Spoiler: показать
Здравствуйте! Занимаюсь на досуге соционикой с 2005 года. За это время накопилось порядочно мыслей, касающихся связи соционики с естественными науками. Кое-что встречалось ранее у других авторов, но по большей мере это мои личные разработки. Самым сложным оказалось, как обычно, собрать всё воедино. Но последние попытки вроде бы оказались удачными. В общем, судите сами
На всякий случай предупреждаю, что в связи со сложностью предмета, а также отсутствием профильного образования у автора, могут быть проблемы с пониманием научных терминов. Тем не менее, я старался по мере возможности придерживаться терминов, принятых в современной академической науке.
Внимание ! Для продуктивного чтения желательно, чтобы читатель обладал багажом знаний на уровне выпускника средней школы. Ну, или умел пользоваться интернетом. Иначе статья может показаться нечитаемой или неимоверно скучной! Если что, я предупреждал
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Соционика : перезагрузка
Часть 1. Определение соционического типа.
(1) Одиночный свободноживущий субъект обычно универсален, т.к. это необходимо для его выживания. Но субъекты, объединённые в группу, специализируются для выполнения более узкого набора функций, по сравнению с исходным.
(2) Способность к одиночному выживанию у уже специализированного субъекта снижается или исчезает совсем. Но взамен уменьшаются суммарные затраты энергии группы субъектов и повышаются шансы их выживания в качестве единого коллектива.
Если второе перевешивает, на основе группы субъектов возникает система - субъект нового порядка, состоящая из элементов - субъектов.
(3) Основным направлением специализации является распределение управления разными типами энергии между разными элементами системы. Управление сопровождается отождествлением конкретного элемента с избранным типом энергии (в той мере, в которой это возможно для субъектов данного порядка).
(4) Различается как минимум 8 типов энергии, 16 способов управления энергией, и, соответственно, 16 направлений специализации элементов сложных систем (подробнее - см. далее).
(5) Соционический тип - это проекция п. (4) на человеческое общество. Элементом здесь выступает личность отдельного человека.
(6) Соционический тип - идеальная конструкция, комплекс свойств человеческой личности, необходимых для управления какой-либо стороной жизни ("типом энергии") человеческого общества
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Часть 2. Происхождение основных соционических пар признаков
(7) Соционические пары признаков восходит к чисто физическим понятиям.
Я рассмотрю основные 6 пар.
Три из них описывают специализацию индивидов в управлении пространством. Это пары сенсорика-интуиция*, логика-этика*, аристократизм-демократизм***.
Другие три описывают специализацию индивидов в управлении временем. Это, соответственно, статика-динамика*, интроверсия-экстраверсия**, рациональность-иррациональность***.
(7а) Напомню, что в каждой группе любой признак получается как перемножение двух остальных. Первая группа признаков определяет принадлежность социотипа к тому или иному "клубу", вторая - к "темпераменту".
(7б) Помеченные * пары признаков участвует в определении типа энергии, которым управляет индивид. Пара **определяют способ управления энергией. Пары *** обозначают цель управления.
(8) Признак "сенсорика-интуиция"
(8а) В нашем мире, согласно современным представлениям физики, энергия существует в виде четырёх фундаментальных физических взаимодействий. В том числе, в масшатабах крупнее атома проявляют себя два из них – гравитация и электромагнетизм. Гравитация формирует макромир (космос), а электромагнетизм – микромир (структуру вещества).
Мерой участия системы в гравитационном взаимодействии является её масса, а в электромагнитном – заряд.
На обыденном уровне , масса называется “материей”. Заряд же, а вернее, сложная структура зарядов и токов, могут быть отождествлены с понятием “информация”. Напомню, информация хранится / передаётся в виде электромагнитных импульсов и / или химических связей, имеющих электромагнитное происхождение.
(8б) В большом обществе информация отделяется от материального носителя. Возникает необходимость раздельного управления потоками материи и информации. Это порождает следующие специализации:
Сенсорный тип - управляет материей
Интуитивный тип - управляет информацией
(9) В малом неспециализированном обществе выживание его членов означало то же самое, что и выживание общества в целом. Но по мере роста обществ, это перестало быть так. Для большого общества его выживание в целом и отдельных индивидов в частности становятся разными задачами.
(10) Для сложного общества можно определить такие понятия, как структура и целостность. Структура общества – это отдельные люди, объединённые частными отношениями. Все проявления структуры субъективны, так как в их основе лежит субъект – отдельный человек.
Целостность общества – это всё то, что позволяет группе людей являться не просто конгломератом случайных связей, но говорить о себе “мы”. Целостность, по сути, субъект следующего порядка после отдельного человека. Общество как целостность существует в объективном мире, где конкурирует с другими обществами. Поэтому все проявления целостности могут быть определены как объективные.
(11) Признак "логика-этика"
Отдельный индивид в своём управлении материей/информацией имеет свободу выбора методов управления. Он может, во-первых, выбрать, откуда получать материю/информацию: с уровня отдельного индивида, или всего общества. В первом случае материя/информация будет субъективной, во втором объективной. В первом случае мы скажем, что перед нами этический тип, во втором – логический тип.
(12) Признак " аристократизм-демократизм"
Во-вторых, есть варианты, куда он будет выдавать обработанную материю/информацию. Если вывод материи/информации будет происходить на уровень отдельного индивида, учитывая его особенности, то перед нами “демократический” тип (индивидуалист). Если же материя/информация выводится на уровень общества в целом, игнорируя различия между его членами, это “аристократический” тип (коллективист)
(13) “Клубы”
“Клубы” в соционике иначе называются “установками на род деятельности”. Рассмотрим “клубы” с позиции автора.
(13а) “Логики-аристократы” – “практики”. Занимаются выживанием общества как целостности среди других обществ. Для этого используют “объективную материю” – артефакты техносферы (производственные и военные мощности).
(13б) “Этики-демократы” – “социалы”. Их цель – выживание конкретных индивидов в обществе. Свою цель они достигают через управление “субъективной материей” – жильём, одеждой, едой. Т.е. общественными артефактами, отношение к которым меняется в зависимости от потребностей конкретного индивида.
(13в) “Этики-аристократы” – “гуманитарии”. Их цель – создание и сохранение целостности общества. Чтобы этого достичь, необходимо сплотить людей, внушить им, что общество – это хорошо, что ему можно доверять, и т.д. Сложный комплекс внушённых норм и правил называется культурой, а по сути представляет собой субъективную информацию. Такая информация исходит из глубин личности конкретного человека, но целью имеет общество в целом (т.е. всех его членов в одинаковой степени).
