Как туркомпании обманывают туристов
На прошлой неделе
(в начале августа 2007 года - прим. мое - D.) исчезла первая «турфирма в законе» - туроператор "Aлеа", внесенный в Единый государственный реестр. Ростуризм, МВД и Роспотребнадзор занимаются этим случаем. А клиенты, негодуя по поводу пропавшего отпуска, с нетерпением ждут развития событий и надеются, что страховая компания, являющаяся финансовым гарантом туроператора, выплатит компенсацию. Как это и предусмотрено новой редакцией закона о туризме.
У этих туристов есть надежда, потому что верно оформленные договоры дают право обратиться с требованием вернуть потраченные на несостоявшиеся путешествия средства. Между тем многие, отправляясь в отпуск, даже не подозревают, что документ, подписанный ими в казалось бы легально работающем на рынке турагентстве, на самом деле является ничего не значащим листком бумаги.
Ранее турфирмы, продавая путешествия, крайне неохотно сообщали о своем агентском статусе. Они боялись, что туристы, неискушенные в тонкостях различий между туроператором (создающим тур) и агентом (розничным продавцом товара), могут предпочесть первого. Теперь, после вступления в силу обновленного закона о туризме, турагентства обязаны раскрывать карты (название туроператора должно быть указано в договоре). Тем не менее, они по-прежнему стараются этого не делать.
Некоторые не сообщают названия туроператора до момента заключения договора, несмотря на то, что многие клиенты желают заранее знать, кто повезет их на отдых. Наверно, выбирая в магазине телевизор, сотрудники турагентств хотят знать имя производителя, но при этом они считают себя вправе не сообщать аналогичную информацию своим клиентам.
Есть и такие турагентства, которые продолжают заключать договоры с туристами от своего имени на старых бланках, где нет названия туроператора и не указана компания, предоставившая ему финансовую гарантию. То есть через два месяца после вступления в силу новых норм продолжают существовать фирмы, сотрудники которых остаются в блаженном неведении относительно изменившихся правил игры или, преследуя свои неблаговидные цели, сознательно нарушают закон.
За разъяснениями, стоит ли подписывать договор в подобном виде, корреспондент «Турист.ру» обратился в Федеральное агентство по туризму. «Такой договор заключать нельзя. Он нарушает Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», Закон «О защите прав потребителей» и Гражданский Кодекс», - говорит Денис Лазарев, пресс-секретарь Ростуризма. То есть в руках отпускника оказывается бумага, не имеющая никакого юридического значения, и потому Денис Лазарев советует туристам настаивать на заключении правильного договора, а «о подобных случаях следует сообщать в Роспотребнадзор: он проведет проверки и наложит административное взыскание на турагентство в случае выявления нарушений».
Причем юридической безграмотностью страдают не только агенты, но и операторы. Так, двум семейным парам турагентство продало путевки различных туркомпаний. Однако названий создателей туров в договорах не было. Туристы насторожились и обратились за разъяснением к туроператорам. Если в «Натали Турс» им посоветовали не иметь дела с подобным агентством, то многочисленные, сменяющие друг друга у телефона менеджеры «Библио-Глобуса» долго не могли понять, о чем идет речь, говорили, что не знают, каким должен быть договор, и, в конце концов, посоветовали проконсультироваться «у каких-нибудь юристов». Действительно, туроператор может не беспокоиться: его наименование нигде не указано, а, следовательно, и ответственности - никакой. Агентство же к качеству отдыха, согласно закону, тоже никакого отношения не имеет. В описанном случае туристы попросили перезаключить договор, а когда агентство им отказало, потребовали вернуть деньги и обратились в другую фирму.
Однако активным борцам за соблюдение законов не стоит забывать, что особо умных туристов в агентствах не жалуют. Свидетельство тому - «черные списки» клиентов, так широко обсуждаемые в последнее время в турбизнесе. Под предлогом защиты от профессиональных потребителей турфирмы включают в них и юридически грамотных путешественников, способных и готовых отстаивать свои права. Конечно, о запятнанной знанием законов репутации туристу никто не расскажет, а вот отказать под благовидным предлогом не подтвержденного бронирования могут.
Наша справка:
Согласно Закону «Об основах туристской деятельности в РФ», в договоре с туристом должны быть:
наименование, адрес и реестровый номер туроператора;
номер туроператора в Едином государственном реестре;
название, адрес банка или страховой компании, предоставившей туроператору финансовую гарантию;
размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования;
общая цена путевки в рублях;
информация о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о категории отеля, о трансферах, наличии экскурсовода и прочих дополнительных услугах;
сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
сведения о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат;
Если договор заключается не в туроператорской компании, а в турагентстве, то в договоре также должны быть указаны:
наименование и адрес турагента;
информация о том, что услуги по договору оказывает туроператор;
информация о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.
Источник:
http://turizm.vokrug-nas.info/index.php?p=125&c=1