Spoiler: показать
Одним из частных случаев кампании в рамках «борьбы с низкопоклонством перед Западом» было то, что пионером воздухоплавания (вместо признанного в западном мире Монгольфье) ошибочно был признан некий подьячий Крякутный. До обнаружения фальсификации первоисточника, в котором утверждалось, что имеющий русское происхождение Крякутный построил воздушный шар ещё в 1731 году, Крякутный в советской историографии был признан первым в мире человеком, поднявшимся в воздух[16][17]. Также отдельными лицами создавались фальсификации, направленные на преувеличение роли А. Ф. Можайского в создании самолёта как летательного аппарата, широко тиражировавшиеся при поддержке государственных структур[18].
Другим «приоритетом» было утверждение об изобретении велосипеда около 1800 года уральским крестьянином Артамоновым. Сведения об Артамонове, возникшие в конце XIX века, были использованы в качестве доказательств русского приоритета в этом изобретении. По утверждению исследователей данного вопроса, сведения не подвергались строгой научной проверке и, более того, было допущено искажение «фактов» в биографии Артамонова[19][20][17].
Стремление объявить русским изобретением многие технические средства стало пищей для анекдотов о «России — родине слонов»[2].
По мнению члена-корреспондента РАН В. П. Козлова, «дутые национальные приоритеты» стали на рубеже 40-х — 50-х годов «одним из столпов политики и идеологии сталинизма». В этой атмосфере «сообщения» Сулакадзева о Крякутном или «Хождение Ивана Новгородца» (сфальсифицированный писателями К. Бадигиным и Б. Шергиным документ, якобы доказывающий открытие Шпицбергена древними новгородцами) стали немедленно цитироваться в научной литературе[21].
вики