В психософии порой путают функцию в первой позиции с функцией в третьей. Особенно часто это происходит в случае с эмоцией и отчасти логикой - тут даже первоисточник не вполне и не всегда правильно отображает эту разницу, на мой взгляд. В общем, у меня некоторое время назад появились мысли на эту тему, которыми и хочу поделиться.
Обычно предполагается, что первая, как высокая функция, уверена в себе, и ей не требуются подтверждения извне её компетентности. Более того, в отличие от второй, она не просто уверена, а самоуверенна - порой вплоть до явной неадекватности - если её реальное наполнение расходится с реальным положением дел. Третья же - низкая, и для оценки себя ей требуется мнение других людей - причём, в отличие от подстраивающейся четвёртой, третья трудится для себя, и жаждет самореализации. Но любая внешняя оценка, сколь угодно расходящаяся с её внутренними самоощущением, тут же повергает её в смятение, ударяя по самооценке. В такой ситуации первая напоминает родителя, учителя или тирана - которого интересует только своё собственное мнение. Третья же - это подросток, который жаждет независимости, но не зная мира (не имея реального опыта), в любой незнакомой ситуации не находит иного выхода, кроме как искать поддержки у других людей и оценивать себя через призму их мнений и стереотипов. Отсюда и следует известная неуверенность третьей - играя в свою игру на чужом поле и по чужим правилам, третья рано или поздно наталкивается на первую, или другую, ещё более неуступчивую третью, и проигрывает...
В общем, со всем этим я вполне согласен, если бы не одно но. Дело в том, что любая деятельность любой функции по определению реализуется через волю. И Афанасьев сам не избежал некоторых искажений смысла, связанных с этим фактом. Например, согласно его теории, если влюблённый человек не может переступить через себя и признаться объекту своей любви - у него, согласно теории, эмоция - третья. Однако, на мой взгляд, к эмоции такое поведение имеет опосредованное отношение. Признаться в любви - это поступок, стало быть поведение человека в этом момент определяется положением его воли. Страдающий от неразделённой любви и собственной несмелости - это, скорее всего первая эмоция (осторожная, как всякая доминирующая, в своих проявлениях) в сочетании с третьей волей и четвёртой физикой - ЭЛВФ. Для третьей же эмоции такое состояние неадекватной концентрации на одном человеке вообще нехарактерно, у неё другие проблемы (какие-ниже).
Другой пример. Страх физического насилия - это что - страх по воле или по физике? С одной стороны, в драке травмировать себя более всего боится человек с третьей физикой - но, кстати, если физика первая, то неоднократно упоминалось, что такой человек также будет избегать драк, перестраховываясь и защищая своё самое ценное - свою первую. С другой стороны, поражение в драке может быть унижением, в таком случае третья воля играет не меньшую роль. Пожалуй что, более всего бояться и избегать драк будут как раз типы, сочетающие в себе доминирующую физику и низкую, не умеющую постоять за себя волю - то есть самые разные люди: ФЛВЭ, ФЭВЛ, ФЛЭВ, ФЭЛВ, ЭЛФВ и ЛЭФВ.
Как при таком смешении понятий можно вообще что-то разобрать? На мой взгляд, очень и очень просто.
Самоуверенность первой и неуверенность третьей (обе - часто неадекватные, в отличие от адекватно оценивающих свою силу второй и слабость - четвёртой) проявляются прежде всего в ином. Особенность нашего мира заключается в том, что ни по одной функции нельзя быть на 100% правым - нельзя просто физически всё предусмотреть, всё увидеть и всё понять. В силу этого, по мере роста своего опыта человек учится самостоятельно определять, какие факторы являются более важными, а какими чаще всего можно пренебречь. Сразу такая способность, понятное дело, не формируется. Для её формирования надо пройти через следующие этапы:
1) Любая дорога начинается с первого шага, а любая сколь угодно сложная сущность - с основ. Невозможно обучиться математике, не зная аксиом - правил, которые ниоткуда невозможно вывести. Они просто есть - как есть тот факт, что в нашем мире существуют натуральные числа, а параллельные прямые не пересекаются. В это надо просто поверить, впитав в себя. Это самый первый этап, и многие люди застряли в нём по крайней мере по одной из своих 4 функций. Здесь информация воспринимается извне, всегда некритично, и самостоятельных попыток обработать её не происходит. Это - абсолютно зависимая от других и внешнего мира позиция - позиция ребёнка. В психософии это - позиция 4 функции.
