Persefona » Вт сен 11, 2007 11:32 am
to nonhuman-girl
Ваш запрос немного отличается от остальных - прежде всего индивидуальностью - в целом о "дереве" - сейчас выложу, без проблем, однако о дереве, изображенном на вашем рисунке - здесь нужно немного подумать.
ДЕРЕВО
символ вертикали, символ жизни
Плиний утверждает, что деревья были первыми храмами. Древние соотносили священные деревья (имеется в виду целый массив однородных деревьев) с божествами. Так, дуб связывали с Юпитером, иву — с Венерой, лавр — с Аполлоном, оливу — с Минервой, виноградник соответствовал Бахусу и т. д. Дубу и омеле поклонялись галлы.
Чтобы делать приношения богам, приходили в лес. Даже сегодня можно встретить расположенные среди деревьев статуи святых с табличками о приношениях по обету, что свидетельствует о долговечности (!) традиций.
Многочисленные мифы повествуют о гигантском дереве — связующем звене между небом и землей (как лестница или радуга), по которому некоторые персонажи поднимаются до уровня богов. Китайское солнечное дерево, по которому поднимались и спускались властители; ясень кельтов Иггдрасилъ, уходящий корнями в подземное царство; космический ясень Эдды Хеймдалль (небесный бутон); растение жизни, цветок вечной молодости, который Гильгамеш отправляется искать на середину океана; дуб, где Зевс расположил континенты и моря; яблоня, с которой идентифицируется Идунн в Скандинавии, и т.д.
Древо Познания в Эдемском саду является символом «Потерянного Рая», бессмертия, которого лишился человек, потому что утратил первоначальное согласие с Богом. Это дерево представляет собой сферу сознания действующего Я, адаптированного к случайностям. Это гигантское дерево, образ которого варьируется в мифологии, посещается людьми. Человек поднимается и спускается по природной лестнице, образованной ветками, сообразно собственным возможностям: он должен подвергнуться испытаниям, чтобы вновь обрести Утерянный Рай и единство с Богом.
Вселенское Древо Жизни с двенадцатью видами фруктов (число, соответствующее циклическому обновлению, а также небесному Иерусалиму Апокалипсиса, числу золотых яблок сада Гесперид) символизирует центр духовности, а по происхождению восходит к «яблоне Мироздания» на индусской горе Меру — дереву, удовлетворяющему все желания, или дереву периодов, оси мира, расположенной в центре райского сада, окруженного четырьмя другими садами (в каждом из них лучшая яблоня — эманация первого космического дерева, растущего на горе Меру). Это центральное дерево, связующее землю и небо, служит проводником духовных влияний, нисходящих с его помощью к человеку.
В древнееврейской традиции Древо Жизни идентифицируется с деревом Сефирот, связывающим небо с землей через три мира: божественных эманации и творений (Небо), мира воплощенных творений и форм (Земля) и подземного мира (Преисподняя), воплощенного Древом Смерти. Так представлен цикл жизни всего сущего.
Точный аналог Дерева Сефирот — китайское Дерево края света, чей ствол достигает более 100 лье в высоту, а с веток свисают 10 солнц, продолжающиеся десятью преисподними.
Оно напоминает новогоднюю елку, прообразом кото¬рой было Космическое дерево, ярко озаряющееся в полночь посреди зимы (с чем связан, по-видимому, и старинный обычай приносить в дом еловые ветки как Символ конца года).
Заметим, что символика ели отвечает символике вечнозеленых деревьев, воплощению жизненной силы, благополучия, всего, что сохраняется (в противовес тому, что обречено на смерть или изменения: временам года, живым существам и т. д.). Так, кипарисы — деревья, которые можно часто встретить на кладбищах, потому что они символизируют жизнь души после смерти.
Колючее дерево символизирует девственность природы, Неопалимую купину, крона которой воплощает целостность и бесконечность Космоса: свечи отражают отсветы созвездий, золотые и серебряные шары — солнца и луны, а разноцветные — планет.
Перевернутое дерево, олицетворяющее в Упанишадах Вселенную,— символ мироздания, Бога. «Пусть его лучи коснутся нас!» — говорится в Риг-Веде. Декоративная тема очень распространена на Востоке, Древо Жизни фигурирует в огромном числе живописных изображений на индийском, исламском шелках и на коврах.
До XVII века майское дерево, поставленное первого мая перед дверью, покрытое листвой и украшенное лентами, являлось вестником для тех, кому хотели оказать честь: его ставили под окнами молоденьких девушек деревенские парни. Сирень выражала восхищение их красотой, остролист же попрекал за плохой характер, бузина — за нерадивость.
В революционную эпоху дуб, в память о галльской традиции, и тополь, благодаря происхождению его названия от рориlus, были выбраны в качестве народных символов завоеванной свободы, надежды и преемственности... Они являлись своеобразными общественными памятниками, охраняемыми законом, у их подножия крестьяне сжигали помещичьи ценные бумаги, под их сенью подписывались важные документы и произносились гражданские клятвы.
Дерево служило также символом братства, согласия между двумя государствами на французской границе Женевского кантона.
Источник бурной жизни, дерево, чья густая крона покрывается плодами, является символом плодородия. Ствол, устремленный к небу,— воплощение силы и могущества — является фаллическим символом. Корни, уходящие в землю, где погребены мертвые, напоминают об эфемерности физической стороны жизни.
Кроме того, ветвистое дерево отождествляется с человеком.
Будучи посредником между небом и землей, приснившееся дерево символизирует возможности эволюционного роста, облагораживания. Дерево призывает распрямиться, определить стержень собственной жизни, прорасти «корнями» в землю, а «вершиной» коснуться неба (см. Восхождение, Крест, Лес).