Экстраверсия и Интроверсия

Юнгианский анализ и постюнгианство. Анализ сновидений, коллективное бессознательное, архетипы, процесс индивидуации
Правила форума
Правила Юнг и юнгианцы

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение Light » Вт фев 19, 2008 10:53 pm

Сначала я сделаю это для двух общих типов, которые я назвал интровертным и экстравертным. Далее я попытаюсь дать некоторую характеристику тех, более специальных типов, своеобразие которых слагается вследствие того, что индивид приспособляется или ориентируется главным образом посредством своей наиболее дифференцированной функции. Первые я хотел бы обозначить как общие типы установки, отличающиеся друг от друга направлением своего интереса, движением либидо; последние я назову типами функций.

Общие типы установки, как уже было многократно указано в предыдущих гла-вах, отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. У интровертного отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится о том, как бы отвлечь либидо от объекта, как если бы ему надо было оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный, напротив, относит-ся к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеет для него достаточно цен-ности, и поэтому значение его постоянно приходится повышать. Оба типа до такой степени различны и их противоположность настолько бросается в глаза, что на-личность их без всяких разъяснений бывает очевидна даже для профана в психо-логических вопросах, — стоит только раз обратить его внимание на это. Всем, ко-нечно, знакомы эти замкнутые, трудно распознаваемые, часто пугливые натуры, представляющие собой самую сильную противоположность людям с открытым, обходительным, часто веселым или по крайней мере приветливым и доступным характером, которые со всеми ладят, а иногда и ссорятся, но во всяком случае стоят в отношении к окружающему их миру, влияют на него и со своей стороны воспринимают его влияние.
[...]
Поэтому типическая установка по отношению к объекту суть процессы приспособления. Природа знает два коренным образом различных варианта адаптации и две обусловленные ими возможности самоподдержания живых организмов: первый путь — это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности и недолговечности отдельного индивида; второй путь — это вооружение индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой плодовитости. Мне кажется, что эта биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общая основа наших двух психологических способов приспособления. Здесь я хотел бы ограничиться одним только общим указанием, с одной стороны, на особенность экстраверта, состоящую в способности постоянно растрачиваться, распространяться и внедряться во все; с другой стороны, на тенденцию интроверта обороняться от внешних требований и, насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественное положение. Поэтому интуиция Блейка недурно определила оба типа как «prolific» (плодородный) и «devouring (прожорливый) type». Как показывает общая биология, оба пути удобопроходимы и, каждый по-своему, ведут к успеху; точно так же и типические установки. То, что один осуществляет посредством множества отношений, другой достигает при помощи монополии.


К.Г. Юнг "Психологические типы"
Аватара пользователя
Light
Активист
Активист
 
Сообщения: 626
Зарегистрирован: Вт дек 19, 2006 2:48 pm
Откуда: Челябинск
Медали: 2
Пол: Женский

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение Crying_alone » Чт июн 12, 2008 10:51 am

Аушра уже писала насчет Юнговского разделения на интровертов-экстравертов, что оно не совсем правильное. Не все интроверты - угрюмые и замкнутые (возьмите, Дюму, Есенина), как и не все экстраверты - добродушные весельчаки. Это лишь грани.
Логика приведет вас из пункта А в пункт В. Воображение может привести вас куда угодно.
Crying_alone
Участник
Участник
 
Сообщения: 74
Зарегистрирован: Ср мар 26, 2008 4:06 pm
Откуда: Иркутск
Пол: Женский
Соционический тип: Есенин
Темперамент: Меланхолик

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение trivia » Вт июн 17, 2008 2:03 am

По-моему, Юнг наоборот отходит от внешних признаков (угрюмости, замкнутости, или веселости) и разделяет на типы по ориентации на объект или субъект. Для интроверта, скажем, интровертная ориентация (субъективная) осознанна, а экстравертная — неосознанна и аффективна. Он хорошо разбирается в своем внутреннем мире, а во внешнем — хуже, и часто вынужден действовать вслепую и иногда творит всякие глупости, смущая окружающих. Для экстраверта наоборот: он осознает объектный мир и хорошо в нем разбирается, но его собственная душа для него потемки, и когда из глубин его подсознания вылезает какая-нибудь штука, он ужасно удивляется и не знает, что с ней делать.
Аватара пользователя
trivia
Активист
Активист
 
Сообщения: 359
Зарегистрирован: Пн июн 16, 2008 2:17 am
Медали: 1
Пол: Женский
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Флегматик

