Москва распухнет до Петербурга
YTPO.ru, 2 часа назад
Урбанизация России продолжается. Люди «скатываются» в большие города, так как развитие идет только в них, считают эксперты. Мегарегион «Москва-Санкт-Петербург» — реальность, полагает руководитель фонда «Центр стратегических разработок „Северо-Запад“ Владимир Княгинин.
»Yтро": Владимир Николаевич, экспертное сообщество не первый год решает задачу развития городов-миллионников, но, несмотря на все отчаянные усилия, они продолжают пустеть. Россияне все так же едут в Москву, чуть меньше — в Санкт-Петербург. Эта тенденция сохранится, на ваш взгляд?Владимир Княгинин: Действительно, российские миллионники сегодня теряют население. Уже перестали таковыми быть Пермь, Волгоград и целая серия городов, неспособных удержать людей из-за малого количества рабочих мест и низкой оплаты труда. И, по прогнозу ООН, эта тенденция является устойчивой.
"Yтро": Означает ли это, что все по-прежнему будут ехать в Москву?Владимир Княгинин: Да, движение в сторону Москвы и Московской области продолжится, в результате чего им придется распухнуть до гиперагломерации. И это понятный процесс: за ним стоит необходимость достижения определенной плотности экономической активности — экономисты называют это термином «агрегирование». Маленькому игроку трудно войти на рынок, преодолеть рыночный барьер может только большой игрок.
Кроме того, грядет изменение транспортных и энергетических систем, так как мы движемся к ресурсосберегающему обществу. И, как оказывается, крупные городские системы, с точки зрения расхода ресурсов, гораздо более эффективны, чем «размазанные» мелкие.
"Yтро": Что на этом фоне будет происходить со второй столицей?Владимир Княгинин: Санкт-Петербург, судя по всему, сохранит шансы на устойчивый рост. Более того, страна в ближайшем будущем может получить один так называемый мегарегион — «Москва— Санкт-Петербург»: суперагломерация объединится в чрезвычайно мощную по экономической силе систему. Мы получим новую связку, которая станет мощным рычагом давления, как минимум, на Северную Европу. Тем более, если будет последовательно повышаться скорость железнодорожных сообщений и время в пути составит чуть больше двух часов из центра Петербурга в центр Москвы. Люди будут стекаться сюда, так как здесь будет концентрироваться развитие.
"Yтро": Что можно сказать о российских городах в ближайшем будущем? Как они будут меняться?Владимир Княгинин: Требования к городской среде меняются во всем мире. Совершенно очевидно, что любой современный город должен быть «зеленым», то есть экологичным, и «дружелюбным» — то есть комфортным для своих жителей.
"Yтро": Курс на экологичность давний. Он продолжится?Владимир Княгинин: Конечно. Россия, например, долго не задумывалась об этом, считая, что экологизация — это для Европы. А сегодня мы видим решения, которые только что приняты в Азии: на съезде КПК 12-я пятилетка в Китае объявлена «зеленой». Что это значит? Это значит сервисно-ориентированное государство для общества, выбирающего экологичные и «дружелюбные» города. И как результат этой политики, отмена руководством КНР массы инвестиционных проектов из-за протестов жителей китайских городов, не желающих мириться с «грязными» производствами рядом с собой.
«Зеленый» тренд, как мы помним, неразрывно связан с понятием «устойчивого развития». Мир недавно отметил 20-летие Декларации Рио-де-Жанейро по устойчивому развитию: 20 лет назад прозвучали заявления о том, что развитие должно сохранять ресурсы для следующих поколений — в этом и заключается его устойчивость.
"Yтро": За эти 20 лет что-то существенно изменилось?Владимир Княгинин: Понятно, что той самой устойчивости мы пока не достигли. Но в мире идет широчайшая дискуссия по тому, как должно быть упрочено это устойчивое развитие следующего периода. Если мы всю активную жизнь сводим в города, то города должны быть «зелеными». Если в города приходит следующее новое поколение, которое ценностью считает коммуникации, саморазвитие, возможность жить в гармонии с окружающей средой, то эти города должны быть «дружелюбными». «Фордистские», промышленные города уходят в прошлое. «Постиндустриальный» город так и остался мифом, сегодня мы должны уже получить пост-пост-индустриальные города.
"Yтро": На ваш взгляд, когда ждать в России поворота промышленности в «зеленую» сторону?Владимир Княгинин: Либо мы сделаем это в ближайшие 5-7 лет, либо мы просто исчезнем с мировой карты промышленности. Будем только поставщиками ресурсов и все.
"Yтро": Вы говорите «мы», имея в виду Россию или другие страны с такой же идеологией?Владимир Княгинин: Россию. Есть и другие страны с такой же идеологией, но она, как мы понимаем, не обеспечивает того самого устойчивого развития. Переход к экономике знаний, к инновационной экономике и промышленности ведет к росту городов и изменению их функций.
С конца 90-х годов в урбанистической литературе появилось понятие «самообучающаяся организация». Урбанисты и социологи рассматривают современный город именно как самообучающуюся организацию. Это город, в котором ключевой структурой является кампус университета. А кампус университета — это лучший промышленный парк XXI века. Отсюда вытекает проблематика городов, в которых нет университета. Какими им быть? Какую роль играть? Либо они должны быть сервисными: просто обслуживать соседние крупные города. Либо у них практически нет будущего, потому что в целом они непривлекательны для людей.
В этом году на Петербургском инновационном форуме выступал Чарльз Лэндри, международный эксперт по урбанистике. На вопрос, важны ли публичные зоны, театры в современном городе, он ответил: «Да-да, все это чрезвычайно важно, но главное — этот город должен любому его жителю предоставлять возможность обучаться и расти».
Если верить экспертному сообществу, то как раз такие города есть в Сибири: Томск, Красноярск. Их обычно приводят в пример, когда говорят об инновационном развитии в России. Кроме того, здесь можно вспомнить Иркутск и крупные города Дальнего Востока.
На мой взгляд, только один Томск из перечисленных действительно сделал ставку на инновационное развитие. И то, в общем-то, колеблется и готов снова стать сырьевым: добывать убывающую нефть и раскапывать в болотах железо, которого там достаточно много. Что касается Красноярского края, то лишь небольшой городок под Красноярском, Железногорск, сказал, что он будет инновационным, и сейчас пытается невероятными усилиями «вытащить себя за волосы».
Пока, с точки зрения инновационного развития, лучше всего выглядит Иркутск. У Хабаровска есть некоторый потенциал машиностроения и сложных производств — я имею в виду Хабаровский край с Комсомольском-на-Амуре. Владивосток — все же портовый город, транспортно-логистический узел. Там достаточно мощный Дальневосточный федеральный университет. Но минус заключается в том, что этот университет создан в идеологии предыдущего этапа развития и не сможет быть «промпарком» XXI века. Все это должно перестраиваться.
"Yтро": И это все по России?Владимир Княгинин: По всей видимости, да. Все остальные города пока думают, что можно прожить на бюджетных инвестициях, на гиперстройках за счет нефтяных денег, на торговле, на логистике. А значит, те их жители, которые склонны работать в инновационной, развивающейся среде, опять же потянутся жить в московскую агломерацию.