Зазеркальная соционика

Соционические модели и функции

Зазеркальная соционика

Сообщение Danidin » Вт май 23, 2017 4:48 am

В данной работе содержится попытка построить традиционную соционическую модель на альтернативном наборе функций.

Начиная с Юнга, принято относить логику и этику к рациональным функциям, а сенсорику и интуицию - к иррациональным. И, действительно, на первый взгляд эта позиция выглядит вполне однозначной. Рациональность означает последовательность, в которой элементы связаны друг с другом. В случае логики мы рассматриваем логическую связь, алгоритм, упорядочивающий факты и связывающий их друг с другом в определённую структуру - БЛ, либо, наоборот, "разворачивающий" структуру в последовательность действий - ЧЛ. В случае этики рассматривается эмоциональная связь между субъектами, при которой субъект либо транслирует своё состояние другим - экспрессия, ЧЭ, либо, наоборот, воспринимает его от других - эмпатия, БЭ.
Иррациональность же означает отсутствие последовательности и связей, при котором на первый план выходит собственно отдельный элемент с его индивидуальными особенностями. В случае интуиции мы рассматриваем информационный потенциал субъекта, знание о внешнем мире (ЧИ), либо способность субъекта воспринимать информацию внешнего мира посредством индуктивно вызываемых её движением перемен в бессознательном - БИ. В случае сенсорики рассматривается материальный потенциал субъекта, его умение концентрировать вокруг себя имущество - ЧС, либо способность воспринимать свойства материальных объектов посредством ощущений тела, возникающих при изменениях тела в момент непосредственного контакта с этими объектами - БС.
Изначальная диспозиция понятна. Однако, так ли она однозначна?

Представим такую систему, в которой сенсорика и интуиция являются рациональными функциями, и отвечают за последовательность установок и действий, а логика и этика - иррациональны и связаны со спонтанностью и индивидуальной приспособляемостью. Таким образом, вместо 8 классических функций, здесь будут присутствовать 8 альтернативных. Вместо привычной БИ, например, здесь будет БИ штрих (БИ'). Как и классическая БИ, БИ' является интуитивной, центральной и динамической функцией; но при этом - не иррациональной и интровертной, а наоборот, рациональной и экстравертной. ЧЛ' как и ЧЛ, будет являться динамической серьёзной логикой, но при этом интровертной и иррациональной. Аналогично и остальные функции также будут иметь вертность и ир/рациональность, противоположные классическим.

Наполнение новых 8 функций такое:

Рациональные функции:
БИ', "интуиция построения будущего" - функция, создающая образ желаемого будущего и наделяющая его идеальными чертами, так что он становится доминантой, определяющей поведение личности; отвечает за способность к направленному продвижению к желаемому будущему в обстановке высокой неопределённости; связана с интересом к ситуациям и занятиям, совмещающем в себе высокие риски и большие отложенные во времени возможности; с "прощупыванием" возможных линий будущего с помощью провокаций; с постоянной неудовлетворенностью достигнутым; с готовностью к сверхнапряжениям, борьбе, преодолению себя и героическим поступкам (вплоть до жертвенности), с избеганием расслабленного и наполненного удовольствиями, но бесцельного ("мещанского") существования.
ЧИ', "интуиция сохранения возможностей" - функция последовательного оберегания существующих возможностей от их непредусмотрительной растраты и превращения в потребляемый ресурс; отвечает за способность к самоограничению в личном потреблении и притязаниях материального и статусного плана ради идеальных, осознаваемых вечными ценностей; связана с низкой самооценкой (на фоне которой ценность остального мира субъективно возрастает); с желанием что-то оставить после себя и передать другим людям, с интересом к альтруистическому подвижничеству; с отрицанием ценностей общества потребления ("брать от жизни всё - здесь и сейчас, не думая о последствиях"); но и со слабостью конкурентных, "пробивных" качеств личности, отсутствием выраженных личных желаний, депрессивностью.
БС', "сенсорика заботы" - функция регулярной сенсорной заботливости к окружающему материальному миру; отвечает за желание исправлять возникающие ненормальные отклонения (болезни, внешнюю неухоженность) не только у себя, но и у окружающих людей и предметов; связана с энергичностью и оптимизмом, со стремлением к здоровому, физически активному образу жизни; с умением держать ритм рутинной деятельности, но также и за инерционность этого ритма, неумение подняться над повседневностью и оценить прикладываемые усилия в плане их перспективны либо бесперспективности на длительном промежутке времени.
ЧС', "сенсорика защиты" - функция принципиальности в поддержании окружающей обстановки в привычном, неизменном виде; отвечает за силовую оборону своего жизненного порядка, своего имущества и своей территории от любых покушений извне; связана с консерватизмом, привязанностью к привычной обстановке, окружению, дому и/или рабочему месту; с подозрительностью к новому и непривычному (новое предусмотрительно отторгается как возможный источник угрозы); в целом - с детальностью восприятия статических композиций: так, что фиксируются и вызывают желание их устранить даже мелкие отклонения от привычной нормы.

