Напомнило анекдот:
Семья на речке. Папа рыбачит, и вдруг поймал золотую рыбку.
Как водится, рыбка предлагает исполнить три желания.
Дочка:
- Хочу хомячка!
Папа:
- В пи*ду хомячка!
Мама:
- Ой! Из пи*ды хомячка!
------
Изотерику - в топку!Юнг честно признавался, что он не понимает и не может объяснить интуицию.
Потому и отправлялся в чтимую изотерику.
И при этом сам путался и противоречил своей же теории о типах.
С тех пор его теорию существенно систематизировали, продвинули и использовали продуктивный информационный подход, поднявший теорию на новый, более высокий уровень и позволяющий найти ключи к решению многих проблем.
Зачем от этого отказываться и затворничать на предыдущем?
Дима Боженко писал(а):функции информационного метаболизма (соционические функции) следует отличать от функций модели А
Здрасьте, приехали!
Нет такой функции-БИ
есть, конечно
Нет, конечно!
НЕТ АБСОЛЮТНОЙ функции - ни БИ, ни ЧИ, ни т.п.!
Юнг сам пришел к выводу о наличии дополнительной функции (по сути путь к 16 типам), о противоположной, вытесняемой в подсознание и т.д.
Т.е. ЛЮБАЯ из функций у разных типов будет функционировать по-разному!
И как раз это четко отражено в модели А.
А единственное общее между ними - с информационной точки зрения - то, что они обрабатывают один и то же информационный аспект.
Ivka писал(а):Потому и путают. Есть аспекты - их восемь, а есть функции - их тоже восемь и у них есть свои названия. Есть базовая функция/болевая функция и ты.ды., которые представляют собой разные методики/способы обработки БИ-инфы. Нет такой функции-БИ, зато есть есть восемь способов обработки БИ-инфы, у каждого из которых есть (это подразумевается) свои специфические особенности.
Вооот! Умничка!
Наконец-то, конструктивная и здравая мысль в обсуждении.
При этом функции - способы обработки информации, зависящие от типа и находящиеся у него внутри. Структурно-функциональная модель как раз и нужна, чтоб с приемлемой точностью смоделировать и объяснить внутренние процессы психики.
А аспекты - комплексные компоненты всей совокупности объективной информации материального мира. Существующие объективно, во всей и каждой окружающей обстановке, и в живой, и не живой, независимо от типов и способов обработки. Выделяемые и сортируемые, как существенные или менее значимые для жизнеобеспечения устойчивых типов.
При этом разделение, в том числе, как вариант, адекватно ключевым функциональным психическим процессам, должно производиться по единым для всех аспектов системным основаниям, одновременно являющимся критериями для их идентификации.
Нынешние горе-соционики (за редчайшим исключением и робкими порывами) не научились разделять функции и аспекты, мешая их в одну нелепую кучу.
Напр., как у
Гуленко об аспектах:
"Инфоаспекты принимаются и обрабатываются соционическими функциями. Поэтому эти термины иногда употребляются как синонимы" и дальше все только о функциях, причем только в культурологическом ключе и взаимоотношениях.
Вроде: "F — силовая сенсорика (давление, нажим, подчинение)"
Т.е. если не на кого давить, то и функция не работает, а если, скажем, один в лесу, то и вообще психика не нужна.
Но завеса тайны ЧС приоткрывается в определении
ТИМа:
"Тип информационного метаболизма (ТИМ) -
характер взаимодействия социотипа с информацией".
Вот с кем взаимодействует, кого давит, жмет и подчиняет ЧС-ник - страшную информацию! А та, небось,- пищит, упирается, никак не подчиняется!
Как связаны функция восприятия по Юнгу с силовым давлением по Гуленко? Тем паче, что Юнг отделял волевые проявления от своих психологических функций. Да и соционически все эти силовые проявления - динамические, а один из признаков ЧС - статика.