(13г) “Логики-демократы” – “исследователи”. Исследуют мир, формируя объективную информацию – знания. Благодаря расширению знаний в обществе увеличивается разнообразие профессий, используемых артефактов, мест проживания и как результат возникает структура и повышается устойчивость общества. Объективная информация является прямой противоположностью субъективной : она по определению одинакова для всех членов общества, но конкретный человек может взять из её обширного массива то, что нужно лично ему.
(13д) Итак, используемые артефакты и цели их использования для “логиков-аристократов” и “этиков-демократов” находятся на одном масштабе размеров пространства. Для первых – это масштаб всего общества, для вторых – масштаб индивида. Поэтому такие типы напрямую управляют материей, являются “сенсорными”.
“Этики-аристократы” и “логики-демократы” своим управлением связывают разные масштабы пространства. Первый идёт от человека к обществу, второй – от общества к человеку. Прямое управление материей здесь невозможно, эти типы управляют информацией, являются “интуитивными”.
(14) Признак “статика-динамика”
(14а) Вернёмся к физике. И гравитационная, и электромагнитная энергии могут существовать в статической и динамической формах. Для гравитации это потенциальная и кинетическая энергия, для электромагнетизма, соответственно, электрическая и магнитная.
(14б) Большое общество обладает достаточной устойчивостью, чтобы не зависеть от случайных событий и самому управлять своим развитием.
В одних своих проявлениях оно может направленно меняться (“двигаться”), в других - сохранять постоянство.
В итоге становятся возможными следующие специализации:
Статический тип - управляет состояниями
Динамический тип - управляет процессами
(15) В малом обществе жизнь людей протекает размеренно и однообразно. Небольшое число привычных артефактов, натуральное хозяйство и традиционные представления – вот вид малого общества. Но если общество растёт, неизбежно начинают появляться новые вещи, происходить непривычные события. Запускается историческое время. Людям приходится вырабатывать стратегию по управлению новым и старым.
(16) Признак "интроверсия-экстраверсия"
В отношении новой материи/информации возможны две стратегии. Первая с охотой принимает все новинки, вторая относится критично и настороженно. И та, и другая необходимы обществу, но они не могут быть совмещены в одном индивиде.
Возникает специализация:
Экстраверт открыт новому.
Интроверт медленно привыкает к новому.
(17) Признак "рациональность-иррациональность"
Также возникает проблема, что делать со старой материей/информацией. Здесь тоже есть два момента. С одной стороны, обществу не стоит слишком уж легко отказываться от уже существующих возможностей. С другой, надо быть достаточно пластичным, чтобы в нужный момент всё-таки отказаться от устаревших наработок. Опять противоречие, опять невозможно соединить это в одном человеке.
Возникает специализация:
Рациональный тип сохраняет старое
Иррациональный тип легко избавляется от старого
(18) “Темпераменты”
Рассмотрим т.н. “темпераменты” с позиции вышесказанного.
(18а) Сангвиник - иррациональный экстраверт. Быстро ко всему привыкает, но и отвыкает тоже быстро. Роль в обществе – приемник нового. Прогоняет через себя много материи/информации в надежде что-нибудь поймать в этом потоке.
(18б) Флегматик – рациональный интроверт. Медленно привыкает к новому, медленно отказывается от старого. Консерватор. Роль в обществе – элемент памяти, хранитель материи/информации
(18в) Как видно, психика флегматиков и сангвинников уравновешена. Потоки материи/информации “на вход” и “на выход” примерно равны. Только у сангвинника этот поток протекает почти беспрепятственно, и большой по объёму(психика подвижна), а у флегматика – сильно модерируется и потому более скромный (малоподвижная психика).
Итого: сангвинник и флегматик отлично подходят для управления равновесными состояниями общества. Это статические типы. Флегматик сохраняет состояние, сангвинник – изменяет.
(18г) Холерик – рациональный экстраверт. Быстро ко всему привыкает, но медленно отказывается от старого. На такой тип постоянно оказывает давление накопленный избыток материи/информации. В итоге – бурная деятельность под влиянием множества импульсов, часто противоречащих друг другу, неустойчивость психики. Общественная роль очевидна – смеситель артефактов, организатор массовой деятельности.
(18д) Меланхолик – иррациональный интроверт. Медленно привыкает ко всему новому, но легко отказывается от старого. В итоге получается ещё один вариант с неустойчивой психикой. Часто испытывает дефицит материи/информации, депрессивен. Кажется бездеятельным, беспринципным = конформным. Общественная роль – фильтр, отсеивающий излишки материи/информации, оставляющий только самое лучшее/надёжное.
(18е) Холерик и меланхолик – типы с неуравновешенной психикой. Асимметрия процессов в психике позволяет им эффективно работать с неустойчивыми состояниями = процессами общества. Это динамические типы. Холерик изменяет течение общественных процессов, меланхолик – сохраняет.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(19) В соответствии с п. (7б) существуют 8 типов энергии. Рассмотрю последовательно физический, биологический и социальный аспекты каждого из типов.
Глобальная потенциальная энергия = положение.
Положение организма. Осуществляет мышечная ткань (скелетная мускулатура)
Положение общества = государство. Управляет сенсорно-логический статический тип (СЛЭ, ЛСИ)
Глобальная кинетическая энергия = движение.
Движение организма. Осуществляет мышечная ткань (сердечная и гладкая мускулатура)
Движение общества = производство. Управляет сенсорно-логический динамический тип (ЛСЭ, СЛИ)
Локальная потенциальная энергия = плотность, давление (?)
Плотность организма = прочность тела. Осуществляет соединительная ткань (хряще-костная система)
Плотность общества = местное самоуправление. Управляет сенсорно-этический статический тип (СЭЭ, ЭСИ)
Локальная кинетическая энергия = тепло.
Тепло организма = обмен веществ. Осуществляет соединительная ткань (кровь, лимфа и жировая ткань)
Тепло общества = торговля. Управляет сенсорно-этический динамический тип (ЭСЭ, СЭИ)
Глобальная электрическая энергия = электрическое поле.
Электрическое поле организма = оболочки органов и организма. Осуществляет покровная ткань (кожа и внутренние мембраны тела)
Электрическое поле общества = культура. Управляет интуитивно-этический статический тип (ИЭЭ, ЭИИ)
Глобальная магнитная энергия = магнитное поле.
Магнитное поле организма = гормональная регуляция, в т.ч. эмоции. Осуществляет покровная ткань (железы)
Магнитное поле общества = искусство. Управляет интуитивно-этический динамический тип (ЭИЭ, ИЭИ)
Локальная электрическая энергия = структура зарядов.
