kanonik » Пн июн 05, 2017 10:26 pm
БЛ
Белая логика создает статическую карту окружающей реальности для упрощения ориентировки субъекта в окружающем. Поскольку ни один «слепок» с реальности не может быть аналоговым и при том стопроцентно идеальным (для этого ресурсов мозга не хватит), поэтому БЛ вынуждена членить и классифицировать реальность, выделять в ней важное и неважное (то есть строить иерархические модели), а также, что самое важное – выделять схожие черты, чтобы вместо тысячи разных описаний использовать в итоге только несколько универсальных. Методы БЛ – это оценка структур, классификаций, концепций. Классификация и систематизация объектов по ячейкам структур. Восходящее индуктивное познание мира (именно аналитическое познание, а не восприятие – именно познание идет у БЛ от частного к общему, путем выделения сходных черт и построения обобщенных схем и моделей; восприятие, напротив, чаще идет от общего к частному – ведь для того произведенные БЛ «карты реальности» и нужны). Классификация объектов с точки зрения критериев важного и неважного, первичного и вторичного, причины и следствия. Унификация и стандартизация. Сопоставление объектов или их элементов с различными критериями. Сортировка. Анализ сложных явлений путем построения их иерархических моделей. Инстинктивная предрасположенность к владению законами формальной математической логики, использование их при оценке объектов, событий, явлений. Обилие в речи специальных слов, повышающих точность передачи заложенных во фразу формально-логических смыслов (строгость построения фразы, обилие уточняющих логические взаимосвязи служебных слов, придирчивость к употреблению падежей и предлогов, отражающих логические взаимосвязи между словами). Перфекционизм в выстраивании логических моделей, где важен каждый мелкий элемент, поскольку даже один малый элемент может разрушить логическую связность всей конструкции. По этой же причине - бережное отношение к "правде фактов", неготовность их искажать в угоду чужому, даже начальственному мнению. Интерес к устройству государственной системы как одной из наиболее важных систем окружающего мира. Повышенный интерес к любым деятельностным сферам, использующим либо выявляющим статичные структуры логических взаимосвязей - науке, юриспруденции, программированию, математике, шифрованию и дешифрованию, картографии, археологии и т.п. Интерес к построению математических моделей общественных и природных явлений. Главное в БЛ - это потребность в объяснении и познании наблюдаемых явлений, где понять - это значит установить причинно-следственные связи (то есть иерархические связи) и построить воспроизводимую теоретическую модель явления. Главные для БЛ критерии оценки - критерии структурной связности, работоспособности структуры (модели), простота и красота структуры, ее универсальность и повторяемость для разных явлений. Сравнивать объекты между собою, сравнивать их с критериями, находить в разрозненном наборе явлений подобное и общее - любимое и наиболее частое занятие БЛ. Для БЛ характерна повышенная способность к пространственно-логическим операциям - поэтому развита и её способность к быстрому пониманию смысла таких словосочетаний как "брат отца" и "отец брата", а равно положительно скоррелирована с БЛ (и негативно - с БЭ). и способность к быстрым и успешным мысленным математичесвким операциям с простыми дробями. Для БЛ присуща повышенная концентрация, последовательность и некоторая "вязкость" мыслей, рассуждений, прилипчиво концентрирующихся вокруг мысленно рассматриваемого объекта. Ей свойственны терпение, дотошность, долговременная инертность в интересах. Другая и, очевидно, физиологически связанная сторона субъектов сильной БЛ - их низкая проницательность к чужим чувствам и переживаниям (и положительным, и отрицательным). Ослаблена способность к эмоциональному резонансу (хотя и не в такой степени, как у ЧЛ). Зато у БЛ (в отличие от ЧЛ) эксклюзивно нарушена способность к установлению эмоциональных и социальных контактов, резко ослаблена способность к дипломатничанью и вообще - эмоциональному манипулированию. Низкая внушаемость, недоверчивость, низкая коммуникабельность. У БЛ также снижена способность к мысленной визуализации. Ей присуще сильное торможение любых внешних сенсорных помех (шумов) и любых внутренних импульсивных побуждений.
