Опрос устраивать не буду (24 варианта, как-никак, а голосующих вряд ли много будет). Но, всё же: любопытно, есть ли у вас любимая тональность, и если да, то какая?
Для меня это до-минор. Суровая, мужественная, скорбная. И многие из моих любимых произведений написаны именно в ней.
Ты не для того существуешь, чтобы оставить в мире след. Ты существуешь, чтобы прожить свою жизнь, к тому же прожить её так, чтобы быть счастливым. (с) ксм
//---------
http://www.diary.ru/~reflexive
MMAI писал(а):Для меня это до-минор. Суровая, мужественная, скорбная. И многие из моих любимых произведений написаны именно в ней.
Аналогично, с детства, как только начала слушать и играть серьёзную музыку. Правда, в последние годы всё чаще на ре-мажор тянет, видимо, от хорошей жизни (где-то читала, что Бетховен говорил о Гёте: "он всегда в ре-мажоре").
MMAI большинство моих любимых инструментальных произведений классической музыки тоже написано в минорных тональностях (хотя...вот средняя часть Второго фортепианного концерта Рахманинова мажорная, также медленные средние части многих бетховенских сонат, некоторые ноктюрны Шопена, в общем, "чистая лирика" или мажорная часть как короткое интермеццо, для контраста с основным содержанием произведения, тут мажор всё-таки несёт подчинённую функцию). Зато вокальная музыка - совсем другое дело, особенно хоровая (у меня 15 лет постоянного стажа в нашем университетском хоре, периодически также пою в церковных хорах и небольших любительских ансамблях, только средние голоса - начинала с партии второго сопрано, но с возрастом голос понизился, теперь в основном сижу в первых альтах). Так для хора очень много прекрасных вещей в мажоре написано, начиная с ораторий Генделя (вспомнила сходу три номера в ре-мажоре) и до популярной классики (люблю Орфовскую "Кармина Бурана", сильный заряд жизнерадостности даёт). Да и народные песни в мажорных тональностях (предпочитаю наши украинские) очень красивы и содержательны в мелодическом плане.
Gita Для оттенения мажор хорошо подходит, согласен. А в вокальной музыке разбираюсь гораздо хуже, чем в инструментальной (оперу как жанр долгое время вообще не признавал ), поэтому трудно высказаться достаточно обоснованно.
Что-то из Галича вспомнилось:
Поют девчонки о разлуке, Мальчишки о любви поют Оны лады перебирают ... Они слова перевирают То в соль-мажор, то в ре-мажор. А я, крестом раскинув руки, Как оступившийся минёр, Всё о беде да о разхрухе, Всё в ре-минор, да в ре-минор...
Выразительное значение тональностей и чуткость, проявляемую композитором при их выборе, можно проследить не только на факте исторически изменившегося отношения к тональностям вообще, но более конкретно - на выборе тональности соответственно характеру и содержанию музыки.
Там и список известных произведений в некоторых тональностях имеется, и "градусник", и характеристика по интенсивности (я и сама думала, что можно выстроить иерархию, одни мажорные тональности явно воспринимаются как более "весёлые" или "светлые", да и минор разного характера бывает, это надо будет ещё разобраться, возможно, в экспериментальном порядке проверить воздействие, но вот с этим утверждением не могу не согласиться:
Краска, свойственная мажорному наклонению, принимает оттенки светлые и блестящие в тонах с диезами, строгия и мрачные в тонах с бемолями.
До-Соль-Ре-Ля мажор и т.д. все светлее и светлее. До-Фа-Си_бемоль-Ми_бемоль мажор и т.д. все мрачнее и мрачнее.
Кстати, мне как-то всегда удобнее было играть пьесы в мажорных тональностях с диезами,в минорных = с бемолями.
А "любимая" по каким признакам? по количеству предпочитаемых произведений, по удобству исполнения, или, может быть, по количеству самых удачных сочинённых?