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение berta » Пт июл 11, 2008 11:29 am

Да, интроверты такие - они стараются не быть ни под чьим влиянием. Очень свободолюбивые личности. По-моему это очень хорошо. А угрюмость... Это не про нас. :) Юнг ошибся?
berta
Участник
Участник
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: Пт июн 06, 2008 11:40 pm
Пол: Женский
Соционический тип: Есенин

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение Бегемот » Пт июл 11, 2008 11:30 am

berta писал(а):Да, интроверты такие - они стараются не быть ни под чьим влиянием. Очень свободолюбивые личности. По-моему это очень хорошо. А угрюмость... Это не про нас. :) Юнг ошибся?

Юнг про угрюмость интровертов вроде ничего не говорил...

Наверное, лучше выделить отдельные кластеры (в данном случае - группу людей с общими ценностями в определенной сфере) и работать с ними в закрытом разделе (с) Darlana

Просто не пойму, как вы хотите защищать собственные права и интересы, не имея доступа к модераторским функциям. (с) Darlana
Аватара пользователя
Бегемот
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 10590
Зарегистрирован: Вс ноя 25, 2007 3:48 am
Откуда: Центральное болото
Медали: 2
Пол: Мужской
Соционический тип: Габен
Темперамент: Флегматик
Профессия: разговорный жанр

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение maitreya » Пн июл 14, 2008 1:52 am

Эрих Нойманн ввёл термин "центроверсия" http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=ht ... 0%F1%E8%FF
Сестра наша - жизнь - всех сведёт в планетарий.
Кн.Ю.М.
Аватара пользователя
maitreya
Активист
Активист
 
Сообщения: 379
Зарегистрирован: Пн июл 14, 2008 1:23 am
Откуда: 56N01,92E50
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Профессия: партизан подпольной Луны

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение Cosmos » Пт фев 13, 2009 3:52 pm

Угрюмые интроверты - это, вроде, Айзенк. Почему все так и норовят Юнгу приписать?! Вы его почитайте, у него внешних описаний типов вообще почти нет!
Cosmos
Местный
Местный
 
Сообщения: 1493
Зарегистрирован: Чт авг 31, 2006 10:17 pm
Пол: Мужской

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение maitreya » Вт фев 17, 2009 10:12 pm

Читали, практикуем, всё сходится... :P
Сестра наша - жизнь - всех сведёт в планетарий.
Кн.Ю.М.
Аватара пользователя
maitreya
Активист
Активист
 
Сообщения: 379
Зарегистрирован: Пн июл 14, 2008 1:23 am
Откуда: 56N01,92E50
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Профессия: партизан подпольной Луны

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение Iskander » Вс июн 19, 2011 4:46 am

trivia писал(а):разделяет на типы по ориентации на объект или субъект

Но Аугуста решила что Юнг ошибался :shock: -
Аушра Аугустинавичюте в Ошибочные гипотезы Юнга писал(а):Если в случае с экстратимами, Юнг очень близок к правде, за исключением того, что субъект тоже является объектом и потому на него в сознательной жизни ориентирован не интротим, а тот же самый экстратим, то в случае с интротимами пришлось ввести совершенно новое понятие — понятие межобъективных и межсубъективных отношений. На которые в своей сознательной жизни и ориентируется интротим.

Правда Аугусту потом поправили -
Л.И.Филиппов в Комментарии (к «Соционике» А. Аугустинавичюте) писал(а):терминология Юнга в принципе не предполагает деления на «объекты» и «отношения», как это делает А. Аугустинавичюте. Разумеется, подобное разбиение вполне жизнеспособно и может быть основой некой типологии «ИМ», но названия «экстра-» и «интро-» применены автором не в их истинном значении.
Человек как голографическая система нескольких личностей (хотя бы двух). http://rusnod.ru/user/reg/
Аватара пользователя
Iskander
Активист
Активист
 
Сообщения: 658
Зарегистрирован: Вс июн 07, 2009 5:49 am
Откуда: Гомель
Пол: Мужской
Соционический тип: Габен

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение Вагур » Сб сен 03, 2011 1:04 pm

Любопытно ... но это не более чем "уклон" .. предрасположенность психики конкретного человека
Чем сильнее воля и больше опыт - тем больше человек может выходить из под этих определений :wink:
Разве не так?
Вагур
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Вт авг 30, 2011 12:05 pm
Пол: Мужской

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение eMTiVi » Чт апр 12, 2012 5:07 pm

Юнг был сильным аналитиком... но в его время ещё не было открытий Павлова.