Или еще
перл: "Важно понимать, что в природе аспектов как таковых не существует, а информацию на аспекты делит уже сама человеческая психика в процессе взаимодействия с информацией".
т.е. психика не выбирает своё из существующего, а делит никак не проявляющееся и вообще не существующее на не существующее, причем это несуществующее потом обрабатывается синонимом этого же не существующего; и то лишь при "взаимодействии" с той самой, жуткой информацией, которую надо давить и подчинять, по мысли Гуленко.
Сверхзадача психики - обеспечить выживание, с эффективной адаптацией в изменчивых реальных условиях окружающей среды.
И с этой целью психикой отслеживается и отбирается самое существенное из существующей реальности для непрерывного анализа, прогнозирования, принятия решений. Это и есть те самые отдельные аспекты реальности. Выявить и объяснить эти природные закономерности и есть задача науки.
Да, гипотезы о критериях разделения выдвигает исследователь, но они должны быть обоснованы и системны, и отражать выявленные и выявляемые реальные закономерности.
функции модели А - базовая, творческая, ролевая, болевая, суггестивная, активационная, фоновая и ограничительная - это функции, которые позволяют нам различать типы информационного метаболизма.
А это та же самая обычно культивируемая псевдосоционическая бредятина.
Функциональные процессы - внутри организма и его психики!
Даже если голову вскрыть и все остальное разрезать - подобные процессы прекратятся и нифига там не увидишь, не поймешь!
А типы надлежит различать по типным признакам.
Коих, как известно,- 15. И которые, с легкой руки Аушры А., названы ПР.
Кто-то из т.н. социоников ими занимается? Обосновывает? Гы!
Откуда возьмется сходимость??
Из громких заявлений о сверхточных определениях? По поведенческим проявлениям типа ковыряния в носу, лежке на диване и любви к вечеринкам?
Ха-ха 3 раза.
Внешне и объективно проявляются различные информационные аспекты.
По их частоте проявления, степени обработки и можно выдвигать гипотезу о работе функций и их соответствиям модели А, да и тем же ПР, откуда и можно также прийти к определению типа.
Но если с 8 инфоаспектами, соответствующим функциям МА, и то столько противоречий (с определениями и критериями выделения) в соционике, то в системных аспектах и критериях всех 15 типных признаков - вообще конь почти не валялся. Соответствие с МА - лишь само это соответствие, определять через ими же определяемые клубы - тоже не комильфо.
Дополняющей противоположностью интровертной интуиции является экстравертная сенсорика (ощущение внешнего мира). БИ и ЧС - два конца одной палки, слишком длинной для того, чтобы её можно было ухватить за оба конца одновременно.
Существенное уточнение по Юнгу: "В экстравертной установке ощущение обусловлено преимущественно объектом".
А с палкой - интересное сравнение.
Следовательно, функция интровертной интуиции включается в полную силу тогда, когда выключается экстравертная сенсорика. Каждый день это происходит с нами во время сна - мы закрываем глаза, перестаём слышать звуки внешнего мира и воспринимать прочие ощущения извне - после чего нам снится сон.
Мы можем выключить ЧС и с помощью сознательной технологии сенсорной депривации - будь-то кислотная ванна Джона Лилли или тёмный ритрит на дне гималайской пещеры. В этом случае мы не засыпаем, а поступающую в зону внимания информацию обозначаем как "грёзы" или "галлюцинации".
Стоп!
Доминирующая функция, в т.ч. интровертной интуиции,- сознательная! И так же, как другие доминирующие - определяющая жизненную позицию и в сознательном состоянии включена всегда.
Коль речь о полном отключении сознания - контролируемо перестают работать все.
Если иметь в виду сон, то спят все, и во сне не утрачивают, не меняют свой психотип.
Если речь об обращении к подсознанию, то туда вытеснены соответствующие подсознательные, включая противоположную дополняющую, и подключаются/отключаются к/от сознания, по мере необходимости,- они.
Если для обращения к БИ требуется обращение к подсознанию, то в сознании - другой конец палки-копалки - ЧС.
Функция экстравертной сенсорики в первую очередь нужна именно для того, чтобы избегать внешних опасностей и воспринимать внешние же ресурсы.
Через органы чувств мы воспринимаем огромное количество информации. На актуальной информации мы концентрируем своё внимание, всю прочую информацию вытесняем в фон, в бессознательное. Важно понимать, что концентрируем мы внимание на чём-то одном, а в фон вытесняется всё остальное. При этом реально воздействует на нас и то, на чём мы сосредотачиваемся, и то, на чём не заостряем внимания.
Внешних опасностей мы избегаем в первую очередь по своей программной, доминирующей и определяющей функции, да и всем комплексом психики и организма.
Иначе выживали бы только ЧС-ники.
На чем-то одном концентрируют внимание в большей мере экстраверты, нацеленные на выделение значимого объекта.
С остальным можно согласиться.
Функция интровертной интуиции сводится к тому, чтобы - когда внимание отдыхает, расслабляется и рассредотачивается - вывалить в него обобщенную сумму впечатлений о прошедшем опыте бодрствования. Расслабление зажима влечёт за собой воспоминание о том, чем именно было вызвано это конкретное напряжение.
Скажем так: это не совсем так, и даже совсем не так!
И выше частично я уже объяснял почему.
Дополню.
Расслабленность не означает переход в БИ, и не является ее признаком. И, как известно, по ПР базовые БИ-шники относятся к решительным, в естественном состоянии - мобилизованным, типам.
Погруженность же в свои мысли и даже фантазии, в той или иной мере, ситуативно и в соответствующей форме, присущи всем типам.
Я различаю, в общем, четыре основные функции - две рациональные и две иррациональные, а именно: мышление, чувство, ощущение и интуицию (см.).
...Эти функции я отличаю принципиально от фантазий (см.) потому, что фантазирование представляется мне своеобразной формой деятельности, могущей проявляться во всех четырех основных функциях. Воля (см.) представляется мне безусловно вторичным психическим явлением; также и внимание.
Воображение есть репродуктивная или творческая деятельность духа вообще, не будучи особой способностью, ибо оно может осуществляться во всех основных формах психической жизни, в мышлении, чувстве, ощущении и интуиции.
...фантазия в качестве фантазмы есть не что иное, как определенная сумма либидо, которая никогда не может явиться сознанию иначе как именно в форме образа. Фантазма есть idee-force. Фантазирование, как воображающая деятельность, тождественно с течением процесса психической энергии.
Карл Густав Юнг. Психологические типы
Теперь по поводу интроверсии - экстраверсии.
Да, обычно экстраверты более активны и общительны, нежели интроверты, и часто говорят о направленности интереса наружу и вовнутрь.
Является ли это главным отличительным признаком:
1) типов?
- Нет! Это лишь не всегда устойчивое, частичное следствие.
2) интровертных функций и аспектов?
- Нет! Вообще!
Почему? И в чем главные отличия?
Концентрированно,
по Юнгу:
ИНТРОВЕРСИЯ
Отношение или позиция, характеризующиеся ориентацией в жизни, основанной на субъективных психических содержаниях.
ЭКСТРАВЕРСИЯ
Отношение или позиция, характеризующиеся концентрацией интереса к внешним объектам.
Строго говоря, определения не полные и допускают многозначное толкование.
Тем не менее, даже по ним можно сделать определенные выводы.
Очевидно, что интровертная позиция основана на предпочтении своего понимания, своего вИдения, своих чувств и т.п. – что для интроверта важнее всего. Означает ли это, что внимание обращено только вовнутрь, а вовне отсутствует? Нет! Чтоб выработать и скорректировать свое ясное и верное понимание, без внешних источников не обойтись. Однако выбирается из них созвучное своему, интровертному.
