СТАТЬЯ: Прогулки по Пушкинскому музею с Е. А. Удаловой

Клуб Елены Удаловой

СТАТЬЯ: Прогулки по Пушкинскому музею с Е. А. Удаловой

Сообщение Colibrik » Ср авг 24, 2011 8:53 pm

Соционический взгляд на современное искусство


Прошедшей зимой мы с Еленой Андреевной Удаловой, руководителем Школы прикладной соционики (г.Москва), решили побродить по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, где собраны полотна известнейших импрессионистов, а также других современных художников. Но желание побывать в этой сокровищнице изобразительного искусства было продиктовано не только жаждой созерцания полотен великих мастеров живописи, но также и стремлением дать соционическую интерпретацию их творчества…

* * *

"Информация о любом человеческом действии имеет свою координату в том информационном пространстве, которое обозначено базисом Юнга. Любая мысль, ощущение, переживание, любая информация, которую человек «выдал» вместе со своим произведением обязательно занимает какое-то место в четырёхмерном пространстве, заданном четырьмя дихотомиями Юнга*. Созерцая картины художников, можно «выхватить» его существенные информационные черты. Потому как любой культурный артефакт – это информация, некий мэсседж, который можно определённым образом соционически интерпретировать…"

Е. А. Удалова


* * *

«Художник, настоящий художник, - это тот, кто может выявить эпическую сторону повседневности, кто может на холсте или на бумаге заставить нас увидеть и осознать, насколько мы велики и насколько полны поэзией наши шейные платки и лакированные туфли…»

Шарль Бодлер


Анри Матисс – Гамлет (рациональный этико-интуитивный экстраверт)


Изображение


- Интенсивные нереальные цвета, выражающие «чистую радость» бытия свидетельствуют о сильной эмоциональности, то есть творчество художника связано с «этикой эмоций». Особенно если мы посмотрим на картину Анри Матисс. Танец, 1910 г, и видим движение танцующих фигур красного цвета. Это не реальность – а символ эмоционального восприятия. Это эмоции в чистом виде, символически выражаемые столь яркими интенсивными цветами. И, с другой стороны, нет пространства, нет анатомии, нет перспективы, нет фактуры предметов – это точно не сенсорика. Это игра образов и символическая передача интуитивного сообщения. Это выражение не чего-то увиденного, а выражение своего эмоционального экстаза. И важно, что это экстравертная подача эмоций. Не есенинское погружение в переживание себя (как у Модильяни, где мы видим на картинах одни глаза, некий застывший взгляд, несущий с собой какую-то одну эмоцию или состояние).

Важно отметить, что ранние работы любого художника, где чаще всего он находится под чьим-то влиянием и не заботиться о выражении своей идеи, не показательны. Вот когда это зрелые, действительно самостоятельные работы, тогда мы можем рассмотреть в них что является основой личности художника и каким образом он реализует своё творчество.


Пабло Пикассо – Дон Кихот (иррациональный интуитивно-логический экстраверт)


Изображение


- Здесь мы наблюдаем определённый аналитический подход к отображаемой реальности. Я часто использую именно его картины для выражения некоторых соционических идей. Даже юнговские дихотомии: интуиция/сенсорика, рациональность/иррациональность, экстраверсия/интроверсия лучше всего выражены именно произведениями. В его зрелом творчестве видна игра с формами, нематериальность мышления и аналитический подход, а также направленность взгляда во внешний мир. По сути то, что Юнг увидел в своей психотерапевтической практике, Пикассо заметил и отобразил в полотнах.

Изображение


- Вроде человек совсем не аналитик, а художник, но никуда не денешься от того, что твой мозг раскладывает и классифицирует реальность определённым образом. Таким образом, интровертная логика в чистом виде здесь присутствует однозначно и соседствует она экстравертной интуиции, которая обобщает некую идеальную основу, некий общий смысл его картин. Рассматривая картины Пикассо, мы видим своего рода архетипы, это не конкретные люди или события, это своего рода метасмыслы.

Изображение


- Очень показательно вот такое аналитическое распредмечивание в произведении этого художника-исследователя «Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910». Причуды анализа:). Мне кажется, что это своего рода рискованные эксперименты с целью определить границы невозможного в изображении чего или кого-либо.

Изображение


- В серии картин со скрипкой очень хорошо видна статика. Это и доска и процесс изготовления и сама скрипка, всё это «в одном кадре». Вся история скрипки в одной картинке. То есть возможности дерева, из которого затем будет произведена скрипка.