Структура зарядов организма = сознание, память. Осуществляет нервная ткань (соматическая нервная система)
Структура зарядов общества = наука. Управляет интуитивно-логический статический тип (ИЛЭ, ЛИИ)
Локальная магнитная энергия = структура токов.
Структура токов организма = (?). Осуществляет нервная ткань (вегетативная нервная система)
Структура токов общества = предпринимательство. Управляет интуитивно-логический динамический тип (ЛИЭ, ИЛИ)
(20) Соционические типы
СЛЭ
Тип, развивающий государство (военный)
Изменяет положение объективной материи в обществе
ЛСИ
Тип, сохраняющий государство (законник)
Сохраняет положение объективной материи в обществе
ЛСЭ
Тип, развивающий производство (строитель)
Изменяет движение объективной материи в обществе
СЛИ
Тип, сохраняющий производство (ремонтник)
Сохраняет движение объективной материи в обществе
СЭЭ
Тип, развивающий самоуправление (политик)
Изменяет положение субъективной материи в обществе
ЭСИ
Тип, сохраняющий самоуправление (судья)
Сохраняет положение субъективной материи в обществе
ЭСЭ
Тип, развивающий торговлю (коммивояжёр)
Изменяет движение субъективной материи в обществе
СЭИ
Тип, сохраняющий торговлю (лавочник)
Сохраняет движение субъективной материи в обществе
ИЭЭ
Тип, развивающий культуру (просветитель)
Изменяет положение субъективной информации в обществе
ЭИИ
Тип, сохраняющий культуру (учитель)
Сохраняет положение субъективной информации в обществе
ЭИЭ
Тип, развивающий искусство (актёр)
Изменяет движение субъективной информации в обществе
ИЭИ
Тип, сохраняющий искусство (искусствовед)
Сохраняет движение субъективной информации в обществе
ИЛЭ
Тип, развивающий науку (изобретатель)
Изменяет положение объективной информации в обществе
ЛИИ
Тип, сохраняющий науку (учёный)
Сохраняет положение объективной информации в обществе
ЛИЭ
Тип, развивающий предпринимательство (предприниматель)
Изменяет движение объективной информации в обществе
ИЛИ
Тип, сохраняющий предпринимательство (финансист)
Сохраняет движение объективной информации в обществе
(20а) Название "профессии" в скобках даны только в качестве иллюстрации, и, допускаю, некоторые из них неудачны.
Для каждого типа существует своё направление совершенствования, состоящее в углублении специализации.
Разумеется, "идеальная степень" специализации является абстракцией. Реальный индивид находятся где-то между неспециализированным состоянием и "идеалом". Также следует помнить, что чем больше и сложнее общество, тем глубже может происходить специализация. То, что является "близким к идеалу" в малом обществе, будет весьма посредственным в крупном.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Часть 3. Развитие соционического типа в рамках личности индивида.
(21) Биология и социология тесно связаны. Соционический тип имеет смешанное биологически-социальное происхождение.
(22) Особенности генетики / другие причины (?) приводят к усиленному развитию какого-либо типа ткани в теле человека. Каждая ткань управляет одним типом энергии.
(23) Наиболее развитая ткань вызывает у человека склонность управлять соответствующим типом энергии и на общественном уровне. Таким образом человек приобретает какой-либо тип.
(24) Усиленная работа - управление каким-либо типом энергии на общественном уровне приводит к дальнейшему развитию соответствующей ткани в теле организма. Возникает обратная связь. Таким образом, специализация организма углубляется.
(25) Если специализация зашла слишком далеко, непрофильные ткани организма постепенно деградируют. Также, и ещё быстрее деградируют непрофильные установки сознания (мемы). Организм разучивается управлять непрофильными типами энергии. В такой обстановке он должен получать недостающую энергию непрофильных типов от других членов общества.
(26) Попытки самостоятельно управлять непрофильной энергией (свыше возможностей соответствующих тканей и психики) могут приводить к заболеваниям, как соматическим, так и психическим. Также к заболеваниям может приводить и чрезмерная эксплуатация профильной ткани.
(27) Итак, соционический тип является трёхслойной системой:
1 уровень (база) - телесный - соотношение тканей, их активности в теле человека
2 уровень - психический - соотношение программ, установок, мемов в психике, поведение
3 уровень - социальный - рабочее место, внешние артефакты, созданные обществом (техника, культура, коммуникации, бытовые артефакты)
(27а) О "чистом" соционическом типе можно говорить, когда на всех трёх уровнях наблюдается специализация одного и того же типа.
(27б) В случаях, если 2 уровень противоречит 1 (навязанные стереотипы мышления и поведения) возможны расстройства личности.
(27в) Если профессия противоречит установкам 1 и 2 уровней (навязанная профессия) человек по возможности старается превратить свою профессиональную деятельность в профильную. При этом эффективность и качество такой профессиональной деятельности падает. Если разница между типом человека и стандартным типом профессии велика, итогом могут быть профнепригодность и расстройства личности.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Часть 4. Теория смены квадр
(28) Все новые общества возникают в момент завоевания территории пришлой элитой, имеющей происхождение в родовом (неспециализированном) обществе. Это можно назвать моментом "оплодотворения", вслед за которым начинается процесс роста и развития нового "общественного организма" из новой элиты.
Члены элиты общества развиты гармонично, и часто не имеют соционического типа. Это своеобразные "стволовые клетки" общества.
С возрастом общества процент таких индивидов уменьшается, общество теряет способность производить новые ткани - классы и сословия.
(29) Увеличение размеров человеческих обществ не только приводит к всё более нарастающей специализации индивидов, но и повышает риск физических и психических недугов. Особенно катастрофично это может быть для обществ, переживающих упрощение методов управления. В таких ситуациях высокоспециализированные формы вымирают, и на их место приходят менее специализированные. Это может объяснить механизм упадка и вымирания цивилизованных народов.
(30) Допускаю, что соционическая схема дифференциации применима только к городским обществам, а в сельских существует иная схема. Но здесь требуется дополнительное исследование. В частности, неясно, является ли деревня и город в одной стране единым организмом, или настоящий субъект - это город, а деревня - только его владения.
(31) Некоторые общества имеют собственный интегральный тип. Тип возникает как результат преобладающего направления специализации индивидов в данном обществе. Причины такого "перекоса" в развитии лежат в сфере объективных явлений, и прежде всего, господствующего типа хозяйствования, который в свою очередь, зависит от природных условий. Общество, имеющее выраженную специализацию, получает преимущество в соответствующую его интегральному типу эпоху.
