cooler462 писал(а):Когда нервная система сформирована полностью, нейрогормональный механизм является обслуживающим. Когда она формируется у эмбриона, он является задающим, управляющим процессом ее формирования. Никаких других путей управлять формированием своей нервной счистемы, кроме выброса сигнальныз биомолекул, у эмбриона нет.
на самом деле, есть другой путь, просто возможно вы о нем не знаете (ничего удивительного, за всеми достижениями в различных областях науки уследить невозможно, особенно в такой бурно развивающейся, как генетика). процесс формирования организма на этапе эмбриона определяется специфическими
HOX-генами, а не гормональной подсистемой.
Да знаю. Я ведь специально и неслучайно написал в цитируемом абзаце про сигнальные биомолекулы, а не про нейрогормоны. Таковыми являются и вообще любые белки, экспрессируемые генами.
Однако в моем представлении соционическое разнообразие темпераментов коренится не в архитектуре нервной системы (полагаю, она весьма универсальна у всех людей, и генные мутации на уровне архитектуры здания обычно ведут к его полной выбраковке), а в дальнейшем ее "косметическом" убранстве. Цвет стен, место передвижных перегородок, мебель, стулья, ванна с джакузи или без. И рабочие тут тоже обычно другие.
cooler462 писал(а): возникает несколько вопросов.
есть ли доказательства:
1) существования 16-ти специфически дифференцированных типов нервной системы
2) того, что эта дифференциация возникает на эмбриональном этапе развития
3) того, что она обусловлена гормональной подсистемой
4) еще такой момент надо учесть. я не знаю на каком этапе развития эмбриона формируются железы, которые секретируют гормоны. возможно, какие-то железы формируются не на эмбриональном этапе развития, а позже. в таком случае, у эмбриона будет отсутствовать часть из этих жизненно важных для гипотезы гормонов
1) Никаких 16-ти специфически дифференцированных типов нервной системы, полагаю, не существует. Есть непрерывный континуум, это раз. Во-вторых, соционически-темпераментное разнообразие отражает не архитектуру нервной системы, а более тонкие вещи, к которым первично могут относиться разное количество и разная чувствительность рецепторов к тем или иным медиаторам и гормональным агентам, а вторично - вытекающая из этого разная степень, например, прорастания дендритов в разных участках нервной системы.
2) Дети различаются характерами уже при рождении. Однако я не говорил, что тип закладывается только на эмбриональном этапе. Даже подчеркивал, что не только. И это "не только" - как раз весьма сильный аргумент за роль нейрогормонов в становлении типа, и за то также, то тип - это не архитектура, а внутренняя отделка "помещений".
3) Гормональная подсистема - первейший кандидат на такую роль с точки зрения теоретических соображений. Некоторые известные факты также конкретно указывают на то, что она принимает в этом участие. Так, стресс беременных мышей влияет на потомство.
4) Дело может быть не только в готовых железах (правда, за исключением половых, они все хакладываются в пренатальном периоде, а роль фабрики половых гормонов вплоть до полового созревания выполняют надпочечники). Однако если железы - фабрика, то одиночная клетка - тоже вполне годная кустарная мастерская про производству все тех же самых нейрогормонов в силу экспрессии их её собственными генами. Но тут, согласен, сегодня пока можно задать гораздо больше вопросов, чем дать на них однозначных ответов.
Напоминаю, что исходной точкой для гипотезы о роли нейрогормонов в закладке типа являются отнюдь не наши знания о развитии нервной системы эмбриона, но совсем-совсем другое. А именно, окончательные, фактические нейрогормональные различия между взрослыми людьми разных психотипов, хорошо наблюдаемые на практике. Именно отсюда стартуют и все наши последующие спекуляции о моменте закладки типа, о том, как это могло происходить, и за счет чего. Если нейрогормональные различия типов, полагаю, можно считать близкими к уровню научного факта или, накрайняк, хорошо обоснованной гипотезы (давайте пока не будем спорить об этом, ладно?), то роль этих же нейрогормонов в становлении типа, на этапе его становления - это уже в чистом виде гипотеза, ВСЕГО ЛИШЬ ГИПОТЕЗА, хотя, имхо, и наиболее естественно напрашивающаяся среди всех возможных.
Однако я так и не понял, в чем вы усмотрели замкнутое кольцо рассуждений. Если допустить, что тип формируется за счет нейрогормональных влияний, то отсюда никак не следует, что абсолютно все эти нейрогормональные влияния генетически детерминированы. Это могут быть влияния и со стороны организма матери, и влияния постнатальные и тоже абсолютно негенетические, например - стресс, перенесенный в младенческом возрасте. Либо обезвоживание организма в младенчестве. Либо особенности диеты (для одних гормонов - избыток строительных веществ, для других - недостаток). Либо частичная сенсорная или информационная депривация в каких-то отдельных аспектах. Либо... Либо... Да мало ли причин.