Vladlena, основная трудность в том, что без конца приходится уточнять, говорим мы об одном и том же предмете/явлении или о разных, задаём тот вопрос, какой собирались задать, или только близкий по смыслу. Все умеют пользоваться словарём и тем не менее.
ПОНИМАНИЕ - 1) способность постичь
смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат;
2) вызванное внешними или внутренними
воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий.
Без П. как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. П. изучается широким кругом гуманитарных дисциплин (психология, философия, история, социология, литературоведение и т. д.).
Существует особая наука о П. — герменевтика (искусство и теория толкования текстов). П. не следует отождествлять со знанием (т. е. способностью человека усвоить и воспроизвести сумму сведений, в правильности которых он не сомневается), поскольку возможно знание без П. и П. без знания (“непосредственное усмотрение”).
Для П. характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая, упорядоченность, ясное “видение” причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему. (П. доказательства математической теоремы, П. формулы, закона естествознания и т. д.).
Возможно ясное ощущение субъектом связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некоторую цель, сопоставимую с целями данного субъекта: человек понимает
поведение другого человека, его мысли,
мотивы и т. д.; подобным же образом возможно и П. социо-культурных, в том числе исторических, событий, письменных памятников; на этой же основе может происходить П. поведения животных и явлений природы, связанное с их антропоморфизацией, приписыванием им аналогий с поведением людей.
К психологическим механизмам П. человека относятся
идентификация, проекция, социальная перцепция, эмпатия, инсайт, интуиция, каузальная атрибуция.http://www.pbi.ru/dic/p/p_61.htmВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ - понимание и оценка человека человеком.
Специфика В. м. по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.
Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности "достраивания" образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению В. м. (см. Эффект недавности, Эффект ореола и др.). Важной особенностью В. м. является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.). Исследование роли совместной деятельности в В. м., являясь одной из центральных теоретических проблем в этой области социально-психологического знания, определяет экспериментальную программу его изучения.
Важнейшие из изученных механизмов В. м. следующие:
1)
идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;
2) социально-психологическая
рефлексия - понимание другого путем размышления за него;
3)
эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;
4)
стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др.
http://planey.ru/dic/v/v_42.htmbdrFsg писал(а):а может стоит попробовать "воспринимать" а не "понимать" человека?..
И вот, мне стало уже по-настоящему интересно, может ли быть полноценное восприятие без понимания в тех случаях, когда речь идёт о человеке. И может ли быть полноценное понимание без восприятия, когда речь опять-таки идёт о человеке. Иными словами, могут ли они вообще ходить отдельно друг от друга?
Ты никогда не бываешь тем, кем кажешься.
Дэвид Боуи