Люди наконец-то поняли, что *словами горю не поможешь*.
Mirror писал(а):Так это ж было всё известно тысячелетия назад!
Это ж всё - медитативные техники чистой воды!
Люди наконец-то поняли, что *словами горю не поможешь*.
Mirror писал(а):Так это ж было всё известно тысячелетия назад!
Это ж всё - медитативные техники чистой воды!
Люди наконец-то поняли, что *словами горю не поможешь*.
Ирина Елисеева писал(а):Есть очень незамысловатые способы обесценивания того, что не удосужился понять. Не думаю, что Ваша реплика как и хихиканье следующего автора - следствие глубокого знакомства с йогой и восточной философией.
Гештальт-практика
Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть, а не тогда, когда он старается быть тем, кем не является.
Арнольд Бейссер «Парадоксальная теория изменений»
Йога: Шива-самхита1.62. Отказавшись от всех ложных желаний и оставив все ложные привязанности
мира, йогин видит в своем собственном духе Вселенский дух в его подлинной
сущности.
1.63. Увидев свой дух - а это дает счастье, находимое в самом себе,- с помощью
своего же духа, он забывает этот мир и наслаждается нерушимым блаженством
Самадхи.
Гештальт-практика
Цель такой терапии — вернуть человеку аутентичность, соответствие самому себе, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент — не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса.
Конечно, существует феномен переноса. Терапевтическая ситуация провоцирует отношение к терапевту как к родительской фигуре, а к клиенту — как к некомпетентному и несамостоятельному. Клиент обращается к нам в ситуациях, требующих поддержки и знаний профессионала. И правда, есть ситуации, в которых мы не можем справиться сами, как не можем сами себя вытащить из болота, сколько бы не рвали на себе волосы. И, несмотря на это, только сам человек знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней.
Осознавание
Это трудно объяснить точно, потому что это чувственный опыт. Это переживание себя в контакте. Это встреча в одном моменте времени чувств, физических ощущений, ясного понимания и видения ситуации и себя в ней. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. В терапии это переживается как инсайт, «ага»-переживание, а в жизни это может стать континуумом осознавания. Когда это достигается, мы не теряем контакта со своими желаниями, чувствами, намерениями и действиями.
Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Сначала принятие ответственности вызывает большое сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» моих подвигов и страданий. Однако если человек находит в себе мужество встретиться со своей «тенью», то потом приходит вознаграждение — как переживание власти над своей жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы начинаем осваивать свои владения и, рано или поздно, доходим до его границ. Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным — со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с властью других. Мы смиряемся, и после этого терапия заканчивается, а жизнь продолжается.
Феноменологическое основание — принцип реальности
Это как раз очень легко объяснить, но очень трудно принять. Существует некоторая реальность (данная нам в ощущениях), но существует и наше мнение о ней: наш опыт, оценки и ожидания. И, как ни странно, мнения зачастую оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупая?
Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Гештальт-терапия избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага».
Встреча с реальностью также встречает большое сопротивление, так как, во-первых, непривычна и человек нередко теряется, а во-вторых, неизбежно ведет к осознаванию и ответственности и, вообще-то, требует от человека активности и решений. Ведь если я думала, что это я глупа, а теперь признаю, что все-таки король гол, то жить, как раньше, уже не получится.
Йога, Шива-Самхита: 1.67. Священные тексты описывают мир, чтобы вернуться (назад) из иллюзорности Майи. Йогин же разрушает (для себя) этот мир множественности явлений, понимая, что он - лишь результат неправильной веры.
Йога-Сутры Патанджали: 20. Зрящий есть только разум и, хотя чист, видит сквозь окраску сознания.
Здесь и сейчас
Будущего еще нет, прошлое уже произошло. Мы живем только здесь и сейчас. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение.
Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Скорее, этот принцип заставляет интересоваться, почему именно об этом вы говорите и вспоминаете здесь и сейчас? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться (здесь и сейчас)?
Этот принцип возник не на пустом месте. Гештальт-психолог Курт Левин разработал теорию поля. Ее суть в том, что поведение человека каждую минуту определяется целостной ситуацией его жизни, а говоря гештальтистским языком, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к межличностным отношениям это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.
