«РУССКИЙ ЯЗЫК НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Автор - Исаева Л.Ф., учитель
Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом учителей всех предметов.
Традиционно народный учитель в России - носитель высокой культуры, образцовой родной речи, учитель в России – всегда больше, чем учитель. Учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, - на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.
У учителей математики особая роль, особая ответственность, потому что учитель математики чаще многих других учителей встречается с детьми на уроках и после уроков, беседует с родителями. Таким образом, он становится образцом для подражания- ученики непроизвольно копируют речь, манеры, приемы работы своего учителя. Учитель математики воспринимается как наиболее умный и осведомленный из всех окружающих, несмотря на то, что учителя математики стараются на уроках давать детям образцы чтения математических предложений, прививают нормы культурного речевого общения, в речи учителей иногда возникают отклонения от литературных норм.
В оказании помощи учителю и учащимся, в освоении грамотной математической речи предприняты первые шаги в учебниках 5-х и 6-х классов автором Н.Я. Виленкиным, где введен раздел «говори правильно». Но этих материалов явно недостаточно: проблемы с верным чтением выражений, употреблением терминов, постановкой ударений и т.д. возникают постоянно.
Кто из учителей, начиная урок, хотя бы изредка не произносил: «Здравствуйте. Сели, открыли тетради, записали новую тему». Такие штампы сложились во многих школах и используются с первого класса. И это - серьезная речевая ошибка. Давайте будем говорить верно: «Сядьте. Запишите тему урока. Начертите параллелограмм и т.д.».
Многочисленные отклонения от литературной нормы в школьной практике встречаются при чтении выражений с переменными и названий функций. Можно услышать, например: « …а равен двум», «икс равно восьми», «синус икс равно половине», «логарифм два икс минус пять по основанию три равно единице» и т.д. Каковы же правила чтения буквенных выражений. В русском языке названия латинских букв x, y, z- мужского рода, остальных латинских букв - среднего рода. Поэтому надо читать: «а равно трем», «це равно минус пяти», но « икс равен тремстам», «игрек равен ста» и т.д. При чтении выражений название букв по падежам не изменяется: 3y – «три игрек», а не «три игрека»; 5х – «пять икс», а не «пять иксов». Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т.д., то выражение читают во множественном числе:
3х = 120: «три икс равны сто двадцати»;
0,8у = -2,4: «ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым четырем десятым».
Названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они, как и названия латинских букв, не изменяются по падежам: «альфа равно тридцати градусам», «два гамма равны ста восьмидесяти градусам».
Следует помнить, что в названиях греческих букв, кроме омега и омикрон – ударение на первом слоге (альфа, дельта, эпсилон и т.д.), исключением являются название буквы ω – «омега» («о большое», т.е. долгое).
Жаркие споры возникают у учителей в постановке ударений во многих математических терминах, фамилиях ученых.
Интересно отметить, что большинство учителей верно называют имена греческих ученых – Евкли́д, Архиме́д, Пифаго́р, Геро́н и т.д. с ударением на последнем слоге, и только Фале́су «не повезло»: вместо верного Фале́с (Фале́с Милетский) говорят часто Фа́лес.
Ударение ставится, как правило, в соответствии с принятым в языке-источнике. Например, симметрия- ось симметрии, симметричные точки, асимметрия; гомотетия, центр гомотетии, гомотетичные фигуры, коэффициент гомотетии; асимтота, асимптотический, асимтота гиперболы. Ударение в этих терминах заимствованы из греческого языка. В старших классах некоторые учителя вносят неправильное произношение: «первообразная функция, хотя верно- первообразная».
С первых дней пребывания в школе дети постоянно слышат сюсюканье учителей: «откройте книжечки», «соберите тетрадочки», «возьмите цветные карандашики», «начертите квадратики и кружочки» и т.д. Это не только неправильно с точки зрения литературных норм языка, часто закрепляется в речи самих детей на многие годы. Использование таких форм существительных в математической речи совершенно не допустимо. Однако на уроках можно слышать как учитель говорит:«отрезочек», «уголочек», «ребрышко», «линеечка», «треугольничек», «интегральчик», «уравненьице». Нужно помнить: в русском языке у терминов нет уменьшительно-ласкательной формы.
Мы часто слышим с экрана телевизора или радио неправильное склонение числительных. Неверным чтением выражений с числами грешат иногда и учителя математики. И реальную практику в грамотном чтении числительных школьники могут получить только на уроках физики, химии, географии, истории, но, в первую очередь, конечно, на уроках математики.
Очень часто (особенно на уроках геометрии) можно услышать от учителя и от учеников, например, высказывания: «наша прямая делит плоскость на две полуплоскости», «углы нашего равностороннего треугольника равны 60º»,«наш луч делит угол на два равных угла».
А в старших классах, не замечая комизм фраз, продолжают: «наши фигуры симметричны и имеют форму квадратов», «наши ребра взаимно перпендикулярны», «наше тело имеет форму цилиндра» и т.д. Это примеры словесного мусора, которого не мало в нашей профессиональной речи.
Произнося названия числительных, не редко пропускают слова «один», «одна». Например, вместо «один миллион, одна тысяча, один миллиард» - читают «миллион, тысяча, миллиард». Например, вместо «одна тысяча девятьсот девяносто шестой» - говорят « тысяча девятьсот девяносто шестой». По нормам русского языка обязательно должно быть четко обозначено начало числа.
В не очень грамотной речи с использованием превосходной степени звучат слова «самый наимудрейший», «в самое ближайшее время», «самые ужасные впечатления». Эта тенденция проявляется и на уроках математики. Можно услышать выражения вроде: «самое первое натуральное число», «самое максимальное значение функции», «это решение более легче», «самая грубейшая ошибка», «найдите самое наименьшее или самое наибольшее значение функции».
Заботясь о чистоте и правильности, выразительности языка своих учеников, постараемся не поддаваться дурным тенденциям, существующим в бытовой и не очень грамотной печатной речи.