Немного курева.
O типах априорных суждений"То, во что верят люди, не ощущается ими как вера, они просто думают, что мир такой и есть."
Элиезер Юдковский. "Гарри Поттер и методы рационального мышления" Если два человека горячо спорят друг с другом, доказывая что Бог есть или что Его нет, то ни один из них, на самом деле, не верит в то, в чем пытается убедить другого. Человеку, который истинно верит в Бога не требуется никого убеждать, он предпочтет тихо помолиться. Человек, который искренне считает веру в Бога заблуждением, не видит смысла лишний раз тыкать в кого-то пальцем. Он просто старается сделать мир лучше для всех: и верующих, и неверующих. Любой человек способен думать, и может воспринимать аргументы, соглашаться с ними или нет. Истинность новой для него информации он соотносит с тем ,что ему было известно раньше, в чем он уже имел возможность убедиться. Если мне скажут, что Земля плоская, я не поверю, потому что я видел снимки из космоса, знаю о существовании спутниковой связи, и в конце концов, вижу, что остается от Луны, когда Земля отбрасывает на неё тень. Получается, что определяя истинность одних утверждений, я опираюсь на уверенность в истинности других. А те - другие - я в свою очередь принял за истинные, опираясь на какие-то другие знания. Возникает вопрос: куда ведет эта цепочка? Рано или поздно я должен уткнуться в идею, которую мне не с чем сопоставлять. Всё, в конечном счете, обоснованно этой идеей, а сама она не обоснована ничем. Вот эту-то идею и было бы справедливо назвать моей Верой. Только, боюсь, большинство людей сильно удивятся, когда узнают, в чем, на самом деле состоит их Вера. В дальнейшем я буду называть эту идею, с которой человек сверяет истинность любого утверждения, а в истинности её самой - не сомневается, "априорным суждением" (термин позаимствован у Иммануила Канта). Человек не испытывает потребности проверять истинность своего априорного суждения - оно кажется ему само собой разумеющимся. А если кто-либо в его присутствии попытается утверждать, что это суждение ложно... Скорее всего человек не поймет, что ему пытаются сказать. Его понятийный аппарат откажется признавать наличие какого-либо смысла в этом высказывании.
Исходя из опыта дискуссий с разными людьми, я пришел к выводу, что различных априорных суждений не так уж и много. Пока удалось выделить 6, но не исключено, что какой-то случай просто ускользнул от моего внимания или просто мне не доводилось общаться с носителем 7-го априорного суждения. Поэтому, не претендуя на фундаментальность, рискну предложить вашему вниманию то, что мне пока удалось обнаружить. В соответствии с тем или иным типом априорного суждения "вшитого в BIOS", я попытался подобрать названия каждому типу людей-носителей этого суждения:
1)
Рационалисты. Априорное суждение: " Человеческий ум - совершенный инструмент познания мира. Если мы чего-то ещё не поняли, значит либо используем не те методы, либо накопили недостаточно фактов для анализа". Как правило, люди этого типа возлагают большие надежды на науку. Любое знание, одобренное научным сообществом, ими воспринимается как абсолютная истина. Не путайте рационалистов с людьми, некритично воспринимающими "открытия британских ученых". Настоящие рационалисты, как правило умны и начитаны, и им не так просто "впарить" какой-либо псевдонаучный бред. А вот мысль, что сам человеческий разум может быть устроен не идеально, им в голову не приходит.
2)
Гуманисты. Априорное суждение: "Люди всегда могут договориться. Все социально-экономические потрясения - следствие того, что с чьими-то интересами не захотели считаться. Просто научитесь договариваться и мы будем жить в раю". Эти люди симпатизируют различного рода утопическим идеям типа коммунизма. Они на полном серьезе верят, что можно силовыми методами построить рай на земле: для этого нужно всего лишь перевоспитать тех, кто в раю жить не хочет. А самых упертых - расстрелять.
3)
Космисты. Априорное суждение: "Вселенная - единый организм, который живет по своим законам и поддерживает равновесия внутри себя. Человек - просто один из элементов системы, и должен ей подчиняться". Следствием такого суждения являются всякого рода представления о карме и дао, астрология (движение небесных тел неразрывно связано с судьбами людей, живущих на земле). Космисты часто бывают вегетарианцами по убеждениям, они очень озабочены проблемами экологии.
4)
Традиционалисты. Априорное суждение: "Если люди делали что-то на протяжении веков, значит в этом определенно есть смысл. Наши предки были мудрее нас". Эх... думаю, вы узнали этот тип людей, и нет особого смысла его подробно описывать.
5)
Символисты. Моя любимая группа. Потому что я сам к ней принадлежу
Априорное суждение: "Ничего в жизни не происходит просто так. Любое событие - это знак, во всем есть смысл, надо только суметь его разгадать."
6)
Потенциалисты. Априорное суждение: "Человек человеку - волк. Будь сильным, иначе не выживешь. Любая вещь имеет ровно такую ценность, насколько она делает тебя сильнее". Не надо думать, что потенциалисты - это тупые качки. Интеллект - это тоже сила. Деньги. Социальный статус. Они могут даже быть верующими - когда тебя крышует сам Бог, можно ничего не бояться.
Зачем я это все пишу? В первую очередь, это попытка разобраться в людях, чем они живут, чем я могу быть им полезным, и могу ли вообще? Меньше всего я бы хотел, чтобы этот пост воспринимался как попытка кого-то или что-то высмеять. В процессе анализа типов априорного суждения, я, в том числе, определил, и свое положение в этой системе координат, и должен признать - оно не лучше и не хуже, чем положение других. Думаю, что с позиции рационалиста утверждение "Ничего в жизни не происходит просто так. Любое событие - это знак" воспринимается как феерическая чушь, а потенциалист скажет: "Надо же, как легко тобой управлять!". И скажу честно - мне нечего возразить. Априорное суждение не возможно доказать - на то оно и априорное. Но поняв, как воспринимают тебя со стороны, легче понять других.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!