ЧЛ
Задача ЧЛ - оценка эффективности уже совершенных или чаще еще только предполагаемых, планируемых действий. Отсюда главные критерии ЧЛ: эффективность, выгода, целесообразность, польза, окупаемость, перспективность. Отсюда и особая успешность ЧЛ в бизнесе. Экономия времени, совмещение дел, повышенный трудоголизм. Если БЛ нацелена на оптимальность теоретического знания, на оптимальность теоретической статической картинки отражения мира и оптимальность любых конструируемых статических структур, то ЧЛ - нацелена на оптимальность текущих актуальных действий. В отличие от БЛ, ЧЛ не ищет идеальное теоретическое решение, мысленно подолгу его "вылизывая", а делает ставку на "какое-нибудь" решение имеющейся проблемы. Главный критерий при этом – результат и его выгода (хорошее соотношение эффекта и затрат, материальных и временных затрат - в первую очередь, а также и трудовых, но трудовых, в силу трудоголизма ЧЛ – в последнюю очередь). Авторитетность чужих взглядов для БЛ не очень важна - ибо БЛ все перепроверяет сама, не считаясь со временем, но для ЧЛ авторитетность источников предлагаемых подходов, теорий и рецептов решения проблем важна - ЧЛ заточена на деятельность в режиме реального времени и потому ресурса времени на перепроверку может и не иметь (хотя тоже любит факты перепроверять), поэтому авторитетность чужого мнения для нее является одним из важных критериев при принятии решений, которые она всегда осуществляет в условиях реального времени. Если БЛ специализирована на построении сложных статичных структур (находящихся вне времени), то ЧЛ специализирована на построении сложных развёрнутых во времени схем собственных действий субъекта. Отсюда - тесная связь ЧЛ с временным планированием своей деятельности. Не только БЛ нарабатывает стереотипы своих статических отражений мира, ЧЛ тоже нарабатывает свои стереотипы – но это развернутые во времени линейные модели, динамические стереотипы, стереотипы приемлемых цепочек эффективных действий. Причинно-следственные связи для БЛ являются одним из показателей их логической однонаправленности, то есть иерархии элементов внутри "выдернутых" из времени и из чьего бы то ни было конкретного субъективного опыта структур (статичных схем реальности). Но для ЧЛ причинно-следственные связи – это не вопрос структуры и иерарии, для неё это конкретные связки для построения во времени оптимальной линейной последовательности собственных действий. Если БЛ не избегает усложнения структур, когда это необходимо в интересах истины, то для ЧЛ характерно стремление к огрублению и упрощению рецептов действий, дабы сделать их более приемлемыми для практики, а потому и более оптимальными с точки зрения чернологических критериев. Если для БЛ главным критерием является истина, соответствие модели и реальности, то для ЧЛ главным критерием является выгода, практическая эффективность с точки зрения интересов субъекта. ЧЛ в силу специализации на последовательных цепочках причинности лучше белой логики разбирается в мировой истории, в последовательности исторических событий, смене эпох и формаций. ЧЛ (но не БЛ) негативно скоррелирована с музыкальным слухом (большинству субъектов ЧЛ "медведь на ухо наступил", они особенно малочувствительны не только к музыке, но и к интонациям в чужой речи). ЧЛ имеет иммунитет от заражения чужим настроением (в еще большей степени, чем БЛ). В речи субъектов ЧЛ эксклюзивно мало прилагательных, зато много глаголов действия. Для ЧЛ, как и для ЧС, характерно ослабление эмоционально-вегетативных реакций (у субъектов черной логики ослаблены реакции потоотделения и учащения сердцебиения в эмоциогенных ситуациях). В отличие от этических функций и от БЛ, ЧЛ не умеет управлять громкостью голоса (например, для выделения важных моментов в речи повышением громкости голоса). Для БЛ важен принцип (ее главный критерий – адекватность создаваемой карты реальности истине), но для ЧЛ важен результат - поэтому ЧЛ лжет гораздо чаще и охотней, чем БЛ (для БЛ вероятность сознательной лжи находится много ниже среднего, для ЧЛ - наоборот, выше, как одна из ее успешных стратегий достижения актуальной в данный момент цели). Если БЛ положительно скоррелирована с силой и длительностью ориентировочных реакций в новой обстановке (оглядывание, озирание), то ЧЛ с ориентировочными реакциями скоррелирована, напротив, отрицательно (много времени на изучение новой обстановки она не тратит, сразу приступает к действию по готовым лекалам, и уже по ходу дела свои программы корректирует). Черной логике в силу ее установок на оптимальность действий присущ в сфере ее интересов также и гораздо более соревновательный дух (а потому и более конфликтный дух), чем белой логике. Субъект ЧЛ очень индивидуалистичен в своей деятельности и склонен полагаться только на себя, на собственные силы. Принцип "искусство ради искусства" для ЧЛ чужд в гораздо большей степени, чем для любой иной функции. Если для типичных взглядов БЛ характерно исповедование принципа дальнодействия (всё в мире взаимосвязано и любая структура влияет на всё, что существует в мире, не взирая на отдаленность), то ЧЛ исповедует как раз противоположный принцип - близкодействия (для понимания сути явления достаточно изучить лишь то, что находится непосредственно рядом). БЛ более тяготеет к симультанным (одновременным, параллельным) мозговым механизмам переработки информации, используемым также и зрительным анализатором, а ЧЛ тяготеет к использованию суксцессивных, последовательных механизмов обработки информации, "занимая" и отнимая их у слухового анализатора и премоторной коры. К механизмам БЛ и ЧЛ тяготеют разные зоны коры левого полушария (но в обоих случаях - преимущественно левого). В случае БЛ это, в частности, зона на стыке левой верхневисочной и теменной коры, сцепленная с восприятием пространственно-логических отношений. В случае же ЧЛ – особенно важна передняя поясная кора (ППК), где расположен церебральный центр оценки эффективности действий (сравнения затрат и результатов). ППК активизируется в ответ на снижение эффективности действий, в свою очередь активизируя "голубое пятно" и вызывая фазовый норадреналиновый всплеск – отсюда и трудоголизм, как основная стратегия решения возникающих проблем (о роли ППК см.: Gehring, William J.; Goss, Brian; Coles, Michael G.H.; Meyer, David E.; Donchin, Emanuel (1993). «A Neural System for Error Detection and Compensation». Psychological Science 4 (6): 385. doi:10.1111/j.1467-9280.1993.tb00586.x.).
