Кстати, хотела поделиться со всеми мамами.
Был такой психолог - Эрик Эриксон. Он разработал теорию жизненных стадий развития человека. У Олега ,кажется , есть здесь где-то инфа .
Можно почитать. Очень полезно родителям и не только. Если кратко:
Первая стадия - первый год жизни .
Формируются такие понятия как доверие-недоверие.
От года - до трех.
Самостоятельность - чувство стыда, неуверенность. В этом возрасте можно воспитать в своем ребенке самостоятельность, но если первые
попытки ребенка оканчиваются неудачей ( падает, писается и т.д.) , в этом случае , лучше не высмеивать или не опекать чрезмерно своего ребенка. Иначе - можно развить в нем чувство неуверенности, чувство стыда за свои действия, поступки.
3-5 лет.
Инициатива или чувство вины.
Где-то с 3 лет появляется элементарный самоконтроль .
Играя , ребенок развивает воображение, инициативу. Критика, суровое отношение к малышу может развить в нем чувство вины.
6-12 лет.
Прилежание - чувство неполноценности.
Школа для ребенка - "вступление в жизнь". Если ребенок сталкивается с тем, что все его усердие, трудолюбие воспринимают как несерьезное, не отвечающее требованиям,ерунду и т.д. , то такая "политика" может выработать у ребенка чувство неполноценности.
Юность.
идентичность - смешение ролей.
Весь жизненный опыт ( роль дочери - сына, ученика , друга) весь этот опыт объединяется в осознание самого себя, как личности.
Молодость.
Изоляция - близость.
Как только установлена стабильная идентичность, мы готовы начать строить отношения с другими. Близость - умение ( способность) заботиться о ком-то .
Да , и здесь мы формируем способность- неспособность устанавливать с кем-то близкие отношения.
Седьмая стадия - зрелость.
Генеративность или стагнация.
Восьмая стадия - пожилой возраст.
Целостность или безысходность . Это внутренние конфликты наши в старости.
Очень интересно почитать
"Если вам нужен образ будущего, вообразите себе сапог, топчущий лицо человека- вечно."
Оруэл.