Поскольку, я дилетант в психологии, меня не сдерживают профессиональные рамки. Так что, это альтернативная точка зрения человека другой профессии... профессии, которая тоже имеет дело с изучением и развитием человеческого мозга, но с других позиций.

Так вот, с альтернативной точки зрения, беда сегодняшней науки психологии в том, что она проигнорировала сенсорную кору, первую сигнальную систему.
Первая сигнальная - это зеркало, отражающее реальность в человеческую голову. И, подобно зеркалу, она может отражать реальность прямо и искажённо.
В залах "кривых зеркал" обязательно есть и прямое зеркало. Оно необходимо для сравнения, для понимания - в какую сторону произошло искажение.
Точно так же и человеческий мозг: восприятие реальности - прямое. Но мышление, обучение, воздействие средств массовой информации, субъективных взглядов других людей - могут исказить картину мира, которая формируется в нашей голове. Особенно, если человек не научен сравнивать результаты своего мышления с объективными данными восприятия.

Экстравертность и интровертность - это воспитанная привычка работать с мозгом - тем или иным способом. Если ребёнок всё-время находится с другими людьми, практически, никогда не оставаясь в одиночестве, его мозг привыкает работать вовне - на восприятие окружающего, анализ, установление связей. Разумеется, активно используется речь. Такому ребёнку скучно оставаться одному. Он не умеет сам себя развлекать.
А, вот, малыш, которого много оставляли одного, развивается не вовне, а внутрь. Он живёт частично во внешнем мире, а частично в мире своих собственных мыслей... в ассоциативной коре. Так же, как мы живём во сне. Такие люди самодостаточны.
У них плохо развиты рефлексы общения, но, это мыслители, аналитики, фантазёры. Они развиваются медленнее, чем интроверты... в той же школе могут производить впечатление тупых, потому что думают... а это медленнее, чем поверхностная, верхоглядская болтовня.

Интровертность и экстравертность - это противоположные крайности. В норме, человек должен быть научен жить вовне и мыслить внутрь. Учёный, который варит часы, держа в руках яйцо, находится глубоко в ассоциативной коре. обдумывая идеи, которые его занимают. Но в другое время он будет общаться с коллегами или студентами, объясняя открытие, которое совершил.
Кажется Аксёнов... рассказывал, как писал последнюю книгу. Он буквально жил в иллюзорном мире своих персонажей.

Нет - ни теоретических, ни практических исследований первой сигнальной системы. В учебниках по психологии - о ней говорится, что это часть коры - общая у человека и животных. Логический вывод: человеку изучать не надо.
Нет понимания науки, - что вся разумная информация сосредоточена в ассоциативных участках сенсорной коры. И Юнг об этом не знал. У него не было информации. Он чувствовал, понимал - что что-то здесь должно быть... так же, как астрономы чувствуют - вот здесь должна быть звезда.
А сегодняшние психологи изучают Юнга... в упор не воспринимая те открытия, которые были сделаны после него.
Думать не научили! Экстравертами воспитывали.

Вот это альтернативный взгляд театрала и интроверта.... помните анекдот? Альтернатива - это утки.
eMTiVi
Участник
Участник
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт июн 22, 2010 12:37 am

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение nctr » Пт апр 13, 2012 3:55 am

eMTiVi писал(а):Экстравертность и интровертность - это воспитанная привычка работать с мозгом - тем или иным способом. Если ребёнок всё-время находится с другими людьми, практически, никогда не оставаясь в одиночестве, его мозг привыкает работать вовне - на восприятие окружающего, анализ, установление связей. Разумеется, активно используется речь. Такому ребёнку скучно оставаться одному. Он не умеет сам себя развлекать.А, вот, малыш, которого много оставляли одного, развивается не вовне, а внутрь. Он живёт частично во внешнем мире, а частично в мире своих собственных мыслей... в ассоциативной коре. Так же, как мы живём во сне. Такие люди самодостаточны.
неверно. есть дети, и таких полно, которые даже будучи всё время в достаточно приятной компании никак не стремятся к внешним взаимодействиям. это заметно даже в младенчестве. а есть и те, кто даже в одиночестве выдумывает себе воображаемых друзей. или просто впадает в депрессию, которая всё никак не хочет проходить.

