Теория социальной энергии

Соционические модели и функции

Теория социальной энергии

Сообщение Danidin » Вт июн 01, 2010 5:38 pm

Под спойлерами находится старая версия теории от 2010 года. На данный момент она по большей части устарела, но может представлять собой интерес для истории. Более новую, доработанную версию читайте здесь.
Здравствуйте! Занимаюсь на досуге соционикой с 2005 года. За это время накопилось порядочно мыслей, касающихся связи соционики с естественными науками. Кое-что встречалось ранее у других авторов, но по большей мере это мои личные разработки. Самым сложным оказалось, как обычно, собрать всё воедино. Но последние попытки вроде бы оказались удачными. В общем, судите сами :)

На всякий случай предупреждаю, что в связи со сложностью предмета, а также отсутствием профильного образования у автора, могут быть проблемы с пониманием научных терминов. Тем не менее, я старался по мере возможности придерживаться терминов, принятых в современной академической науке.

Внимание ! Для продуктивного чтения желательно, чтобы читатель обладал багажом знаний на уровне выпускника средней школы. Ну, или умел пользоваться интернетом. Иначе статья может показаться нечитаемой или неимоверно скучной! Если что, я предупреждал ;-)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Соционика : перезагрузка ;-)
Часть 1. Определение соционического типа.

(1) Одиночный свободноживущий субъект обычно универсален, т.к. это необходимо для его выживания. Но субъекты, объединённые в группу, специализируются для выполнения более узкого набора функций, по сравнению с исходным.
(2) Способность к одиночному выживанию у уже специализированного субъекта снижается или исчезает совсем. Но взамен уменьшаются суммарные затраты энергии группы субъектов и повышаются шансы их выживания в качестве единого коллектива.
Если второе перевешивает, на основе группы субъектов возникает система - субъект нового порядка, состоящая из элементов - субъектов.
(3) Основным направлением специализации является распределение управления разными типами энергии между разными элементами системы. Управление сопровождается отождествлением конкретного элемента с избранным типом энергии (в той мере, в которой это возможно для субъектов данного порядка).
(4) Различается как минимум 8 типов энергии, 16 способов управления энергией, и, соответственно, 16 направлений специализации элементов сложных систем (подробнее - см. далее).
(5) Соционический тип - это проекция п. (4) на человеческое общество. Элементом здесь выступает личность отдельного человека.
(6) Соционический тип - идеальная конструкция, комплекс свойств человеческой личности, необходимых для управления какой-либо стороной жизни ("типом энергии") человеческого общества
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Часть 2. Происхождение основных соционических пар признаков
(7) Соционические пары признаков восходит к чисто физическим понятиям.
Я рассмотрю основные 6 пар.
Три из них описывают специализацию индивидов в управлении пространством. Это пары сенсорика-интуиция*, логика-этика*, аристократизм-демократизм***.
Другие три описывают специализацию индивидов в управлении временем. Это, соответственно, статика-динамика*, интроверсия-экстраверсия**, рациональность-иррациональность***.
(7а) Напомню, что в каждой группе любой признак получается как перемножение двух остальных. Первая группа признаков определяет принадлежность социотипа к тому или иному "клубу", вторая - к "темпераменту".
(7б) Помеченные * пары признаков участвует в определении типа энергии, которым управляет индивид. Пара **определяют способ управления энергией. Пары *** обозначают цель управления.

(8) Признак "сенсорика-интуиция"
(8а) В нашем мире, согласно современным представлениям физики, энергия существует в виде четырёх фундаментальных физических взаимодействий. В том числе, в масшатабах крупнее атома проявляют себя два из них – гравитация и электромагнетизм. Гравитация формирует макромир (космос), а электромагнетизм – микромир (структуру вещества).
Мерой участия системы в гравитационном взаимодействии является её масса, а в электромагнитном – заряд.
На обыденном уровне , масса называется “материей”. Заряд же, а вернее, сложная структура зарядов и токов, могут быть отождествлены с понятием “информация”. Напомню, информация хранится / передаётся в виде электромагнитных импульсов и / или химических связей, имеющих электромагнитное происхождение.
(8б) В большом обществе информация отделяется от материального носителя. Возникает необходимость раздельного управления потоками материи и информации. Это порождает следующие специализации:
Сенсорный тип - управляет материей
Интуитивный тип - управляет информацией

(9) В малом неспециализированном обществе выживание его членов означало то же самое, что и выживание общества в целом. Но по мере роста обществ, это перестало быть так. Для большого общества его выживание в целом и отдельных индивидов в частности становятся разными задачами.
(10) Для сложного общества можно определить такие понятия, как структура и целостность. Структура общества – это отдельные люди, объединённые частными отношениями. Все проявления структуры субъективны, так как в их основе лежит субъект – отдельный человек.
Целостность общества – это всё то, что позволяет группе людей являться не просто конгломератом случайных связей, но говорить о себе “мы”. Целостность, по сути, субъект следующего порядка после отдельного человека. Общество как целостность существует в объективном мире, где конкурирует с другими обществами. Поэтому все проявления целостности могут быть определены как объективные.
(11) Признак "логика-этика"
Отдельный индивид в своём управлении материей/информацией имеет свободу выбора методов управления. Он может, во-первых, выбрать, откуда получать материю/информацию: с уровня отдельного индивида, или всего общества. В первом случае материя/информация будет субъективной, во втором объективной. В первом случае мы скажем, что перед нами этический тип, во втором – логический тип.
(12) Признак " аристократизм-демократизм"
Во-вторых, есть варианты, куда он будет выдавать обработанную материю/информацию. Если вывод материи/информации будет происходить на уровень отдельного индивида, учитывая его особенности, то перед нами “демократический” тип (индивидуалист). Если же материя/информация выводится на уровень общества в целом, игнорируя различия между его членами, это “аристократический” тип (коллективист)
(13) “Клубы”
“Клубы” в соционике иначе называются “установками на род деятельности”. Рассмотрим “клубы” с позиции автора.
(13а) “Логики-аристократы” – “практики”. Занимаются выживанием общества как целостности среди других обществ. Для этого используют “объективную материю” – артефакты техносферы (производственные и военные мощности).
(13б) “Этики-демократы” – “социалы”. Их цель – выживание конкретных индивидов в обществе. Свою цель они достигают через управление “субъективной материей” – жильём, одеждой, едой. Т.е. общественными артефактами, отношение к которым меняется в зависимости от потребностей конкретного индивида.
(13в) “Этики-аристократы” – “гуманитарии”. Их цель – создание и сохранение целостности общества. Чтобы этого достичь, необходимо сплотить людей, внушить им, что общество – это хорошо, что ему можно доверять, и т.д. Сложный комплекс внушённых норм и правил называется культурой, а по сути представляет собой субъективную информацию. Такая информация исходит из глубин личности конкретного человека, но целью имеет общество в целом (т.е. всех его членов в одинаковой степени).
(13г) “Логики-демократы” – “исследователи”. Исследуют мир, формируя объективную информацию – знания. Благодаря расширению знаний в обществе увеличивается разнообразие профессий, используемых артефактов, мест проживания и как результат возникает структура и повышается устойчивость общества. Объективная информация является прямой противоположностью субъективной : она по определению одинакова для всех членов общества, но конкретный человек может взять из её обширного массива то, что нужно лично ему.
(13д) Итак, используемые артефакты и цели их использования для “логиков-аристократов” и “этиков-демократов” находятся на одном масштабе размеров пространства. Для первых – это масштаб всего общества, для вторых – масштаб индивида. Поэтому такие типы напрямую управляют материей, являются “сенсорными”.
“Этики-аристократы” и “логики-демократы” своим управлением связывают разные масштабы пространства. Первый идёт от человека к обществу, второй – от общества к человеку. Прямое управление материей здесь невозможно, эти типы управляют информацией, являются “интуитивными”.

