Ломоносовых больше не будет

Новости математики. Задачи и головоломки.

Ломоносовых больше не будет

Сообщение Prokrust » Вт ноя 26, 2013 11:50 pm

Математик и наставник Григория Перельмана Сергей Рукшин: http://www.gazeta.ru/social/2013/11/22/5764921.shtml#t867609497
Отрывки:
Я считаю, что 12 лет непрерывных реформ поставили наше образование на грань, за которой его уже не будет. Из системообразующего института нации, который формирует нас как граждан этой страны, оно превращается в услугу. Вместо специалиста, который социализирован в этой стране, мы даем бумажки недоученных бакалавров, которые знают реальную жизнь хуже, чем выпускники техникума много лет назад. Они воспринимают страну как место работы.

Ужас наших реформ состоит не только в том, каковы они, но и в механизме принятия решений. Самый возмутительный пример, когда под покровом ночи, без объявления войны, в нарушение всех сроков был внесен закон о реформе РАН в Госдуму. Реформы образования проводились примерно так же.

— В декабре должна быть принята концепция математического образования. Вы к ней как относитесь?

— Я плохо отношусь к подобной деятельности в принципе. Вместо того чтобы оглянуться и подвести итоги реформы, мы убегаем от анализа реальных проблем, формулируем новые лозунги. Нам надо понять, какое образование нужно стране, определить фундаментальное ядро школьного курса. Причем не отдельно по математике, а во взаимосвязи с физикой, химией, биологией, другими предметами
...
В эту концепцию дважды академик Алексей Семенов, который стоит во главе разработчиков, напихал все, что можно было, с точки зрения его увлечений, хобби, освоенных грантов, бизнеса и так далее. Это и непомерно раздутый акцент на применении компьютеров, дистанционное обучение, электронные учебники и ресурсы — все то, на чем зиждется бизнес президента издательства «Просвещение» Александра Кондакова и его супруги. Компьютер — инструмент, его надо использовать. У нас никто не организовывал 30 лет назад курсы по освоению молотка.
.
В математическом образовании конечный продукт — это мозг. Поэтому я не понимаю, что электронные носители и дистанционное обучение могут сделать такого, чего не сможет сделать человек с мелом и тряпкой у доски.

Мы все больше формализуем профессию учителя, поэтому рано или поздно от всех начнут требовать отчетности. Это бомба, заложенная в будущее. Хорошо, если эта концепция останется болтологическим документом, как говорится, строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Но беда в том, что там заложены финансовые интересы определенных кругов. Гранты пойдут не на повышение зарплаты учителям, а на развитие электронных ресурсов.

— Насколько изменились дети, которых вы учите, по сравнению с 1970–1990-ми годами?

— То, что современная молодежь хуже предыдущих поколений, говорят всегда. Но дети, правда, серьезно изменились, причем в худшую для обучения сторону. Во-первых, это клиповое сознание. У меня студенты теряют нить лекции, логические связки за 2,5–3 минуты. Из-за этого они не в силах что-то выучить. То есть их можно механически научить дифференцировать, а вот развить мышление — уже нет. Математика — это единственный предмет, который профессионально направлен на развитие мозга путем решения задач. Так вот школа превратилась в свалку формул и рецептов решения задач. Месяц решаешь квадратное уравнение, вызубриваешь формулу. Еще у студентов резко изменилась мотивация. Сейчас для многих обучение — это не средство получить профессию, образование, а средство получить корочки, с которыми они будут больше зарабатывать.
У детей очень плохо с памятью — из-за воплей идиотов о том, что дети перегружены, с них перестали спрашивать в школе. Раньше в гимназиях учили латынь и греческий. А в церковно-приходских школах — молитвы и Евангелие. Для чего? Чтобы память тренировать.

У меня был один блестящий кружок, выпуск 1991 года. Этот кружок завоевал под десяток медалей международных олимпиад. Так вот из семи сильнейших ребят из этого кружка в России не осталось ни одного. Большая часть из них бросили заниматься математикой. Потому что финансовым аналитикам с Уолл-стрит платят больше.
Занятия математикой — это тяжелый умственный труд. Изматывающий мозг. Подумайте о Перельмане, когда он бросил все, что делал. Потому что за девять лет мозг оказался выжат, как губка.

В 1970-е годы у нас привилось дурацкое выражение: «Этот ребенок — гуманитарий». Он «гуманитарий » не потому, что у него хорошо с литературой и историей, а потому, что плохо с математикой и физикой.