2) По мере роста однажды наступает тот момент, когда человек начинает осознавать, что он - отдельная личность, которой надо рано или поздно, но научиться быть самостоятельным. Все сталкиваются с этим в определённом возрасте, и все так или иначе преодолевают - ну, или застревают в таком состоянии. Я уже писал выше, что такое состояние, когда человек, по сути своей, делает первые самостоятельные шаги и пробует окружающий мир на прочность - оно сопряжено с известными трудностями. У человека нет опыта, согласно которому он может оценить себя - насколько его первые шаги адекватны. Перед ним - общеизвестные правила игры, догмы и постулаты, и он сам должен проверить их - работают ли они, или нет. Как это возможно сделать? Только самостоятельно попробовав нарушить эти правила (а что будет?), разобрать существующий порядок на винтики и покопаться в начинке - авось что станет и понятно. В общем, это всё, на мой взгляд, относится к проявлениям третьей функции, являющейся воплощением подросткового самосознания человека по данному аспекту окружающего мира. Действительно, всем известен цинизм подростков (3 эмоция), их часто показное неверие в существующие правила (3 логика), бунтарский дух (3 воля), неприятие своего тела и эксперименты над ним, что связано, в том числе, с пробуждающейся сексуальностью (3 физика). Объединяет все эти состояния одно: во всех них человек протестует против того, что уже есть вокруг него. Он ещё не строит свою реальность - ему не из чего её строить - он тестирует чужую, пытается в ней разобраться, совершая часто непонятные для других людей, "странные" поступки. Он идёт не от частного к общему, а напротив, разрушает целое, разбирая его на куски и рассматривая эти куски, пытается понять их суть. Но поскольку понимания ещё нет, процесс разрушения и распада продолжается. По его мере третья, зациклившись в своём болезненном состоянии, порой становится неадекватной окружающему миру. Третья логика подвергает сомнению любую гипотезу, разбирая её на факты, а факт - на ещё более мелкие факты, в результате порой полностью разочаровываясь в познаваемости мира. Третья эмоция нападает на любые эстетические и этические образы; с помощью сарказма, сатиры, иронии и чёрного юмора разрушая их, она находит в этом удовольствие, однако не в силах создать свои, в итоге часто впадает в цинизм и мизантропию. Третья воля, протестуя против того, что происходит вокруг неё, так и не понимает, что же надо делать вместо этого; и запутываясь в тысячах разных мелких дел и делишек, так и не находит в себе сил совершить что-то крупное - найти себя, свою миссию, дело своей жизни. Третья физика может бесконечно долго разбираться в собственных телесных недостатках и дефектах окружающих предметов, теряя за этим удовольствие от самого обладания вещью.
3) Новый этап наступает лишь тогда, когда насытившись процессом разбирания мира на составляющие части, человек наконец успокаивается. Обведя опытным взором окружающую обстановку, он начинает понимать, что всё то, чему его учило общество до сего дня - в сущности своём, кирпичики, из которых можно строить что-то своё. Обретя внутреннюю уверенность в себе, третья перерастает во вторую. Не буду останавливаться на этом подробно, скажу лишь, что по-моему, вторая - это та функция, с помощью которой человек и общается с другими людьми и окружающим миром на равных. Вторая - это позиция взрослого, который осознаёт свою силу, но и знает собственные пределы - поэтому особенно ценит взаимодействие с другими людьми, которые могут быть развиты в чём-то другом. Вторая - наиболее адекватная из всех функций, и это неудивительно, если учесть, что она единственная настроена на сотрудничество на общих правилах и ради объективных целей.
4) Однако, помимо того, что каждый из нас представляет собой часть объективного мира, каждый в то же время является и субъектом, внутренняя особость и уникальность которого и определяет суть (ядро) личности и её жизненный путь. Здесь я возвращаюсь к тому, с чего начал. Мир бесконечно сложен, и весь его вместить в себе невозможно. Наша личность - есть отражение мира, отражение субъективное, неполное и обычно упрощённое. Тем не менее, надо помнить и о том, что мир, в сущности своей, является не только внешней реальностью, но и её отражением в нашем (личном или коллективном) сознании - и ещё неизвестно, что важнее. То субъективное начало, берущее на себя смелость определять, какой же и есть на самом деле мир - вот оно и есть наша первая. Сложившись однажды под влиянием множества случайных факторов, со временем ядро личности в виде её первой функции становится стабильным, и начинает диктовать уже себя окружающему миру.
