ТеорияЮнг выделяет два вида мышления:
Экстравертное мышление характеризует соотнесенность с объектом.
Интровертное мышление характеризует - не соотнесенность с объектом.
Когнитивная психология в исследовании Гарднера вводит
диапазон эквивалентности:
Диапазон эквивалентности (от лат. aequus - равный + valens - имеющий значение) - форма когнитивного стиля - , автор Х. Гарднер. Преобладающая тенденция усматривать сходства или различия между предметами или явлениями. Чем больше индивид ориентирован на различия, тем больше групп формируется при свободном объединении, тем уже диапазон эквивалентности, тем более выражена его аналитическая направленность. При этом речь идет не о способности видеть различия, но об ориентированности личности.
Те же различия в мышлении выделяют отечественные исследователи Колга (1976) Шкуратова (1994) называя установку на поиск сходств между объектами -
синтетическим мышлением, а на подчеркивание различий -
аналитической установкой.
Аристотель разделял теоретическую мысль - направленую на созерцание и поиск истины; и практическую мысль - направляющую поведение.
В.Л. Глазычев в лекции "Четыре интелектуальные позиции" выделил
аналитическое мышление и
социально-техническое.
Анализ теории Можно предположить, что все выше перечисленные разные исследования говорят о существовании одного и того же явления - двух основополагающих видов мысли. Имеет смысл объединить результаты проведенных исследований, связав их выводы вместе. Приступим:
Мышление - это выстраивание понятийной связи. Задача
экстравертного мышления: при рассмотрении двух фактов (
объектовного данного) связать одно с другим объяснив как они взаимосвязаны - каким образом обсуловливают друг-друга, как влияют, в каком отношении находятся. В связи с этим можно сделать вывод, что экстравертное мышление будучи ориентировано на объективно данное - занято поиском прежде всего связи между внешними объектами. Связывая объекты друг-с-другом - ориентируясь на общем между ними - экстравертное мышление направлено вширь - на постоянное увеличение числа объектов, которые оно объясняет через сходство или вернее общую связь с другими объектами. Говоря о теории психотипов Юнг указывает на исследование Отто Гросса выделявшее два вида сознания "неполноценность с уплощенным сознанием" и "неполноценность с суженным сознанием", связывая первое (уплощенное сознание - вширь) - с экстравертной установкой, а второе (суженное - направленное вглубь) с интровертным. Уплощенное и суженное сознание есть ни что иное как широкий-узкий диапазон эквивалентности.Таким образом экстравертное мышление, синтетическое мышление, социально-техническое мышление, практическое мышление, мышление направленное на широкий диапазон эквивалентности - один и тот же вид мышления. Теперь перейдем к обсуждению интровертного мышления, смысл которого Юнг обозначает как "абстракция абстракций".
Задача
интровертного мышления становится понятной, при введении термина "проекция".
Проекция - есть переложение (expulsion) субъективного внутреннего содержания (события) во внешний объект. (В противоположность к интроекции, см. интроекция.) Согласно этому, проекция есть процесс диссимиляции (см. ассимиляция), в котором субъективное содержание отчуждается от субъекта и, в известном смысле, воплощается в объекте. Это бывает и с мучительными, невыносимыми содержаниями, от которых субъект отделывается при помощи проекции, но бывает и с положительными, которые по тем или иным причинам, например вследствие самоуничижения, оказываются недоступными субъекту. Проекция основывается на архаическом тождестве (см.) субъекта и объекта, но называть это явление проекцией можно лишь тогда, когда возникает необходимость распадения этого тождества с объектом. Возникает же эта необходимость тогда, когда тождество становится помехой, то есть когда отсутствие проецированного содержания начинает существенно мешать приспособлению и возвращение проецированного содержания в субъекта становится желательным. Начиная с этого момента прежнее частичное тождество получает характер проекции. Поэтому выражение "проекция" обозначает состояние тождества, которое стало заметным и вследствие этого подверженным критике, будь то собственной критике субъекта или же критике кого-нибудь другого.