Аналогично, экстраверт, обращаясь внутрь себя, ищет созвучность своих мыслей внешним факторам, по своим, экстравертным предпочтениям.
Доминантная функция что во "внешнем", что во "внутреннем" обращает внимание на свои аспекты. При оперативной смене направленности внимания ТИМ не меняется. А частота и интенсивность "противоположной" направленности ситуативна и субъективна.
Характерная для экстраверсии направленность внимания на объекты хорошо определена, четко обозначена Юнгом и ясно прослеживается в его работах. Чего нельзя сказать об интроверсии, по которой наблюдается существенный разброс мнений.
Экстраверты-статики любят утверждать об "отношениях" между своими любимыми объектами, что, разумеется, далековато от истины.
Иногда говорят о "поле" и "волне", поминая корпускулярно-волновой дуализм, что уже ближе к правде.
Давайте вернемся к объектам и подумаем, а где они существуют, в каких условиях обитают, из чего выделяются? Очевидно, объект - выделенный элемент совокупности, структуры, пространства.
И всё это как раз и есть сфера интересов интроверсии.
Если в фокусе внимания экстраверсии - выделенные объекты, то интроверсия обращает своё внимание на всё пространство, обстановку и условия среды, включая всю совокупность объектов, взаимосвязи и влияния.
Именно поэтому, как следствие, экстраверты, как правило, стараются и себя позиционировать как "значимый объект", подчеркивают свою существенную отличительность, а интроверты чаще стараются "слиться с пространством".
Теперь вкратце о других отличительных особенностях комплементарной пары ЧС-БИ.
Поскольку именно с этой парой аспектов и функций связано больше всего инсинуаций в соционике, придется вспомнить точку зрения Юнга (и которой придерживаются его последователи):
Интровертный интуитив больше всего вытесняет ощущения объекта. Это является отличительной чертой его бессознательного. В бессознательном имеется компенсирующая экстравертная функция ощущения.
В экстравертной установке ощущение обусловлено преимущественно объектом.
Для него ничего не может быть выше конкретности и действительности.
Его идеалом является фактическая данность, в этом отношении он полон внимания.
Наблюдая за человеком в режиме ощущения, вы заметите, что его особенностью является концентрация взгляда на каком-нибудь предмете, точке. Если же вы проследите за выражением глаз человека интуитивного типа, то поймете – он не смотрит, он окидывает взглядом предметы в поле своего зрения, выбирая один. Это и есть предчувствие. Обладая интуицией, вы обычно не вдаетесь в детали, стараясь воспринять ситуацию в целом, и тогда, внезапно, нечто вырисовывается из этого целого.
Таким образом, функционально:
- ЧС воспринимает и конкретизирует информацию о материальных объектах.
(Поэтому ЧС-ник мыслит и выражается предметно, объективно, конкретно и практично);
- БИ воспринимает и обобщает информацию о происходящем в окружающем пространстве в целом.
(Поэтому БИ-шник мыслит и выражается абстрактно, субъективно, обобщенно, концептуально).
И, наконец, благодаря систематизации и развитию идей Юнга и с появлением модели А, а позже - ПР, ярко вырисовался еще один системный признак - статика/динамика, лежащий в основе деления как аспектов (и соответствующих функций МА), так и самих ТИМов.
При этом, аспектно к БИ относится динамическая информация (о происходящих процессах, движении, развитии и изменениях, влияниях и тенденциях), к ЧС - статическая (о наличии объекта, его деталях, положении, границах, дискретных состояниях).
Вкратце можно охарактеризовать так:
ЧС - конкретизация статики объекта,
БИ - обобщение динамики пространства (происходящего).
Например:
- ЧС: "Трехэтажный красный кирпичный дом с арочными окнами и тонированными стеклами".
- БИ: "Быстрее, выше, сильнее!", "Всё чудесатее и чудесатее"
Где-то так.
И без всякой изотерики.