Иррациональные функции:
БЛ', "логика независимости" - функция самостоятельности мышления, отсутствия в нём навязанных обществом сдерживающих установок; отвечает за скорость и гибкость мышления, умение принимать решения без посторонней помощи, умение предугадывать и нейтрализовывать чужую логику в споре и противостоянии, искать слабые места и "лазейки" в существующих системах законах и использовать их для разрушения этих систем, умение строить адекватные поставленной задаче системы с нуля, выполняя балансировку возникающих противоречий по ситуации; связана с предрасположенностью к антисоциальности (мир воспринимается как "дикие джунгли", в которых надо полагаться лишь на себя и развивать собственные силу, знания, скорость мышления и действий, а также умение создавать и использовать оружие).
ЧЛ', "логика целесообразности" - функция самостоятельности действий, отсутствия их синхронизации с действиями других людей; отвечает за скрытное наблюдение за происходящими вокруг процессами и тихое и незаметное для других направление событий нужным чередом; за умение использовать существующие инструменты максимально эффективно и без лишних энергозатрат; связана с асоциальностью интровертного толка - бесстрастностью, избеганию экспрессивного поведения любого рода; с интересом к занятиям, которые избегаются прочими членами общества из-за их внешней непривлекательности, но тем не менее важны для выживания этого общества.
БЭ', "этика контактов" - функция внимания к чужой индивидуальности как совокупности устойчивых черт; связана со способностью понимать индивидуальные особенности других людей и мотивы их действий, с талантом налаживания неформальных межличностных контактов; но также и с хаотичностью и алогичностью мышления (так как типовые, повторяющиеся элементы реальности ей игнорируются) и импульсивностью поведения.
ЧЭ', "этика впечатлений" - функция внимания к нюансам чужого поведения; связана со способностью к гибкой эмоциональной подстройке под других людей, умением расслаблять и "очаровывать"; но также и с неумением действовать целенаправленно в течение долгого времени (так как типовые, повторяющиеся события, образующие магистральный "поток реальности", ей игнорируются), с поиском покровительства.

Как видите, "чёрные" функции здесь являются интровертными, а "белые" - экстравертными.

Опираясь на данную классификацию, попробуем построить в ней модель А.
Возьмём, например, тип ЭСЭ.
Программная функция у ЭСЭ должна быть экстравертной и динамической. Из 8 новых функций этому условию соотвествуют БИ' и БС'. Т.к. ЭСЭ - сенсорик, то, очевидно, программной у него является БС'. Творческая функция противоположна программной по вертности и нальности; в данном случае на её роль могут претендовать ЧЛ' и ЧЭ', и, так как ЭСЭ этик, то это - ЧЭ'. Продолжая далее, строим всю модель:
БС' - 1 программная (см. определение БС' из списка выше)
ЧЭ' - 2 творческая (творческая подстройка под эмоциональное состояние общества, умеет считывать настроение других людей и улучшать его, видит необходимость развивать в себе это качество)
БИ' - 3 ролевая (при завязывании новых контактов готов быть уступчивым, жертвовать частью своих интересов ради будущих отношений, способен на разовую провокацию - ради инициирования общения, и т.д.)
ЧЛ' - 4 болевая (не способен действовать в отрыве от других, не любит тех, кто скрывает свои намерения и дела)
ЧИ' - 5 внушаемая (ему нравятся идеалисты, которые неизменно следуют за идеей даже вопреки личной выгоде - так как они имеют чёткую и однозначную программу в отношении того, к чему на глобальном уровне следует стремиться)
БЛ' - 6 активационная (его активирует чужая логическая инициатива, даже если она и не одобряется традициями - но объективно нужна; нравятся люди, обладающие независимостью суждений и действий, готовые пойти против мнения общества, если оно явно не право)
ЧС' - 7 ограничительная (хотя является хозяйственным человеком, но при этом инстинкт собственника в нём приглушён, напротив он гостеприимен)
БЭ' - 8 фоновая (умеет ненавязчиво вступать в коммуникацию с людьми, организовывать контакты себе и другим, особенно не акцентируясь на этой теме).

