переговоров, которую я хорошо ощутила при торге в Луксоре. Сбив цену в 4 раза, ты обрекаешь детей торговца на голодную смерть, по его словам, но тем не менее, он, тебе, злодею, продаст, ты ж выкрутил ему руки! Эта фраза означает, что сбивать цену надо было раз в 6-8
. То есть, общаясь с арабами, надо как-нибудь заглушить свою совесть (а вдруг не врет, и его дети действительно голодают?)Если же ты ничего не купил, то ты гад и сволочь, о чем тебе долго будут кричать вслед, при этом еще говоря, что ты жадный, страшный, скупой, бедный, кривоногий, бледный, косой и рябой. Пофиг, что часто недостатки противоречат один другом, торговец надеется "зацепить". Проходя через некоторое время мимо того же торговца, услышишь кучу комплиментов, как ни в чем не бывало, может, смилостливишься на лесть и пойдешь на торг. То есть, это мир, где слова ничего не значат, арабы почти все - полиглоты, и они ориентируются только по эмоциям и кошелькам. Плюс они совершенно не думают о завтрашнем дне. Как капризные дети, могут добиться сегодня доллара, при том, что этот их поступок может лишить их сотни долларов завтра, если бы они включили мозги и потерпели с получение мнгновенной выгоды за ради будущих вложений. Продается все, кроме исконных ценностей. При этом у них куча черт, завидных для европейца, таких, как истинная религиозность (причем, не только у мусульман, но и у египтян-коптов), очень сильные семейные связи, контактность, уважение к старикам и женщинам (неработающих стариков и женщин содержат полностью их трудоспособные мужчины, социалка в Египте никакая), любовь к детям, которую утратили европейцы, у нас она трансформировалась в опеку, а вот у арабов действительно.. любовь. Видела как подростки нежно тетешкаются с младенцами, да чтоб у нас такое! Сотрудница у меня год назад родила, привела недавно дочку на работу, оставила ненадолго, чтоб сбегать в банк, так, млин, мы не знали, как ребенка успокоить. У арабов с дитенком возятся все, поэтому дети у них контактные и не боятся никаких взрослых. Теряются редко, а потерявшийся бежит к полицейскому, полицейский находит его родителей. У нас подобное невозможно! Даже более того, у нас хай поднимается по поводу того: как можно оставлять дитенка без присмотра, что ж вы за родители такие! А дети у приличных родителей растут инфантильными... У нас полно уродов, которые вообще бросят чужого дитенка на произвол судьбы если не хуже. У арабов за что хуже.. если сделаешь с ребенком, сознательные граждане прибьют на месте без суда и следствия. Потому что закон впитывается вместе с религией. Слабых обижать нельзя. Именно поэтому традиционная мужская одежда у мужчин-арабов белая, а у женщин-арабок черная (цвета меняются только на свадьбу). В древние времена племена сильно враждовали, набеги совершались черными арабскими ночами. В это время одетые в белое мужчины должны были сражаться и было допустимо умереть во славу Аллаха, а одетые в черное женщины обязаны были похватать детей и убежать к родственным племенам, чтоб не достаться врагу и сохранить кровь племени. Европе бы почитать про арабские обычаи, прежде чем впускать в себя беженцев. Рядясь в яркие тряпки, она показывает готовность к сражению за свои территории, так что в будущем можно ждать стычек за ресурсы и баб, одетых не по ранжиру.
Ментальность разная, запад есть запад, восток есть восток, и вместе им не сойтись...
Я понимаю установку, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Но если пришедших больше? Если старинный прекрасный монастырь ветшал, потому что монахов со временем становилось все меньше и меньше, что люди отступали от веры и больше не шли в монахи, не оплачивали текущие ремонты, больше времени проводили в светских заботах и удовольствиях?
И почему новые пришедшие с верой должны менять веру только потому что в монастыре была иная вера? Их ведь больше. а монастырь больше не поддерживает себя. А эти новые готовы внести новые вложения в капитальный ремонт здания, новые книги в библиотеки и новую плоть в трапезные и молельни. Так что криминального в том, что со временем монастырь превратится в мечеть с медресе и уже тем, кто когда-то забыл о вере предков, уже им нефиг будет соваться в медресе со своим уставом?
В Хургаде призыв к молитве раздается в 5 часов утра, в 12 часов и вечером. И ему следуют обычные египтяне. А у нас?