И здесь есть варианты. Возьмём первую логику. В отличие от третьей, от собственной неуверенности пробующей проанализировать и разложить на составляющие любую логическую цепочку, первая поступает прямо наоборот. Уверенная в своём видении логики мира, первая в любом новом явлении тут же ищет то главное и основное, что в нём есть, при этом безжалостно избавляясь от всех ненужных (с её точки зрения) подробностей. Случайные факты, ошибки трактования, наносные явления, влияние других факторов - всё это первая тут же отправляет в корзину, оставляя только самую суть.Умение искать и находить главное в логических построениях - и есть основная черта первой логики. Если говорить ещё короче, то там, где третья логика занимается анализом (а вторая - ищет подобия и ассоциации, чтобы пересказать другим), первая синтезирует новое знание из множества разрозненных фактов. Именно это противостояние анализ-синтез характеризует и другие пары первая-третья, но, естественно, в другом наполнении.
Тогда как наполнением логики являются ФАКТЫ - т.е. информация о причинно-следственных связях событий во времени, наполнением воли являются сами СОБЫТИЯ. Воля - та функция, через которую человек воздействует на окружающий мир и происходящие в нём процессы. Процессы эти, предоставленные сами себе, текут в соответствии со своей внутренней логикой, но человек обладает силой направлять их в нужную для себя сторону, формируя тем самым нужное будущее. Целенаправленное действие с применением силы воли можно назвать делом, и каждое воздействие по ходу дела на процессы внешнего мира будет являться событием. Здесь, третья воля буквально, обладая слабой силой воли, не может выделить тот приоритет, что должен определять её поведение в настоящий момент. Третья разбрасывается на множество дел и мало что может целенаправленно довести до конца - в итоге её будущее часто получается совсем не таким, как она задумывала. Первая же воля действует прямо противоположным образом. Однажды определив свою цель, такой человек бросает на её достижения все свои ресурсы - силы, время, деньги, и не может успокоиться, пока не достигнет желаемого. Таким образом, если поведение третьей воли напоминает бултыхание неумелого пловца в бассейне, первая - спортсмен, выкладывающийся по полной чтобы быстрее всех проплыть в нужном направлении, не отвлекаясь на всё вокруг. Да, при этом первая воля часто жертвует деталями; она не умеет подобно третьей постепенно делать свои творения всесторонне совершенными; однако именно третья - чаще всего первая достигает чего-то, а мир любит победителей.
Теперь о физике. Наполнением физики, естественно, являются ВЕЩИ, или, ещё более обще - объекты. Весь мир состоит из объектов, и почти все они требуют ресурсов (других объектов) для поддержания своего существования. Самый простой и понятный пример - наше тело, также, очевидно, объект, периодически хочет пить и есть, часто - спать в определённых условиях, и иногда - лечиться. Машине нужен бензин и техобслуживание. Одежду надо стирать и иногда чинить и т.п. На деле редко бывает, чтобы какой-то ресурс был жизненно нужен, чаще речь идёт о той или иной степени нужности. Например, ехать из-за каждой царапины на машине в автосервис - слишком дорого и отнимает слишком много времени. С другой стороны, недополучая ресурсов, вещь становится хуже. Именно различия в подходе к поиску баланса в этом вопросе и определяют позицию физики. Третья физика, неуверенная в своём знании вещей, предпочитает перестраховываться. Любой мелкий дефект тут же вызывает в ней желание его исправить. Однако для этого требуется слишком много ресурсов - и обычно не имея их в полном объёме, такой человек чувствует себя неудоволетворённым по физике. Вторая в таких вопросах стремится к оптимуму - диктуемому самой реальностью, включая принцип целесообразности. Однако для этого такому человеку приходится тратить много сил, времени и умений, чтобы поддерживать в нормальном состоянии все окружающие его предметы. Первая же физика поступает иначе, и - противоположно третьей. На мелкие недостатки у непринципиальных для неё вещей она просто закрывает глаза. Экономя на этом, она сберегает куда больше ресурсов для поддержания в идеальном состоянии узкого круга особо ценных для неё объектов. Именно определение баланса - до какой степени можно ужаться в одном, чтобы не навредить себе в материальном плане в целом - и развито у первой физики лучше всего. Удовлетворённость от обладания ключевыми лучшими вещами делает такую позицию энергетически выгодной.