(14) Признак “статика-динамика”
(14а) Вернёмся к физике. И гравитационная, и электромагнитная энергии могут существовать в статической и динамической формах. Для гравитации это потенциальная и кинетическая энергия, для электромагнетизма, соответственно, электрическая и магнитная.
(14б) Большое общество обладает достаточной устойчивостью, чтобы не зависеть от случайных событий и самому управлять своим развитием.
В одних своих проявлениях оно может направленно меняться (“двигаться”), в других - сохранять постоянство.
В итоге становятся возможными следующие специализации:
Статический тип - управляет состояниями
Динамический тип - управляет процессами

(15) В малом обществе жизнь людей протекает размеренно и однообразно. Небольшое число привычных артефактов, натуральное хозяйство и традиционные представления – вот вид малого общества. Но если общество растёт, неизбежно начинают появляться новые вещи, происходить непривычные события. Запускается историческое время. Людям приходится вырабатывать стратегию по управлению новым и старым.
(16) Признак "интроверсия-экстраверсия"
В отношении новой материи/информации возможны две стратегии. Первая с охотой принимает все новинки, вторая относится критично и настороженно. И та, и другая необходимы обществу, но они не могут быть совмещены в одном индивиде.
Возникает специализация:
Экстраверт открыт новому.
Интроверт медленно привыкает к новому.
(17) Признак "рациональность-иррациональность"
Также возникает проблема, что делать со старой материей/информацией. Здесь тоже есть два момента. С одной стороны, обществу не стоит слишком уж легко отказываться от уже существующих возможностей. С другой, надо быть достаточно пластичным, чтобы в нужный момент всё-таки отказаться от устаревших наработок. Опять противоречие, опять невозможно соединить это в одном человеке.
Возникает специализация:
Рациональный тип сохраняет старое
Иррациональный тип легко избавляется от старого
(18) “Темпераменты”
Рассмотрим т.н. “темпераменты” с позиции вышесказанного.
(18а) Сангвиник - иррациональный экстраверт. Быстро ко всему привыкает, но и отвыкает тоже быстро. Роль в обществе – приемник нового. Прогоняет через себя много материи/информации в надежде что-нибудь поймать в этом потоке.
(18б) Флегматик – рациональный интроверт. Медленно привыкает к новому, медленно отказывается от старого. Консерватор. Роль в обществе – элемент памяти, хранитель материи/информации
(18в) Как видно, психика флегматиков и сангвинников уравновешена. Потоки материи/информации “на вход” и “на выход” примерно равны. Только у сангвинника этот поток протекает почти беспрепятственно, и большой по объёму(психика подвижна), а у флегматика – сильно модерируется и потому более скромный (малоподвижная психика).
Итого: сангвинник и флегматик отлично подходят для управления равновесными состояниями общества. Это статические типы. Флегматик сохраняет состояние, сангвинник – изменяет.
(18г) Холерик – рациональный экстраверт. Быстро ко всему привыкает, но медленно отказывается от старого. На такой тип постоянно оказывает давление накопленный избыток материи/информации. В итоге – бурная деятельность под влиянием множества импульсов, часто противоречащих друг другу, неустойчивость психики. Общественная роль очевидна – смеситель артефактов, организатор массовой деятельности.
(18д) Меланхолик – иррациональный интроверт. Медленно привыкает ко всему новому, но легко отказывается от старого. В итоге получается ещё один вариант с неустойчивой психикой. Часто испытывает дефицит материи/информации, депрессивен. Кажется бездеятельным, беспринципным = конформным. Общественная роль – фильтр, отсеивающий излишки материи/информации, оставляющий только самое лучшее/надёжное.
(18е) Холерик и меланхолик – типы с неуравновешенной психикой. Асимметрия процессов в психике позволяет им эффективно работать с неустойчивыми состояниями = процессами общества. Это динамические типы. Холерик изменяет течение общественных процессов, меланхолик – сохраняет.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(19) В соответствии с п. (7б) существуют 8 типов энергии. Рассмотрю последовательно физический, биологический и социальный аспекты каждого из типов.

Глобальная потенциальная энергия = положение.
Положение организма. Осуществляет мышечная ткань (скелетная мускулатура)
Положение общества = государство. Управляет сенсорно-логический статический тип (СЛЭ, ЛСИ)

Глобальная кинетическая энергия = движение.
Движение организма. Осуществляет мышечная ткань (сердечная и гладкая мускулатура)
Движение общества = производство. Управляет сенсорно-логический динамический тип (ЛСЭ, СЛИ)

Локальная потенциальная энергия = плотность, давление (?)
Плотность организма = прочность тела. Осуществляет соединительная ткань (хряще-костная система)
Плотность общества = местное самоуправление. Управляет сенсорно-этический статический тип (СЭЭ, ЭСИ)

Локальная кинетическая энергия = тепло.
Тепло организма = обмен веществ. Осуществляет соединительная ткань (кровь, лимфа и жировая ткань)
Тепло общества = торговля. Управляет сенсорно-этический динамический тип (ЭСЭ, СЭИ)

Глобальная электрическая энергия = электрическое поле.
Электрическое поле организма = оболочки органов и организма. Осуществляет покровная ткань (кожа и внутренние мембраны тела)
Электрическое поле общества = культура. Управляет интуитивно-этический статический тип (ИЭЭ, ЭИИ)

Глобальная магнитная энергия = магнитное поле.
Магнитное поле организма = гормональная регуляция, в т.ч. эмоции. Осуществляет покровная ткань (железы)
Магнитное поле общества = искусство. Управляет интуитивно-этический динамический тип (ЭИЭ, ИЭИ)

Локальная электрическая энергия = структура зарядов.
Структура зарядов организма = сознание, память. Осуществляет нервная ткань (соматическая нервная система)
Структура зарядов общества = наука. Управляет интуитивно-логический статический тип (ИЛЭ, ЛИИ)

Локальная магнитная энергия = структура токов.
Структура токов организма = (?). Осуществляет нервная ткань (вегетативная нервная система)
Структура токов общества = предпринимательство. Управляет интуитивно-логический динамический тип (ЛИЭ, ИЛИ)

(20) Соционические типы

СЛЭ
Тип, развивающий государство (военный)
Изменяет положение объективной материи в обществе

ЛСИ
Тип, сохраняющий государство (законник)
Сохраняет положение объективной материи в обществе

ЛСЭ
Тип, развивающий производство (строитель)
Изменяет движение объективной материи в обществе

СЛИ
Тип, сохраняющий производство (ремонтник)
Сохраняет движение объективной материи в обществе

СЭЭ
Тип, развивающий самоуправление (политик)
Изменяет положение субъективной материи в обществе

ЭСИ
Тип, сохраняющий самоуправление (судья)
Сохраняет положение субъективной материи в обществе

ЭСЭ
Тип, развивающий торговлю (коммивояжёр)
Изменяет движение субъективной материи в обществе

СЭИ
Тип, сохраняющий торговлю (лавочник)
Сохраняет движение субъективной материи в обществе

ИЭЭ
Тип, развивающий культуру (просветитель)
Изменяет положение субъективной информации в обществе

ЭИИ
Тип, сохраняющий культуру (учитель)
Сохраняет положение субъективной информации в обществе

ЭИЭ
Тип, развивающий искусство (актёр)
Изменяет движение субъективной информации в обществе

ИЭИ
Тип, сохраняющий искусство (искусствовед)
Сохраняет движение субъективной информации в обществе

ИЛЭ
Тип, развивающий науку (изобретатель)
Изменяет положение объективной информации в обществе

