abb » Вт ноя 21, 2006 8:05 am
Я тоже читаю на близкую тему, хочу поделиться в контексте обсуждаемого вопроса (в основном цитаты из Юнга). Сначала о сознании, так как функции и тим на него завязаны.
Cтепень сознательности (degree of consciousness) влияет на поведение индивидуума. Минимальная сознательности (consciousness) характеризуется неконтролируемыми (compulsive) инстинктивными процессами, психические процессы противоречивы (с т.з. сознания надо думать), сменяют друг друга, уровень сознания похож на сон. Другая крайность, высокая степень сознательности, характеризуется собранностью (heightened awareness), проявлениями воли, целенаправленным рациональным поведением.
Дальше, говоря о сознании, Юнг вводит психологические функции. Их появление объясняется как следствие естественной тенденции психики к разделению (другие проявления этой тенденции: комплексы, проекции, про них ниже). Некая психическая структура отделяется, тренируется, развивается, становится дифференцированной функцией. Сознание использует дифференцированные функции для ориентации во внешних и внутренних фактах (видимо, сознание в свою очередь неким образом стимулирует дифференцирование функций). Как бы соционические функции ни ложились на юнговские, ТИМ -- скорее из оперы про сознание.
Под бессознательным подразумевается все что лишено характеристики сознательности, резкой границы нет. Как будно во мраке черепушки источник света освещает часть содержимого. Какое-то содержимое получается осознано, остальное -- нет. Среди содержимого бессознательного выделяют комплексы. Комплекс -- автономный (от сознания и других фрагментов) фрагмент психики, вызван психической травмой или неким внутренним конфликтом. Своему появлению обязаны той же гибкости психики, делающей возможной дифференциацию функций. Комплексы похожи на функции, но в отличие от функции вызваны не работой сознания, а травмами. (Сюда как-то еще должна увязываться концепция эго-сознания как комплекса).
Также бессознательным является новое содержимое психики, основанное на подпороговым восприятии (subliminal perception) или имеющее творческий характер. Вот это новое содержимое, еще-непонятно-что, подобно комплексу автономно до тех пор пока не будет ассимилировано сознанием. Архетипы являются некими шаблонами на которых нарастает это еще-непонятно-что, Юнг проводит аналогию между структурой решетки кристалла и самим кристаллом. Кристаллическая решетка -- виртуальная конструкция на которую нарастает вполне конкретный кристалл. Феномен архетипов объясняется как механизм приспособления к типичным жизненным ситуациям. Архетипы могут учавствовать в механизмах переноса и идентификации.
Имхо получается, что понятия тима и архетипа совмещать не надо.