В статье рассмотрены внедренные в НИИ Соционики психологические техники. Они направлены на работу как с состоянием клиента, так и с состоянием диагноста. Это тот арсенал, который позволяет эксперту создать во время консультации максимально комфортную атмосферу, раскрыть клиента и увидеть его проявления наиболее полно. Очень важно, что и в обычной жизни такие навыки помогают значительно улучшить коммуникацию.
Для диагностики типа информационного метаболизма (ТИМ) сегодня применяются различные методы и подходы. В их освоении основной упор делался (и в большинстве школ продолжает делаться) на изучение и упорядочение непосредственно соционических знаний.
К сожалению, как показывает практика, этого багажа недостаточно для получения надежного результата. Модель А в психике человека – это тоже, что и скелет в его теле. Как и скелет она скрыта от прямого наблюдения. Поэтому во время диагностики мы имеем возможность наблюдать только реакции человека в рамках естественных или искусственно созданных ситуаций. А также получить блок вербальной информации в его (клиента) интерпретации.
Очевидно, что этот поток поступающих к нам данных в подавляющем объеме, не имеет прямых указаний на ТИМ клиента. И только четкое понимание и разграничение информации на соционическое/несоционическое позволит получить достоверные данные для анализа. Если же при этом мы не будем игнорировать наблюдение за невербаликой и будем фиксировать текущее, сиюминутное состояние клиента, то тем самым мы серьезно уменьшим вероятность появления серьезных ошибок в диагностике.
Еще один фактор, который ведет к ошибкам, заключается в том, что мало кто вообще может без серьезной подготовки и наличия опыта адекватно воспринять, прочувствовать и понять своего собеседника, правильно истолковать его речь, ответы на вопросы. Для основной массы людей в момент общения, привычно, даже слушая собеседника, слышать в основном, самого себя. Так, в начале обучения на первых диагностиках мы при разборах часто слышим от студентов примерно такой аргумент: «Ну, я же его спросил об этом». И на вопрос тренера «А что он ответил?», после паузы, начинается интерпретация ответа клиента. Студент сначала рассказывает своими словами, как он понял ответ, затем свой текст анализирует, и тем самым диагностирует уже не клиента, а себя.
Далее http://socionics.ru/component/content/article/49-diagnostickat/713-socionicaphsihologiya