ЛИИ
Тип, сохраняющий науку (учёный)
Сохраняет положение объективной информации в обществе

ЛИЭ
Тип, развивающий предпринимательство (предприниматель)
Изменяет движение объективной информации в обществе

ИЛИ
Тип, сохраняющий предпринимательство (финансист)
Сохраняет движение объективной информации в обществе

(20а) Название "профессии" в скобках даны только в качестве иллюстрации, и, допускаю, некоторые из них неудачны.
Для каждого типа существует своё направление совершенствования, состоящее в углублении специализации.
Разумеется, "идеальная степень" специализации является абстракцией. Реальный индивид находятся где-то между неспециализированным состоянием и "идеалом". Также следует помнить, что чем больше и сложнее общество, тем глубже может происходить специализация. То, что является "близким к идеалу" в малом обществе, будет весьма посредственным в крупном.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Часть 3. Развитие соционического типа в рамках личности индивида.
(21) Биология и социология тесно связаны. Соционический тип имеет смешанное биологически-социальное происхождение.
(22) Особенности генетики / другие причины (?) приводят к усиленному развитию какого-либо типа ткани в теле человека. Каждая ткань управляет одним типом энергии.
(23) Наиболее развитая ткань вызывает у человека склонность управлять соответствующим типом энергии и на общественном уровне. Таким образом человек приобретает какой-либо тип.
(24) Усиленная работа - управление каким-либо типом энергии на общественном уровне приводит к дальнейшему развитию соответствующей ткани в теле организма. Возникает обратная связь. Таким образом, специализация организма углубляется.
(25) Если специализация зашла слишком далеко, непрофильные ткани организма постепенно деградируют. Также, и ещё быстрее деградируют непрофильные установки сознания (мемы). Организм разучивается управлять непрофильными типами энергии. В такой обстановке он должен получать недостающую энергию непрофильных типов от других членов общества.
(26) Попытки самостоятельно управлять непрофильной энергией (свыше возможностей соответствующих тканей и психики) могут приводить к заболеваниям, как соматическим, так и психическим. Также к заболеваниям может приводить и чрезмерная эксплуатация профильной ткани.
(27) Итак, соционический тип является трёхслойной системой:
1 уровень (база) - телесный - соотношение тканей, их активности в теле человека
2 уровень - психический - соотношение программ, установок, мемов в психике, поведение
3 уровень - социальный - рабочее место, внешние артефакты, созданные обществом (техника, культура, коммуникации, бытовые артефакты)
(27а) О "чистом" соционическом типе можно говорить, когда на всех трёх уровнях наблюдается специализация одного и того же типа.
(27б) В случаях, если 2 уровень противоречит 1 (навязанные стереотипы мышления и поведения) возможны расстройства личности.
(27в) Если профессия противоречит установкам 1 и 2 уровней (навязанная профессия) человек по возможности старается превратить свою профессиональную деятельность в профильную. При этом эффективность и качество такой профессиональной деятельности падает. Если разница между типом человека и стандартным типом профессии велика, итогом могут быть профнепригодность и расстройства личности.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Часть 4. Теория смены квадр
(28) Все новые общества возникают в момент завоевания территории пришлой элитой, имеющей происхождение в родовом (неспециализированном) обществе. Это можно назвать моментом "оплодотворения", вслед за которым начинается процесс роста и развития нового "общественного организма" из новой элиты.
Члены элиты общества развиты гармонично, и часто не имеют соционического типа. Это своеобразные "стволовые клетки" общества.
С возрастом общества процент таких индивидов уменьшается, общество теряет способность производить новые ткани - классы и сословия.
(29) Увеличение размеров человеческих обществ не только приводит к всё более нарастающей специализации индивидов, но и повышает риск физических и психических недугов. Особенно катастрофично это может быть для обществ, переживающих упрощение методов управления. В таких ситуациях высокоспециализированные формы вымирают, и на их место приходят менее специализированные. Это может объяснить механизм упадка и вымирания цивилизованных народов.
(30) Допускаю, что соционическая схема дифференциации применима только к городским обществам, а в сельских существует иная схема. Но здесь требуется дополнительное исследование. В частности, неясно, является ли деревня и город в одной стране единым организмом, или настоящий субъект - это город, а деревня - только его владения.
(31) Некоторые общества имеют собственный интегральный тип. Тип возникает как результат преобладающего направления специализации индивидов в данном обществе. Причины такого "перекоса" в развитии лежат в сфере объективных явлений, и прежде всего, господствующего типа хозяйствования, который в свою очередь, зависит от природных условий. Общество, имеющее выраженную специализацию, получает преимущество в соответствующую его интегральному типу эпоху.
(31а) Интегральный тип может появиться лишь у обществ, имеющих тесные связи с другими обществами. Фактически, здесь опять работает закон из п. (1), но на новом уровнен сложности.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(32) Эпохи
Эпоха бета.
Максимум "потенциальной энергии" и "магнитного поля" - увеличение роли государства и искусства.
Преобладание институтов беты в обществе - "твёрдое" общество.

Эпоха гамма.
Максимум "плотности" и "электрических токов" - развитие местного самоуправления и предпринимательства.
Преобладание институтов гаммы в обществе - "жидкое" общество.

Эпоха дельта.
Максимум "кинетической энергии" и "электрического поля" - развитие производства и культуры.
Преобладание институтов дельты в обществе - "газообразное" общество.

Эпоха альфа.
Максимум "тепла" и "электрических зарядов" - развитие торговли и науки.
Преобладание институтов альфы в обществе - "плазменное" общество.

(33) Историческая периодизация
В истории наблюдается 1600-летний глобальный цикл развития цивилизации, по ходу которого происходит смена господствующих социальных институтов. Циклы для западной Евразии (Европы и Ближнего Востока), восточной Евразии (Китая) и коренных жителей Америки (прекращённый европейцами) асинхоронны, но длина цикла сохраняется, что говорит о его естественном происхождении.

Прилагаю периодизацию истории западно-евразийского региона, как наиболее изученного.

2800 / 2400 до н.э. - дельта эпоха. упадок Архаической цивилизации(?). Строительство пирамид в Египте.
2400 / 2000 до н.э. - альфа эпоха. зарождение Древней цивилизации. Города-государства (распад Египта)
2000 / 1600 до н.э. - бета эпоха. становление Древней цивилизации. Войны за объединение Египта, Хатти
1600 / 1200 до н.э. - гамма эпоха. расцвет Древней цивилизации. Империи древнего Востока
1200 / 800 до н.э. - дельта эпоха. упадок Древней цивилизации. Жреческие государства древнего Востока.
800 / 400 до н.э. - альфа эпоха. зарождение Античной цивилизации. Полисы Эллады, Этрурии и северной Африки.
400 / 0 до н.э. - бета эпоха. становление Античной цивилизации. Римская республика и эллинистические государства.
0 / 400 н.э. - гамма эпоха. расцвет Античной цивилизации. Римская империя.
400 / 800 н.э. - дельта эпоха. упадок Античной цивилизации. Церковь как институт управления. Византия, Халифат.
800 / 1200 н.э. - альфа эпоха. зарождение современной Западной цивилизации. Феодальная раздробленность. Киевская Русь.
1200 / 1600 н.э. - бета эпоха. становление современной Западной цивилизации. Становление государств в Европе. Московия.
1600 / 2000 н.э. - гамма эпоха. расцвет современной Западной цивилизации. Мировая колониальная система Европы. Российская империя.
2000 / 2400 н.э. - дельта эпоха. упадок современной Западной цивилизации. Новая "мировая церковь" (ООН и международные институты ?) Возвращение "мягких" методов управления.