(31а) Интегральный тип может появиться лишь у обществ, имеющих тесные связи с другими обществами. Фактически, здесь опять работает закон из п. (1), но на новом уровнен сложности.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(32) Эпохи
Эпоха бета.
Максимум "потенциальной энергии" и "магнитного поля" - увеличение роли государства и искусства.
Преобладание институтов беты в обществе - "твёрдое" общество.
Эпоха гамма.
Максимум "плотности" и "электрических токов" - развитие местного самоуправления и предпринимательства.
Преобладание институтов гаммы в обществе - "жидкое" общество.
Эпоха дельта.
Максимум "кинетической энергии" и "электрического поля" - развитие производства и культуры.
Преобладание институтов дельты в обществе - "газообразное" общество.
Эпоха альфа.
Максимум "тепла" и "электрических зарядов" - развитие торговли и науки.
Преобладание институтов альфы в обществе - "плазменное" общество.
(33) Историческая периодизация
В истории наблюдается 1600-летний глобальный цикл развития цивилизации, по ходу которого происходит смена господствующих социальных институтов. Циклы для западной Евразии (Европы и Ближнего Востока), восточной Евразии (Китая) и коренных жителей Америки (прекращённый европейцами) асинхоронны, но длина цикла сохраняется, что говорит о его естественном происхождении.
Прилагаю периодизацию истории западно-евразийского региона, как наиболее изученного.
2800 / 2400 до н.э. - дельта эпоха. упадок Архаической цивилизации(?). Строительство пирамид в Египте.
2400 / 2000 до н.э. - альфа эпоха. зарождение Древней цивилизации. Города-государства (распад Египта)
2000 / 1600 до н.э. - бета эпоха. становление Древней цивилизации. Войны за объединение Египта, Хатти
1600 / 1200 до н.э. - гамма эпоха. расцвет Древней цивилизации. Империи древнего Востока
1200 / 800 до н.э. - дельта эпоха. упадок Древней цивилизации. Жреческие государства древнего Востока.
800 / 400 до н.э. - альфа эпоха. зарождение Античной цивилизации. Полисы Эллады, Этрурии и северной Африки.
400 / 0 до н.э. - бета эпоха. становление Античной цивилизации. Римская республика и эллинистические государства.
0 / 400 н.э. - гамма эпоха. расцвет Античной цивилизации. Римская империя.
400 / 800 н.э. - дельта эпоха. упадок Античной цивилизации. Церковь как институт управления. Византия, Халифат.
800 / 1200 н.э. - альфа эпоха. зарождение современной Западной цивилизации. Феодальная раздробленность. Киевская Русь.
1200 / 1600 н.э. - бета эпоха. становление современной Западной цивилизации. Становление государств в Европе. Московия.
1600 / 2000 н.э. - гамма эпоха. расцвет современной Западной цивилизации. Мировая колониальная система Европы. Российская империя.
2000 / 2400 н.э. - дельта эпоха. упадок современной Западной цивилизации. Новая "мировая церковь" (ООН и международные институты ?) Возвращение "мягких" методов управления.
(34) Зарождение новых обществ возможно при смене эпох. Большинство обществ существуют только в пределах одного 1600-летнего витка цикла. Дольше сохраняются лишь их реликтовые формы. Однако, правило ли это, или только особенности текущей бурной социализации вида Homo Sapiens - не знаю. Видимо, здесь надо учитывать и процесс общей эволюции вселенной ... но это уже не входит в цели данной работы.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Со всеми вопросами можно обращаться прямо здесь. По возможности буду отвечать. Надеюсь на конструктивную критику.
Если есть желание скопировать текст куда-либо ещё - пожалуйста, но не забывайте указывать автора
С уважением, © Иван Романов, Санкт-Петербург, 1 июня 2010
На всякий случай предупреждаю, что в связи со сложностью предмета, а также отсутствием профильного образования у автора, могут быть проблемы с пониманием научных терминов. Тем не менее, я старался по мере возможности придерживаться терминов, принятых в современной академической науке.
Внимание ! Для продуктивного чтения желательно, чтобы читатель обладал багажом знаний на уровне выпускника средней школы. Ну, или умел пользоваться интернетом. Иначе статья может показаться нечитаемой или неимоверно скучной! Если что, я предупреждал
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Соционика : перезагрузка
Часть 1. Определение соционического типа.
(1) Одиночный свободноживущий субъект обычно универсален, т.к. это необходимо для его выживания. Но субъекты, объединённые в группу, специализируются для выполнения более узкого набора функций, по сравнению с исходным.
(2) Способность к одиночному выживанию у уже специализированного субъекта снижается или исчезает совсем. Но взамен уменьшаются суммарные затраты энергии группы субъектов и повышаются шансы их выживания в качестве единого коллектива.
Если второе перевешивает, на основе группы субъектов возникает система - субъект нового порядка, состоящая из элементов - субъектов.
(3) Основным направлением специализации является распределение управления разными типами энергии между разными элементами системы. Управление сопровождается отождествлением конкретного элемента с избранным типом энергии (в той мере, в которой это возможно для субъектов данного порядка).
(4) Различается как минимум 8 типов энергии, 16 способов управления энергией, и, соответственно, 16 направлений специализации элементов сложных систем (подробнее - см. далее).
(5) Соционический тип - это проекция п. (4) на человеческое общество. Элементом здесь выступает личность отдельного человека.
(6) Соционический тип - идеальная конструкция, комплекс свойств человеческой личности, необходимых для управления какой-либо стороной жизни ("типом энергии") человеческого общества
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Часть 2. Происхождение основных соционических пар признаков
(7) Соционические пары признаков восходит к чисто физическим понятиям.
Я рассмотрю основные 6 пар.
Три из них описывают специализацию индивидов в управлении пространством. Это пары сенсорика-интуиция*, логика-этика*, аристократизм-демократизм***.
Другие три описывают специализацию индивидов в управлении временем. Это, соответственно, статика-динамика*, интроверсия-экстраверсия**, рациональность-иррациональность***.
(7а) Напомню, что в каждой группе любой признак получается как перемножение двух остальных. Первая группа признаков определяет принадлежность социотипа к тому или иному "клубу", вторая - к "темпераменту".
(7б) Помеченные * пары признаков участвует в определении типа энергии, которым управляет индивид. Пара **определяют способ управления энергией. Пары *** обозначают цель управления.