Нужно понять, какое образование необходимо для этой страны, и создавать его, а не профанировать, когда ребенок в девятом классе не может распознать параллелограмм. Школа завышает оценки и врет, врет и детям, и родителям.
— Так каким должно быть образовательное ядро?

— Я помню историю, когда в каком-то городе недавно у сварщиков взорвался баллон газа, были человеческие жертвы. Потом выяснилось, что эти балбесы из-за холода, который был на улице, стали нагревать этот баллон. Они не знали, что при нагревании газ расширяется и давление в баллоне повышается. Так вот это фундаментальное ядро — это то, что должны знать все. Определить это образовательное ядро — долгая и сложная работа. Бойтесь тех, кто вам сможет за десять минут рассказать, каким оно должно быть.

— Хоть что-то в нынешней реформе образования вы считаете приемлемым?

— В реформе образования — нет. Она назрела очень давно, но начинать нужно было совсем с других вещей. Какого лешего мы пишем стандарт учителя, если это ничего не изменит реально в нашей школе в лучшую сторону? Мы занимаемся несвоевременными вещами и не анализируем того, что происходит. К примеру, в стране якобы проходил эксперимент по ЕГЭ. Эксперимент — это когда мы сравниваем результаты контрольной группы испытуемых с остальными. Оказалось, что это был не эксперимент по ЕГЭ, а эксперимент по внедрению ЕГЭ, что все-таки несколько иное. Мы до сих пор не можем получить его результаты. ЕГЭ признали успешным, теперь его решили улучшать. Но если те скандалы, которые сотрясают каждый год страну, — это успех, то покажите, где неудачи.
Преступление против страны — позиционировать образование как услугу. Педагог не шлюха. Образование — это системообразующий институт нации, который мы утрачиваем.


ЗЫ.
Из комментов:
одна из сотрудниц министерства, начальник Департамента общего образования Елена Низиенко, умудрялась несколько лет организовывать приписки к спискам победителей финалов всероссийских олимпиад. А эти приписки дают стобалльный ЕГЭ, а победителям — внеконкурсное поступление. Приписывали причем тех, кто вообще в олимпиадах не участвовал. В итоге эту чиновницу по-тихому убрали.

Идём на сайт минобрнауки и видим:
В июне 2010 года возглавила Департамент общего образования Минобрнауки России.
С июля 2012 года – директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Prokrust
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Чт янв 11, 2007 8:52 am
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак

Ломоносовых больше не будет

Сообщение Мэйпл » Ср ноя 27, 2013 12:53 am

В математическом образовании конечный продукт — это мозг. Поэтому я не понимаю, что электронные носители и дистанционное обучение могут сделать такого, чего не сможет сделать человек с мелом и тряпкой у доски.

Именно :add25
Поэтому самородки вроде Ломоносова еще будут. Есть книги, в конце концов.
Есть факультативы. (я надеюсь, еще есть?)
В 1970-е годы у нас привилось дурацкое выражение: «Этот ребенок — гуманитарий». Он «гуманитарий » не потому, что у него хорошо с литературой и историей, а потому, что плохо с математикой и физикой.

:add6
Да - ''технари'', у которых плохо с русским, и ''гуманитарии'', которые не тянут математику, а по факту - просто слабые троечники во всём, не интересующиеся знаниями...
То, что современная молодежь хуже предыдущих поколений, говорят всегда. Но дети, правда, серьезно изменились, причем в худшую для обучения сторону. Во-первых, это клиповое сознание. У меня студенты теряют нить лекции, логические связки за 2,5–3 минуты. Из-за этого они не в силах что-то выучить. То есть их можно механически научить дифференцировать, а вот развить мышление — уже нет. Математика — это единственный предмет, который профессионально направлен на развитие мозга путем решения задач. Так вот школа превратилась в свалку формул и рецептов решения задач. Месяц решаешь квадратное уравнение, вызубриваешь формулу. Еще у студентов резко изменилась мотивация. Сейчас для многих обучение — это не средство получить профессию, образование, а средство получить корочки, с которыми они будут больше зарабатывать.
У детей очень плохо с памятью — из-за воплей идиотов о том, что дети перегружены, с них перестали спрашивать в школе. Раньше в гимназиях учили латынь и греческий. А в церковно-приходских школах — молитвы и Евангелие. Для чего? Чтобы память тренировать.

А это чисто российские реалии, мне кажется. Я слышала много легенд о чудо-студентах советских времен, более того, моё поколение учили люди той закалки и я представляю, о чем идет речь. Да, это феномен. Причины такого явления можно искать долго, но приходится смириться с одним - это было и ушло, больше таких людей нет, вернее, они не составляют основную массу интеллигенции.