(34) Зарождение новых обществ возможно при смене эпох. Большинство обществ существуют только в пределах одного 1600-летнего витка цикла. Дольше сохраняются лишь их реликтовые формы. Однако, правило ли это, или только особенности текущей бурной социализации вида Homo Sapiens - не знаю. Видимо, здесь надо учитывать и процесс общей эволюции вселенной ... но это уже не входит в цели данной работы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Со всеми вопросами можно обращаться прямо здесь. По возможности буду отвечать. Надеюсь на конструктивную критику.
Если есть желание скопировать текст куда-либо ещё - пожалуйста, но не забывайте указывать автора ;-)
С уважением, © Иван Романов, Санкт-Петербург, 1 июня 2010

Тезисно, самое важное:
1) Автор выступает за привязку соционики к теории систем. Эта теория исследует механизмы возникновения сложных систем, построение иерархий, специализацию элементов, и т.д.
Очевидно, предмет исследования соционики - структура общества на низшем уровне - носит прямое отношение к этой теории.
В качестве общего ознакомления с темой рекомендую статью
Г.П. Черный К вопросу о применении общей теории систем в социологии
http://www.science.sakhalin.ru/Pub/IVV/SYS-22.html

2) Автор является умеренным редукционистом :D Связь между особенностями строения физического тела и соционическим типом, всё же, есть, иначе физиогномика не имела бы шансов. Допускаю, что аналогия, приводимая в п.п.19 и 22-27, не верна или допускает излишнее упрощение. Тем не менее, считаю перспективным обсуждение этой темы (а особенно - экспериментальные исследования)

3) Основная идея изложена в п.19.
Понятно, что человек может управлять как материальными объектами напрямую, так и информацией (косвенное управление). Основным управляющим элементом, безусловно, вступает психика, но с ней тесно связаны как естественные (тело), так и искусственные (артефакты общества) приспособления.
По мнению, автора, признак сенсорика-интуиция описывает именно дифференциацию на косвенное управление (интуиты) и прямое (сенсорики). При пересечении признаков статика-динамика и сенсорика-интуиция, получается 4 малых группы, каждая из которых специализируется на управлении одним из общеизвестных типов физической энергии системы (см. п. 14). Энергия понимается с учётом уровня сложности системы, в п. 19 приведены аналоги для систем разных уровней сложности.
Такая трактовка позволяет в перспективе привязать соционику, и даже социологию к комплексу естественных наук.

4) Остальные признаки имеют смысл только в том случае, если индивид наблюдается в составе сложного общества. Т.е. индивид, живущий в первобытном обществе, является примерно одинаково сенсориком и интуитом, статиком и динамиком, а остальные дихотомии к нему неприменимы по смыслу.

5) Принадлежность типа к тому или иному клубу трактуется как метод управления энергией (материей/информацией) в пространстве, а к темпераменту - во времени. Прорисовываются параллели между признаками сенсор/интуит и стат/динам (1-е); лог/эт и экстра/интро (2-е); аристо/демо и рацио/иррацио (3-е), с учётом разбиения на пространство / время. Первый признак тройки выводится из 2 и 3 (п.п. 13,18)

6) Наконец, сам соционический тип понимается как МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ энергией, является атрибутом общества, а деформации психики, описываемые соционикой, всего лишь следствия этого.

7) Отношения между типами понимаются как отношение методов управления. Признаки аристо/демо и рацио/иррацио обозначают цель управления. У дуалов цели совпадают, а способы их достижения (остальные признаки) прямо противоположны и не перескаются (не мешают друг другу). В п. 32 приведена попытка описать это через физические параметры (правда, пока, не для дуалов, а для квадр).
Для более подробного описания (либо опровержения гипотезы) требуются физики-теоретики с опытом :)
Последний раз редактировалось Danidin Ср апр 19, 2017 2:08 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Соционика: перезагрузка

Сообщение Danidin » Чт июн 03, 2010 2:56 pm

-
Последний раз редактировалось Danidin Ср апр 19, 2017 1:59 pm, всего редактировалось 1 раз.
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Соционика: перезагрузка

Сообщение Danidin » Ср июн 09, 2010 5:05 am

-
Последний раз редактировалось Danidin Ср апр 19, 2017 2:06 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Соционика: перезагрузка

Сообщение Фелина » Ср сен 14, 2016 7:45 pm

Ого, в этом разделе обнаружился клад ^^
Не всегда могу высказать мысли правильно - чаще это выглядит как "попытка изобразить мимикой капусту" :D Да и к физикам ни коем образом не отношусь ) Всё равно сказать что-то хочется.
Danidin писал(а):Кое-что встречалось ранее у других авторов, но по большей мере это мои личные разработки.

Ценно :add25
Danidin писал(а):(1) Одиночный свободноживущий субъект обычно универсален, т.к. это необходимо для его выживания. Но субъекты, объединённые в группу, специализируются для выполнения более узкого набора функций, по сравнению с исходным.

Как субьект, с рождения уклоняющийся от принудительной социализации (на социальном уровне - переменчиво, на психологическом - абсолютно) могу подтвердить - те же мысли. Даже в короткие моменты обдумывания, экспериментов (пытаться вести себя как другие, проявлять активность в коллективе и т.д.) поведение было:
1) непредсказуемым с точки зрения окружающих
2) оправданным ситуацией
Однако, бывали случаи самозабвения, когда действительно вдруг начинаешь вести себя как связанный с обществом. Тогда - да. На всякую ситуацию похожая реакция (что удивляет).
Поразительно! Так глубоко и в то же время чётко всё описано. Чувствуется ещё личная заинтересованность, попытка разобраться.
Danidin писал(а):(32) Эпохи

Дух захватывает! :add421

Не бывает у вас такого, что высказываетесь, а собеседник вроде хочет опровергнуть - нечем. Как-то мнётся, уходит потом. А вы так: "Да, я крут! Но что-то грустненько вдруг стало" :cry: :unknown:

А вообще, похоже на вступительную главу к книге :I3
Всё так правильно описано, кажется.
Фелина
Активист
Активист
 
Сообщения: 302
Зарегистрирован: Чт сен 08, 2016 9:03 pm
Пол: Женский
Соционический тип: Есенин
Тип по психе-йоге: Руссо (ЭЛФВ)
Темперамент: Меланхолик
Профессия: Активный непониматель

Соционика: перезагрузка

Сообщение Nafeyhoa » Чт сен 15, 2016 1:05 am

Спасибо, прочитала с интересом :)
Удачно обновилась тема!
Аватара пользователя
Nafeyhoa
Dark side
Dark side
 
Сообщения: 18964
Зарегистрирован: Вт апр 30, 2013 11:59 pm
Откуда: Дно Кихота
Медали: 7

Соционика: перезагрузка

Сообщение Danidin » Вт фев 07, 2017 6:52 pm

Итак, прошло семь лет, мои взгляды на соционику стали значительно глубже, и я решился на переработку этой своей теории с учётом всей новой информации. Основная идея не изменилась: на мой взгляд, социотип - это форма социальной энергии, причём имеются очень тонкие и глубокие параллели этой формы энергии с энергией физической. В первой версии своей теории я был несколько наивен в плане понимания физики (хотя многие моменты, похоже, уловил правильно почти сразу). К сожалению, классификацию форм собственно физической энергии никто в науке не осуществлял, поэтому пришлось делать её самому, на свой страх и риск. С тем, что в итоге получилось, вы можете ознакомиться на моём сайте: http://danidin.ucoz.net/index/teorija_s ... nergii/0-6
Надеюсь, моя работа, пусть она даже и не является научной, а скорее метафизически-философской, тем не менее будет полезной в понимании основ происхождения соционики как системы признаков.