Аналогично можно построить модель и для любого друго типа. Как видим, в новой системе координат левый и правый блок модели А у всех типов поменялись местами - т.е. модель в целом стала такой же, как у зеркального типа (конечно, учитывая изменившуюся вертность и нальность функций). Именно поэтому я и назвал такую систему функций "зазеркальной" :)
Несложно понять, что в результате такой перестройки претерпела изменения и вся система межтипных отношений. Так, для всех типов, поменялись местами полудуал и миражник, родственник и деловой, а кольца заказа и ревизии (внимание!) развернулись в противоположную сторону.
Например, у ИЛЭ программной будет являться функция БЛ', творческой - ЧИ', а болевой ЧС'. У ЭИИ его программная ЧИ' приходится на творческую ИЛЭ, а вот программная БЛ' ИЛЭ - на болевую БЛ' ЭИИ. Таким образом, ИЛЭ становится для ЭИИ ревизором. Но, с другой стороны, программная ЧС' ЛСИ будет приходиться на болевую ЧС' ИЛЭ, тогда так программная БЛ' ИЛЭ - на творческую БЛ' ЛСИ. Поэтому, в новой системе ИЛЭ становится подревизным для ЛСИ.
И т.д. и т.п.

Теперь, собственно, вопросы.
1) Существуют ли какие-нибудь предпосылки, которые делают классическую версию соционики (и социона) более приоритетной перед "зазеркальной"? Помимо традиции, тянущейся ещё от Юнга? Чем ещё можно объяснить, например, приоритет традиционного направления асимметричных отношений заказа и ревизии над обратным?
2) Если обе версии социона равноправны, то, наверное, стоит приглядеться повнимательнее, и прикинуть, какую из двух версий имеет смысл использовать в каких случаях.
Например, мне кажется, что "зазеркальная" соционика будет лучше описывать взаимоотношение типов, имеющих творческую акцентуацию - то есть, тех их вариантов, у которых первичной и наиболее яркой чертой является дефицит болевой функции (в классической трактовке), а программная функция, напротив, выражена не столь ярко и не кажется такой избыточной.

Пока всё. Дальше будет ещё одно дополнение, напрямую касающееся вопросов смены квадр. Но над этой темой я ещё подумаю.
Последний раз редактировалось Danidin Сб май 04, 2019 4:35 pm, всего редактировалось 1 раз.
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Зазеркальная соционика

Сообщение Noesis » Вт май 23, 2017 12:00 pm

Я размышлял над данной темой и мои выводы, в целом, сходятся с вашими. Первым противоречием, которое натолкнуло меня на подобные размышления, стало распространенное в соционике мнение о том, что этика и логика - рациональные дихотомии, а интуиция с сенсорикой - иррациональные. Оно явно не сходилась с принимаемой ортогональностью базиса Юнга. Мне даже удалось построить обобщение, которое объединяла зеркальную соционику с обычной - используя две модели А одновременно. В ней, каждый тип обладает двумя базовыми - зеркальной и обычной, двумя творческими - зеркальной и обычной, ну и так далее. Правда, я использую не зеркальную и обычную модель, а переставляю логико-этически функции в отдельный "блок" модели, а интуитивно-сенсорные в другой "блок", что бы отразить имеющуюся между ними связь. К сожалению, дальнейшие обобщения столкнулись с некоторыми сложностями.

Относительно содержательного наполнения аспектов, мы можем сопоставить ваше понимание с тем, которое используется мной:
БИ' - интуиция изменений. Функция направлена на последовательную реализацию человеком своих замыслов по изменению внешнего мира.
БС - сенсорика комфорта. Центральная дилемма: либо приспосабливаться к обстановке, либо добиваться изменений собственными силами.

ЧИ' - интуиция идеализации. Регулирующая функция, направленная на вечные ценности, взаимопонимание и избегание разных конфликтов.
ЧС - сенсорика конфликтов. Центральное дилемма: идти на взаимные уступки и достигать согласия, либо защищать собственные интересы.