Клод Моне – Габен (сенсорно-логический иррациональный интроверт)


Изображение


- Если смотреть на его картину «Кувшинки» и вспомнить цветовую палитру Матисса, то увидим большую разницу. Здесь мы наблюдаем ярко освещённую зеленую поляну в неком густом тёмном лесу. Очень тонко выражено впечатление от увиденного в этом месте. Это именно впечатление, переданное в игре большого количества оттенков синего и зелёного. Тут всё через сенсорику: правильная перспектива, объём, глубина… И главное – это вообще высший пилотаж – отражение в воде очень грамотно построено. Картина написана мазками, но отражение камышей, моста с очень верными пропорциями. И я уверена что это автоматически. Просто сенсорное чутьё, совершенное отсутствие пространственных ошибок. Все ощущение от этого места и идеальное чувство пропорции – всё это свидетельствует о сильной интровертной сенсорике у Моне.

Изображение Изображение Изображение


- Ещё более показательна серия картин «Руанского собора» в разное время дня. Это разные тени, разный свет. История свидетельствует, что мальчишки носили за ним принадлежности для рисования и Моне рисовал в определённое время суток собор в разных ракурсах, при разных углах падения солнечного света. Это уже однозначно эксперименты с интровертной сенсорикой. Где-то глубокая тень и яркое солнце. В другом месте всё смазано. Это динамика ощущений. И потому подчеркнуть разницу в факутре, разницу в цветовых решениях, и аналитический интерес к нюансам – это всё, что движет Моне. Это своего рода исследование восприятия, отражённое в живописных полотнах.


Огюст Ренуар – Дюма (сенсорно-этический иррациональный интроверт)

Изображение


- Ну, посмотри какая женщина? (смотрим на картину …). Неужели его можно посчитать интуитивным? Конечно же, Дюма. Прекрасные жизнерадостные лица, какие глаза у каждого человека, девушки на разных картинах! В цвете передаётся атмосфера и настроение. Игривые лица девушек на разных полотнах. Посмотри, какие взгляды. Открытые цвета, передающие воплощённую нежность. Всё очень мягкое и сглаженное.

Изображение



Эдгар Дега – Габен (сенсорно-логический иррациональный интроверт)

«Нет ни одного искусства менее стихийного, чем моё.
Вдохновение, непосредственность, темперамент мне неизвестны.
Надо переписывать один и тот же предмет десятки, даже сотни раз.
В искусстве ничего не должно быть случайным, особенно движение».

Эдгар Дега.


«Картина – это оригинальная комбинация линий и красок, которые имеют колосальное влияние друг на друга».

Эдгар Дега.


Изображение


- Ой, кого я люблю! Я в своё время перерисовывала картину «Голубые танцовщицы» как могла. Где-то дома лежит пастель-копия этой картины. Вполне достойная на мой взгляд:). Я совершенно не сомневаюсь, что он Габен, потому как женщины и лошади. Посмотри, какая пластика, какие линии, ни одной лишней! Какие-то композиционные переклички форм: тут у рояля ножка, тут у танцовщицы; тут её платье, а тут занавеска… У меня ощущение, что это такая техника, которая может всё. Человек, что хочет, то и делает. Нет ощущения, что этот художник может сказать, что у него что-то не получилось, любыми средствами (мелками, красками) рисуется всё, что угодно. Эта картина вся из штрихов, но это выражение ощущений от ощущений. Я прямо таки вижу дивный и мощный сгусток интровертной сенсорики в полотнах Дега.

Изображение


- Взять любую картину Дега, где изображены женщины, и мы видим, прежде всего, пластику тела, фигуры. Моет ли она полы, гладит бельё или моется в ванной – это не портреты, это чистая линия, передающая пластику объекта. Там просвечивает бумага, потому что нанесено только то, что необходимо: розовые блики и бежевая бумага, только то, что передают эту пластичность… Посмотри поближе. Видишь? Там даже нет прорисованности до конца. Ему нравится и хочется передать только пластику движений женского тела и более ничего, потому, женщины и лошади – самая красота:)...

Вместе с Е.А. Удаловой бродил по государственному пушкинскому музею А.Е.Соловьёв
Ссылка на оргинал статьи.
По слабым функциям следует жить просто и правильно (с)
Аватара пользователя
Colibrik
Местный
Местный
 
Сообщения: 1165
Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 1:04 am
Откуда: Москва
Медали: 3
Пол: Мужской
Соционический тип: Гексли
Профессия: Творческая

СТАТЬЯ: Прогулки по Пушкинскому музею с Е. А. Удаловой

Сообщение VictorS » Вт сен 20, 2011 12:13 am

Кстати, недавно вышла книга Якушиной о ТИМах художников:
http://www.socion.org/product_info.php?products_id=157
Есть ли какая сходимость у вас с Якушиной по ТИМам художников?
Соционические книги, График поездок

Не спрашивайте меня, пожалуйста, больше, как найти Стратиевскую! Надоели!
Аватара пользователя
VictorS
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 3743
Зарегистрирован: Чт фев 22, 2007 4:02 am
Откуда: Москва
Пол: Мужской
Соционический тип: Жуков
Тип по психе-йоге: Твардовский (ВФЭЛ)


Вернуться в Агентство "Социон"

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Алексище, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], rtanya, whoh, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]