И дополнение для любителей признаков Рейнина. В нынешней версии моей теории эти признаки можно выводить напрямую - как объединение свойств двух малых групп, построенных на первичных дихотомиях. Причём в ряде случаев получившееся наполнение признака оказывается весьма близким к предсказанному заранее и распространённому сейчас в соционике. Не знаю, возможно, в ряде случаев это есть результат неумышленной подгонки данных, но тем не менее... я никогда раньше не встречал ни одной системы, допускающей вывод этих признаков хоть каким-то логически обоснованным способом друг из друга. Собственно, я сам был удивлён, когда в рамках данной системы понятий такое действие оказалось возможным, и даже относительно простым.
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Соционика: перезагрузка

Сообщение kanonik » Ср фев 08, 2017 3:16 am

Danidin писал(а):Итак, прошло семь лет, мои взгляды на соционику стали значительно глубже, и я решился на переработку этой своей теории с учётом всей новой информации. Основная идея не изменилась: на мой взгляд, социотип - это форма социальной энергии, причём имеются очень тонкие и глубокие параллели этой формы энергии с энергией физической. В первой версии своей теории я был несколько наивен в плане понимания физики (хотя многие моменты, похоже, уловил правильно почти сразу). К сожалению, классификацию форм собственно физической энергии никто в науке не осуществлял, поэтому пришлось делать её самому, на свой страх и риск. С тем, что в итоге получилось, вы можете ознакомиться на моём сайте: http://danidin.ucoz.net/index/teorija_s ... nergii/0-6
Надеюсь, моя работа, пусть она даже и не является научной, а скорее метафизически-философской, тем не менее будет полезной в понимании основ происхождения соционики как системы признаков.

И дополнение для любителей признаков Рейнина. В нынешней версии моей теории эти признаки можно выводить напрямую - как объединение свойств двух малых групп, построенных на первичных дихотомиях. Причём в ряде случаев получившееся наполнение признака оказывается весьма близким к предсказанному заранее и распространённому сейчас в соционике. Не знаю, возможно, в ряде случаев это есть результат неумышленной подгонки данных, но тем не менее... я никогда раньше не встречал ни одной системы, допускающей вывод этих признаков хоть каким-то логически обоснованным способом друг из друга. Собственно, я сам был удивлён, когда в рамках данной системы понятий такое действие оказалось возможным, и даже относительно простым.


Что мне нравится:
То, что всё это написано не ради чего-то, а от души

Что мне не нравится:
Очень-очень давно испытываю очень-очень большой скепсис к "общим теориям всего" и к любым теориям "разумного замысла" в устройстве мира, а тут полно и второго, и первого.

Однако:
В заключительном приложении про признаки Рейнина есть, однако, вещи, которые вполне могут быть вербализованы в виде анкетных вопросов - именно, для проверки сделанных там выводов. Если при такой проверке вообще хоть что-нибудь получится, тогда есть смысл еще и дальше размышлять на эту тему, ибо эксперимент всегда выше и самой философии, и ее критики.
=========
«Если тебя лишили обязанностей гражданина, исполняй обязанности человека». (Сенека)
kanonik
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4490
Зарегистрирован: Вс авг 07, 2011 7:10 pm
Медали: 4

Соционика: перезагрузка

Сообщение Danidin » Пт фев 10, 2017 4:59 pm

Уважаемый kanonik, спасибо за отзыв!
Я совершенно не учёный-экспериментатор, а, скорее, эстет, видящий в науке материал для построения красивого образа мира. Поэтому сразу и заметил, что на научность не претендую. Пожалуй, моя теория попала как раз в ту категорию, что будет одинакова неинтересна что для любителей, что для профессионалов. Для первых - из-за отсылки к темам, напрямую с соционикой не связанным, и требующим дополнительных знаний (хотя, мне кажется, знания физики на уровне старших классов школы тут вполне достаточно). Для вторых - потому что действительно, эта теория чисто белологическая, и не капли не чёрнологическая, а значит, метафизическая, а не диалектическая.
Тем не менее, попробую сказать несколько слов в её защиту :add14
Эксперименты В.Л.Таланова и А.Хижняка на данный момент позволяют с большой долей надёжности говорить о фактическом наполнении различных соционических признаков. Сейчас мы имеем вполне себе уже объёмную картину многообразия психологических свойств, можем наблюдать их взаимосвязи и делать предположения о тех или иных эволюционных предпосылках их возникновения и развития. В соответствующих работах В.Л.Таланов неоднократно рассказывал о связи между психологическими свойствами личности (в проекции на систему понятий соционики) и функционированием головного мозга человека. Я в нейрофизиологии не разбираюсь; тем не менее, не верить выводам В.Л.Таланова у меня нет оснований.

Однако, как уже было неоднократно замечено в соответствующих темах на этом форуме, полученное в результате экспериментов психологическое многообразие обладает высокой долей асимметрии. Разные соционические признаки и их производные коррелируют друг с другом с ненулевыми значениями. Так и должно быть, если предположить, что все психологические свойства и комплексы свойств возникли спонтанно в ходе эволюции человеческого мозга, в условиях естественного отбора.
Всё, что создано природой, создано методом долгих проб и ошибок, и разные механизмы - что тела, что психики, могут быть реализованы очень "кривыми" и запутанными способами.

И тут есть противоречие с самой структурой соционики, а именно с изначальной заданностью социона как идеально симметричной структуры. Мы же не пытаемся создать очередную бесформенную типологию (вроде типологий Леонгарда или Личко), а именно что загоняем возникшее эволюционным путём многообразие в структуру, симметрия которой ничем не подтверждена, кроме метафизики Юнга. И эту симметрию надо каким-то образом объяснить. Как это можно сделать?

И тут я пытаюсь рассуждать именно как эволюционист. Любая сложная система, имеющая в своей основе множество биологических, обладающих изменчивостью элементов, в то же время существует и в надсистеме реального мира. Взаимодействие с этим миром обеспечивает естественный отбор подобных систем.
Таким образом, если симметрия направлений специализации человеческой личности и могла откуда-то взяться, то только из глобальной симметрии внешней среды. Под "внешним" я тут понимаю не внешний в прямом смысле этого слова мир, но также и состав человеческого тела. Тканей в человеческом теле, в общем-то, тоже четыре, и хотя возникли и специализировались они путём слепой эволюции, но конечная цель этой специализации была всё та же: управление четырьмя основными видами энергии.
Любой животный организм, с одной стороны, есть сообщество клеток, но с другой (в отличие от растения), также и некая целостность, реализующая на себя на уровне взаимодействия с внешним миром. Так, клетки мышц при специализации развивают в себе способность к сокращению и/или поддержанию напряжения, что даёт возможность мышечной ткани оперировать механической энергией целого тела. Нервные клетки специализируются в направлении повышения способности проводить и накапливать электрический потенциал. Их сообщество специализируется на обработке объективной, необходимой для выживания целого организма, информации (поступающей как извне тела, так и отдельных органов). Соединительные и покровные ткани управляют термодинамикой и химией ( в т.ч. гормональной регуляцией ) организма соответственно. Последние две ткани действуют на уровне отдельных клеток, их аналоги есть и у растений. Кровь разносит энергию до каждой клетки, жировая ткань запасает энергию и теплоизолирует, кости и хрящи создают опорный каркас, борющийся с внешним давлением. Покровные ткани стратифицируют органы, недопуская смешивание потоков информации - имеющей смысл не для всего организма, а лишь для определённых тканей. Железы вырабатывают гормоны, т.е. эту самую информацию.
А что мы видим не на уровне отдельного организма, но современного общества? Да, в принципе, то же самое, но на ином уровне сложности. Технология возникла естественным образом в человеческом обществе как дополнение к мышечной силе людей; она делает работу мышц более простой и кратно эффективной. Система жилищ, внешнего товарооборота и внешней переработки пищи - является прямым продолжением работы соединительной ткани. Фактически, сейчас мы вынесли процесс пищеварения и накопления пищевых запасов в значительной степени вовне из своего тела (термическая обработка пищи, полуфабрикаты, консервы), также как и саму терморегуляцию (одежда, жилище). Жилище при этом отчасти выполняет и роль экзоскелета. Культура и искусство - это, по сути, усовершенствование покровов и гормональной регуляции,а именно - аппарат синхронизации эмоциональных иллюзий разных людей. За возникновение иллюзий, в том числе и иллюзии персонального существования, в организме человека отвечают железы, т.е. покровная ткань. Ну а возникающий ныне интернет как усовершенствованный нерв оплетает планету, перенося накопление объективной информации на системный уровень выше.
Да, то, как это всё реализовано в том или ином случае, есть предмет научного исследования, т.к. роль случайных факторов здесь очень велика, и чтобы уметь управлять, надо знать частности. Но я и не ставлю перед собой такой задачи. Я пытаюсь понять глобальный и неизменный порядок целого.
И общая схема, по крайней мере, на мой взгляд, прослеживается везде одна и та же. Наш мир в основе своей управляется именно что физическими законами. Я очень надеюсь, что моих поверхностных знаний физики в данном случае было достаточно, чтобы построить относительно годную классификацию форм физической энергии. Собственно, в плане физики я пытался тут сделать ничего принципиально нового и не баловался разными паранауками, просто по возможности упорядоченно описал то, что доступно в любом учебнике по физике для старшей школы. Дальнейшее было делом техники. Вдохновлялся я, во-первых, идеями С.Переслегина, который, как известно, также оставил свой след в соционике, но является и автором статьи о управлении обществом как термодинамической системой. Повлияла на меня и теория Седых; впрочем, сейчас я считаю её неверной во всём, кроме понимания смысла статики-динамики. Широкая распространённость вот таких вот взглядов, где мягкое смешивают с тёплым, ( http://psychotype.ru/article/a-4.html ) сподвигла меня к разработке собственных.

По поводу признаков Рейнина: то, что их удалось вывести, явилось для меня неожиданным дополнением. Если полученные выводы возможно проверить экспериментальным путём - я не против. Впрочем, мне думается, что пока это всё-таки рано. Кое-какие моменты мне всё ещё кажутся неочевидными, и теория в целом не завершена. Например, вот темы, которые мне хотелось бы ещё развить:
1) Отношения "дуальности" и "конфликта" (взаимное усиление и взаимное ослабление) для разных форм энергии, которые должны иметь место, коль теория верна, пока удаётся отследить не во всех случаях; многое пока приходится "притягивать за уши".
2) Возможно, асимметрия реального социона есть следствие искажений, заложенных в самой структуре бытия. Например, корреляция интуиции с этикой в моей теории эквивалента суждению, что электромагнетизм проявляет себя больше на уровне микромира, а гравитация - на уровне макромира; обратные ситуации более редки (и это действительно так). Возможно, есть смысл попробовать рассмотреть подобным образом и другие тесно связанные признаки - экстраверсию с центральностью, иррациональность с интуицией и т.п.
3) Также, поскольку я являюсь сторонником непрерывного континуума типов, то должен рассматривать и множество форм энергии, переходных между основными.
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Соционика: перезагрузка

Сообщение Danidin » Пт фев 10, 2017 5:02 pm

Выложу, пожалуй, также тут и основные предположения, лежащие в основе моей теории. На всякий случай. А то на сайте первая часть - самая спорная и фриковая, и наверняка кто-то испугается и дальше читать не станет)

Главная идея:
-Соционические типы есть виды социальной энергии (энергии общества как системы, состоящей из людей).
-Соционика как классификация подобна классификации видов физической энергии (энергии физической системы, состоящей из атомов и молекул).

Понимание основных соционических признаков с позиции теории социальной энергии:

Экстраверсия - субъект воспринимается как материальная точка, как бесструктурный; энергия накапливается во взаимодействии с внешним миром;
Интроверсия - субъект воспринимается как объём пространства, как внутренняя структура; энергия накапливается в этой структуре;
Иррациональность - ненаправленность; субъект воспринимается как симметричный в изотропном мире - величина энергии не зависит от позиции наблюдателя; стремление к абсолютному максимуму энергии;
Рациональность - направленность; субъект воспринимается как ассимметричный в анизотропном мире - величина энергии различается для разных наблюдателей; стремление к максимуму энергии в определённом направлении;
Статика - потенциальная энергия; мир воспринимается как последовательность "временных срезов", каждый из которых является статичной картинкой;
Динамика - кинетическая энергия; мир воспринимается как движение, развёртывающееся во времени;
Гибко-разворотливость - энергия, связанная с концентрацией потенциала - материального (ЧС) или информационного (ЧИ);
Восприимчиво-адаптивность - энергия, связанная с сохранением в себе движения - материи (БС) или информации (БИ);
Линейно-напористость - энергия, связанная с направленным переносом - системы как целого (ЧЛ) или колебаний отдельных субъектов-частиц (ЧЭ);
Уравновешенно-стабильность - энергия, связанная с выбором направления ориентации системы потенциалов - относительно глобального поля (БЛ) или относительно ближайших субъектов-частиц (БЭ).

Сенсорика - субъект воспринимается как живая масса его клеток, окружающий мир - как материальные объекты; стремление к выживанию как материальное тело;
Интуиция - субъект воспринимается как сознание (имеющее электромагнитную природу), окружающий мир - как информация; стремление к выживанию как система мыслеобразов;
Этика - взаимодействие отдельных субъектов-частиц меж собой с учётом их индивидуальных особенностей;
Логика - взаимодействие на уровне общества-надсистемы с внешней средой и другими надсистемами по общим, единым для всех субъектов-частиц системы законам;
Коллективизм - общество как материальное тело, жёстко соединённое информационно на уровне отдельных субъектов-частиц;
Индивидуализм - общество как материальная среда, в которой отдельные субъекты-частицы движутся хаотично в общем информационном поле;
Клуб практиков - управление механической социальной энергией, техносфера ("мышцы общества");
Клуб исследователей - управление электромагнитной социальной энергией, информационные сети ("нервы общества");
Клуб социалов - управление термодинамической социальной энергией, сети торговли и потребления материальных ресурсов ("соединительная ткань общества");
Клуб гуманитариев - управление химической социальной энергией, культура ("покровная ткань общества").

Все остальные определения в системе понятий социальной энергии могут быть получены из данных. В общем-то, даже описания малых групп как форм энергии тут тоже излишни, однако, пусть будут для упрощения понимания.
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Соционика: перезагрузка

Сообщение kanonik » Пт фев 10, 2017 9:15 pm

Danidin
Спасибо. Идея понятна и небезинтересна.

В частности, понравился философской свежестью взгляд на нальность (через дилемму изотропии и анизотропии ее, по-моему, еще никто не интерпретировал - пусть это для нее и не исчерпывающе и потому совсем не однозначно, но по крайней мере свежо и потому интересно)...

Но мне всегда хочется от любого нового взгляда в структурировании явлений получить обязательно какой-нибудь проверяемый прогноз - то есть одну или несколько вытекающих из этого взгляда гипотез, которые можно на практике проверить. Вы же согласитесь со мною, несомненно, что ценны только те новации в теоретических построениях (пусть даже в чисто философской сфере), которые обладают новой предсказательной силой.
Вам стоит дальше подумать именно в этом направлении.
=========
«Если тебя лишили обязанностей гражданина, исполняй обязанности человека». (Сенека)
kanonik
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4490
Зарегистрирован: Вс авг 07, 2011 7:10 pm
Медали: 4

Соционика: перезагрузка

Сообщение Мэйпл » Вс фев 12, 2017 10:55 pm

Danidin писал(а):А что мы видим не на уровне отдельного организма, но современного общества? Да, в принципе, то же самое, но на ином уровне сложности. Технология возникла естественным образом в человеческом обществе как дополнение к мышечной силе людей; она делает работу мышц более простой и кратно эффективной. Система жилищ, внешнего товарооборота и внешней переработки пищи - является прямым продолжением работы соединительной ткани. Фактически, сейчас мы вынесли процесс пищеварения и накопления пищевых запасов в значительной степени вовне из своего тела (термическая обработка пищи, полуфабрикаты, консервы), также как и саму терморегуляцию (одежда, жилище). Жилище при этом отчасти выполняет и роль экзоскелета. Культура и искусство - это, по сути, усовершенствование покровов и гормональной регуляции,а именно - аппарат синхронизации эмоциональных иллюзий разных людей. За возникновение иллюзий, в том числе и иллюзии персонального существования, в организме человека отвечают железы, т.е. покровная ткань. Ну а возникающий ныне интернет как усовершенствованный нерв оплетает планету, перенося накопление объективной информации на системный уровень выше.

А что отвечает за процесс размножения в этой системе, какие функции (или какие типы)?
Вы не подумайте, что я издеваюсь. Этот вопрос - первое, что мне пришло в голову при прочтении. Пришел бы мой студент с такой теорией - я бы тот же вопрос первым делом задала.
Ведь контекст, в котором идёт рассмотрение, - это эволюция, верно? А в эволюции критерием отбора является число успешно переданных копий гена.
У вас же получается, что либо размножение отдано ''железам'', этикам, либо такой сложный процесс жизнеобеспечения вида не моделируется через одну ведущую систему органов, а требует согласованного действия всех систем.
Но тогда почему технология или культура моделируется? Потому что они психическая ''надстройка'', а не физиологический ''базис''? Если так, то всю ''соединительную ткань'' и прочие кости надо вообще убрать из метафоры и ограничиться типологией регуляторных систем. Т.е., дав круг в семь вёрст, вернуться к соционике.

Второе (вытекающее из первого). В вашей анатомической метафоре обойдён вниманием тот принципиальный момент, что в организме есть иерархия систем: ни одна мышца не дрогнет и никакая соединительная ткань не отдаст свой запас произвольно, по своему желанию. Их работу целиком и полностью регулирует и подчиняет себе нейрогуморальная система. Ценность мышц и костей (да даже многих желез) в сотни раз ниже ценности мозга, если оценивать по критической необходимости для жизни.
Словом, у вас получился тот же перекос, как и у Таланова: мозг - это робеспьеры, я так полагаю, а лишний жир - это жуки с напами, без них даже лучше))
Мэйпл
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 15492
Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 6:33 pm
Медали: 10
Пол: Женский

Соционика: перезагрузка

Сообщение Danidin » Пн фев 13, 2017 8:04 pm

Мэйпл, спасибо за вопросы)
Насчёт размножения - это, действительно, интересный момент. Но тут надо определиться, о каком размножении идёт речь. О размножении биологических организмов, или о размножении обществ. Если говорить о первом, то замечу, что половые клетки, в отличие от большинства клеток организма - неспециализированные. У них нет никакой функции _внутри_ организма, они не управляют никакой его энергией. Таким образом, на них не распространяется общая классификация. То, что они локализуются внутри желез - факт любопытный, но я право, пока не знаю, как его трактовать.
Если говорить, о размножении обществ... начнём с того, что нет никаких предпосылок считать, что нынешнее общество является настолько высокоорганизованным, что
может быть соотнесено по своей сложности именно с человеческим организмом. Существует огромное количество видов животных крайне далёких по своему строению, среде обитания и методах размножения от высших позвоночных. Многие из них не обладают в достаточной мере целостностью, не имеют мозга, размножаются почкованием и т.п. Вполне возможно, что эволюция обществ сейчас на начальном этапе пути. Мы даже ещё не вышли в космос и во многом живём среди естественной природы - я думаю, это в какой-то мере подобно тому, как первые живые существа жили в водах океана, а не на суше. Мы вообще только совсем недавно - 5000 лет назад - перешли от "одноклеточности" к "многоклеточности" - от бесписьменного общинного общества к письменности и государству.
Но, положим, какой-то аналог "полового размножения" в истории цивилизации найти можно. О.Шпенглер (из всех философов-историков его взгляды мне ближе всего) писал о том, что мировая история - есть череда замкнутых на себя "Высоких культур", которые в своём тысячелетнем развитии проходят определённые этапы. Начинается история любой культуры с того, что по некой территории расселяется некая элитная группа, которая до того была волею судеб оторвана от своих прежних место обитания и занятий. Затем начинается медленный этап прорастания этой элиты в местное население как субстрат, который приводит спустя примерно 500 лет к созданию новой культуры. Эта культура отделяется от предшествующих, а затем постепенно начинает внутреннее усложняться, вырастая в итоге в цивилизацию. Согласно Шпенглеру, в Европе (Средиземноморье) история насчитывала по меньшей мере три этапа. Первая культура в этом регионе зародилась в долине Нила около 3 тысяч лет до н.э. Позже путём культурной индукции этот "архаический мир" расширился на районы Передней Азии и Крита. Вторая культура, Античная, началась с расселения по Средиземноморью "народов моря", затем, через "Гомеровские времена", Античную грецию и Эллинизм, привела к возникновению Римской империи. Третья, нынешняя Западноевропейская культура, началась с расселения германских племён в Западной Римской Империи; затем было средневековье, Возрождение, колонизация мира, и наконец, нынешняя эпоха победившего глобализма.
В общем, если и говорить о "половом размножении" обществ, то наиболее адекватной выглядит гипотеза, что новые Высокие культуры могут возникать спонтанно из бесклассового общества. Механизм такого возникновения до конца неясен, но переход какой-то толики культурного наследия от одной Высокой культуры к другой всё же возможен (хотя, безусловно, и происходит спонтанно). Роль элиты как наименее специализированной социальной страты в чём то подобен роли стволовых клеток: и то, и другое - есть потенциал целого к возможности создания в себе новых сословий и классов ("тканей"). Исчезновение элиты в поздние эпохи, подобные нашей, в итоге ведёт общество к вырождению и гибели.

Теперь о роли разных ТИМов в развитии общества. Да, действительно, интуитивно-логический компонент очень ценнен с позиции функционирования общества. И роль ЛИИ как хранителя объективной информации общества, действительно, напоминает роль нейронов головного мозга, отвечающих за долговременную память (при этом роль ИЛЭ подобна роли нейронов органов чувств, ЛИЭ - нейронов, иннервирующих мышцы, а ИЛИ - нейронов, обрабатывающих в фоновом режиме всю наличную информацию, и ответственных за непрерывность сознания).

