Страница 1 из 1

Отношения родителей с детьми и системные расстановки

СообщениеДобавлено: Ср апр 20, 2011 7:07 pm
Кирилл Светицкий
Люди, от которых мы получаем самое дорогое, что у нас есть — это наши родители. Потому что именно от родителей мы получаем свою жизнь, без которой всё другое не имеет для нас никакого смысла. Без родителей нас самих просто бы не было. Тем не менее, отношения с родителями часто складываются весьма конфликтно. То же можно сказать и о наших отношениях с нашими детьми. Именно с успешного решения этих крайне болезненных противоречий начинал свою деятельность знаменитый немецкий психолог Берт Хеллингер (Bert Hellinger) — один из отцов-основателей той области психологической науки, которая получила название "системные расстановки". Поиском решения именно в области детско-родительских отношений часто приходится начинать работу с людьми и другим системным терапевтам, мне в том числе — независимо от того, с каким запросом приходит к нам человек.

Корни многих проблем как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности могут быть скрыты именно в не решённых вопросах детско-родительских отношений. Причиной появления проблем могут быть детские психологические травмы, психологические трудности в предродовой и родовой период у матери, а также факторы, которые принято называть "системными отягощениями".

Такие отягощения особенно сильно проявляются у людей, живущих в странах, которые пережили тяжелейшие исторические катастрофы. Именно поэтому так часто с системными отягощениями встречаемся мы в России, и именно поэтому системные расстановки как эффективная методика психологической помощи возникли в конце прошлого века в Германии. Системные расстановки оказались востребованными потому, что попросту не существовало ранее психологических методик, способных адекватно разрешать такую проблему.

Системные отягощения — это феномен, который связан, в первую очередь, с другим известным феноменом — готовностью детей, следуя так называемому "детскому магическому мышлению", неосознанно перенимать чувства значимых утрат и другие тяжёлые чувства, во власти которых отчасти или полностью находятся их родители. Дети обычно вступают на этот путь в совсем раннем возрасте, когда внутренняя связь с родителями наиболее сильна. Детям как бы кажется, что если они возьмут на себя чувства родителя, то избавят того от тяжёлого чувства. Наша страна переживала огромные потрясения на протяжении всей первой половины XX века. Насильственная, и зачастую страшная смерть отнимала у миллионов их родных, близких, любимых людей. Чувства, связанные с этими тяжелейшими потерями, живы до сих пор. Миллионы осиротевших не имели возможности хорошо справиться с этими чувствами. И потому эти тяжёлые чувства до сих пор часто несём за них мы.

Такая тесная внутренняя связь между детьми и родителями вызвана как цивилизационными, так и чисто биологическими причинами. Наша цивилизация лишь последние два века научилась брать на себя социальную ответственность за жизнь детей, которые лишились родительской опеки. А до того тысячелетия развития сформировали психику человека таким образом, что остаться без родителей означало остаться без источника жизни, умереть от голода или зубов хищника. Природа научила детей цепляться за родителей всей силой своей любви именно для того, чтобы у детей было больше шансов выжить, вырасти и продолжить жизнь рода.

Естественное зачатие каждого из нас, как известно всем нам ещё из школьного курса биологии, происходит в момент слияния мужского сперматозоида с женской яйцеклеткой. Таким образом, с самого начала своей жизни мы физически состоим из двух частей, одна из которых — папа, а вторая — мама. Потом первая клетка делится — но, так как любая следующая клетка происходит из предыдущей, все последующие клетки всегда состоят наполовину из мамы, а на другую — из папы. Каждый из нас, в буквальном смысле, всю жизнь состоит из двух этих половинок, из отца и матери. Именно поэтому детям всегда так плохо, когда родители начинают втягивать их в свои конфликты. Детей просто физически при этом разрывает напополам, и это часто приводит к очень серьёзным душевным травмам, которые мешают потом хорошему и полноценному развитию.