(8) Признак "сенсорика-интуиция"
(8а) В нашем мире, согласно современным представлениям физики, энергия существует в виде четырёх фундаментальных физических взаимодействий. В том числе, в масшатабах крупнее атома проявляют себя два из них – гравитация и электромагнетизм. Гравитация формирует макромир (космос), а электромагнетизм – микромир (структуру вещества).
Мерой участия системы в гравитационном взаимодействии является её масса, а в электромагнитном – заряд.
На обыденном уровне , масса называется “материей”. Заряд же, а вернее, сложная структура зарядов и токов, могут быть отождествлены с понятием “информация”. Напомню, информация хранится / передаётся в виде электромагнитных импульсов и / или химических связей, имеющих электромагнитное происхождение.
(8б) В большом обществе информация отделяется от материального носителя. Возникает необходимость раздельного управления потоками материи и информации. Это порождает следующие специализации:
Сенсорный тип - управляет материей
Интуитивный тип - управляет информацией
(9) В малом неспециализированном обществе выживание его членов означало то же самое, что и выживание общества в целом. Но по мере роста обществ, это перестало быть так. Для большого общества его выживание в целом и отдельных индивидов в частности становятся разными задачами.
(10) Для сложного общества можно определить такие понятия, как структура и целостность. Структура общества – это отдельные люди, объединённые частными отношениями. Все проявления структуры субъективны, так как в их основе лежит субъект – отдельный человек.
Целостность общества – это всё то, что позволяет группе людей являться не просто конгломератом случайных связей, но говорить о себе “мы”. Целостность, по сути, субъект следующего порядка после отдельного человека. Общество как целостность существует в объективном мире, где конкурирует с другими обществами. Поэтому все проявления целостности могут быть определены как объективные.
(11) Признак "логика-этика"
Отдельный индивид в своём управлении материей/информацией имеет свободу выбора методов управления. Он может, во-первых, выбрать, откуда получать материю/информацию: с уровня отдельного индивида, или всего общества. В первом случае материя/информация будет субъективной, во втором объективной. В первом случае мы скажем, что перед нами этический тип, во втором – логический тип.
(12) Признак " аристократизм-демократизм"
Во-вторых, есть варианты, куда он будет выдавать обработанную материю/информацию. Если вывод материи/информации будет происходить на уровень отдельного индивида, учитывая его особенности, то перед нами “демократический” тип (индивидуалист). Если же материя/информация выводится на уровень общества в целом, игнорируя различия между его членами, это “аристократический” тип (коллективист)
(13) “Клубы”
“Клубы” в соционике иначе называются “установками на род деятельности”. Рассмотрим “клубы” с позиции автора.
(13а) “Логики-аристократы” – “практики”. Занимаются выживанием общества как целостности среди других обществ. Для этого используют “объективную материю” – артефакты техносферы (производственные и военные мощности).
(13б) “Этики-демократы” – “социалы”. Их цель – выживание конкретных индивидов в обществе. Свою цель они достигают через управление “субъективной материей” – жильём, одеждой, едой. Т.е. общественными артефактами, отношение к которым меняется в зависимости от потребностей конкретного индивида.
(13в) “Этики-аристократы” – “гуманитарии”. Их цель – создание и сохранение целостности общества. Чтобы этого достичь, необходимо сплотить людей, внушить им, что общество – это хорошо, что ему можно доверять, и т.д. Сложный комплекс внушённых норм и правил называется культурой, а по сути представляет собой субъективную информацию. Такая информация исходит из глубин личности конкретного человека, но целью имеет общество в целом (т.е. всех его членов в одинаковой степени).
(13г) “Логики-демократы” – “исследователи”. Исследуют мир, формируя объективную информацию – знания. Благодаря расширению знаний в обществе увеличивается разнообразие профессий, используемых артефактов, мест проживания и как результат возникает структура и повышается устойчивость общества. Объективная информация является прямой противоположностью субъективной : она по определению одинакова для всех членов общества, но конкретный человек может взять из её обширного массива то, что нужно лично ему.
(13д) Итак, используемые артефакты и цели их использования для “логиков-аристократов” и “этиков-демократов” находятся на одном масштабе размеров пространства. Для первых – это масштаб всего общества, для вторых – масштаб индивида. Поэтому такие типы напрямую управляют материей, являются “сенсорными”.
“Этики-аристократы” и “логики-демократы” своим управлением связывают разные масштабы пространства. Первый идёт от человека к обществу, второй – от общества к человеку. Прямое управление материей здесь невозможно, эти типы управляют информацией, являются “интуитивными”.
(14) Признак “статика-динамика”
(14а) Вернёмся к физике. И гравитационная, и электромагнитная энергии могут существовать в статической и динамической формах. Для гравитации это потенциальная и кинетическая энергия, для электромагнетизма, соответственно, электрическая и магнитная.
(14б) Большое общество обладает достаточной устойчивостью, чтобы не зависеть от случайных событий и самому управлять своим развитием.
В одних своих проявлениях оно может направленно меняться (“двигаться”), в других - сохранять постоянство.
В итоге становятся возможными следующие специализации:
Статический тип - управляет состояниями
Динамический тип - управляет процессами
(15) В малом обществе жизнь людей протекает размеренно и однообразно. Небольшое число привычных артефактов, натуральное хозяйство и традиционные представления – вот вид малого общества. Но если общество растёт, неизбежно начинают появляться новые вещи, происходить непривычные события. Запускается историческое время. Людям приходится вырабатывать стратегию по управлению новым и старым.
(16) Признак "интроверсия-экстраверсия"
В отношении новой материи/информации возможны две стратегии. Первая с охотой принимает все новинки, вторая относится критично и настороженно. И та, и другая необходимы обществу, но они не могут быть совмещены в одном индивиде.
Возникает специализация:
Экстраверт открыт новому.
Интроверт медленно привыкает к новому.
(17) Признак "рациональность-иррациональность"
Также возникает проблема, что делать со старой материей/информацией. Здесь тоже есть два момента. С одной стороны, обществу не стоит слишком уж легко отказываться от уже существующих возможностей. С другой, надо быть достаточно пластичным, чтобы в нужный момент всё-таки отказаться от устаревших наработок. Опять противоречие, опять невозможно соединить это в одном человеке.
Возникает специализация:
Рациональный тип сохраняет старое
Иррациональный тип легко избавляется от старого
(18) “Темпераменты”
Рассмотрим т.н. “темпераменты” с позиции вышесказанного.
(18а) Сангвиник - иррациональный экстраверт. Быстро ко всему привыкает, но и отвыкает тоже быстро. Роль в обществе – приемник нового. Прогоняет через себя много материи/информации в надежде что-нибудь поймать в этом потоке.