БЭ
Оценка чужих отношений (их причин, качества, направленности, изменений и т.д.). Оценка отношения других людей к себе. Оценка чужих эмоциональных состояний (без эмоционального резонанса, с "холодным носом"). Оценка чужих поступков с точки зрения морали. Оценка и направление собственного поведения с точки зрения моральных критериев (пример: Чувство долгой благодарности за чужие добрые дела как нравственный принцип. У программных БЭ иногда появляется и чувство вины за какие-то свои действия). Общее нравственное наставительное морализаторство (способное переходить в ханжество). Повышенное внимание к формальной поведенческой этике, в том числе групповой (мол, не так важно, что говорит человек, но он должен делать это вежливо). Склонность к этическому табуированию поведенческих норм. В своем морализаторстве БЭ почти всегда опирается на групповую мораль (возможно, ее контрастируя и утрируя), но против течения не идет. Многомерность этических оценок любой внешней ситуации ("Этическая оценка любой ситуации всегда зависит у меня от множества её самых разнообразных нюансов и потому редко заранее предсказуема"). В отличие от БЛ, БЭ в сфере нравственных оценок не цепляется за жесткие универсальные принципы. Чем БЭ сильнее, тем система ее нравственного табуирования гибче и больше привязана к конкретным людям и ситуациям («То, что позволено Зевсу, не позволено быку»). Умение не ссориться с влиятельными и нужными людьми. Постоянная оценка своих предполагаемых действий с точки зрений возможных последствий в своих отношениях. Почти никогда не идет "против течения", то есть никак не революционер. Этим БЭ схожа с проявлениями БС, но причины итогового конформизма у них разные. В случае БС это стремление к сохранению личного комфорта и покоя, в случае же БЭ - опасения за систему своих отношений. Потому поведение БС и БЭ расходится в том случае, если все друзья их субъекта "пойдут в революцию". Субъект БС в этом случае по-прежнему предпочтет отсидеться на диване, а субъект БЭ последует за всеми (опять же - чтобы не испортить отношений). Программная БЭ избегает конфликтов в отношениях, окружающих чаще успокаивает, чем задирает (однако это характерно лишь для программного положения БЭ, в творческом положении она вполне может использоваться для намеренных провокаций). БЭ внимательна к различиям между людьми, никогда людей не путает, всегда внимательна к индивидуальностям. Для сильной БЭ характерны ослабленные способности к математике и особенно - к восприятию пространственно-логических отношений (фразы типа "брат отца", "отец брата" неизменно вызывают трудности быстрого улавливания смысла, равно резко ухудшены способности к действиям с простыми дробями в уме, где тоже активно используются пространственно-логические операторы "выше", "ниже", числитель", знаменатель" и т.п.). Ряд симптомов указывает на ослабление способности к мысленным пространственным поворотам объектов (то есть с БЭ связан дефицит пространственного воображения). Кроме того, БЭ с трудом вникает в смысл сложных длинных предложений (и первое, и второе - это "анти-БЛ" особенности). Быстро устает от "разношерстности" информации, которую приходится сортировать (тоже "анти-БЛ" особенность). У субъектов БЭ как правило аккуратный разборчивый почерк, что косвенно указывает на сниженную норадренергическую активность (напротив, поднятую у ЧЛ). Пытливость своего ума и свои интеллектуальные способности субъект БЭ обычно расценивает как скромные и весьма средние. Интеллект, знания, творчество (высоко оцениваемые БЛ и даже ЧЭ) субъектами БЭ обычно отрицаются как главные и важные ценности. Зато с субъектами ЧЛ белая этика находит на этой почве общий язык - для обеих функций одинаково важен социальный успех, хотя и с точки зрения разных его аспектов. Общее у БЭ и ЧЛ (что позволяет объединять их в один полюс «серьезных» черт и делает соответствующий соционический признак не совсем пустым) – это их общая ориентация на социальный успех и потому готовность нередко «прогибаться» под социум, хотя это и осуществляется ими разными способами. В отличие от этого, противоположная «веселая» пара функций, БЛ+ЧЭ, в большей степени ориентирована на «принцип», на некий идеал (хороший или не хороший), и ради этого идеала иногда готова противостоять позиции большинства. Однако эти парные сходства функций выражены не столь ярко, как в случае оппозиции решительных и рассудительных черт, потому и содержательное наполнение признака «веселые-серьезные» оригинальными для него чертами оказывается более слабым.