Западный подход в высшем образовании всегда был прагматичным, каким и остается сейчас. Вот у тебя как у преподавателя есть программа, выстроенная опытным путем по тому, что студентам по силам. И все ее будут знать - одинаково по стандартам квалификации в профессии. Уровень IQ, с которым точно можно освоить такую программу, тоже учтён - это 115 баллов, допустим, и это предел, сложнее делать не надо, и студенты нервничать и напрягаться не будут, выучатся с осознанием того, что выполнили важную жизненную задачу.

У нас же никакого предела не было - уровень сложности не был ограничен ничем, преподавателям давалась свобода в плане того, чем заморочить голову студенту)) И это было, по-моему, неплохо. По крайней мере, интереснее, чем учиться в западных вузах, это точно))
Мэйпл
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 15492
Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 6:33 pm
Медали: 10
Пол: Женский

Ломоносовых больше не будет

Сообщение Counter Strike » Ср ноя 27, 2013 1:55 am

Мэйпл писал(а):Да - ''технари'', у которых плохо с русским, и ''гуманитарии'', которые не тянут математику, а по факту - просто слабые троечники во всём, не интересующиеся знаниями...


Ну, это немного спорно: в МГУ в свое время на мехмат русский язык сдавали в виде "зачет-незачет". Если уж Московский университет такое полагал возможным, то, видимо, про "троечников" ты загнула!
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Ломоносовых больше не будет

Сообщение Мэйпл » Ср ноя 27, 2013 2:03 am

Я тоже знакома с одним технарем с ученой степенью, который в коротком слове делает по три ошибки :)
В своей области он достиг многого уже в раннем возрасте и с юности выделялся незаурядным интеллектом.

А ''гуманитарии'' и ''технари'' в школе - это чаще попытка оправдать лень, а не подчеркнуть способности к чему-то. Ребенок не хочет учиться - да у него просто нет способностей. Точка))
А к чему, собственно, у него нет способностей? К освоению школьной программы? Или к тому, чтобы заглянуть в книжку?
К этому нужны специальные способности?))
Вот как я поняла мысль автора текста.
Мэйпл
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 15492
Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 6:33 pm
Медали: 10
Пол: Женский

Ломоносовых больше не будет

Сообщение Counter Strike » Ср ноя 27, 2013 4:07 am

Мэйпл писал(а):А ''гуманитарии'' и ''технари'' в школе - это чаще попытка оправдать лень, а не подчеркнуть способности к чему-то.

А как же деление классов по "специализациям"? Скажем, "А" - математический, "Б" - гуманитарный...

А с делением на "гуманиатариев" и "технарей" я, как ни странно, в школах не сталкивался. :unknown: Только в связи с в/о этот вопрос кое-кем из знакомых поднимался...
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Ломоносовых больше не будет

Сообщение Istanaro » Ср ноя 27, 2013 4:20 am

А мне все же кажется, что если человек хочет выучиться, то он выучится. Грубо говоря, стремление к халтуре извне не закладывается.
Человек рожден для счастья, как птица для полета.
Аватара пользователя
Istanaro
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 21003
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 3:27 am
Откуда: João Pessoa, Paraiba, Brazil
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Темперамент: Холерик
Профессия: теоретическая физика

Ломоносовых больше не будет

Сообщение носорожек » Ср ноя 27, 2013 8:16 am

Бороду-то сбрить можно. А вот умище, УМИЩЕ !!! Куда девать?!
Припечатал Носоржек
Пять носов и восемь рожек.
Тридцать семь печальных глаз
Тихо в очереди щаЗ... (c) РЕНатАЛ
Аватара пользователя
носорожек
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 3875
Зарегистрирован: Пт янв 07, 2011 2:48 pm
Откуда: Доля Жукова в личности носорожка равняется 11,3%. (с) Prob-Irka
Пол: Мужской
Соционический тип: Жуков
Темперамент: Холерик
Профессия: чай пить

Ломоносовых больше не будет

Сообщение vadimr » Ср ноя 27, 2013 9:27 am

Как-то у него одна мысль противоречит другой:

Вместо специалиста, который социализирован в этой стране, мы даем бумажки недоученных бакалавров, которые знают реальную жизнь хуже, чем выпускники техникума много лет назад. Они воспринимают страну как место работы.


