Фальсифицируемые парадигмы в психологии

Правила форума
ПСИХОЛОГИ.РФ - сообщество психологов разных направлений

Фальсифицируемые парадигмы в психологии

Сообщение мой белый Господин » Пн фев 02, 2015 11:47 pm

Joker писал(а):
Рома Крымский писал(а):
Ну так Поппер вообще к психологии не применим, в нее приходится верить, навроде как в Святые Таинства христианства.


Так и есть


А мужики-то не знают!

Изображение

H2O писал(а):В психологии есть и другие парадигмы с фальсифицируемыми утверждениями.


Мне, как всякому Есенину :D хочется уже конкретики что ли.. 8-)

Например:

1. Какие именно психологические концепции можно сфальсифицировать?

2. Насколько они значимы/популярны/применимы/эффективны?

Я чтобы не офтопить здесь вообще отдельной темой сделаю - очень уж любопытно стало :)
Аватара пользователя
мой белый Господин
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 7411
Зарегистрирован: Ср окт 31, 2012 12:13 am
Откуда: Юпитер
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Джек Лондон
Профессия: Homo Humanis

Фальсифицируемые парадигмы в психологии

Сообщение Counter Strike » Вт фев 03, 2015 9:05 am

Рома Крымский писал(а):Какие именно психологические концепции можно сфальсифицировать?

Практически все, где содержатся утверждения о психике ситуативного характера, которые можно более или менее однозначно оформить в виде экспериментальной гипотезы.
Почему ситуативного? Потому что иное экспериментально проверить затруднительно.
Отсюда следует, что всякие глобальные теории о личности проверить довольно сложно.

P. S. Тест на фальсифицируемость, строго говоря, относят не к концепциям и даже не к теориям в общем, но к конкретным положениям научной теории, которым будут соответствовать экспериментальные гипотезы.


Экспериментальная психология возможна, к примеру, в области изучения познавательной сферы психики, ситуативных (интерактивных) проблем социальной психологии.




А вообще, критерий Поппера - это глупость.
Принято считать, что ученый, сталкиваясь с тем, что его гипотеза не подтверждается, модифицирует ее в надежде подтвердить. Все же важнее верификация, а фальсифицируемость имплицитно всеми учеными в своем уме еще и до Поппера имелась в виду.
Революции в науке Карл Поппер не создал, но шуму наделал довольно много. :D
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Фальсифицируемые парадигмы в психологии

Сообщение Counter Strike » Вт фев 03, 2015 9:22 am

Вот здесь неплохо объяснены азы, связанные с минимумами, предъявляемыми к экспериментальной гипотезе:
1.Научные понятия отличаются о тех понятий которые используются в реальной жизни (житейские), отличие заключатся в следующем :

1) научные понятие имеют точные научные определения, а у житейских понятий таких определений нет.

2) научные понятия используются в одном контексте, а житейские понятия в разных контекстах имеют разные значения.

3) научные понятия в отличии от житейских, являются операционализираванными.

Операционализация означает, что вместе с определением научного понятия должны быть указаны действия или операции выполнив которые любой ученый может убедится в том, что явления определяемое данным понятием действительно существует и имеет те признаки которые ему приписываются в определении.

2. Гипотезой называется научное предположение вероятностного характера которое требует доказательства его правильности. Не всякое утверждение можно рассматривать в качестве научной гипотезы, более того не всякое утверждения можно рассматривать в виде гипотезы. И многие утверждения не полностью соответствуют к требованиям предъявляемым к научным гипотезам. От сюда следует что существует определенная совокупность требований которым должны соответствовать научные гипотезы.

1) Гипотезы не должны быть очевидными. Для того чтобы проверить гипотезу с точки зрения ее соответствия этому требованию рекомендуется поступить следующим образом. Надо сформулировать гипотезу наоборот или предложить обратное ей утверждение, если это утверждение окажется маловероятным или неправдоподобным, то и сама гипотеза очевидна и не требует доказательства. Если обратное в гипотезе утверждение окажется столь же вероятным, как и прямое, то можно сделать вывод о том что прямая гипотеза не очевидна и требует доказательства.

2) Гипотеза должна быть сформулирована в научных терминах или понятиях. Если это не так то будет не понятно что утверждается в данной гипотезе.

3) Гипотезой называются утверждения, которые принципиально проверяемы (верифицируемы) на данном уровне развития науки.

Я бы еще добавил, что операционализация тесно связана с количественным методом: что и как мы будем считать (в смысле - подсчитывать).


Эксперимент - это гипотеза о причинно-следственной связи.
Чуть выше, чем научное наблюдение, но ниже, чем научный эксперимент, стоит корреляционное исследование. Вот именно таких исследований в индуктивных науках довольно много, в т.ч. в психологии. Они не показывают причинно-следственной связи, но лишь констатируют, что А сильно коррелирует с Б - положительно или отрицательно.
Такие исследования вполне могут изучать не только ситуационные, интерактивные процессы, но и замахиваться на свойства объекта - как характеристики, определяющие его стабильно во времени (например, корреляция пола и каких-то психических особенностей).
Но корреляционные исследования лишь предтеча экспериментальным и не могут составлять достаточную базу для создания теорий (ибо основная функция теории - объяснительная).
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Фальсифицируемые парадигмы в психологии

Сообщение Counter Strike » Вт фев 03, 2015 10:00 am

Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Фальсифицируемые парадигмы в психологии

Сообщение H2O » Ср фев 04, 2015 4:29 am

Во! CS постарался.

Фальсифицируемая парадигма звучит как-то обобщающе. Я говорил про отдельные тезисы и утверждения.
Описывать конкретные примеры с эксперимеентами слишком долго. Мне лень.

Насчёт значимости.
Я бы ввёл некоторые разделы психологии в качестве обязательного предмета для изучения в школах с первого класса.
Применимость ограничена лишь фантазией человека и конкретным обнаруженным эффектом.
Программисты могут подчерпнуть идеи для программ распознавания образов, распознавания текста, переводчиков, самообучающихся программ. Программы - это самые конкретные работающие реализации идей из когнитивной психологии.
Можно научиться лучше и быстрее запоминать информацию и понимать её на более глубоком уровне. Успешность любого организма зависит от объёма и структуры его знаний.
Для меня это самое важное и остальное даже не нужно перечислять.
Путен придё, коррупцию наведё!
H2O
Dark side
Dark side
 
Сообщения: 8539
Зарегистрирован: Ср ноя 12, 2008 2:25 pm
Медали: 4


Вернуться в Направления психологии

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Joker, morkel, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs