Danidin » Сб июн 23, 2018 8:51 pm
Если бы меня спросили на эту тему ещё несколько лет назад, я бы скорее сказал, что социотипы появились вместе с человеческим обществом, когда в нём наачала появляться специализация и разделение труда. Но сегодня я уже не столь категоричен.
Как очень верно заметил Kanonik в соседней теме, типное в человеке - это то, что обладает сильной внутрипопуляционной изменчивостью. Однако, ничто не мешает нам рассматривать типы несколько шире - например, как то, что разделяет разные популяции или даже разные виды по способам их приспособления к окружающей среде. Согласно моей теории, разные соционические параметры восходят к управлению разными стандартными физическими категориями.
Так, 4 соционических темперамента, вероятно, восходят к 4 пространственным стратегиям перемещения и поиска ресурсов.
Уравновешенно-стабильный темперамент означает, что субъект склонен к оседлому образу жизни, предпочитает хорошо изучить некую территорию, чтобы знать, где на ней расположены основные ресурсы, убежища, потенциальные соперники, союзники и т.д.
Линейно-напористый темперамент эквивалентен тому, что субъект большую часть времени субъект движется между различными источниками ресурсов - когда один источник ресурса оказывается выработан (обычно - вследствие сезонных изменений), он организованно, обычно в составе стаи, мигрирует к другому, и обратно;
Субъекты с гибко-разворотливым темпераментом предпочитают самостоятельный поиск ресурса на обширной территории, причём этот поиск в значительной мере является иррегулярным, основан на случайности;
Наконец, восприимчиво-адаптивный темперамент имеет место быть, если субъект ориентрируется на некий движущийся источник ресурса, и следует за ним всюду, куда бы тот ни шёл. Вероятно, наибольшего развития эта стратегия достигла у видов, сопровождающих другие виды в их охотничьей деятельности и питающихся либо остатками их добычи, либо живущими на них паразитами.
Признак логики-этики - по, видимому, единственный, что больше восходит не к межвидовому, но межполовому разнообразию. Внутри большинства видов особи одного пола более эффективны в самостоятельной добыче пищи (логики), тогда как особи другого пола лучше умеют поддерживать коммуникацию (этики). Последняя, очевидно, развилась из необходимости общения и понимания самкой потребностей её детёнышей, то есть изначально имеет биологическую подоплёку, и лишь затем, с развитием семейственности, трансформировавшуюся в социальную.
Сенсорика как признак, видимо, изначально была связана с поиском пропитания (материального ресурса, необходимого для жизнедеятельности организма).
Интуиция же развилась из свойств, которые помогают организму выживать на более длительную перспективу, не стать пищей для кого-то ещё. Сенсорный или интуитивный вид перед нами, определяется тем, на что субъект этого вида тратит больше времени и сил - на поиск пищи или на избегание хищников. В такой логике очевидно, что более крупные, массивные и сильные животные будут являться более сенсорными, тогда как животные менее массивные, делающие ставку не на силу, а на скорость или сообразительность - интуитивными. Также замечу, что детёныши всех видов, включая и сенсорные, будут всегда интуитивнее своих взрослых сородичей - хотя бы потому, что ещё банально не нарастили массу и являются уязвимыми для разных хищников. Поэтому направление эволюции на усиление ноотенических (детских) черт, которое, по некоторым последним научным взглядам, является магистральным для большинства классов и родов в эпоху кайнозоя - есть именно направление в сторону повышения интуитивности. И человек как вид здесь - именно что лидер общего вектора развития, а не какой-то уникальный отщепенец.
Сенсорику можно разделить на белую (рассудительно-динамическую) и чёрную (решительно-статическую) согласно тому, какой способ добычи корма является для вида базовым. Если вид специализируется на добыче пищи, рассеянной в пространстве, которую надо уметь собирать "по крупинке", а затем ещё, очень вероятно, ещё правильно обработать перед тем, как употребить (растения, насекомые, плоды, коренья, падаль) - то перед нами вид белосенсорный. Если же специализация идёт в сторону хищничества, когда вид стремится "снимать самые сливки" со своего биогеоценоза, потреблять пищу высококалорийную, с высокой EROEI, уже кем-то ранее собранную и переработанную в мясо собственного тела - то это чёрносенсорный вид. ЧС-виды тяготеют к наиболее насыщенным энергией, высокопродуктивным, "центральным" биогеоценозам - так как там для них больше добычи, тогда как БС-виды, напротив, более естественны в биогеоценозах периферийного типа, низкопродуктивных, где чтобы добыть пищу, надо ещё потрудиться, да и хищников в силу сложностей с добычей где меньше.
Интуиция делится на белую (решительно-динамическую) и чёрную (рассудительно-статическую) согласно способу избегания хищников, который используют особи вида. ЧИ-виды спасаются от угроз, перемещаясь в пространстве туда где меньше хищников и больше малодоступной для конкурентов еды. Именно ЧИ-виды являются первыми обитателями всяких неудобий (с точки зрения наземных хищников) - пустошей, скальных расселин, древесных крон, подземных нор. БИ-виды используют иную тактику - они пытаются обмануть хищников своим поведением, изменениями во внешнем виде - слиться с фоном, напугать или вызвать отвращение (показаться несъедобным).
ЧИ-стратегия является периферийной, так как подразумевает уход на менее продуктивные (но более подходящие особям ЧИ-вида) ландшафты. Тогда как БИ-стратегия является центральной вероятно потому, что чтобы хищник мог успешно "повестись" на обман, он должен иметь большой опыт столкновения с реальными ситуациями, под которые БИ-субъект мимикрирует. А таких ситуаций будет больше имеенно в более разнообразных условиях биогеоценозов центрального типа.
ЧИ- и ЧС- стратегии объединяются тем, что выбравшие их субъекты занимаются отслеживанием в окружающей среде особей схожего с собой размера - чтобы на них охотиться (ЧС) или избегать как возможных противников (ЧИ). Отслеживание независимых силовых и интеллектуальных потенциалов и является определением признака статики. БИ- и БС- стратегии, напротив, имеют общее в том, что они имеют дело с непрерывной средой, ресурс которой они потребляют (БС) или скрываются в ней, используют её в качестве фона, необходимого для успешной мимикрии (БИ). Именно восприятие мира как некого слитного фона, в котором постоянно происходят некоторые изменения, под которые надо подстраиваться, является основой признака динамики.
Таким образом, все пять важнейших соционических признаков (и даже шесть, если включать статику-динамику) вполне логично определяются ещё на дочеловеческом этапе эволюции живого. Определяются на нём и все соционические функции, и, скорее всего, и всё прочее, что рассматривается в соционике.
Другое дело, что здесь и сейчас мы имеем дело с теми специфическими механизмами нейрофизиологической реализации соционических признаков и функций, что развились именно у нашего вида. В отличие от других видов, люди отличаются повышенной пластичностью психики и сохраняют способность к обучению в течении практически всей жизни (и, особенно её столь долгого по животным меркам детства). Если сравнивать с другими животными, нынешний человек является, без сомнения, крайне интуитивным, экстравертным, рациональным, решительным, весёлым, этическим видом. Однако, внутри того он обладает высочайшей изменчивостью - пожалуй, не меньшей, чем всё животное царство в целом. Таким образом, сейчас перед нами новый этап эволюции живого, который закономерно воспринял всё, чем был богат этап предыдущий, и повторил на новом, системно более высоком уровне.