(18б) Флегматик – рациональный интроверт. Медленно привыкает к новому, медленно отказывается от старого. Консерватор. Роль в обществе – элемент памяти, хранитель материи/информации
(18в) Как видно, психика флегматиков и сангвинников уравновешена. Потоки материи/информации “на вход” и “на выход” примерно равны. Только у сангвинника этот поток протекает почти беспрепятственно, и большой по объёму(психика подвижна), а у флегматика – сильно модерируется и потому более скромный (малоподвижная психика).
Итого: сангвинник и флегматик отлично подходят для управления равновесными состояниями общества. Это статические типы. Флегматик сохраняет состояние, сангвинник – изменяет.
(18г) Холерик – рациональный экстраверт. Быстро ко всему привыкает, но медленно отказывается от старого. На такой тип постоянно оказывает давление накопленный избыток материи/информации. В итоге – бурная деятельность под влиянием множества импульсов, часто противоречащих друг другу, неустойчивость психики. Общественная роль очевидна – смеситель артефактов, организатор массовой деятельности.
(18д) Меланхолик – иррациональный интроверт. Медленно привыкает ко всему новому, но легко отказывается от старого. В итоге получается ещё один вариант с неустойчивой психикой. Часто испытывает дефицит материи/информации, депрессивен. Кажется бездеятельным, беспринципным = конформным. Общественная роль – фильтр, отсеивающий излишки материи/информации, оставляющий только самое лучшее/надёжное.
(18е) Холерик и меланхолик – типы с неуравновешенной психикой. Асимметрия процессов в психике позволяет им эффективно работать с неустойчивыми состояниями = процессами общества. Это динамические типы. Холерик изменяет течение общественных процессов, меланхолик – сохраняет.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(19) В соответствии с п. (7б) существуют 8 типов энергии. Рассмотрю последовательно физический, биологический и социальный аспекты каждого из типов.
Глобальная потенциальная энергия = положение.
Положение организма. Осуществляет мышечная ткань (скелетная мускулатура)
Положение общества = государство. Управляет сенсорно-логический статический тип (СЛЭ, ЛСИ)
Глобальная кинетическая энергия = движение.
Движение организма. Осуществляет мышечная ткань (сердечная и гладкая мускулатура)
Движение общества = производство. Управляет сенсорно-логический динамический тип (ЛСЭ, СЛИ)
Локальная потенциальная энергия = плотность, давление (?)
Плотность организма = прочность тела. Осуществляет соединительная ткань (хряще-костная система)
Плотность общества = местное самоуправление. Управляет сенсорно-этический статический тип (СЭЭ, ЭСИ)
Локальная кинетическая энергия = тепло.
Тепло организма = обмен веществ. Осуществляет соединительная ткань (кровь, лимфа и жировая ткань)
Тепло общества = торговля. Управляет сенсорно-этический динамический тип (ЭСЭ, СЭИ)
Глобальная электрическая энергия = электрическое поле.
Электрическое поле организма = оболочки органов и организма. Осуществляет покровная ткань (кожа и внутренние мембраны тела)
Электрическое поле общества = культура. Управляет интуитивно-этический статический тип (ИЭЭ, ЭИИ)
Глобальная магнитная энергия = магнитное поле.
Магнитное поле организма = гормональная регуляция, в т.ч. эмоции. Осуществляет покровная ткань (железы)
Магнитное поле общества = искусство. Управляет интуитивно-этический динамический тип (ЭИЭ, ИЭИ)
Локальная электрическая энергия = структура зарядов.
Структура зарядов организма = сознание, память. Осуществляет нервная ткань (соматическая нервная система)
Структура зарядов общества = наука. Управляет интуитивно-логический статический тип (ИЛЭ, ЛИИ)
Локальная магнитная энергия = структура токов.
Структура токов организма = (?). Осуществляет нервная ткань (вегетативная нервная система)
Структура токов общества = предпринимательство. Управляет интуитивно-логический динамический тип (ЛИЭ, ИЛИ)
(20) Соционические типы
СЛЭ
Тип, развивающий государство (военный)
Изменяет положение объективной материи в обществе
ЛСИ
Тип, сохраняющий государство (законник)
Сохраняет положение объективной материи в обществе
ЛСЭ
Тип, развивающий производство (строитель)
Изменяет движение объективной материи в обществе
СЛИ
Тип, сохраняющий производство (ремонтник)
Сохраняет движение объективной материи в обществе
СЭЭ
Тип, развивающий самоуправление (политик)
Изменяет положение субъективной материи в обществе
ЭСИ
Тип, сохраняющий самоуправление (судья)
Сохраняет положение субъективной материи в обществе
ЭСЭ
Тип, развивающий торговлю (коммивояжёр)
Изменяет движение субъективной материи в обществе
СЭИ
Тип, сохраняющий торговлю (лавочник)
Сохраняет движение субъективной материи в обществе
ИЭЭ
Тип, развивающий культуру (просветитель)
Изменяет положение субъективной информации в обществе
ЭИИ
Тип, сохраняющий культуру (учитель)
Сохраняет положение субъективной информации в обществе
ЭИЭ
Тип, развивающий искусство (актёр)
Изменяет движение субъективной информации в обществе
ИЭИ
Тип, сохраняющий искусство (искусствовед)
Сохраняет движение субъективной информации в обществе
ИЛЭ
Тип, развивающий науку (изобретатель)
Изменяет положение объективной информации в обществе
ЛИИ
Тип, сохраняющий науку (учёный)
Сохраняет положение объективной информации в обществе
ЛИЭ
Тип, развивающий предпринимательство (предприниматель)
Изменяет движение объективной информации в обществе
ИЛИ
Тип, сохраняющий предпринимательство (финансист)
Сохраняет движение объективной информации в обществе
(20а) Название "профессии" в скобках даны только в качестве иллюстрации, и, допускаю, некоторые из них неудачны.
Для каждого типа существует своё направление совершенствования, состоящее в углублении специализации.
Разумеется, "идеальная степень" специализации является абстракцией. Реальный индивид находятся где-то между неспециализированным состоянием и "идеалом". Также следует помнить, что чем больше и сложнее общество, тем глубже может происходить специализация. То, что является "близким к идеалу" в малом обществе, будет весьма посредственным в крупном.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Часть 3. Развитие соционического типа в рамках личности индивида.
(21) Биология и социология тесно связаны. Соционический тип имеет смешанное биологически-социальное происхождение.
(22) Особенности генетики / другие причины (?) приводят к усиленному развитию какого-либо типа ткани в теле человека. Каждая ткань управляет одним типом энергии.