eMTiVi писал(а):Первая сигнальная - это зеркало, отражающее реальность в человеческую голову. И, подобно зеркалу, она может отражать реальность прямо и искажённо.
и как и зеркало, оно не может отражать всю реальность, только определённую её часть. а не видя полной картины, невозможно определить, прямо отражает твоё зеркало, или криво.

eMTiVi писал(а):В залах "кривых зеркал" обязательно есть и прямое зеркало. Оно необходимо для сравнения, для понимания - в какую сторону произошло искажение.
суть объекта можно познать только через его взаимодействие с другими объектами. а сравнивать можно и с кривым зеркалом, без потери объективности. всё равно одним зеркалом не обойдёшься.

eMTiVi писал(а): В норме, человек должен быть научен жить вовне и мыслить внутрь.
а кто определяет нормы? )
Some people are afraid of allowing themselves to be too happy because they think there is a negative, often tragic, event that will happen as a trade-off. This is known as cherophobia.
Аватара пользователя
nctr
Местный
Местный
 
Сообщения: 928
Зарегистрирован: Пн окт 03, 2011 4:25 pm
Пол: Мужской
Соционический тип: Габен
Тип по психе-йоге: Эпикур (ФЛЭВ)
Темперамент: Флегматик

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение zuich » Пт апр 13, 2012 10:24 am

eMTiVi писал(а):Юнг был сильным аналитиком... но в его время ещё не было открытий Павлова.


Беда психологии в том что каждый чудик себя экспертом считает, толком предмет не изучив
Ученик и учитель Ю. Бурлан http://www.yburlan.ru/index.php
zuich
Местный
Местный
 
Сообщения: 875
Зарегистрирован: Ср сен 24, 2008 9:15 pm

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение eMTiVi » Сб апр 14, 2012 6:11 pm

zuich писал(а):
eMTiVi писал(а):Юнг был сильным аналитиком... но в его время ещё не было открытий Павлова.


Беда психологии в том что каждый чудик себя экспертом считает, толком предмет не изучив

Некоторые "чудики" всю жизнь работают с человеческим мозгом, имея теорию отличную от психологической.
Заметьте, всемирно признанную теорию. В то время как психология не только индивидуальна для каждой отдельной страны... но и в рамках одной страны имеет разные направления. Проще говоря, - кто во что горазд.

А возьмите - ка пьесу Чехова, проанализируйте каждую фразу... вытащите сознательные и подсознательные смыслы - подтексты, эмоции, чувства, определитесь с тем, чего хочет каждый персонаж... как он действует, добиваясь своей цели, кто ему противодействует... определитесь с идеей и сверхзадачей каждого персонажа и пьесы в целом, выстройте действенную линию целей и конфликтов.
Затем, проработайте всё это с артистами, учитывая индивидуальность и способности артиста. Его личностные качества, помогающие или мешающие в работе... преодолейте сложности: не понимает артист, не получается, нет настроения, у него конфликт с другим артистом, он занят в другом месте, а здесь работает только формально.

Наука психология не знает - что такое личность, талант. Тем более, она не знает - как талант делать.
А театральная теория - таланту учит, развивает. Говорю по опыту, ничего нельзя сделать только в двух случаях: если у человека, с младенчества, не развивали эмоционально - образные части мозга и есть сознательное или подсознательное противодействие.
В первом случае - человека не научили работать с эмоционально - образными частями мозга. А то, что легко развивается у маленького ребёнка, у взрослого развить крайне сложно, часто невозможно. Например, если слепому от рождения вернуть зрение, он будет видеть только завихрения света. Если щенят выращивать в полной темноте - они останутся слепыми. Если у маленького ребёнка не развивать умение работать с образом и эмоцией, он будет душевно глухим.
А сознательно - подсознательное противодействие - это выбор человека. Никого нельзя научить тому, чему он не хочет учиться.
eMTiVi
Участник
Участник
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт июн 22, 2010 12:37 am

Экстраверсия и Интроверсия

Сообщение eMTiVi » Сб апр 14, 2012 7:21 pm

nctr писал(а): неверно. есть дети, и таких полно, которые даже будучи всё время в достаточно приятной компании никак не стремятся к внешним взаимодействиям. это заметно даже в младенчестве. а есть и те, кто даже в одиночестве выдумывает себе воображаемых друзей. или просто впадает в депрессию, которая всё никак не хочет проходить.)

