Сущность гештальт-терапии

Теория и практика гештальт-терапии, обучение гештальту

Сущность гештальт-терапии

Сообщение H2O » Вт окт 07, 2014 1:36 pm

http://neveev.livejournal.com/53226.html

Не так давно я провел следующий опрос. Надо было прочитать текст, приведенный ниже и определить, кто его написал, выбрав из трех альтернатив:

Эзотерик/оккультист
Психиатр
Ученый

И вот, собственно, текст, автора которого надо было оценить:

"Воспоминания и планы на будущее суть сегодняшние представления. Согревающая игра воображения в целом не диссоциативна, а интегративна. Почему же люди, погруженные в воспоминания или прожекты, в этот момент как бы парят, но после выглядят не освеженными, а опустошенными и измученными? Это происходит оттого, что эти события не прожиты ими как их собственный опыт, они не стали для них родным домом, не "пересозданы" и не ассимилированы; болтовня кажется бесконечной и становится все более сухой и умственной. (Противоположным примером можно считать произведение искусства, где воспоминания оживают в настоящем при участии опосредующего материала). А между тем, действительность неудовлетворительна, прошлое потеряно, будущего еще нет. Каковы же нынешние чувства нашего говорливого субъекта? Это не согревающее воображение, но сожаление, упреки, самоупреки или фрустрация, вина за невозможность соответствовать ожиданиям, попытки проявить волю; все это чем дальше, тем больше понижает самооценку. Чувство собственного достоинства не может исходить ни из оправданий, ни из сравнения с внешним стандартом: "Это не моя вина; я не хуже других. Я не так уж хорош, но скоро я себя покажу". Чувство собственного достоинства возникает из своей адекватности происходящему, а именно активности, пока ситуация этого требует, и расслабления, когда она завершена. Так, например, запретная сексуальная игра не вызывает раскаяния, если она привела к удовлетворению, в отличие от убогой и скомканной. Объяснения или сравнения всегда звучат как ложь, будь то утешение или самоосуждение. Но зато делать что-нибудь и быть собой -это доказательство; это само-подтверждение, поскольку завершает ситуацию. Поэтому мы делаем основной упор на самоосознание пациента в эксперименте, который он сам совершает, и ожидаем, что таким образом он создаст более удачную целостность"[1, 102-103].

А вот, как распределились ответы:

Изображение

Предположу, что многие ответили «психиатр», поскольку в тексте было слово «пациент», а также соответствующие термины, такие, как «диссоциативна», «фрустрация».

Можно, конечно, придираться к опросу, анализировать репрезентативность выборки и пр. По этому поводу могу сказать, во-первых, что с этим текстом и его автором и так все понятно, и, во-вторых, хочу отметить, что если придирающиеся будут столь же критичны к себе и своим гуру, как к данному опросу, я буду считать, что сделал свое дело.

Итак, кто же на самом деле автор этого текста?

Данный текст является отрывком из книги создателя гештальт-терапии Фрица Перлза, причем книга эта, написанная психотерапевтическим гуру, называется не «Плохо структурированный и бессодержательный словесный поток (а-ля Блаватская или Гурджиев) великого создателя великой терапии», а «Теория гештальт-терапии»…

Все книга представляет собой такой вот эзотерический текст и, я даже не знаю, надо ли говорить, что в этой книге нет ни одной ссылки, тем более нет ссылок на экспериментальные исследования. По сути, книга «Теория гештальт-терапии» представляет собой сплошные потоки мыслей, более всего напоминающие туманные оккультно-эзотерические словесные излияния или же бессмысленные тексты в стиле постструктурализма, технотреп, психотреп.

Я считаю, что рассматриваемая книга – одна из лучших демонстраций того, что такое гештальт-терапия на самом деле. Действительно, гештальт-терапия – это настоящий рассадник иррационализма и субъективизма, это что-то вроде эзотерического учения, течения Нью Эйдж, религии, психокульта, или даже секты.

Так что если Вы называете гештальт-терапию шаманством, то тут речь идет не о метафоре. Это на самом деле современное шаманство, просто замаскированное и залакированное терминами из психиатрии.

Конечно, адепты психотерапии будут брызгать слюной, давиться слезами и говорить, что не надо судить по одному отрывку (я, напомню, уже сказал, что вся книга такая), или что не надо судить по одной книге, или что гештальт-терапия – это не религия книги, ой, т.е., простите, что гештальт-терапия – это не книга, а поток живого опыта, последовательность экзистенциальных переживаний и инсайтов, и далее в том же духе бла-бла-бла.

Но я хочу просто задаться рядом вопросов:

Притупляют ли подобные книги, и вообще прохождение подготовки по гештальт-терапии критическое мышление?
Может ли развиться критическое мышление у человека, который вместо чтения научно-психологических статей, монографий читает подобную, так сказать, литературу?
Сумеет ли психолог, воспитанный на подобных книжках, отличить собственные иллюзии от реальности, случайность от закономерности?
Не склоняют ли подобные книжки к мракобесию, к уже не замаскированному, а явному оккультизму и эзотерике?
Не прокладывает ли гештальт-терапия дорогу деструктивным сектам и тренингам личностного роста?
И, наконец, что психолог, воспитанный на подобных книжках, может дать клиенту?..

Ну, и еще пара вопросов, что называется, на посошок:

Имеет ли место в случае адептов гештальт-терапии та же ситуация, что и с древними христианами: своей библии не открывали, а если и открывали, то, не умели читать?
Умеют ли адепты гештальт-терапии подобно оккультистам вылавливать скрытый от непосвященных смысл из словесной каши?
Путин придё, коррупцию наведё!
H2O
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 8635
Зарегистрирован: Ср ноя 12, 2008 2:25 pm
Медали: 3

Вернуться в Гештальт

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Asqard, Алексище, Андрей2015, Атех, Cold_Air, Скорпион_под_шубой, Син, Erika A, Exabot [Bot], glokov001, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, kurlemushe, Kuvaldos, liudmila20, Mimozzka, Parf, Rambler [Bot], Ted, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Кентавр-на-Пегасе, Феликс, ФинтУшами, Варшава, Лилия Жукова, Яна606