Parf писал(а):В психологии предмет изучения субъективен по своей природе
от чего-то не удивляют подобные обширные и глубокие представления о сути и истории психологии, смело демонстрируемые автором сего безапеляционного изречения.
для начала нет никакой единой психологии с единым предметом изучения. но даже если это обобщить и говорить о некой психологии в принципе - не понятно, с какого перепугу её предмет "субьективен" и по какой такой "своей природе". обьективно, никакой "своей природы" у психики нет - в том смысле, что это явление всё той же самой природы, которая природа во обще. то есть к примеру, для начала, говоря о психике мы говорим о высокоорганизованных биологических обьектах, ибо "своя природа" психики в первую очередь именно такова. далее, по скольку психика это по сути информационная система, да и во обще "живое" это просто способ и уровень организации "неживого" - есть смысл по возможности глядеть и фундаментальнее. к примеру, гражданин юнг - известный авторитет, я напомню - высказывался об этом прямо. искать и приводить цитату не стану, ибо у психологоведа парфа с цитатами из авторитетного юнга как-то не складывается.
а теперь по скольку альфа это у нас как бы детский сад, поиграем в интересную игру. возьмём наш любимый детский справочник, уже неоднократно шокировавший юных сердцем науковедов своими неожиданными банальностями, и откроем на странице внезапно психология. кроме прочего, имеем список некоторых исторически значимых стадий, школок и отраслей психологии. суть нашей весёлой развивающей игры заключается в том, чтобы подчеркнуть все те из них, предмет изучения которых яственно обьективен.
Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.
* Душа (все исследователи до начала XVIII века)
* Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)
* Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)
* Приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс)
* Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)
* Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)
* Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)
* Процессы переработки образов и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)
* Личный опыт человека (гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)
* Процессы переработки информации информационной системой "мозг", познавательные способности человека (когнитивная психология — Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин, Джон Свитс и другие)
Parf писал(а):стало быть, первое свойство сразу выпадает.
стало быть ни сразу не выпадает, ни тем более если подумать.
Parf писал(а):Вообще, забавно видеть, как в группе людей, которые для всего внешнего мира являются маргинальными еретиками, несущими что-то неполиткорректное и официально не признанными (хотя однозначного осуждения тоже ещё не было - у комиссии по лженауке пока других дел хватает), появляются во множестве свои хранители традиции и адепты единственно верного учения, подозрительно глядящие на любого, кто пытается в нём усомниться.
что действительно забавно видеть всякий раз - так это такого рода адептов "научности", которая по своей сути ничем не отличается от религиозности (как собственно авторитарность, напомню, является одним из основных признаков религиозного мышления). впрочем, я уже упоминал о дивном уклоне автора в соотв. абстрактный критерий истинности.
Для сторонников конвенционализма (от лат. соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство тех, кто называет друг-друга учеными.
во обще, клановая организация т.н. науки и прочая её социология весьма небезынтересны вне зависимости от мнения научных церквей, сект, кланов и банд на этот счёт. ну да не важно, так или иначе, этот абзац просто прекрасен.
напомню так же, что выше автором всеобщее согласие понимается во всей широте - согласие большинства учоных в случае его отсутствия можно заменить согласием глепоглухих с отстающими школьниками, ну на пример (требование всеобщей очевидности-преочевидности).
Parf писал(а):Вот и подумайте: какие есть критерии истинности модели А?
как это какие - парф о ней говорит постоянно, известный авторитет. а если вдруг не очень известный или не очень авторитет - то надо просто повысить его известность и авторитетность, к примеру присвоить степень доктора философии в области двадцатьшестого измерения фракций планковской длины, и тогда наука станет научной, а истина - истинной.
так же немаловажными признаками истинности модели А являются её очевидная связь с системой психологического знания, в том числе давно усвоенного как авторитетными специалистами, так и ширнармассами. так, к примеру, сегодня даже последний свинопас в глуши родины слыхал об экстравертах с интровертами - то есть о понятиях, введенных авторитетным автором авторитетной соционической базы и лежащих, по этому авторитетному автору, в основе этой базы. не правда ли.
а вот на каких основаниях многоуважаемый парф говорит о том, что
ограничительная (наблюдательная) функция яко бы включается именно в стрессовой ситуации - это нам не известно. ибо никак не связано ни с моделью (см. критерий когерентности, то есть соответствия идеи общей системе идей), ни с мнением широко цитируемого авторитариата, произвёвшего именно те наименования соотв. функции, которые указаны выше, ни с наблюдаемым в посильных экспериментах той или иной степени активности.
"Как можно искать методы для проверки принадлежности Х к какому-то типу, прежде чем не исследуешь точно структуру этого типа?" (с) В.Штерн