У меня был один блестящий кружок, выпуск 1991 года. Этот кружок завоевал под десяток медалей международных олимпиад. Так вот из семи сильнейших ребят из этого кружка в России не осталось ни одного. Большая часть из них бросили заниматься математикой. Потому что финансовым аналитикам с Уолл-стрит платят больше.


Так лучше образование социализировало в 1991 году или нет? Получается, он сам же первый и плодил социально недоученных бакалавров.
Аватара пользователя
vadimr
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 39316
Зарегистрирован: Пт ноя 23, 2007 9:02 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 8
Пол: Мужской
Соционический тип: Джек Лондон

Ломоносовых больше не будет

Сообщение Наталья Ромодина » Ср ноя 27, 2013 9:37 am

Меня бесят на родительском питерском форуме Литтлван рассуждения про "образовательные услуги", мол, теперь школа - не место воспитания, а место получения "образовательных услуг".
Я совершенно согласна с тем, что образование "из системообразующего института нации, который формирует нас как граждан страны, превращается в услугу", и с тем, что эта практика порочна. Не должно оно превращаться в услугу именно по этой причине, что образование (раньше говорили: просвещение, Министерство просвещения было) - системообразующий институт нации, - это даже если говорить о государственном, а не личном значении образования и просвещения. "Услуга" - это если я захотела изучить иностранный язык на курсах или получить навыки кройки и шитья, да даже если отдала ребёнка в муз. школу, - это и то больше похоже на образовательную услугу (художественное образование, в том числе музыка и хореография, - конечно, несколько особая статья).
Аватара пользователя
Наталья Ромодина
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16639
Зарегистрирован: Чт сен 25, 2008 12:07 pm
Откуда: Москва
Медали: 6
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Темперамент: Холерик
Профессия: Филолог

Ломоносовых больше не будет

Сообщение Наталья Ромодина » Ср ноя 27, 2013 9:40 am

vadimr писал(а):Как-то у него одна мысль противоречит другой:

Вместо специалиста, который социализирован в этой стране, мы даем бумажки недоученных бакалавров, которые знают реальную жизнь хуже, чем выпускники техникума много лет назад. Они воспринимают страну как место работы.


У меня был один блестящий кружок, выпуск 1991 года. Этот кружок завоевал под десяток медалей международных олимпиад. Так вот из семи сильнейших ребят из этого кружка в России не осталось ни одного. Большая часть из них бросили заниматься математикой. Потому что финансовым аналитикам с Уолл-стрит платят больше.


Так лучше образование социализировало в 1991 году или нет? Получается, он сам же первый и плодил социально недоученных бакалавров.

А я так поняла, что этот выпуск 1991 года и был одной из первых "ласточек" пресловутой образовательной реформы. И по времени совпадает. Начало распадения того старого, что у нас было и к чему мы (я лично) привыкла. Может, это он выразился так неудачно, а хотел сказать именно то, что я поняла... :oops:

1991 год - как раз первый год, когда образование перестало "социализировать", как это делало раньше. И вообще, первый год, когда стало понятно, что теперь образование и даже сама трудовая деятельность ничего не гарантируют. "Работай, негр, работай", и если из работы (в том числе и по профилю полученного образования) тебе удастся выковырять какие-то бонусы, то и молодец. Хватай больше, беги дальше, чтобы не отняли. Остальное - неважно. В том числе - и страна, и её судьба... :(
Аватара пользователя
Наталья Ромодина
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16639
Зарегистрирован: Чт сен 25, 2008 12:07 pm
Откуда: Москва
Медали: 6
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Темперамент: Холерик
Профессия: Филолог

Ломоносовых больше не будет

Сообщение vadimr » Ср ноя 27, 2013 9:51 am

Наталья Ромодина писал(а):1991 год - как раз первый год, когда образование перестало "социализировать", как это делало раньше.

В 1991 году образование ничем принципиально не отличалось от предыдущих советских лет. Были отдельные эксперименты вроде пятидневки в некоторых школах и введения этики и психологии семейной жизни, но не более того.

Я сам закончил школу в 1991 году. Мы учились по обычным старым советским учебникам по обычной 10-летней советской программе.

Собственно, до конца 1991 года существовал СССР.

А в области внешкольного обучения в то время стало можно делать почти всё, что угодно. И если товарищ в своём кружке обучил полный выпуск эмигрантов, то претензии за качество образования в социальном плане (если угодно вообще рассматривать социальный план таким образом) ему предъявлять совершенно некому, кроме как самому себе.

Вообще, само заявление “я так замечательно готовил по математике своих учеников, что они при первой возможности в полном составе свинтили из математики и из страны” несколько уменьшает вес остальных умозаключений в области педагогики.

