Язу Конгрейв,
Интересно, а что будет, если человек не станет выдумывать ложь на ходу, а продумает её, допустим, заранее. И даже напишет, и заучит. А потом воспроизведёт на письме как рассказ по памяти?
Вот как с мимикой, когда видно, задумался человек, вспоминает, или придумывает новое. Но если он будет вспоминать ранее придуманное - результаты уже будут не столь однозначны.
Мне кажется, были случаи, когда люди даже полиграф обманывали. Но подробностей, увы, не помню, с чем было связано.
Да, я думаю, что невозможно поймать ложь, если человек внушил себе и искренне в это верит. Опыты с почерком под гипнозом подтверждают это: человеку внушают детский возраст или определенные "качества" и он начинает "соответствовать", даже держать ручку определенным образом.
Но есть еще кое-что интересное.
Не знаю, получится ли сформулировать сейчас кратко, но в графоанализе (живым экспертом, не аппаратом, определяющим очень грубые параметры), возможно пойти "в обход" - и посредством психологического анализа почерка хорошо увидеть некоторые особенности личности, которые способствуют общей ненадежности сознательно или непосредственно передаваемой информации.
Например, хорошо просматривается высокая степень субъективности суждений, склонность фантазировать, либо склонность все слишком запутывать и усложнять. А может быть так, что налицо - неумение отделить главное от второстепенного, когда второстепенное может драматизироваться, приобретать чрезмерно (не соответствующие реальным, объективным) эмоциональные формы. Человек может любить приукрашивать, либо - смещать немного смысл в соответствии со своими личными интересами, например. Либо - можно видеть, скажем, страх, который заставляет чрезмерно "осторожничать" и недоговаривать. Таких мотивов много, но это общие, постоянные характерологические особенности личности, и учитывая их, тоже можно делать определенные выводы.
не может ли такое происходить при написании просто сложного текста, требующего умственного напряжения? или текста, эмоционально неприятного человеку?
То, что не написано по-русски, это объяснения этих исследователей: оно сводится к тому, что в данном случае активизируются не эмоциональные (не столько эмоциональные) центры, а именно когнитивные. Идет "загруз" и особо сильный контроль на самом сознательном уровне. От себя добавлю, что при этом должна еще страдать и скорость, зато "выигрывать" форма в почерке, поскольку невольно идет бОльшая нарочитость и искусственность процесса. Кстати, если такое происходит (очень ярко) в обычном, нейтральном почерке - это у нас считается показателем личности-"маски", "персоны" (Юнг).