Таким образом, задача интровертированного мышления сводится к выделению субъективного фактора понимания объектов в рассматривании их связи друг-с-другом, который выступает незаметным в контексте обсуждения объектов экстравертированной логикой. Ошибочно можно предположить, что интровертированная логика станет выделять именно характер связи между объектами проведенный экстравертированной логикой - это не так. Характер связи или обусловленность объектов в полной мере подчеркивается экстравертированным мышлением сам по себе. Интровертированное мышление выделяет совершнно иной характер "связи" с объектом - связь не объекта с другим объектом, а связь субъекта с объектом. Задача интровертированного мышления заключается в выделении (осознании) проекции в отношении того или иного объекта. Проекция обозначает состояние
тождества ставшее заметным и осознанным. То есть проекция - нахождение состояния
тождества. Тождество - это ситуация одинаковости чего-либо с чем-то, в определении Юнга - бессознательная одинаковость с объектами. Таким образом интровертированная логика заключается отделении одинаковости объекта с его мыслительным представлением субъектом - выделение содержания негласно проецированного субъектом в объект в отдельное представление. Или другими словами - абстрагирование - извлечение или отвлечение какого-нибудь содержания (какого-нибудь значения, общего признака и т. д.) из связного контекста, содержащего еще и другие элементы. Абстрагируя (
или другими словами делая сознательным ранее бессознательный процесс проекции) некоторое содержание от объекта с которым оно первоначально рассматривалось мы можем заметить, что и другие объекты так же содержат данное содержание, а другие - нет. Таким образом мы выполняем задачу выделения класса и классифицируя (рассматривая) внешние объекты по принадлежности к тому или иному определенному классу, при этом акцент прежде всего сводится на выделение самого факта существования класса, а объекты ввиду их схожести теряют их первоначальную уникальность и важность так как все являются одинаковыми представителями одного и того же класса определенных содержаний. Таким образом мы возвращаемся к первоначальному краткому, но передающему суть задачи инровертированного мышления сформулированного Юнгом как абстракция абстракций.
В то время как экстравертное мышление не занято абстрагированием, а выделят обусловленность и действенную связь одного объекта с другим.
Что это дает на практике?
ПрактикаНа практике задав задачу выделения групп объектов экстравертированным и интровертированным логикам:
экстравертированные логики будут выделять характер связи между объектами, причем зачастую такой характер связи будет обладать свойством направленности, а выделеные элементы категорий - групп объектов, не будут обладать свойством одинаковости, их нельзя будет переставить местами, то есть они не будут обладать свойством коммутативности когда скажем 2 + 3 = 5 и 3 + 2 = 5. То есть внутри этих групп у объектов выделенных экстравертированным мышлением не будет
тождества. То есть они все еще будут сильно соотнесены с самими объектами и их уникальностью.
группа выделенная экстравертированным мышлениеминтровертированные логики будут выделять группы объекты внутри которых никак не связаны между собой связью, а относятся исключительно к субъекту выраженному классом объектов; объекты внутрии таких групп обладают тождеством и, как следствие, коммутативностью - их можно будет менять местами, при этом они не будут обладать заданынм порядком.
группа выделенная интровертированным мышлениемПример:
Задав задачу выделить группу из 25 объектов девушке Джек-Лондону, ее ответ:
"Я могу почти все эти слова увязать в группы со словом цель)
самолет-цель-путешествие (это вроде понятно)
Гомер-цель-страница (книжку жеж написал, папирус тоже гм.. страница)))
лошадь-бег-цель (пусть будут скачки)..."
В этих группах объекты не обладают качеством тождественности. Цель самолета - путешествие, но самолет - не цель путешествия. Цель Гомера - страница, но цель страницы - не Гомер. Цель лошади - бег, но лошадь - не цель бега. И так далее. То есть объекты обладают связью между собой. Эта связь была выделена и послужила предметом формирования группы.
Совершенно другой подход продемонстрировала девушка ЛСИ:
" вариативность групп зашкаливает - сортировать можно и по живое/неживое, предмет/абстракция, по ассоциациям и тд и тп."
Были перечислены группы объектов при которых сами элементы можно будет менять местами. При этом групп объектов (способов осознания проекций, абстрагирования) девушка видела так много, а несоотнесенность с самим объектом класификации оказалась столь велика, что девушка перечислив способы классификации не перечислила даже сами объекты.
Другая девушка с итровертированной логикой перечислила, по тому же принципу: живое-неживое (одушевленное, неодушевленное), предмет-абстракция (абстракция, конкретное) и так далее. Элементы этих групп между собой никак не связаны - они соотносятся только с самой категорией или группой или вернее субъектом, осознавшим механизм проекции в виде выделения группы тождественных объектов.