И наконец, о эмоции. Многие люди банально не понимают значения эмоции, считая её неким атавизмом и незначительной - по крайней мере вне пределов царства живой материи - сущностью. Но они ошибаются. Об этом я ещё напишу позже. Пока же скажу, что наполнение эмоции - это СВОЙСТВА объектов и наше отношение к ним.
Любой объект или субъект сам по себе обладает теми или иными свойствами, качествами. Свойства эти в подавляющем большинстве случаев сами по себе ничего не значат, а проявляют себя только внутри некого отношения. Например, что значит "большой"? С позиции объективного мира - ничего. С позиции субъекта это указывает на отношение размеров данного объекта и некоего эталона размера, индивидуального для этого человека. Таким образом, отношение возникает всегда, когда субъект сравнивает свойство объекта (субъекта) в пространстве с неким собственным пониманием, образом этого свойства. Эмоцию многое роднит с логикой - и та, и другая оценивают мир, но не пытаются его сами контролировать напрямую. Но в отличие от логики, эмоция игнорирует временную координату: факты,
лишаясь причинно-следственной составляющей, превращаются в свойства. Именно так научная литература, отказавшись от эксперимента, превращается в художественную; и наоборот. Зато эмоция учитывает особенности самого человека, а логика - максимально от них отстранена. Понимая это, можно перейти и к позициям эмоции.
Четвёртая эмоция в определении отношения к свойствам всего, что её окружает, полагается на традицию и чьё-то чужое (хотя бы общественное) мнение. Более высокая эмоция пытается выработать своё.
Но, привлечённый отдельным, симпатичным ему свойством субъекта (ну или объекта), со временем человек обнаруживает, что у субъекта есть и другие свойства, и наверняка многие из них ему уже не нравятся. И здесь есть три пути. Третья эмоция, попав в такую ситуацию, не имеет сил, чтобы вынести окончательный вердикт: нравится ли ей субъект _в целом_, или нет. Она лишь "раскапывает" всё новые и новые его свойства, из которых часть ей не нравится, и число того, что не нравится, только растёт. В итоге, часто заявляя, что "совершенства нет на этом свете", третья эмоция впадает в глобальный скепсис и мизантропию (особенно часто это касается любовных отношений). Человек со второй эмоцией в этой же ситуации уже изначально настроен на отношения с несовершенным партнёром. Он готов творчески воздействовать на партнёра, в надежде исправить те его свойства, что кажутся ей неприемлемыми. В народе это называют просто: "строить отношения" - и именно в этом деле второй эмоции нет равных. Первая эмоция видит всё иначе. Для неё не существует никаких отдельных "отношений". Практически сразу все свойства субъекта сливаются для первой в одно - и этот объединённый образ, как комплексное свойство, вызывает у первой один отклик, одно концентрированное отношение - и это отношение воспринимается первой как _чувство_. В зависимости от того, какие свойства перевесят в этом образе, чувство может быть любовью, ненавистью, восхищением, лёгкой симпатией, презрением и т.п. Но это чувство одно, и впоследствии его уже очень сложно изменить. Вновь открываемые свойства субъекта (после того, как чувство уже сформировано) уже не оказывают на него почти никакого воздействия. Отсюда проистекает главное качество первой эмоции - идеализм. Первая эмоция сплошь и рядом заставляет человека даже отрицательные качества своего идеала видеть достоинствами - подобно тому, как первая логика - отрицать новые факты в пользу уже существующей теории; первая воля - продолжать тянуть лямку уже заведомо проигрышного дела; а первая физика - пользоваться старыми, привычными вещами - даже если уже есть новые, более удобные.
Таким образом,
1-я логика - это синтез логического построения из фактов, а 3-я логика - разложение логического построения на факты - анализ
1-я эмоция - это синтез эмоционального образа на основе совокупности свойств субъекта(объекта), а 3-я эмоция - разложение эмоционального образа на отдельные свойства и отношения к ним
1-я воля - это синтез единой линии поведения в рамках достижения определённой цели, а 3-я воля - разложение любой стратегии поведения, заострение внимания на событиях, могущих повлиять на достижение цели
1-я физика - синтез представления о конкретном предмете - что это такое, чьё это, как за ним ухаживать, 3-я физика - выискивание материальных дефектов и особенностей - то, что отличает данный предмет от других в худшую сторону, работа с этими дефектами.