Наталья Ромодина писал(а):Лингвисты ничего не формализовывают.
До появлении науки как самостоятельной деятельности так и было. Сейчас же наука включена в естественный механизм как равноправный участник, а не на правах стороннего наблюдателя. Те же словари, учебные программы, рекомендации - всё это инструменты с помощью которых наука влияет на результат. Естественно что основа осталась по прежнему стихийной. Никто напрямую коммуникативные потребности не переопределяет, хотя и это уже косвенно корректируется через СМИ. Даже для обычного работяги на заводе, у которого, казалось бы, активная фаза формирования языковой практики закончилась ещё в средней школе и то исподволь подправляет её слушая дикторов, актёров, читая литературу и прессу. А ведь все эти специалисты всю жизнь активно используют наработки науки для поддержания профессиональной компетенции на равне с устоявшейся практикой. И если министерства языка ещё не появилось, то министерство образования и культуры уже тут...
Тут подумалось, что появление литературного языка как нормативного демонстрирует появление в его структуре сознательного управляющего элемента. В противном случае у нас бы оставались по прежнему две формы, повседневная и сакральная.