Объективное знание о мире, думается мне, ничуть не менее, а часто и более важно, чем воплощённая технология, человеческий быт и даже чем культура. Но при этом не надо преувеличивать роль социальных "мозгов".
Та мысль, которую вы высказываете - "мозг управляет всем" - она очевидна только на первый взгляд. Вообще, мне кажется, она во многом есть следствие "мозгоцентричности" современной науки. Но попробуйте подумать иначе. С позиции отдельной клетки её роль в целом не столь очевидна. Отдельный нейрон не знает, что вместе со множеством других нейронов он - фрагмент управляющей электромагнитной системы целого. Он всего лишь проводит и накапливает электрический (электрохимический) потенциал. Также как и какая-нибудь всасывающая клетка кишечника, краткоживущий труженик, не знает о своей роли в целом, она просто работает, потому что создана такой, как есть. Человек не может жить без нервов и мозга, но не сможет он прожить и без гуморальной регуляции, и без движения крови, и без работы сердечной мышцы, которая это движение обеспечивает. Для функционирования целого нужно управлять всеми видами энергии, а то, что мозг якобы находится в привелегированном положении - во многом следствие того, что мы смотрим на человеческий организм извне (т.е. с "логических" масштабов целого - см. моя теорию) и с информационной (т.е. "интуитивной") позиции. Посмотри мы на него с другой позиции - и всё изменится.
К тому же, уж кто-то, а нейроны мозга с размножением никак не связаны. Они даже делиться в большинстве случаев не могут. Так как в мозгу для сохранения стройной системы воспоминаний нужен информационный порядок, а не хаос конкурирующих на клеточном уровне систем.
И тут, кстати, я вспоминаю не тот факт, что-де мозг управляет всеми прочими органами, а тот, что ЛИИ - это ТИМ, у представителей которого самые большие проблемы с нахождением себе пары. Ведь направленность на размножение, в общем-то, - один из главных побудительных мотивов, что заставляет людей (да и вообще любые системы) вести себя эгоистично, драться там, где можно уступить, лгать друг другу и пускать пыль в глаза, - что так противно для ЛИИ. Так что нет в специализации безусловных плюсов, любое преимущество в одном обычно оборачивается очень обидными недостатками в другом. И ещё неизвестно, что лучше - иметь возможность своими персональными действиями косвенно направлять развитие общества через сотни лет или ничего толком не зная, быть популярным здесь и сейчас, познать все радости жизни, ни разу не повторяясь, и умереть молодым.
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Соционика: перезагрузка

Сообщение Мэйпл » Вт фев 14, 2017 8:29 pm

Danidin писал(а):О.Шпенглер (из всех философов-историков его взгляды мне ближе всего) писал о том, что мировая история - есть череда замкнутых на себя "Высоких культур", которые в своём тысячелетнем развитии проходят определённые этапы.

Именно поэтому ''анатомическая'' аналогия общества как человеческого тела некорректна: в эволюционном развитии тела Хомо сапиенс не было шпенглеровских закатов и подъёмов. Лицевой отдел черепа неумолимо уменьшался, а мозговой увеличивался, так что тело современного человека по сравнению с неандертальцем - это явно победивший робеспьер, а не жуков.
Danidin писал(а):Та мысль, которую вы высказываете - "мозг управляет всем" - она очевидна только на первый взгляд. Вообще, мне кажется, она во многом есть следствие "мозгоцентричности" современной науки. Но попробуйте подумать иначе. С позиции отдельной клетки её роль в целом не столь очевидна. Отдельный нейрон не знает, что вместе со множеством других нейронов он - фрагмент управляющей электромагнитной системы целого.

Да, такая модель, где все клетки равноценны, но тем не менее имеют свою роль, больше подходит для описания социона, вернее, будет единственной корректной биологической аналогией. Если очень нужно проводить параллель именно с зоологическими системами, то нужно искать на уровне сифонофора, или ниже - выше уже появляются сложные ткани, нервные ганглии и уровни иерархии регуляторных систем, когда в своей аналогии мы неизбежно должны будем соотносить роли управления-контроля, и исполнения.
Сифонофор же не нарушает моделируемых принципов: равенства зооидов, их особой роли при этом (сифон, нектосома, пневматофор), возможности специализации из равнопотенциальных (''стволовых'') клеток, возможности общей эволюции сифонофора с этапами как у Шпенглера (сила и вырождение колонии).
И даже тот факт, что робеспьер застенчив, здесь не будет препятствием для эволюционной передачи генетического материала, как это было бы с человеком: сифонофор размножается почкованием.
Мэйпл
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 15492
Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 6:33 pm
Медали: 10
Пол: Женский

Сводная таблица соционических функций

Сообщение Danidin » Вт апр 18, 2017 3:52 am

Выкладываю тут свой очередной вариант описания 8 функций. Возможно, в этот раз получится более понятно в смысле привязки чисто физических понятий к соционике. По крайней мере, рассмотрение биологических систем как промежуточного эволюционного звена между физическими и социальными, должно в этом помочь.
сводная таблица соционических функций_v1.png
сводная таблица соционических функций_v1.png (177.98 КБ) Просмотров: 2394

Небольшое пояснение.
Классическая трактовка: БИ, ЧИ и т.д. - аспекты, а функции - это позиции-ячейки в модели А. Здесь я согласен с kanonik'ом и отвергаю такую трактовку.
Используемая мной система понятий: БИ, ЧИ и т.д - это, прежде всего, функции человеческого организма (причём связанные не только с обработкой информации, но и с физиологическими и морфологическими различиями, особенностями онтогенеза личности и филогенеза человечества). Но при этом каждой функции соответствует некоторый аспект реальности, управлением которым эта функция и занимается. Аспекты проявляют себя на трёх разных уровнях сложности мира: физическом, биологическом и социальном, причём наполнение аспектов на более высоком уровне в определённой мере повторяет (в расширенном варианте) их наполнение на предыдущих. На базовом, физическом уровне, где речь идёт о взаимодействии элементарных частиц, атомов и небесных тел, есть только аспекты, но не функции. Функции являются свойством самоорганизующихся живых систем, начиная от отдельной биологической клетки, и кончая человечеством в целом. Функции у современных людей обрабатывают как аспекты в их биологическом, так и в социальном смысле. Биосоциальная модель является попыткой связать биологический уровень с социальным, показать, как в ходе эволюции общества функции, присущие отдельным животным организмам, со временем развились в функции современных общественных структур.
Так, например, возьмём функцию БС. В животном организме эта функция ответственна за процессы обмена веществ - прежде всего, дыхание и переваривание пищи. Однако, можно предположить, что некоторые животные по каким-то причинам стали со временем развивать именно эту функцию сильнее прочих, и, возможно, даже в какой-то мере в ущерб остальным - так как это развитие в их конкретном случае давало им максимальную пользу в смысле выживания. Они стали вырабатывать инструменты, позволяющие им производить предварительную подготовку пищи всё более и более эффективно. Сначала это были чисто биологические инструменты - вроде удлинённого кишечника и рубца у копытных. Затем, с развитием тонкой моторики, стало возможным очищать растительные плоды ещё до их проглатывания, а с развитием обоняния и вкуса - более эффективно отличать съедобное от несъедобного и ядовитого. Потом первые люди стали употреблять в схожих целях огонь. Появились консервы, а следом и возможность обмениваться пищей, которая долго не портилась. В итоге всё выросло в современную мировую систему торговли продуктами питания - это социальный уровень БС как аспекта. А выработанные в ходе эволюции навыки, вроде тонкой моторики пальцев, стало возможным использовать не только при добыче и переработке пищи, но и при оформлении интерьера, шитье, ювелирном деле, наладке механизмов и т.д. То есть в сферах деятельности, относящихся к управлению движением и преобразованием материи не только в человеческом теле, но уже и в других материальных объектах, порождённых разумом и цивилизацией.
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Теория социальной энергии

Сообщение Danidin » Сб сен 01, 2018 5:17 am

На сайте выложены новые, улучшенные определения рассматриваемых в соционике понятий с позиции теории социальной энергии.
А именно, физико-геометрические прообразы соционических признаков и функций (включая квестимно-деклатимные) - описывающие энергетические свойства систем, эволюционно предшествующих социальной.
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

След.

Вернуться в Модели и функции

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Start_error, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]