(23) Наиболее развитая ткань вызывает у человека склонность управлять соответствующим типом энергии и на общественном уровне. Таким образом человек приобретает какой-либо тип.
(24) Усиленная работа - управление каким-либо типом энергии на общественном уровне приводит к дальнейшему развитию соответствующей ткани в теле организма. Возникает обратная связь. Таким образом, специализация организма углубляется.
(25) Если специализация зашла слишком далеко, непрофильные ткани организма постепенно деградируют. Также, и ещё быстрее деградируют непрофильные установки сознания (мемы). Организм разучивается управлять непрофильными типами энергии. В такой обстановке он должен получать недостающую энергию непрофильных типов от других членов общества.
(26) Попытки самостоятельно управлять непрофильной энергией (свыше возможностей соответствующих тканей и психики) могут приводить к заболеваниям, как соматическим, так и психическим. Также к заболеваниям может приводить и чрезмерная эксплуатация профильной ткани.
(27) Итак, соционический тип является трёхслойной системой:
1 уровень (база) - телесный - соотношение тканей, их активности в теле человека
2 уровень - психический - соотношение программ, установок, мемов в психике, поведение
3 уровень - социальный - рабочее место, внешние артефакты, созданные обществом (техника, культура, коммуникации, бытовые артефакты)
(27а) О "чистом" соционическом типе можно говорить, когда на всех трёх уровнях наблюдается специализация одного и того же типа.
(27б) В случаях, если 2 уровень противоречит 1 (навязанные стереотипы мышления и поведения) возможны расстройства личности.
(27в) Если профессия противоречит установкам 1 и 2 уровней (навязанная профессия) человек по возможности старается превратить свою профессиональную деятельность в профильную. При этом эффективность и качество такой профессиональной деятельности падает. Если разница между типом человека и стандартным типом профессии велика, итогом могут быть профнепригодность и расстройства личности.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Часть 4. Теория смены квадр
(28) Все новые общества возникают в момент завоевания территории пришлой элитой, имеющей происхождение в родовом (неспециализированном) обществе. Это можно назвать моментом "оплодотворения", вслед за которым начинается процесс роста и развития нового "общественного организма" из новой элиты.
Члены элиты общества развиты гармонично, и часто не имеют соционического типа. Это своеобразные "стволовые клетки" общества.
С возрастом общества процент таких индивидов уменьшается, общество теряет способность производить новые ткани - классы и сословия.
(29) Увеличение размеров человеческих обществ не только приводит к всё более нарастающей специализации индивидов, но и повышает риск физических и психических недугов. Особенно катастрофично это может быть для обществ, переживающих упрощение методов управления. В таких ситуациях высокоспециализированные формы вымирают, и на их место приходят менее специализированные. Это может объяснить механизм упадка и вымирания цивилизованных народов.
(30) Допускаю, что соционическая схема дифференциации применима только к городским обществам, а в сельских существует иная схема. Но здесь требуется дополнительное исследование. В частности, неясно, является ли деревня и город в одной стране единым организмом, или настоящий субъект - это город, а деревня - только его владения.
(31) Некоторые общества имеют собственный интегральный тип. Тип возникает как результат преобладающего направления специализации индивидов в данном обществе. Причины такого "перекоса" в развитии лежат в сфере объективных явлений, и прежде всего, господствующего типа хозяйствования, который в свою очередь, зависит от природных условий. Общество, имеющее выраженную специализацию, получает преимущество в соответствующую его интегральному типу эпоху.
(31а) Интегральный тип может появиться лишь у обществ, имеющих тесные связи с другими обществами. Фактически, здесь опять работает закон из п. (1), но на новом уровнен сложности.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(32) Эпохи
Эпоха бета.
Максимум "потенциальной энергии" и "магнитного поля" - увеличение роли государства и искусства.
Преобладание институтов беты в обществе - "твёрдое" общество.
Эпоха гамма.
Максимум "плотности" и "электрических токов" - развитие местного самоуправления и предпринимательства.
Преобладание институтов гаммы в обществе - "жидкое" общество.
Эпоха дельта.
Максимум "кинетической энергии" и "электрического поля" - развитие производства и культуры.
Преобладание институтов дельты в обществе - "газообразное" общество.
Эпоха альфа.
Максимум "тепла" и "электрических зарядов" - развитие торговли и науки.
Преобладание институтов альфы в обществе - "плазменное" общество.
(33) Историческая периодизация
В истории наблюдается 1600-летний глобальный цикл развития цивилизации, по ходу которого происходит смена господствующих социальных институтов. Циклы для западной Евразии (Европы и Ближнего Востока), восточной Евразии (Китая) и коренных жителей Америки (прекращённый европейцами) асинхоронны, но длина цикла сохраняется, что говорит о его естественном происхождении.
Прилагаю периодизацию истории западно-евразийского региона, как наиболее изученного.
2800 / 2400 до н.э. - дельта эпоха. упадок Архаической цивилизации(?). Строительство пирамид в Египте.
2400 / 2000 до н.э. - альфа эпоха. зарождение Древней цивилизации. Города-государства (распад Египта)
2000 / 1600 до н.э. - бета эпоха. становление Древней цивилизации. Войны за объединение Египта, Хатти
1600 / 1200 до н.э. - гамма эпоха. расцвет Древней цивилизации. Империи древнего Востока
1200 / 800 до н.э. - дельта эпоха. упадок Древней цивилизации. Жреческие государства древнего Востока.
800 / 400 до н.э. - альфа эпоха. зарождение Античной цивилизации. Полисы Эллады, Этрурии и северной Африки.
400 / 0 до н.э. - бета эпоха. становление Античной цивилизации. Римская республика и эллинистические государства.
0 / 400 н.э. - гамма эпоха. расцвет Античной цивилизации. Римская империя.
400 / 800 н.э. - дельта эпоха. упадок Античной цивилизации. Церковь как институт управления. Византия, Халифат.
800 / 1200 н.э. - альфа эпоха. зарождение современной Западной цивилизации. Феодальная раздробленность. Киевская Русь.
1200 / 1600 н.э. - бета эпоха. становление современной Западной цивилизации. Становление государств в Европе. Московия.
1600 / 2000 н.э. - гамма эпоха. расцвет современной Западной цивилизации. Мировая колониальная система Европы. Российская империя.
2000 / 2400 н.э. - дельта эпоха. упадок современной Западной цивилизации. Новая "мировая церковь" (ООН и международные институты ?) Возвращение "мягких" методов управления.