БС' - сенсорика действий. Функция интенсивной деятельности, динамичного движения по жизни, так же поддержания ритма своей работы.
БИ - интуиция ожидания. Центральная дилемма: проявить инициативу, быть в центре событий, либо дождаться нужного развития событий.

ЧС' - сенсорика контроля. Функция, построенная вокруг управления и дисциплины, не только окружения человека, но и так же его самого.
ЧИ - интуиция инноваций. Центральная дилемма: либо поддержать существующий порядок вещей, либо искать нечто новое и неизвестное.

БЛ' - логика решений. Эгоистичная функция, направленная на единоличное решение человеком проблем в хаотичном, меняющемся мире.
БЭ - этика отношений. Центральная дилемма: либо принимать все решения самому, либо опираться на окружение и мнение других людей.

ЧЛ' - логика полезности. Прагматичная функция, оценивающая за оптимизацию структур и отказ от действий, не имеющих необходимости.
ЧЭ - этика переживаний. Центральная дилемма: быть эмоционально вовлечённым в происходящее, либо же занять отвлечённую позицию.

БЭ' - этика влияния. Функция, направленная на хаотичное социальное взаимодействие, способна добиваться нужного от случайных людей.
БЛ' - логика систем. Центральная дилемма: собственный подход к каждому человеку, либо на универсальные, но формальные отношения.

ЧЭ' - этика впечатлений. Функция связана субъективными эмоциональными впечатлениями, подстраивающаяся под них, и выражающая их.
ЧЛ - логика результатов. Центральная дилемма: либо эффектность субъективных мнений, либо объективные оценки с их эффективностью.


Я думаю, что стандартные конфликты заслуживают внимания, если не для понимания функций, то для более точной характеристики интертипных. Теперь, если говорить про отношения, то здесь можно воспользоваться следующим приёмом. Если вы учитываете одновременно "зеркальные" фукнции и обычные равноправным образом, то вы можете придти к следующей системе, воспользовавшись проекциями на логико-этические и интуитивно-сенсорные функции:

Базовые Отношения.
В рамках одной проекции, например, только по логико-этическим функциям, возможны восемь отношений. Все отношения симметричные.

Тождество: функции являются идентичными для двух типов. Дон Кихот - Дон Кихот, Дон Кихот - Гексли.
Дуальные: базовая одного является у суггестивной другого типа. Дон Кихот - Дюма, Дон Кихот - Габен.
Зеркальные: базовая одного типа - творческая у другого типа. Дон Кихот - Робеспьер, Дон Кихот - Достоевский.
Активация: базовая одного типа - активационная у другого типа. Дон Кихот - Гюго, Дон Кихот - Штирлиц.
Погашение: функции различаются только по своей вертности. Дон Кихот - Бальзак, Дон Кихот - Есенин.
Конфликт: функции одного и того же положения в дилеммах друг с другом. Дон Кихот - Дразер, Дон Кихот - Максим.
Параллельные: функции двух типов различаются по рациональности. Дон Кихот - Джек, Дон Кихот - Гамлет.
Ролевые: функции совпадают по нальности и вертности, но не по содержанию. Дон Кихот - Жуков, Дон Кихот - Наполеон.


При этом, стандартные соционические отношения проецируются следующим образом.

Тождество = Тождество + Тождество
Дуальные = Дуальные + Дуальные
Зеркальные = Зеркальные + Зеркальные
Активация = Активация + Активация
Погашение = Погашение + Погашение
Квазитождество = Параллельные + Параллельные
Конфликт = Конфликт + Конфликт
Ролевые = Ролевые + Ролевые

Полудульность = Дуальные + Погашение = Миражные
Деловые = Тождество + Ролевые = Родственные
Ревизия = Конфликт + Зеркальные = Обратная Ревизия
Заказные = Параллельные + Активация = Контр-Заказные


Последние четыре уравнения, как раз и объясняют те проблемы на которые вы указывали. В зависимости от того на какую сторону отношений мы смотрим, будет меняться считаем ли мы их прямой ревизией или обратной, деловыми или родственными. Я бы даже сказал, что какие это именно отношения может зависеть от плоскости взаимодействия. В формально-логической плоскости, Дон и Максим могут видеть друг друга насквозь, как Робеспьер с Доном. Если плоскость становится сенсорно-интуитивной, то сражу же происходит конфликт стандартов Максима и оригинальности Дона. При этом, в какую сторону мы ожидаем его развитие и кто кому не даст жизни зависит исключительно от баланса сил участников. Возможно, Дону придётся построиться под контроль, а может быть и Максиму осваивать новые идеи и подходы. Классическая соционика в этом смысле, сначала редуцирует отношения до одной плоскости, но в силу сложности реального положения дел, отдельные авторы всё-таки соглашаются и с тем, что и подревизные не всегда - беспомощные жертвы Ревизии.

Я уже писал в Соционическом Гиперкубе, что функции возникают через пренебрежение одной из дихотомий и редуцирование отношений до исключительно одного направления взаимодействия, является результатом подобного упрощения. Кстати говоря, интересный вопрос, как складываются интертипные для соционики, которая раскладывает аспекты, пренебрегая их вертностью и рациональностью. Здесь есть над чем подумать и что проверить, на самом деле.

Мне кажется, что "зазеркальная" соционика будет лучше описывать взаимоотношение типов, имеющих творческую акцентуацию.

Я полностью уверен, что это именно так и есть. Другое дело, вы серьёзно планируете изобретать новую соционику *для каждой* акцентуации типа? С моей точки зрения, выгоднее было бы построить мета-соционику, которая объединила бы в себе стандартную соционику, зеркальную соционику и некие прочие, пока ещё не полносью осознанные, но достаточно легитимные взгляды на соционические функции.

Существуют ли какие-нибудь предпосылки, которые делают классическую версию соционики более приоритетной?

Объективно, таких предпосылок нет, но субъективно, соционическая традиция растворила зеркальную соционику в стандартном аппарате, как сахар в чае. Смотрите за руками. Все этические и логические функции связаны друг с другом, правильно? Положение одной из них, например, базовой БЛ' - полностью, без каких либо вариантов - задаёт какие логически-этические функции будет в творческой, болевой и так далее. Другими словами, весь набор признаков, которые будут связаны с базовой БЛ' можно как угодно раскидывать по этим функциям: часть списать на слабую БЭ, другую на творческую БЛ, какие-либо ещё признаки кинуть в фоновую ЧЛ, остальные на активационную ЧЭ. Вот и кончилась зазеркальная соционика, даже не начавшись. Это происходит очень хаотично, но повсеместно, так как аккуратно разделить признаки не очень-то легко.

Например, есть частое мнение, что творческая-БЛ склонна к манипуляции фактами, но это иррациональная деятельность и её следовало бы списать на БИ' работающая в иррациональном контексте. С другой стороны, базовый БИ' может действовать и "в честном" формально-логическом ключе, именно так, как действовал бы базовый БЛ. Хотя, не долго, и не всегда. Для него такие действия инструментальны, поэтому функция - творческая. Другой пример - того же самого списания не туда - асоциальность. Здесь, контекст этический, значит и отправлять следовать на более БЭ типов с базовой БЛ'. Ну и так далее, хоть до бесконечности. Внимательно с этим работать ни у кого ни хватит ни внимания, ни понимания.

Тоже самое, но с другой стороны, вместо разделения признаков по функциям на позициях, можно скинуть все типичные свойств в одну функцию, говорить о некой группе "независимых логиков", включающих Дона и Жукова, но никого больше и описывать только то, что наиболее типично именно для них и уже не важно, ни в каком контексте всё происходит, ни с чем метафизически связаны конкретные тенденции. Это более прозрачная схема, чем фильтровать, грубо говоря, функции через позиции, но с ней сложнее работать из-за того, что каждая функция оказывается сверхсодержательной по сравнению с теми элементарными атомами психики, которые комбинируются в модели А, пусть даже и каждая из элементарных частиц описана каждым отдельным автором, буквально на свой страх и риск. У каждого подхода есть свои сильные и слабые стороны, которые следует учитывать в своей работе.
Никогда не теряйте бдительность. Это для вашего же блага.
Аватара пользователя
Noesis
Местный
Местный
 
Сообщения: 1678
Зарегистрирован: Вт май 17, 2016 3:57 pm
Пол: Мужской
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Сангвиник


  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Модели и функции

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Айрин1, Атех, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, LeRoy, Start_error, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs, на лошади весёлой