Вы не можете знать о первых месяцах и годах жизни ребёнка.
Я не исключаю возможность генетического участия в построении характера живого существа. Наверное, это есть. Приведу в пример четверых котят. Три котёнка из одного помёта. Два из них, едва научившись ковылять, бежали на мой голос, карабкались из коробочки... а третий изначально был робким... и, до сих пор тихушник. И девочка. Я её с рождения старалась приучить к рукам... бесполезно. Ей уже год - она меня, в упор, не признаёт.
От чего зависят такие вещи? От генетических причин? Или, подобно тому, как утята признают за маму любой двигающийся объект, находящийся рядом, важны самые первые впечатления родившегося существа? Память родившегося - чистый лист. Первые записи определят личностные характеристики. Не обязательно "находясь в обществе", "быть в обществе". Самое глубокое одиночество - в толпе. Какая-нибудь мелочь способна определить характер будущего человечка на всю оставшуюся жизнь. Например, мама заботится о ребёнке, но не общается с ним... не разговаривает... не проявляет любовь. Почти стопроцентно - малыш вырастет интровертом, всю жизнь тоскующим по любви.

eMTiVi писал(а):Первая сигнальная - это зеркало, отражающее реальность в человеческую голову. И, подобно зеркалу, она может отражать реальность прямо и искажённо.
и как и зеркало, оно не может отражать всю реальность, только определённую её часть. А не видя полной картины, невозможно определить, прямо отражает твоё зеркало, или криво.)

Разумеется. Я говорю упрощённо, чтобы было понятно. С другой стороны, познание малышом окружающего мира - пошаговое. Не всё же сразу на него наваливается. К тому же, мозг маленького - это именно "прямое" зеркало. До семи - десяти лет дети фиксируют в памяти окружающую их реальность, включая связи между предметами. И это объективная база на всю жизнь. Мы, по быту, достаточно объективны.
Дети очень объективно и глубоко судят об окружающем. Помните телеигру - взрослые пытались понять, - какой предмет описывают дети, не называя его? Поэтому, для маленьких крайне важны высококачественные художественные произведения. Они расширяют эмоционально - образную, а соответственно, и словесную базу. Крайне важно общение детей с умными взрослыми. На Психологосе есть рассылки Профессора Козлова. Вот, там одна из тем была посвящена вопросу о том, что 98% взрослых не воспитывают детей, а управляют ими.
Ещё до перестройки я ездила в лагерь воспитателем. У нас было принято - удобно устроиться с девочками в спальне и болтать обо всём на свете. Меня поразило, когда уже после лагеря, я встретила одну из девочек, и она мне сказала, что самое лучшее время в лагере - были наши разговоры. Сейчас я уже хорошо знаю, что дети испытывают огромнейший дефицит душевного общения со взрослыми. Не станет ребёнок вешаться или прыгать с крыши, если у него есть отдушина в виде умного, любящего взрослого.

eMTiVi писал(а): В норме, человек должен быть научен жить вовне и мыслить внутрь.
а кто определяет нормы? )
Жизнь определяет нормы. Справедливая, в конечном счёте, жизнь. Эмоционально - образное развитие - это мышление и высшие чувства. Народ, лишённый этих качеств - вымирает... или погибает. Вымирает из-за того, что рассудок, расчёт становится сильнее даже инстинкта продолжения рода.
А прогибает... творческое мышление не развивается. Какое творчество без воображения и фантазии, без страстного увлечения своим делом? Это образы и эмоции.
А без творчества - какой прогресс?
Т.е. мы имеем стремительно регрессирующее общество, не способное сохранить даже то, что ему досталось от предыдущих поколений.
Неразвитые же высшие чувства превращают социальные взаимоотношения - в джунгли, где сильный сжирает слабого. Такой социум и сам не жизнеспособен. А если есть внешние враги... всё, хана.
Не настаиваю, но очевидно же, что такие процессы происходили у очень многих, некогда великих народов. Так что, мы не первые на этом пути.
eMTiVi
Участник
Участник
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт июн 22, 2010 12:37 am

След.

Вернуться в Аналитическая психология

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: AlysonL, Asqard, cooler462, Скорпион_под_шубой, Darlana, DeepShadow, Exabot [Bot], fireinthemist, Gabriela, Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, Inna =+=, Insolia, John713, kurlemushe, Kuvaldos, laysi, Lumiere, Marat, matanya, Maximonis, MrsShadow!, N123_321N, Pal, poison_town, Гексли Второй, Гена, Selfhood, sute_girl, TailWind, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs, Кентавр-на-Пегасе, Плюшевая Сова, Варшава, Винни Пух, Немо, носорожек, Чиа, Эй прохожий проходи, ЭляСелезнева