ЧЭ
Суть ЧЭ в том, что это - всегда непосредственно выраженная какой-либо эмоцией оценка внешних событий, небезразличных для субъекта. Чем сильнее и чем чаще происходит эта эмоциональная оценка событий, чем сильнее выражены при этом эмоции, тем сильнее и ЧЭ. Программная ЧЭ более "заточена" под эмоциональную оценку тех событий, которые имеют негативный для субъекта смысл (негативные события для субъекта более значимы), подчиненная же, творческая ЧЭ в сравнении с программной относительно чаще обращается к подчеркиванию позитивных эмоциональных смыслов, более полезных для целей эмоционального манипулирования (по этой причине с рациональным полюсом отчетливо коррелируют только отрицательные эмоции человека, положительные же в слабой тенденции тяготеют к иррациональному полюсу). У субъектов сильной ЧЭ эмоции сопровождаются игрой интонаций и усиленной лицевой мимикой. Сильные эмоции приводят к усилению влечения либо отторжения относительно вызвавшего их явления или объекта, в случае опасности они запускают программу оборонительной агрессии, одновременно они служат предупредительным сигналом для других особей стаи. Сильные эмоции нуждаются в зрителях, поскольку они являются инструментом не только индивидуальной оценки ситуации, но и в первую очередь - передачи другим членам группы информации об этой эмоциональной оценке. Не случайно сильные негативные эмоции заразительны и являются компонентом групповой оборонительной агрессии – например, крики и прыжки обезьян после того, как одна из них завидела змею. По этой же причине субъекты сильной ЧЭ подчеркнуто открыты в своих чувствах и могут даже производить впечатление особой демонстративности и театральности в своем поведении. Субъект ЧЭ и вне эмоциональных проявлений по привычке старается максимально обращать на себя внимание - одним из средств этого может быть яркая, либо часто меняемая, либо необычная одежда, необычная прическа, яркий макияж и т.п. Субъект ЧЭ всегда старается воздействовать своими эмоциями также и на чужие эмоции, производить "эмоциональное заражение". Эмоции, особенно отрицательные, легко могут стать заразительными (и, собственно, в этом состоит одно из их порожденных эволюцией предназначений, посколькуони предупреждают других особей стаи об опасности). Для субъектов сильной ЧЭ характерна речевая обильность. Сильная ЧЭ скоррелирована с сильным обонянием, высокой внушаемостью, высокой чувствительностью к различению индивидуального тембра и интонаций в чужой речи, повышенной эмоциональной эмпатией (то есть с резонансным сопереживанием чужим чувствам). Субъекты ЧЭ более других внушаемы чужим мнением и даже специально ищут чужого совета. Носители сильной ЧЭ склонны эмоционально утрировать как свои радости, так и в эмоционально-негативном ключе утрировать проблемы, с которыми они сталкиваются. Повышение громкости голоса с быстрым и резким переходом на крик - привычный симптом оборонительного поведения у субъектов сильной ЧЭ. Наиболее яркие проявления оборонительной агрессии (крик, взвизгивания, волосы дыбом, прыгание на месте) имеют место у людей (и большинства прочих приматов) в случае сочетания сильной ЧЭ с сильной ЧК, то есть у психотипа ЭИЭ. ЧЭ как правило болезненно реагирует на любую критику, даже на конструктивную и полезную, непроизвольно реагируя на неё проявлениями оборонительной агрессии.
=========
«Если тебя лишили обязанностей гражданина, исполняй обязанности человека». (Сенека)