(34) Зарождение новых обществ возможно при смене эпох. Большинство обществ существуют только в пределах одного 1600-летнего витка цикла. Дольше сохраняются лишь их реликтовые формы. Однако, правило ли это, или только особенности текущей бурной социализации вида Homo Sapiens - не знаю. Видимо, здесь надо учитывать и процесс общей эволюции вселенной ... но это уже не входит в цели данной работы.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Со всеми вопросами можно обращаться прямо здесь. По возможности буду отвечать. Надеюсь на конструктивную критику.
Если есть желание скопировать текст куда-либо ещё - пожалуйста, но не забывайте указывать автора
С уважением, © Иван Романов, Санкт-Петербург, 1 июня 2010
Spoiler: показать
Тезисно, самое важное:
1) Автор выступает за привязку соционики к теории систем. Эта теория исследует механизмы возникновения сложных систем, построение иерархий, специализацию элементов, и т.д.
Очевидно, предмет исследования соционики - структура общества на низшем уровне - носит прямое отношение к этой теории.
В качестве общего ознакомления с темой рекомендую статью
Г.П. Черный К вопросу о применении общей теории систем в социологии
http://www.science.sakhalin.ru/Pub/IVV/SYS-22.html
2) Автор является умеренным редукционистом Связь между особенностями строения физического тела и соционическим типом, всё же, есть, иначе физиогномика не имела бы шансов. Допускаю, что аналогия, приводимая в п.п.19 и 22-27, не верна или допускает излишнее упрощение. Тем не менее, считаю перспективным обсуждение этой темы (а особенно - экспериментальные исследования)
3) Основная идея изложена в п.19.
Понятно, что человек может управлять как материальными объектами напрямую, так и информацией (косвенное управление). Основным управляющим элементом, безусловно, вступает психика, но с ней тесно связаны как естественные (тело), так и искусственные (артефакты общества) приспособления.
По мнению, автора, признак сенсорика-интуиция описывает именно дифференциацию на косвенное управление (интуиты) и прямое (сенсорики). При пересечении признаков статика-динамика и сенсорика-интуиция, получается 4 малых группы, каждая из которых специализируется на управлении одним из общеизвестных типов физической энергии системы (см. п. 14). Энергия понимается с учётом уровня сложности системы, в п. 19 приведены аналоги для систем разных уровней сложности.
Такая трактовка позволяет в перспективе привязать соционику, и даже социологию к комплексу естественных наук.
4) Остальные признаки имеют смысл только в том случае, если индивид наблюдается в составе сложного общества. Т.е. индивид, живущий в первобытном обществе, является примерно одинаково сенсориком и интуитом, статиком и динамиком, а остальные дихотомии к нему неприменимы по смыслу.
5) Принадлежность типа к тому или иному клубу трактуется как метод управления энергией (материей/информацией) в пространстве, а к темпераменту - во времени. Прорисовываются параллели между признаками сенсор/интуит и стат/динам (1-е); лог/эт и экстра/интро (2-е); аристо/демо и рацио/иррацио (3-е), с учётом разбиения на пространство / время. Первый признак тройки выводится из 2 и 3 (п.п. 13,18)
6) Наконец, сам соционический тип понимается как МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ энергией, является атрибутом общества, а деформации психики, описываемые соционикой, всего лишь следствия этого.
7) Отношения между типами понимаются как отношение методов управления. Признаки аристо/демо и рацио/иррацио обозначают цель управления. У дуалов цели совпадают, а способы их достижения (остальные признаки) прямо противоположны и не перескаются (не мешают друг другу). В п. 32 приведена попытка описать это через физические параметры (правда, пока, не для дуалов, а для квадр).
Для более подробного описания (либо опровержения гипотезы) требуются физики-теоретики с опытом
1) Автор выступает за привязку соционики к теории систем. Эта теория исследует механизмы возникновения сложных систем, построение иерархий, специализацию элементов, и т.д.
Очевидно, предмет исследования соционики - структура общества на низшем уровне - носит прямое отношение к этой теории.
В качестве общего ознакомления с темой рекомендую статью
Г.П. Черный К вопросу о применении общей теории систем в социологии
http://www.science.sakhalin.ru/Pub/IVV/SYS-22.html
2) Автор является умеренным редукционистом Связь между особенностями строения физического тела и соционическим типом, всё же, есть, иначе физиогномика не имела бы шансов. Допускаю, что аналогия, приводимая в п.п.19 и 22-27, не верна или допускает излишнее упрощение. Тем не менее, считаю перспективным обсуждение этой темы (а особенно - экспериментальные исследования)
3) Основная идея изложена в п.19.
Понятно, что человек может управлять как материальными объектами напрямую, так и информацией (косвенное управление). Основным управляющим элементом, безусловно, вступает психика, но с ней тесно связаны как естественные (тело), так и искусственные (артефакты общества) приспособления.
По мнению, автора, признак сенсорика-интуиция описывает именно дифференциацию на косвенное управление (интуиты) и прямое (сенсорики). При пересечении признаков статика-динамика и сенсорика-интуиция, получается 4 малых группы, каждая из которых специализируется на управлении одним из общеизвестных типов физической энергии системы (см. п. 14). Энергия понимается с учётом уровня сложности системы, в п. 19 приведены аналоги для систем разных уровней сложности.
Такая трактовка позволяет в перспективе привязать соционику, и даже социологию к комплексу естественных наук.
4) Остальные признаки имеют смысл только в том случае, если индивид наблюдается в составе сложного общества. Т.е. индивид, живущий в первобытном обществе, является примерно одинаково сенсориком и интуитом, статиком и динамиком, а остальные дихотомии к нему неприменимы по смыслу.
5) Принадлежность типа к тому или иному клубу трактуется как метод управления энергией (материей/информацией) в пространстве, а к темпераменту - во времени. Прорисовываются параллели между признаками сенсор/интуит и стат/динам (1-е); лог/эт и экстра/интро (2-е); аристо/демо и рацио/иррацио (3-е), с учётом разбиения на пространство / время. Первый признак тройки выводится из 2 и 3 (п.п. 13,18)
6) Наконец, сам соционический тип понимается как МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ энергией, является атрибутом общества, а деформации психики, описываемые соционикой, всего лишь следствия этого.
7) Отношения между типами понимаются как отношение методов управления. Признаки аристо/демо и рацио/иррацио обозначают цель управления. У дуалов цели совпадают, а способы их достижения (остальные признаки) прямо противоположны и не перескаются (не мешают друг другу). В п. 32 приведена попытка описать это через физические параметры (правда, пока, не для дуалов, а для квадр).
Для более подробного описания (либо опровержения гипотезы) требуются физики-теоретики с опытом