Если же отец и мать всегда, что бы не происходило между ними, остаются для ребёнка любящими родителями, то этот ребёнок вырастает в ощущении внутренней целостности, что для него очень хорошо. И затем он входит в жизнь с этой внутренней целостностью, имея возможность расходовать свои силы не на переживание травмирующего внутреннего конфликта, а на решение задач личного развития и успешного обустройства собственной жизни. Если же такого рода травма всё же имела место, и последствия её всерьёз мешают жить человеку, такой человек приходит со своей проблемой на расстановку. И расстановщик, с помощью группы, помогает увидеть корни переживаемых трудностей и начать правильно к этим корням относиться. Это бывает очень важно — увидеть своё настоящее место в родительской семье. Почувствовать его ценность. И позволить себе, наконец, получать жизненную силу от родителей — именно как от родителей, давших жизнь. Научиться с удовольствием и любовью... не вмешиваться в их собственную жизнь, в их отношения между собой и с более старшими в роду. Просто рáвно любить их всех, как ребёнок, что бы с ними — или между ними — не происходило.

Каждая расстановка, связанная с детско-родительскими отношениями, отличается от другой. Но, независимо от особенностей каждого отдельного случая, чувственное переживание всего, изложенного мною выше, почти всегда очень значимо для каждого человека.

Когда мы по-хорошему освобождаемся в ходе расстановок от системных отягощений, мы не только восстанавливаем хорошие, адекватные отношения со своими родителями. Мы начинаем иначе смотреть на своих партнёров, жён и мужей. Начинаем видеть в них именно партнёров — а не родителей, которых нам не хватило в детстве. И партнёрские отношения тоже налаживаются, становятся ясными и настоящими. Кроме того, мы ещё и своих детей освобождаем от необходимости что-то тащить по жизни за нас. Часто такое освобождение устраняет причины психосоматических расстройств, которыми дети страдают, и с которыми не могут справиться врачи. Таким образом, мы открываем и для своих детей возможность полной, полноценной собственной жизни. После этого наши отношения с детьми становятся хорошими и адекватными. Наша любовь друг к другу начинает течь свободно.

И ещё этот путь хорош тем, что он открыт для каждого.

Отношения родителей с детьми и системные расстановки

СообщениеДобавлено: Чт июл 14, 2011 4:11 pm
Наталья Ромодина
Не знаю, сюда или куда вопрос задать...

На моём горизонте неожиданно показался молодой человек лет 30 с интересом к своим корням (у многих к этому возрасту такой интерес появляется, тем более сын у него родился). Он искал сведения о своём деде по отцу. Но тот пропал, и реалистически-материалистическими путями ничего найти не удалось. Родственники либо не знают ничего, либо говорить не хотят. То есть такая "расстановочная" ситуация, с выключением человека из семейной системы: "Он пропал, ничего не знаем".
Вот и возник у меня вопрос: можно ли молодому человеку помочь через расстановку? Ходят ли на расстановку с такими ситуациями? Что может раскрыть расстановка в таком случае?
Что человек, действительно, исключён из системы?
Причины такого исключения (или только сам факт исключения)?
Какие-то особенности взаимодействия его с системой? (почему вдруг молодому человеку захотелось заполнить эту неизвестную клеточку)
Не занял ли кто-нибудь место деда? (хотя бы и сын его).
Какие-нибудь искажения семейных порядков (например, некровное родство, тайна усыновления и проч.)?

А?

Отношения родителей с детьми и системные расстановки

СообщениеДобавлено: Пт сен 09, 2011 6:07 pm
Кирилл Светицкий
Всё зависит от того, чего сам этот молодой человек хочет от "знакомства" со своим дедом.

Если это простое любопытство, то здесь расстановки вряд ли помогут — системные расстановки помогают человеку прийти к хорошему для себя решению, любопытство они могут удовлетворить только, так сказать, попутно, в качестве бонуса. :)

Если же за этим любопытством молодого человека кроется какое-то важное желание, важная потребность — то хорошо бы спросить у него, какова эта потребность.

Если это действительно важно для молодого человека, то системные расстановки, конечно, могут ему помочь.

Отношения родителей с детьми и системные расстановки

СообщениеДобавлено: Пт сен 09, 2011 10:51 pm
Наталья Ромодина
Кирилл Светицкий писал(а):Если это действительно важно для молодого человека, то системные расстановки, конечно, могут ему помочь.

Вот это, я думаю, главное.
Спасибо за ответ.

Отношения родителей с детьми и системные расстановки

СообщениеДобавлено: Пт сен 09, 2011 11:57 pm
Кирилл Светицкий
Пожалуйста, Наталья. :)