И вообще, первый год, когда стало понятно, что теперь образование и даже сама трудовая деятельность ничего не гарантируют.

А это не вопрос образования.
Аватара пользователя
vadimr
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 39316
Зарегистрирован: Пт ноя 23, 2007 9:02 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 8
Пол: Мужской
Соционический тип: Джек Лондон

Ломоносовых больше не будет

Сообщение Наталья Ромодина » Ср ноя 27, 2013 10:56 am

vadimr писал(а):И если товарищ в своём кружке обучил полный выпуск эмигрантов, то претензии за качество образования в социальном плане (если угодно вообще рассматривать социальный план таким образом) ему предъявлять совершенно некому, кроме как самому себе.

Вообще, само заявление “я так замечательно готовил по математике своих учеников, что они при первой возможности в полном составе свинтили из математики и из страны” несколько уменьшает вес остальных умозаключений в области педагогики.

Ну, своя логика у товарища есть, не откажешь.

vadimr писал(а):А это не вопрос образования.

Но для меня, например, этот вопрос связан и с образованием тоже.
Аватара пользователя
Наталья Ромодина
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16639
Зарегистрирован: Чт сен 25, 2008 12:07 pm
Откуда: Москва
Медали: 6
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Темперамент: Холерик
Профессия: Филолог

Ломоносовых больше не будет

Сообщение Наталья Ромодина » Ср ноя 27, 2013 10:58 am

vadimr писал(а):В 1991 году образование ничем принципиально не отличалось от предыдущих советских лет.

В принципе, с 1983 года уже чувствовалась подрывная деятельность в области образования. Я с 70-ми сравнивать могу, так что вот такие у меня выводы.
Аватара пользователя
Наталья Ромодина
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16639
Зарегистрирован: Чт сен 25, 2008 12:07 pm
Откуда: Москва
Медали: 6
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Темперамент: Холерик
Профессия: Филолог

Ломоносовых больше не будет

Сообщение vadimr » Ср ноя 27, 2013 11:03 am

Наталья Ромодина писал(а):
vadimr писал(а):И если товарищ в своём кружке обучил полный выпуск эмигрантов, то претензии за качество образования в социальном плане (если угодно вообще рассматривать социальный план таким образом) ему предъявлять совершенно некому, кроме как самому себе.

Вообще, само заявление “я так замечательно готовил по математике своих учеников, что они при первой возможности в полном составе свинтили из математики и из страны” несколько уменьшает вес остальных умозаключений в области педагогики.

Ну, своя логика у товарища есть, не откажешь.


Я у него логики не вижу, его рассуждения опровергаются им же приведёнными фактами.

Я также, между прочим, не согласен с его мнением, что конечный продукт математики – это мозг. Конечный продукт – это пригодный к использованию дистрибутив. А мозг к делу не подошьёшь и в интернет не выложишь.

vadimr писал(а):А это не вопрос образования.

Но для меня, например, этот вопрос связан и с образованием тоже.

Безусловно, связан, только в другую сторону. Перемены в обществе, конечно, оказывают влияние на образование, а в обратную сторону тут вряд ли можно было как-то повлиять. Если перед глазами людей был факт, что лучше всего социализируются бандиты и проститутки, то средствами образования с этим сложно было что-то поделать.
Аватара пользователя
vadimr
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 39316
Зарегистрирован: Пт ноя 23, 2007 9:02 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 8
Пол: Мужской
Соционический тип: Джек Лондон

Ломоносовых больше не будет

Сообщение Наталья Ромодина » Ср ноя 27, 2013 12:05 pm

vadimr писал(а):Безусловно, связан, только в другую сторону. Перемены в обществе, конечно, оказывают влияние на образование, а в обратную сторону тут вряд ли можно было как-то повлиять. Если перед глазами людей был факт, что лучше всего социализируются бандиты и проститутки, то средствами образования с этим сложно было что-то поделать.

Да, увы, особенно последнее правда.
vadimr писал(а): также, между прочим, не согласен с его мнением, что конечный продукт математики – это мозг.

Насчёт мозгов и математики могу сказать только, что математика полезна для их развития. Как и многое другое.
Аватара пользователя
Наталья Ромодина
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16639
Зарегистрирован: Чт сен 25, 2008 12:07 pm
Откуда: Москва
Медали: 6
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Темперамент: Холерик
Профессия: Филолог

След.

Вернуться в Математика

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Атех, GoGo [Bot], Google [Bot], morkel, Neo, Грим, whoh, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]