В ситуации терапии жизненная ситуация клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет поведение. И, тем не менее, здесь и сейчас он разговаривает со мной — и почему именно об этом?
Мы устроены так, что из всего многообразия окружающей среды организм выбирает то, что ему важно и интересно. Например, жажда побуждает человека выделять стакан воды на столе, уставленном яствами, как значимую фигуру, но когда жажда будет утолена, скорее всего, его внимание привлечет что-то другое. Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ любимого человека, ощущение голода, боль от гвоздя в ботинке или слово этого текста. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон.
То есть из всего многообразия мира я выделяю то, что отвечает моим актуальным потребностям. Остальное просто проносится мимо, как дома за окном машины, если я за рулем.
Бхагават-гита: Когда Арджуна увидел космическую форму Бога Кришны, пожирающую мир своим огненным ртом, там он увидел и себя, Арджуну, а также Дхарму и Дурьодхану. Там он увидел обе армии, сражающиеся друг с другом, и многих погибающих воинов. Точно так же, как стоя рядом с Кришной перед началом боя, он видел армии, так же отчётливо он увидел сам ход битвы. Почему? Потому что он так же видел будущее, как настоящее. Он был удивлён: “Что это? Что я вижу? Неужели всё это уже произошло? Может ли кто-нибудь остановить это?” На этом уровне нет ни прошлого, ни будущего. Всё существует здесь и сейчас. Он видел на этом уровне.
Дела не белы и не черны для Йога, это для других они трояки [белы, черны и смешаны].
8. Из них и получаются те чувства и впечатления, условия для которых были наиболее подходящи.
Isidor писал(а):nonhuman-girl
Боюсь, что тексты по йоге, которые вы привели настолько многозначны, что трактовать их можно как угодно.
Довольно странно предполагать, что целью гештальт-терапии может быть "увидеть вселенский дух" от этого как раз, в т.ч., с помощью ГТ и лечат.
Вобщем, как человек немного практиковавший йогу, немного о ней читавший и много практикующий ГТ, могу сказать, что они отличаются довольно сильно, хотя некоторое сходство и имеется.
И еще, ГТ - антимедитативна.
Повторения не существует, как не возможно войти в одну и туже реку дважды.
Но ведь чтобы задать вопросы "что?" и "как?", надо иметь в голове определенную гипотезу на предмет, куда эти вопросы приведут. И зачем клиенту нужны ответы на них. А для этого приходится думать, обобщать и местами интерпретировать. Как считаете?Гештальт-терапия избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага».
вот именно: добавив изменения к предыдущей вариации. а это уже не ровно то же самое, это уже - другое... кстати, мне импонирует идея спиральной цикличности она как раз отражает и идею повторяемости, и идею изменчивости мира.все в нашей жизни циклично, и все повторяется и возникает снова и снова, добавив некоторые изменения к предыдущей вариации.
Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Гештальт-терапия избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага».
Dem писал(а):Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Гештальт-терапия избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага».
Полный бред. Вот, например, если я напишу, что автор цитируемых строк абсолютный кретин, то сомневаюсь, что в данном суждении избежал оценок и интерпретаций. Если же сосредоточу внимание на описании того, почему автор абсолютный кретин, то опять же не избегу оценок и интерпретаций. Т.к. описание чего-либо уже интепретация. Ага.
Ну так гештальт и не занимается анализом причин какого бы то ни было "как" или "что". В гештальте клиент проживает текущую реальность на полную, что называется, катушку. И именно это позволяет данной терапии быть эффективной. И уже нюансы этого проживания - они разные, это можно делать разными способами. Но исключая интерпретации. Почему? Потому что они уводят в "среднюю зону": лишают непосредственного контакта с живой реальностью.Dem писал(а):Если же сосредоточу внимание на описании того, почему автор абсолютный кретин, то опять же не избегу оценок и интерпретаций. Т.к. описание чего-либо уже интепретация. Ага.
nonhuman-girl писал(а):Mirror писал(а):Так это ж было всё известно тысячелетия назад!
Это ж всё - медитативные техники чистой воды!
Люди наконец-то поняли, что *словами горю не поможешь*.
хихихи, тоже самое хотела написать, когда читала )))
йога рулит, читаем дружно Патанджали
Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Neo, Xanthan Gum_copy, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]